Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 12:38, курсовая работа
Лидерство является ключевым фактором успеха во многих современных профессиях. Трудно себе представить успешного продавца торгового зала без умения привлечь внимание потенциального покупателя к товару. Торговый агент не справиться со своими обязанностями, если не сумеет быстро наладить доверительный контакт с новым клиентом. Менеджер не будет эффективным руководителем без умения неформального влияния на подчиненного. Большинство профессий требуют той или иной степени проявления лидерства.
ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА
1.1 Сущность и определение понятия лидерства _________________________7
1.2 Значение лидера в управлении организацией. Лидер и менеджер ______14
ЛИДЕРСТВО: ПРИНЦИПЫ И ОПЫТ
Принципы лидерства_____________________________________________16
Успешный опыт применения лидерства на практике __________________19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ____________________________________________________ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ___________________________ 28
В ходе изучения проблемы лидерства учеными
было предложено много различных определений данного понятия.
Согласно Дж. Терри, лидерство-это воздействие
на группы людей, побуждающие их к достижению
общей цели. Р.Танненбаум, И.Вэшлер и Ф.Масарик определяли
лидерство, как межличностное
Сила и принуждение при лидерстве
часто заменяются побуждением и воодушевлением.
В результате лидерского подхода воздействие
Лидерство –это тип управленческого
Важно также отметить, что управленческое взаимодействие типа «лидер-последователь» не обязательно предполагает его иерархический характер, как это имеет место в случае отношений «начальник-подчиненный». Лидерство, как и власть – это потенциал, имеющийся у человека.
Теперь определим понятия лидерства в управлении организацией.
Основой лидерства является специфический
тип отношений управления, или лидерский тип.
Это отношения «лидер-последователь».
В целом лидерские отношения отличает то,
что последователи признают лидерство составной частью
группы/организации только тогда, когда
оно доказало свою компетентность и ценность
для них. Лидер получает свою власть от
последователей, поскольку они признают
его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции
лидер должен предоставлять им возможность
удовлетворять свои потребности, которые
не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют
лидерскую потребность во властвовании
и возвышении над ними, а также оказывают ему необходимую
Лидер становится привлекательным для последователей благодаря, умению видеть то, что, в конечном счете, будет достигнуто в результате его и последователей усилий. Однако это не любая цель или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят (неэффективное лидерство) или могут (эффективное лидерство) иметь.
В передаче последователям видения в
такой форме, чтобы оно вселяло в них энтузиазм и
Эффективное лидерство предполагает всесторонний самоанализ. Настоящие лидеры постоянно задают себе вопросы типа: Что у меня хорошо получается? В чем мои сильные стороны? Чего мне как лидеру не хватает? Над чем я еще должен работать, чтобы быть лучше?
Признается, что лидерскими способностями и умениями можно научиться. Известно также, что лидерами становятся не сразу. Этому обычно предшествует определенный тип карьеры в организации или в организациях, помогающий развить эти навыки и умения. В ведущих школах бизнеса существуют программы развития лидерских качеств у тех, кто собирается стать лидером.
Сила лидерского влияния прямо пропорциональна степени принятия последователями того, что лидер предлагает сделать. Власть и влияние являются главными в работе лидера.
Теперь рассмотрим то, как используется власть в рамках эффективного лидерства.
Экспертная власть может помочь лидеру
вести последователей за собой, если они поверили
в то, что лидер имеет больше специальных знаний
в определенной области, чем они. Однако
в целом экспертная власть имеет узкое применение,
и возможность ее использования обратно пропорциональна
Другая ситуация наблюдается в случае, когда лидер пользуется властью примера, так как она является во многих случаях причиной признания и последующего обожания (харизма) лидера последователями. Данный источник власти исходит непосредственно от последователей, и для этого лидеру необходимо «найти» своих обожателей, а не наоборот.
Власть информации в лидерском варианте
связана с индивидуальными
Принятие решения как источник власти важно для лидера на этапе его «последнего слова», которого, как правило, ждут от него последователи. Эффективное лидерство предполагает активное участие последователей на всех остальных этапах принятия решения и высокий уровень «решительности» у самого лидера.
Вознаграждение и принуждение как источники власти в рамках эффективного лидерства больше ассоциируются с возможностью быть, или не быть в одной упряжке с эффективным лидером, нежели чем с месячной премией или выговором.
Все большее значение для достижения эффективного
лидерства играет власть связей, реализуемая,
в частности, путем создания так называемых
сетевых структур, способствующих поддержания
эффективного лидерства на должном уровне
без количественного роста организации.
Лидер должен стремиться к эффективному
сочетанию всех возможных и имеющихся у него
основ и источников власти, так как это является
одним из главных условий эффективного
лидерства.
1.2. Значение лидера в управлении
организацией. Лидер и менеджер.
Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям. Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях.
Менеджер – это человек, который направляет
работу других и несет персональную ответственность за
ее результаты. Хороший менеджер вносит
порядок и последовательность в выполняемую
работу. Свое взаимодействие с подчиненными
он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.
Лидер воодушевляет людей, вселяет энтузиазм в
Менеджеры имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.
Менеджеры склонны разрабатывать свои действия в деталях и во времени, планировать привлечение и использование необходимых ресурсов для того, чтобы поддерживать организационную эффективность. Лидеры добиваются этого же или большего путем разработки видения будущего и путей его достижения, не вникая при этом в оперативные детали и рутину.
Менеджеры предпочитают порядок во взаимодействии
с подчиненными. Они строят свои отношения с ними
соответственно тем ролям, которые подчиненные
играют в запрограммированной цепочке
событий или в формальном процессе принятия
и реализации решений. Это во многом происходит
от того, что менеджеры видят себя определенной
частью организации или членами особого
Менеджеры обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана.
Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они кладут доверие в основу групповой, совместной работы.
Используя свой профессионализм, различные способности и умения, менеджеры концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы.
Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, в противоположность, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в таких случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.
Очевидно, что на практике не наблюдается идеального
соблюдения этих двух типов отношений
управления. Исследования показывают,
что значительная группа менеджеров во
многом обладает лидерскими качествами.
Однако обратный вариант встречается в жизни реже.
2. ЛИДЕРСТВО: ПРИНЦИПЫ И ОПЫТ
2.1. Принципы лидерства
Лидер, как уже было определено, это человек который умеет вести за собой людей. Он не просто ими управляет, он поднимает их «боевой» дух, направляет их на достижение целей. Эффективный лидер должен обладать лидерскими качествами и, разумеется, навыками. Но помимо навыков и качеств, которые присущи настоящим и эффективным лидерам, вы должны обладать знаниями о принципах лидерства.
Принципы лидерства: