Лидерство: принципы и опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Лидерство является ключевым фактором успеха во многих современных профессиях. Трудно себе представить успешного продавца торгового зала без умения привлечь внимание потенциального покупателя к товару. Торговый агент не справиться со своими обязанностями, если не сумеет быстро наладить доверительный контакт с новым клиентом. Менеджер не будет эффективным руководителем без умения неформального влияния на подчиненного. Большинство профессий требуют той или иной степени проявления лидерства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА
1.1 Сущность и определение понятия лидерства _________________________7
1.2 Значение лидера в управлении организацией. Лидер и менеджер ______14
ЛИДЕРСТВО: ПРИНЦИПЫ И ОПЫТ
Принципы лидерства_____________________________________________16
Успешный опыт применения лидерства на практике __________________19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ____________________________________________________ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ___________________________ 28

Файлы: 1 файл

Лидерство принципы и опыт.docx

— 53.39 Кб (Скачать файл)

 

   Это не исчерпывающий список принципов  лидерства и со временем он обязательно  будет пополнен. Следуйте этим принципам, это приблизит вас к достижению вашей цели стать эффективным  лидером.   
    

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Успешный опыт применения лидерства на практике

 

 

   В данном параграфе рассматриваются  пять крупных компаний. Эти компании являются наглядным примером практической реализация лидерства. То есть руководители этих компаний (одновременно являющиеся и лидерами) сделали их общеизвестными и помогли им занять определенную нишу на международном рынке.   

Итак, рассмотрим эти компании.    

Корпорация  «Макдональда»   

В 1930 году два молодых брата по имени  Дик и Морис Макдональда в  поисках американской мечты перебрались с Востока Америки в Калифорнию. Где нашли, себе работу на киностудии. Через некоторое время свойственный братьям предпринимательский  дух побудил их открыть свой кинотеатр. Но, несмотря на все усилия, братья никак не могли сделать свой бизнес прибыльным. Однако желание братьев добиться успеха не ослабело. И в 1937 году им, наконец, удалось натолкнуться на то, что давало реальную отдачу. Они открыли в Пасадене маленький ресторан для автомобилистов.   

Крошечный придорожный ресторанчик Дика и  Мориса пользовался большим успехом. Их бизнес начал бурно расти. Объем  ежегодных продаж достиг 200 долларов, и братья каждый год делили между  собой прибыль в размере 50 тыс. долларов - сумму, которая обеспечивала им принадлежность к финансовой элите  города.   

Однако  на вершине своего успеха Дик и  Морис обнаружили, что не в состоянии  прыгнуть выше своей головы. Они  были замечательными управляющими, но, к сожалению, плохими лидерами.    

В 1954 году братья познакомились с человеком  по имени Рей Крок, который был  настоящим лидером. Как только он посетил заведение братьев, то сразу  оценил заложенный потенциал труда. В воображении ему увиделся подобный ресторан, функционирующий в общенациональном масштабе.    

Братья  заключили договор с Кроком. В 1961 году Крок купил у братьев исключительные права на их ресторан и приступил к его превращению в обще американский институт, а затем в глобальное учреждение.   

С 1955 по 1959 годы Кроку удалось успешно  открыть 100 ресторанов, четырьмя годами позже их было уже 500. В 1998 году действовало  свыше 21 тыс. ресторанов, по меньшей  мере, в 100 странах.   

Именно  лидерские способности Рея Крока  помогли ему превратить несколько  ресторанов в корпорацию «Макдональда», которая известна сейчас во многих странах мира.    

HONDA   

Компания  «Honda», основанная Соихиро Хонда  его коллегой Такео Фуисава, хорошо известна своими достижениями. Из малоизвестного производителя скутеров и мотоциклов она после второй мировой войны превратилась во много миллиардное предприятие международного масштаба.   

Традиции  лидерства в «Honda» выдержали  испытание временем уникальным образом. В основе этой традиции лежат пять золотых    

правил  компании:   

1. Следуй своей мечте  и сохраняй моложавый вид;   

2. Цени теорию, новые идеи и время;    

3.Люби  свою работу и сделай свое  рабочее место наглядным и  привлекательным;    

4.Обеспечь бесперебойное течение  работы;   

5. Пусть поиск и упорный труд  станут повседневной привычкой.   

Должностные лица «Honda» призваны культивировать качество динамичного гуманизма, включающего  внимание к другим людям и в  то же время смелость и. фантазию в  действиях. «Honda» также высоко ценит  индивидуализм. Компания предоставляет время и ресурсы сотрудникам, которые хотят проверить новые идеи. Критики утверждают, что в традиции лидерства в «Honda» нет ничего уникального, а компания пользуется благосклонностью правительства и нечестными  преимуществами в торговле. Возможно, в традициях лидерства в «Honda» и не заключены принципы, применимы ко всем компаниям во всех отраслях. Однако устойчивый успех «Honda» в качестве важного конкурента международного масштаба вполне оправдывает более глубокий   анализ того, какие полезные уроки можно извлечь из ее опыта.    

Корпорация  «Дженерал Электрик»    

Одним из наиболее эффективных лидеров  является на сегодняшний день Джек Уэлч, председатель правления и генеральный  директор корпорации «Дженерал Электрик». Когда в 1981 году Уэлч принимал на себя руководство компанией, это была хорошая компания. Ее история насчитывала 90 лет успешной деятельности, акции  компании продавались на бирже век  по высокой цене, и фирма в общей  сложности стоила примерно 12 миллиардов долларов, занимая 11-ое место среди  тех, которые лучше всего котировались на биржевом рынке акций.   

Но  Уэлч полагал, что эта новая для  него компания могла бы стать еще  лучше.

Вскоре, после того как Уэлч возглавил  корпорацию, он начал то, что позднее  сам назвал «технической революцией». Этот процесс полностью изменил  профиль компании и сферу концентрации ее усилий.   

Твердое и мудрое лидерство Уэлча и  его способность сфокусироваться  на главном принесли, просто невероятные  дивиденды. Джек Уэлч никогда не путал  действия с достижениями. Он знал, что  наибольший успех приходит только в  том случае, когда вы сфокусируете своих сотрудников на том, что  действительно имеет первостепенное значение.   

Таким образом, благодаря лидерским способностям Джека Уэлча, корпорация «Дженерал  Электрик» стала еще сильнее  на мировом рынке.    

Корпорация  «Крайслер»   

В ноябре 1978 года Ли Якокка пригласили в качестве руководителя в корпорацию «Крайслер». В то время «Крайслер» испытывала большие трудности, ее доля на американском рынке упала с 25% до 11%. Причем ситуация становилась  все хуже и хуже. Ли Якокка пошел  на большие жертвы, чтобы спасти корпорацию. Якокка убедился, что управление компанией было в тяжелейшем положении, (никто не нес ответственности  ни за что, отделы не имели связи  друг с другом). Кроме того, моральный  дух работников был очень низким. Компания практически становилась  банкротом.   

Лидерские способности Якокки помогли доказать не только работникам компании, но и правительству, что компания «Крайслер» нужна данной стране. Он практически полностью изменил управление компанией, сделал его более четким, структурированным. Он как бы стал волевым импульсом компании.    

Благодаря действиям отличного лидера компания добилась восстановления утраченных позиций, т.е. усилия Якокки вернули название «Крайслер» на карту автомобильной  индустрии".     

Компания  «Gloria Jeans»   

Компания  «Gloria Jeans» является одной из крупнейших компаний в России по производству джинсовой одежды. И этому она  обязана своему президенту и генеральному директору Владимиру Мельнику.   

Владимир  Мельник обладает отличными лидерскими способностями. Один из главных принципов, которым он руководствуется, это  поддержание низкой себестоимости. Он обладает не только хорошей интуицией, но и огромным опытом ведения бизнеса. Он постоянно меняет управленческие подходы, в связи с расширением  своего производства. Президент может  в любой день сказать баланс своей  компании. То есть он как бы влился в  свое «детище» и представляет с ним  одно целое.   

И в результате всех его усилий он добился того, что оборот компании составил 75 млн. долларов, в 2002 году на трех фабриках выпускалось ежемесячно 1300000 единиц продукции. И на сегодняшний  день компания «Gloria Jeans» стала хорошо известной не только в России, но и во многих других странах.    

