Лекции по "Таможенному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:09, курс лекций

Описание работы

Понятие и особенности управления в таможенных органах.
Функции управления в таможенных органах.
Принципы управления в таможенных органах.

Содержание работы

стр.
ТЕМА 1. Понятие и сущность управления в таможенных органах.


ТЕМА 2. Планирование в таможенных органах.

ТЕМА 3. Организационное построение и организационное проектирование в системе таможенных органов.

ТЕМА 4. Должность и должностные полномочия в таможенных органах.

ТЕМА 5. Мотивация должностных лиц таможенных органов.

ТЕМА 6. Управленческое решение в таможенных органах.

ТЕМА 7. Управленческий контроль в таможенных органах.

ТЕМА 8. Управление и сущность деятельности начальников в таможенных органах.

Файлы: 1 файл

Konspekt_lektsy_Gergelev.doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)

2. Планирование на весь фиксированный период с последующим уточнением и корректировкой плана.

3. Планирование на  фиксированный период при постоянном  отодвигании его горизонта по мере выполнения очередного плана.

4. Возвратное планирование (сначала составляется долгосрочный план, а на его базе - краткосрочный; с учетом выполнения последнего создается новый долгосрочный план и затем на его базе — краткосрочный).

• преемственность, предполагающая, что новые планы разрабатываются  с учетом выполнения прошлых и того, что они сами послужат основой составления планов в будущем;

• гибкость, подразумевающая  возможность пересмотра в определенных рамках ранее принятых планов при  изменении обстоятельств;

• согласование планов, принимаемых в рамках организации (обусловлено взаимосвязанностью ее отдельных частей и необходимостью учета их интересов). Оно происходит путем координации планов подразделений одного уровня и интеграции планов соподчиненных подразделений;

• экономичность, требующая, чтобы затраты на составление  плана были меньше эффекта, приносимого его выполнением;

• создание необходимых  условий для выполнения плана.

Перечисленные выше принципы являются универсальными, пригодными для различных уровней управления; в то же время на каждом из них  могут применяться также свои специфические принципы.

 

3. Планирование на различных уровнях таможенной системы.

Планирование на различных  уровнях системы таможенных органов выключает в себя:

  1. На уровне ФТС:
    1. План организации мероприятий ФТС;
    2. План капитального строительства;
    3. План финансовой деятельности;
    4. График инспекторских, комплексных и целевых проверок;
    5. План работы коллегии ФТС;
  2. На уровне региональных таможенных управлений:
    1. План организации мероприятий РТУ;
    2. План капитального строительства;
    3. График инспекторских, комплексных и целевых проверок;
  3. На уровне Таможни:
    1. План организации мероприятий таможни;
    2. План работы таможни;
    3. Ежемесячный календарный план основных мероприятий таможни;
  4. На уровни Таможенного Поста:
    1. План работы ТП;
    2. План работы отдела.

Целевые оргпланы разрабатываются  в необходимых случаях при организации специальных операций, конкретного мероприятия или направления оперативно-служебной деятельности на сроки, определяемые необходимостью достижения цели.

Организация планирования в системе таможенных органов  заключается в выборе на основе всестороннего анализа наиболее актуальных целей и задач, а также наиболее оптимальных методов и форм их решения. Достигается это путем принятия оптимальной процедуры планирования и особых специфических методов планирования, что обеспечивает определенную последовательность и содержание операций, составляющих суть планирования.

Это же позволяет обеспечить единство действий всех субъектов, занятых  этой работой, и устанавливает для  них определенные временные рамки.

 

Заключение

Планом называется официальный  документ, в котором отражаются прогнозы развития организации в будущем, промежуточные и конечные цели и задачи, стоящие перед организацией в целом, так и перед отдельными подразделениями, механизмы координации текущей деятельности и распределение ресурсов, а также меры, предпринимаемые в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств.

Основными задачами планирования являются:

1. Взаимоувязка целей и задач деятельности таможенных органов с имеющимися ресурсами;

2. Обеспечение  единства  и согласованности действий всех звеньев таможенной системы, направленных на достижение целей таможенного дела;

3. Обеспечение устойчивости и преемственности в осуществлении оперативно-служебной деятельности.

Основные принципы планирования:

- участие максимального числа сотрудников в работе над планом;

- непрерывность;

- гибкость;

- координация и интеграция;

- экономичность;

- создание необходимых условий для выполнения плана.

Таким образом, планирование в таможенных органах позволяет обеспечить единство направления сосредоточения усилий всех подразделений в таможенных органах, а также устанавливает определенные временные рамки для выполнения поставленных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 3.  Организационное построение и организационное проектирование в системе таможенных органов.

 

План лекции:

  1. Понятие и сущность организационной структуры управления в таможенных органах.
  2. Организационные функции управления.
  3. Организационное проектирование в таможенных органах.

 

Введение

Современное состояние  теории управления характеризуется  не только широким обсуждением ее проблем, основная сложность заключается в том, что имеется значительное число разнообразных концепций, взглядов и подходов как к определению самого управления, так и к формированию практически значимых принципов этой деятельности. При этом для применения в отношении таможенных органов следует выбирать ту позицию, при которой не умаляется продуктивность того или иного подхода, а, напротив: в зависимости от ситуации используются и традиционные и современные способы организации управленческой деятельности.

Как и в любой области  знания, в науке управления в настоящее  время уже выделились отдельные  направления, которые в определенной мере можно рассматривать в качестве самостоятельных дисциплин. Одно из приоритетных направлений – структурно-функциональный подход к управлению.

 

1. Понятие и сущность организационной структуры управления в таможенных органах

Развитие системы таможенных органов России неразрывно связано  с комплексным решением управленческих проблем. Одним из направлений относящихся к этому блоку является оптимизация и развитие организационных структур управления, так как управление невозможно без установления четких взаимосвязей между отдельными звеньями (подразделениями), а также распределением между ними прав и ответственности.

Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность элементов иерархической системы управления и их взаимоотношения друг с другом, обеспечивающие развитие системы как единого целого.

Структура управления в системе таможенных органов состоит из четырех уровней: Центральный аппарат Федеральной таможенной службы, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.

Федеральная таможенная служба находится в ведении  Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации

В настоящие время  происходит поиск новых путей  эффективного функционирования таможенных органов, что связано со структурным  изменением организации и организационным  проектированием. Развитие и реформирование организационной структуры таможенных органов, обусловлены рядом факторов: принятие нового Таможенного Кодекса, и как следствие этого изменения условия службы сотрудников и работников, процесс вступления Российской Федерации в ВТО, социально-экономические реформы и т.п. От того, как будет  выстроена организационная структура таможенных органов, зависит оптимальное выполнение функций и задач их подразделениями. Проблема создания эффективных организационных структур, организационного проектирования достаточно актуальна для таможенных органов. Свидетельством этого является наличие документов, действующих на протяжении ряда лет в таможенных органах: «Об утверждении общих положений о таможенных органах Российской Федерации» Приказ № 1082 от 10. 10. 2002, «О совершенствовании типовых структур региональных таможенных управлений, таможен и их подразделений» решение коллегии ГТК РФ от 20. 12. 2002, «Об утверждении типовых структур и наименований региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов и их подразделений» Приказ № 102 от 05. 02. 2003, Положение о Федеральной таможенной службе утвержденное 21.08. 2004, «О типовой структуре РТУ и численности должностных лиц и работников РТУ» Приказ ФТС России от 29.10.04 № 205.

 

2. Организационные  функции управления.

Современная организационная парадигма, строится на понимании того, что организация есть система, и таможенные органы не являются исключением. Если рассматривать организационную структуру таможенных органов в рамках данной парадигмы, то можно выявить наиболее общие организационные функции управления:

  1. установление оптимальных связей между элементами системы путем соответствующего расположения их в пространстве и обеспечения взаимодействия во времени – организационное проектирование;
  2. обеспечение бесперебойности связей – применение рациональных способов их регламентации, контроля и регулирования;
  3. изучение мотивов поведения человека в организационной системе и установление на этой основе экономических и социальных связей, согласующих его личные интересы с интересами, в данном случае с интересами таможенного подразделения и целями системы в целом;
  4. создание необходимых организационно-технических и социально-экономических условий для оптимальной самоорганизации элементов производственной системы;
  5. непрерывное организационное развитие таможенной системы с целью повышения ее эффективности.

