Лекции по "Таможенному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:09, курс лекций

Описание работы

Понятие и особенности управления в таможенных органах.
Функции управления в таможенных органах.
Принципы управления в таможенных органах.

Содержание работы

стр.
ТЕМА 1. Понятие и сущность управления в таможенных органах.


ТЕМА 2. Планирование в таможенных органах.

ТЕМА 3. Организационное построение и организационное проектирование в системе таможенных органов.

ТЕМА 4. Должность и должностные полномочия в таможенных органах.

ТЕМА 5. Мотивация должностных лиц таможенных органов.

ТЕМА 6. Управленческое решение в таможенных органах.

ТЕМА 7. Управленческий контроль в таможенных органах.

ТЕМА 8. Управление и сущность деятельности начальников в таможенных органах.

Файлы: 1 файл

Konspekt_lektsy_Gergelev.doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

стр.

ТЕМА 1. Понятие и сущность управления в таможенных органах.

 

 

ТЕМА 2. Планирование в таможенных органах.

 

ТЕМА 3.  Организационное построение и организационное проектирование в системе таможенных органов.

 

ТЕМА 4. Должность и  должностные полномочия в таможенных органах.

 

ТЕМА 5. Мотивация должностных лиц таможенных органов.

 

ТЕМА 6. Управленческое решение в  таможенных органах.

 

ТЕМА 7. Управленческий контроль в таможенных органах.

 

ТЕМА 8. Управление и сущность деятельности начальников в таможенных органах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 1. Понятие  и сущность управления в  таможенных органах.

 

План лекции:

  1. Понятие и особенности управления в таможенных органах.
  2. Функции управления в таможенных органах.
  3. Принципы управления  в таможенных органах.

 

Введение

Управление любым обществом, социальными явлениями, организациями, в том числе и государственными, а также процессами – объективная  закономерность, без которой невозможно развитие указанных систем.

Решение экономических, политических, организационных и других проблем, стоящих перед таможенной службой Российской Федерации, в конечном счете также упирается в необходимость оптимизации управления и управленческих структур. Главная цель развития управленческой теории и практики в таможенной системе сегодня заключается в создании целостной, эффективной и гибкой системы управления. Овладение теорией и практикой управления в системе таможенных органов – существенная задача и составная часть профессиональной подготовки специалистов.

 

1.Понятие и особенности управления в таможенных органах.

Таможенные органы являются системой. Это следует как из определения  системы, так и из структуры таможенных органов. Что представляет из себя система? В литературе система определяется как совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Это определение полностью соответствует таможенным органам Российской Федерации, так как все элементы являются взаимосвязанными и взаимозависимыми. При таком подходе возникает серьезный вопрос о том, что является элементом системы в таможенных органах. Элементами системы или иногда подсистемой является тот объект, который организационно входит в структуру того или иного таможенного органа. Например, по отношению к региональным таможенным управления элементами системы являются таможни. Они же с точки зрения системного подхода выступают как подсистемы, входящие в структуру РТУ. Если рассматривать тот же случай с точки зрения таможен, то для них элементами системы будут таможенные посты, а региональные таможенные управления будут выступать для них в качестве надсистемы, или системы более высокого порядка.

В целом систему управления можно представить в виде следующей  схемы:



 



Цель                                                                                                                Результат



 

 

 

    1. Функции управления в таможенных органах.

Систему управления в  таможенных органах невозможно рассматривать  в отрыве от функций управления. В классических управленческих концепциях выделяются следующие функции управления, без которых невозможно эффективное воздействие на управляемую систему. Таких функций четыре: планирование, организация, мотивация и контроль. На современном этапе к этим функция принято добавлять еще и функцию координации. Рассмотрим эти функции подробнее.

Существование любой  организации предполагает достижение определенных целей, то каким образом  организация собирается их достигать  и называется планированием. Функция  планирования несет огромную нагрузку в деятельности таможенных органов, так как без нее невозможно говорить как о системе управления организацией в целом, так и об управлении отдельными структурными элементами (подразделениями) организации.

