Лидерство: принципы и опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Лидерство является ключевым фактором успеха во многих современных профессиях. Трудно себе представить успешного продавца торгового зала без умения привлечь внимание потенциального покупателя к товару. Торговый агент не справиться со своими обязанностями, если не сумеет быстро наладить доверительный контакт с новым клиентом. Менеджер не будет эффективным руководителем без умения неформального влияния на подчиненного. Большинство профессий требуют той или иной степени проявления лидерства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА
1.1 Сущность и определение понятия лидерства _________________________7
1.2 Значение лидера в управлении организацией. Лидер и менеджер ______14
ЛИДЕРСТВО: ПРИНЦИПЫ И ОПЫТ
Принципы лидерства_____________________________________________16
Успешный опыт применения лидерства на практике __________________19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ____________________________________________________ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ___________________________ 28

Файлы: 1 файл

Лидерство принципы и опыт.docx

— 53.39 Кб (Скачать файл)

В ходе изучения проблемы лидерства учеными  было предложено много различных  определений данного понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство-это воздействие  на группы людей, побуждающие их к  достижению общей цели. Р.Танненбаум, И.Вэшлер и Ф.Масарик определяли лидерство, как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного  процесса и направленное на достижение специфической цели или целей. Г. Кунц и С. О’Доннел считают, что лидерство  связано с воздействием на людей, преследующим достижением общей  цели.     

Сила  и принуждение при лидерстве  часто заменяются побуждением  и  воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность использования власть и авторитет, получаемые от его последователей.      

Лидерство –это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером  и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений  лидерства следует, что лидерство  является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Важно также отметить, что управленческое взаимодействие типа «лидер-последователь» не обязательно предполагает его  иерархический характер, как это  имеет место в случае отношений  «начальник-подчиненный». Лидерство, как  и власть – это потенциал, имеющийся у человека.      

 Теперь определим понятия лидерства в управлении организацией.     

Основой лидерства является специфический  тип отношений управления, или  лидерский тип. Это отношения  «лидер-последователь». В целом лидерские  отношения отличает то, что последователи  признают лидерство составной частью группы/организации только тогда, когда  оно доказало свою компетентность и  ценность для них. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку  они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции  лидер должен предоставлять им возможность  удовлетворять свои потребности, которые  не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют  лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также  оказывают ему необходимую поддержку  в достижении организационных целей.     

Лидер становится привлекательным для  последователей благодаря, умению видеть то, что, в конечном счете, будет достигнуто в результате его и последователей усилий. Однако это не любая цель или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят (неэффективное лидерство) или могут (эффективное лидерство) иметь.      

В передаче последователям видения в  такой форме, чтобы оно вселяло  в них энтузиазм и обязательства, лидеру может помочь использование  эффективной коммуникации. В современных условиях людей может побудить к действиям факт их непосредственного осознанного участия (через собственность или процесс) в решениях и их творческой реализации. Что предполагает наделение их соответствующими правами и полномочиями. Это означает, что лидер должен обладать способностью и умением делить свою власть с последователями, делать их частью общего дела, а не слепыми исполнителями. В современных условиях эффективное лидерство – это не железная или твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.      

Эффективное лидерство предполагает всесторонний самоанализ. Настоящие лидеры постоянно  задают себе вопросы типа: Что у  меня хорошо получается? В чем мои  сильные стороны? Чего мне как  лидеру не хватает? Над чем я еще  должен работать, чтобы быть лучше?      

Признается, что лидерскими способностями и  умениями можно научиться. Известно также, что лидерами становятся не сразу. Этому обычно предшествует определенный тип карьеры в организации  или в организациях, помогающий развить  эти навыки и умения. В ведущих  школах бизнеса существуют программы  развития лидерских качеств у  тех, кто собирается стать лидером.      

Сила  лидерского влияния прямо пропорциональна  степени принятия последователями  того, что лидер предлагает сделать. Власть и влияние являются главными в работе лидера.      

Теперь  рассмотрим то, как используется власть в рамках эффективного лидерства.      

Экспертная  власть может помочь лидеру вести  последователей за собой, если они поверили в то, что лидер имеет больше специальных знаний в определенной области, чем они. Однако в целом  экспертная власть имеет узкое применение, и возможность ее использования  обратно пропорциональна уровню, занимаемому лидером в организации.     

Другая  ситуация наблюдается в случае, когда  лидер пользуется властью примера, так как она является во многих случаях причиной признания и  последующего обожания (харизма) лидера последователями. Данный источник власти исходит непосредственно от последователей, и для этого лидеру необходимо «найти» своих обожателей, а не наоборот.      

Власть  информации в лидерском варианте связана с индивидуальными способностями  и умением лидера соединить на своем уровне несоединяемые внизу  концы информационных потоков.      

Принятие  решения как источник власти важно  для лидера на этапе его «последнего  слова», которого, как правило, ждут от него последователи. Эффективное  лидерство предполагает активное участие  последователей на всех остальных этапах принятия решения и высокий уровень  «решительности» у самого лидера.     

Вознаграждение  и принуждение как источники  власти в рамках эффективного лидерства  больше ассоциируются с возможностью быть, или не быть в одной упряжке с эффективным лидером, нежели чем с месячной премией или выговором.     