 Все примеры наглядно демонстрируют  важность лидерства в руководстве. 

Среди ученых ходят споры. Некоторые говорят, что лидеры не оказывают никакого влияния на результаты деятельности. Другие же напротив утверждают, что  лидеры оказывают большое влияние  на конечный результат, а иногда лидеры оказывают колоссальное воздействие. И если брать приведенные примеры, то здесь прослеживается именно вторая точка зрения.

Лидерство необходимо в процессе руководства. Оно дает импульс для развития всей организации.  «Все взлеты и  падения случаются благодаря  лидерству». Данное высказывание истинно на 100%. Чем больше пытаться сделать в жизни, тем чаще и увереннее приходит вывод, что все зависит от лидерства. Любые предпринимаемые усилия, которые требуют привлечения других людей, будут благополучно жить или, напротив, умрут в зависимости от лидерства.   
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
   

Проблемы  лидерства являются ключевыми для  достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается  как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто  успешно оказывает влияние, или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей.   

Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник - подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.   

Подходы к изучению лидерства различаются  комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства. Ранние традиционные концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепции, в конечном счете, утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории.  Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как  традиционного, так и ситуационных подходов. В своих выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи с имеющейся ситуации.

Новые подходы концентрируют свое внимание на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, передать ее значение последователям таким образом, чтобы это вдохновило и вызвало у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению целей.   

Лидерство для организаций играет одну из решающих ролей. В современном мире лидерство  приобретает глобальный характер. Дня  того, чтобы организация эффективно функционировала у ее руля должен стоять лидер-менеджер.    

Однако  не сегодняшний день многие организации  и не задумываются об этой проблеме. Хотя необходимо отметить, что этой проблеме стали уделять больше внимания, но все равно многое остается еще  покрыто тайной.   

Руководители  предприятий должны не только воспитывать  в себе лидера, но и поощрять лидерские  качества у своих подчиненных.    

Таким образом, делая выводы можно отметить следующее:    

1. Лидерству необходимо уделять  должное внимание на всех уровнях управления.   

2. Необходимо поощрять и развивать  лидерские качества у персонала.     

3. Нельзя бояться и убегать от  лидерства.    

4. Необходимо помнить, что лидерство  - это помощник в управлении, а  не помеха.   

Лидерство может способствовать быстрому росту  организации. И эта проблема должна изучаться не только в Вузах, но и  на рабочих местах. Т.е. можно устраивать занятия с персоналом, где определять их склонность к лидерству, уровень  их лидерства, а также проводить  различные мероприятия, которые  развивали бы эти качества у работников.   

Лидерство - это одна из важнейших проблем современного управления. На сегодняшний день есть множество литературы, посвященной данной проблеме. Однако до конца лидерство не изучено, и некоторые моменты до сих пор остаются, неизвестны нам.   

В данной работе акцент делался именно на важность данной проблемы, на необходимость  уделять ей больше внимания, чем  уделяют сейчас. И в соответствии с содержанием данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:    

1. Подходы к лидерству являются  основой изучения данной проблемы, отталкиваясь от которых исследователи  более подробно изучают ту  или иную сторону лидерства.  Наиболее полными являются новые  принципы лидерства, так как они сочетают в себе традиционные и ситуационные теории, т.е. они рассматривают лидера и с точки зрения его личности, и с точки зрения влияния внешних факторов. Наиболее полные сведения человек получает не от новых концепций, а от прослеживания исторического развития всех подходов к данной проблеме. И руководителю необходимо знать все эти подходы, чтобы не допускать ошибок в своем управлении.    

2. Лидерство и руководство являются тесно взаимосвязанными проблемами. Лидерство является важнейшим компонентом эффективного руководства. Руководителю необходимо воспитывать в себе качества лидера. И организация будет функционировать успешно тогда, когда работники будут воспринимать руководителя не только как человека, которого поставили не этот пост и кому они должны подчиняться, но и как друга, советчика, который всегда придет им на помощь в трудной ситуации. У руководителя должно бить два статуса - статус менеджера и статус лидера, т.е. он должен быть и руководителей, и воспитателем, и покровителем для своих людей.   

Информация о работе Лидерство: принципы и опыт