Вторая функция управления – организация. В управленческом смысле организовать -  значит создать определенную структуру или систему, с помощью которой будут реализована функция планирования или иными словами с помощью функции организации мы распределяем кому и что делать, чтобы достигнуть запланированных целей максимально эффективно.

Следующая функция – координация. В таможенных органах координация деятельности приобретает особую значимость, так как малейшее разбалансированность действий двух элементов системы может привести к нарушению координации деятельности вышестоящих подразделений таможенных органов, что может привести к невыполнению поставленных на этапе планирования задач.

Четвертая функция управления – мотивация (мотивация определяется как процесс побуждения себя и  других к деятельности по достижению личных целей или целей организации). Любой план, хорошая организация и координация могут быть сведены к нулю, в случае если сотрудники не имеют достаточной мотивации к выполнению поставленных задач. Именно поэтому мотивация является одной из основных функций управления.

И, наконец, функция контроля. Управленческий контроль призван выявить отклонения в процессе достижения запланированных целей, либо выявить объективные или субъективные факторы, вследствие которых не были достигнуты запланированные цели. Управленческий контроль можно разделить на три этапа. Предварительный контроль – осуществляется начальником таможенного органа до начала выполнения работы и призван выявить готовность сотрудников к выполнению работы. Текущий контроль – выполняется параллельно с другими вилами работы и показывает отклонения в достижении целей. Текущий контроль позволяет скорректировать работы, акцентируя те, которые являются либо самыми важными, либо на момент контроля, отстающими от намеченных графиков выполнения. Заключительный контроль – осуществляется по окончании работ и выявляет недостатки, которые были как в ходе выполнения работы, так и возможные недоработки, допущенные на этапах планирования, организации, координации и мотивации сотрудников.

 

3. Принципы  управления  в таможенных органах.

При рассмотрении управления в системе таможенных органов необходимо остановиться на принципах управления. Управленческая деятельность настолько многогранна, что сложно перечислить все возникающие в процессе ее осуществления ситуации и сущностные связи, а также основанные на них принципы, как следствие этого выделим лишь самые общие принципы, которые используются практически во всей управленческой деятельности.

  1. Принцип объективности. Искаженные оценки ситуации или предпосылок ее возникновения влекут за собой принятие ошибочных решений со всеми вытекающими отсюда последствиями. Таким образом, принцип объективности характеризует необходимость принятия тех или иных решений опираясь на реальность.
  2. Принцип экономичности. Нацеливает каждого руководителя таможенного подразделения на выбор оптимального варианта использования имеющихся в его распоряжении ресурсов.
  3. Принцип целесообразности. Содержит два взаимосвязанных требования: а) безошибочное определение наиболее важной на текущий момент цели; б) обеспечение соответствия средств намеченным целям.
  4. Принцип ответственности. Предполагает, что любой субъект управления должен отвечать за принятие (не принятие) тех или иных решений.
  5. Принцип выработки и принятия решений. Принятие решений – основа управленческой деятельности. От правильности и своевременности принятия начальником решений напрямую зависит эффективность деятельности таможенного органа.
  6. Принцип научности в управлении. Этот принцип реализуется, если выполняется ряд условий. К ним относятся: использование в управлении объективных закономерностей и принципов; применение научных методов при выполнении всех видов управленческих работ; выбор оптимальных управленческих решений; сочетание научных знаний и персонального управленческого искусства.

 

Заключение

Современное состояние  теории управления характеризуется не только широким обсуждением ее проблем, основная сложность заключается в том, что имеется значительное число разнообразных концепций, взглядов и подходов как к определению самого управления, так и к формированию практически значимых принципов этой деятельности.  При этом для применения в отношении таможенных органов следует выбирать ту позицию, при которой не умаляется продуктивность того или иного подхода, а, напротив: в зависимости от ситуации используются и традиционные и  современные способы организации управленческой деятельности.

 

 

 

 

 

ТЕМА 2. Планирование в таможенных органах.

 

План лекции:

  1. Понятие и сущность планирования в таможенных органах.
  2. Принципы планирования в таможенных органах
  3. Планирование на различных уровнях таможенной системы.

 

Введение

Планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс  выбора целей организации и путей  их достижения. В настоящее время планирование стало экономической основой свободных рыночных отношений отдельных людей и трудовых коллективов, предприятий, различного рода фирм и организаций, всех хозяйствующих субъектов и объектов с различными формами собственности.

Планирование  обеспечивает основу для всех управленческих решений.

Функция планирования означает выработку и принятие управленческого решения, определенного постановления, письменного или устного, в котором перед объектом управления будет поставлена какая - либо цель, задача.

В ходе планирования каждого предприятия необходимо достижение полного объема занятости имеющихся ресурсов, что в свою очередь предполагает рациональное использование человеческого потенциала, рабочего времени, технологий.

В настоящее время  в отечественной литературе идет активное исследование планирования, можно выделить таких авторов  как М. И. Бухалков, А. И. Ильин, О. С. Виханский, Н. П. Лебединский и т.д.

Цель лекции рассмотреть понятие и сущность планирования таможенных органах, задачи и методы планирования в таможенной системе.

 

 

1.Понятие и сущность планирования в таможенных органах.

Планом называется официальный  документ в котором отражаются прогнозы развития организации в будущем, промежуточные и конечные цели и  задачи, стоящие перед организацией в целом, так и перед отдельными подразделениями, механизмы координации  текущей деятельности и распределение ресурсов, а также меры, предпринимаемые в случае возникновения ЧП.

Планирование предполагает принятие конкретных решений, касающихся функционирования и развития организации  в целом и ее отдельных частей, их увязку и интегрирование в интересах наиболее полного использования потенциала и оптимизации конечного результата. В частности, речь идет:

• о постановке целей  и задач, выработке стратегий (в  том числе и чрезвычайных), стандартов деятельности на предстоящий период;

• о распределении и перераспределении ресурсов в соответствии со складывающейся внешней и внутренней ситуацией;

• об определении последовательности действий по переводу организации в  новое желаемое состояние;

• о создании координационных  механизмов.

В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле; в узком смысле планированием является составление специальных документов — планов, создающих основу для конкретных действий на всех уровнях организации.

Существует три основных типа планов.

Во-первых, планы-цели, представляющие собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов. Эти характеристики согласовываются и ранжируются, но не связываются ни с конкретным способом достижения, ни с необходимыми для этого ресурсами.

Такого рода планы  используются при больших сроках либо при принципиальной непредсказуемости конкретных событий.

Во-вторых, планы для  повторяющихся действий, предписывающие их сроки и порядок осуществления. Обычно они предусматривают «окна», позволяющие обеспечить свободу маневра в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

В-третьих, планы для  неповторяющихся действий, создаваемые  для решения специфических проблем. Такие планы могут иметь вид программ, бюджетов поступления и распределения ресурсов и проч.

По срокам выполнения планы принято делить на три категории:

• долгосрочные (свыше 5 лет), относящиеся в основном к  категории планов-целей;

• среднесрочные (от 1 года до 5 лет), в основном выполняемые  в виде программ;

• краткосрочные (до 1 года), имеющие форму бюджетов, сетевых  графиков и др. Разновидностью таких планов являются оперативные.

 

2. Принципы планирования в таможенных органах

Планирование осуществляется в соответствии с рядом принципов, то есть, правил, основными из которых сегодня являются:

  • участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления (люди охотнее будут выполнять не спущенные сверху задачи, а те, что поставили сами себе);
  • непрерывность, в соответствии с чем планирование является не единичным актом, а системой регулярно повторяющихся действий;

Выделяют следующие  способы реализации этого принципа:

1. Постоянное пошаговое  планирование в рамках фиксированного  периода.

Информация о работе Лекции по "Таможенному менеджменту"