 

3. Организационное  проектирование в таможенных  органах.

Важно отметить, что в создании эффективной системы  управления огромную роль играет организационное проектирование, которое применяется как на стадии создания организационной структуры, так и в действующей организации с целью ее совершенствования или реконструкции. В данном случае проектированию организационных связей предшествует анализ функционирования существующей системы (с чем в настоящие время столкнулась таможенная система).

Организационное проектирование сегодня должно строится с учетом результатов исследования, выводов и методических рекомендации выше указанных научных дисциплин (тектология, синергетика и т.д.), составляющих теоретическую базу современного менеджмента.

При организационном  проектировании в таможенных органах  необходимо соблюдать определенные принципы и правила, касающиеся как  создания новых, так и оптимизации  существующих организационных структур и систем управления, которые призваны обеспечить функциональную эффективность организации.

Из всего  многообразия принципов организационного проектирования можно выделить следующие (А. Курочкин):

  • Функции - первичны, организационная структура - вторична. Четко сформулированные функции в процессе формирования организационных структур – есть первое исходное условие, к обеспечению которого должен стремиться проектировщик системы управления и организационной структуру. Функции таможенной системы, в данном случае, должны отражать приоритетные стратегические цели ее руководства, которое учитывает социально-экономические изменения, изменения рыночной конъюнктуры и т.п.
  • Не может быть идеальной типовой структуры и системы управления, с одинаковым успехом функционирующей в разных местах и условиях, хотя бы уже в силу того, что в них будут задействованы разные люди. Признание этой закономерности обязывает осторожно подходить к оценке аналогов, поскольку копирование чужих образцов часто ведет к неожиданным (для них) неудачам.
  • Организационный проект должен быть перспективным, рассчитанным на эффективность в реализации, т.е. на достижение целей будущего, отсюда - необходимость ориентации на данные служб анализа и долгосрочного прогнозирования.
  • Схемы организационной структуры следует проектировать снизу вверх, образуя сначала основные служебные подразделения организации (таможенный пост, таможня).
  • Разработчик организационного проекта предприятия должен учитывать, что организационная структура и вся система управления должны быть гибкими и эластичными, обеспечивать быстрый и свободный поток информации снизу вверх. Это обусловливает необходимость широкого делегирования полномочий и ответственности нижестоящим уровням.
  • При проектировании аппарата управления целесообразно максимально совмещать должности руководящих лиц по вертикали, например, заместитель начальника таможни, может быть одновременно начальником одного из ее отделов. Работа одного специалиста на двух указанных взаимосвязанных вертикальных уровнях позволяет с минимальными затратами разрешить значительное количество сложных проблем к числу которых можно отнести сокращение численности персонала, повышение производительности труда, оперативное решение вопросов и т.д.
  • В среднем звене управления следует практиковать совмещение должностей по горизонтали как внутри отделов, так и между отделами, имеющими тесные кооперационные связи (например, финансовый отдел и бухгалтерия). Подобное совмещение внутри отделов позволяет готовить заместителей на случай ухода с предприятия основного работника или его длительного отсутствия. У каждого работника должен быть дублер, причем наибольший эффект достигается, когда они дублируют друг друга, обмениваясь при этом опытом и оказывая взаимопомощь.
  • Количество подразделений или лиц, подчиненных одному начальнику (норма управляемости), является достаточно сложным вопросом. Существуют две широко распространенные точки зрения:
    • нормативов быть не может;
    • в качестве ориентиров можно рекомендовать лишь интервалы, внутри которых должны учитываться индивидуальные качества руководителя.

Информация о работе Лекции по "Таможенному менеджменту"