Все большее значение для достижения эффективного лидерства играет власть связей, реализуемая, в частности, путем  создания так называемых сетевых  структур, способствующих поддержания  эффективного лидерства на должном  уровне без количественного роста  организации. Лидер должен стремиться к эффективному сочетанию всех возможных  и имеющихся у него основ и  источников власти, так как это  является одним из главных условий  эффективного лидерства.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Значение лидера в управлении  организацией. Лидер и менеджер.  
      

Различие  между лидером и менеджером проводится по многим позициям. Эффективный менеджер не обязательно является эффективным  лидером, и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях.     

Менеджер  – это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок  и последовательность в выполняемую  работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей, вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к  новому, пройти этап изменений.

Менеджеры имеют тенденцию занимать пассивную  позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости  ориентируются на кем-то установленные  цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения  отношения людей к делу.      

Менеджеры склонны разрабатывать свои действия в деталях и во времени, планировать  привлечение и использование  необходимых ресурсов для того, чтобы  поддерживать организационную эффективность. Лидеры добиваются этого же или большего путем разработки видения будущего и путей его достижения, не вникая при этом в оперативные детали и рутину.     

Менеджеры предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные  играют в запрограммированной цепочке  событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это  во многом происходит от того, что менеджеры  видят себя определенной частью организации  или членами особого социального  института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют  их взгляды и идеи, отражаемые в  лидерском видении. Лидеры учитывают  потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию  эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства, типа любви и  ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к  определенной организации.     

Менеджеры обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана.     

Лидеры  строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они кладут доверие в основу групповой, совместной работы.     

Используя свой профессионализм, различные способности  и умения, менеджеры концентрируют  свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей  решения проблемы.     

Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, в противоположность, предпринимают постоянные попытки  разработки новых и неоднозначных  решений проблемы. А самое главное, после того как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя  выявления новых проблем, особенно в таких случаях, когда существуют значительные возможности для получения  соответствующего вознаграждения.

Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений  управления. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается  в жизни реже.  
  
  
  
 

2. ЛИДЕРСТВО:  ПРИНЦИПЫ  И ОПЫТ

 

2.1. Принципы лидерства  
   

Лидер, как уже было определено, это человек  который умеет вести за собой  людей. Он не просто ими управляет, он поднимает их «боевой» дух, направляет их на достижение целей. Эффективный  лидер должен обладать лидерскими качествами и, разумеется, навыками. Но помимо навыков  и качеств, которые присущи настоящим  и эффективным лидерам, вы должны обладать знаниями о принципах лидерства.    

Принципы  лидерства:

  1. Познание самого себя и самосовершенствование.  Настоящий лидер должен обладать  присущими лидеру убеждениями  и характером, он должен знать  работу, задачу и человеческую  природу, и уметь реализовать  свои цели, мотивировать и направлять  людей. Лидер должен постоянно  совершенствовать свои навыки  и качества.
  2. Между небом и землёй – невозможно  вести за собой людей, если  витаете высоко в облаках или  крепко увязли в земле. Будьте  где-то посередине.
  3. Вести, а не навязывать –  лидер перестаёт быть лидером  из-за высокомерия, обычной глупости, а главное, будучи одержимым  навязыванием своей власти последователям.
  4. Цивилизованный подход – любой  человек может прибегать к  угрозам и агрессии, вот только  проявлять агрессию – не значит  вести людей. Это было актуально  тысячу или пару тысяч лет  назад, но не сейчас. Будьте  цивилизованными. 
  5. Техническая опытность – лидер  должен знать свою работу и  уметь распределять задачи между  опытными сотрудниками. Здесь на  первое место выступает именно  опыт в управленческой деятельности.
  6. Ответственность за свои действия  – лидер должен искать пути  для поднятия организации на  новую высоту. Если дела идут  плохо – не стоит обвинять  в этом других. Необходимо анализировать  ситуацию, принимать меры по исправлению  положения, и переходить к следующей  задаче
  7. Принятие обоснованных и своевременных  решений – важно уметь хорошо  решать проблемы, принимать решения  и составлять план.
  8. Пример для других – лидеру  необходимо быть хорошим образцом  для подражания. Сотрудники вашей  организации должны не только  слышать, что им нужно делать, но и видеть это. 
  9. Знание людей и забота об  их благополучии – лидер должен  быть хорошо осведомлён о человеческой  природе и искренне заботиться  о своих работниках.
  10. Предоставление информации работникам  – ваши работники должны обладать  знаниями, что они делают, как  они должны это делать и  для чего они это делают.
  11. Достижение общего видения –  лидер не просто говорит, что  делать, он помогает людям достичь  общего видения единой цели.
  12. Развитие чувства ответственности  в ваших работниках – помогайте  людям развивать хорошие черты  характера, которые позволят им  нести свою профессиональную  ответственность.
  13. Знание людей – люди обычно  много умнее и имеют более  острое чувство правды, чем думает  большинство лидеров, и если  лидер не хочет замечать этого,  он потеряет в себя веру.
  14. Поддержание понимания задач  и контроля над их выполнением  – здесь ключевым элементом  является поддержание связей  с работниками. 
  15. Командный дух – необходимо  уметь поддерживать в работниках  командный дух. Они должны быть  не просто группой людей, совершающих  свою работу, они должны быть  командой.
  16. Использование всех возможностей  организации – разрабатывая командный  дух, вы можете раскручивать  возможности ваши организации,  отдела или группы на полную  катушку. 

Информация о работе Лидерство: принципы и опыт