Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 11:40, курсовая работа
Цель работы – изучить социально-психологические основы лидерства в управлении организацией.
Задачи:
1. Анализ основных подходов лидерства в управлении организацией.
2. Поиск методов взращивания лидера в организации.
1. Введение 2
2. Часть 1 3
2.1. Основные подходы к решению проблемы эффективности лидерства и руководства 3
2.2. Роль менеджера в организации 7
2.3. Человек в организации 9
2.4. Техника делового общения 11
3. Часть 2 18
3.1. Как научиться лидерству? 18
3.2. Теория классического обусловливания 20
3.3. Теория оперантного обусловливания 21
3.4. Теория социального научения 22
3.5. Формирование: инструмент управления 23
3.6. Методы формирования поведения 24
3.7. Режим подкрепления 26
3.8. Применение для исполнения и удовлетворения 28
4. Заключение 29
5. Список литературы 31
Можно найти примеры поведения в организациях которые появились на основе классического обусловливания. На одном заводе высшее руководство приходило с проверкой строго по расписанию. В результате все привыкли перед их посещением делать уборку в офисах и мыть окна. И люди стали ассоциировать мытье окон с посещением их высшим руководством.
Классическое обусловливание является пассивным. Что-то происходит, и мы реагируем специфическим образом. Оно вызывается в ответ на определенное событие, поэтому может объяснить только простое рефлексивное поведение. Но в основном поведение в организации является добровольным, а не рефлексивным, оно скорее не вызывается, а проявляется. И то, как научаются этому поведению в организациях, легче объяснить с помощью других теорий, например оперантного обусловливания.
3.3. Теория оперантного обусловливания
Оперантное обусловливание — тип обусловливания, когда желаемое добровольное поведение ведет к награде или препятствует наказанию.
В соответствии с этой теорией, которую развивал Б. Ф. Скиннер, психолог из Гарварда, поведение является функцией от последствий (Skinner B. F., Contingencies of Reinforcement, East Nor-walk, CT: Appleton—Century—Crofts, 1971). Он утверждал, что люди имеют тенденцию повторять поведение, которое приводит к вознаграждениям, и избегают или прекращают поведение, которое приводит к наказанию или не вознаграждается; а также то, что люди более вероятно будут вовлекаться в желаемые виды поведения, если их будут положительно подкреплять за это. Награды, например, наиболее эффективны, если они немедленно следуют за желаемыми действиями, поведением. В дополнение поведение, которое не вознаграждается или наказывается, менее вероятно будет повторяться.
Можно видеть примеры оперантного обусловливания везде. Например, продавец, который хочет заработать больше: его поведение, если он получает в зависимости от продаж, будет определяться этим, он будет стараться иметь высокие продажи на своей территории. Оперантное обусловливание может объяснить поведение работника, которому обещали за сверхурочную работу повышение оплаты в следующем квартале. Если он не получает обещанного вознаграждения, то в следующий раз откажется работать сверхурочно. Это говорит о том, что если поведение не подкрепляется положительно, то вероятность его повторения снижается.
3.4. Теория социального научения
Люди могут научиться, наблюдая за тем, что случается с другими людьми, а также опираясь на то, что им говорят, как и на свой непосредственный опыт. Так, например, многое из того, чему мы научились, мы узнали, наблюдая за моделями — родителями, учителями, сверстниками, героями фильмов, начальниками и т. д. Эта точка зрения, что мы можем учиться посредством как наблюдения, так и непосредственного опыта, была названа теорией социального научения (Bandura A. Social Learning Theory. Engle-wood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1977).
Люди могут научиться посредством наблюдения и непосредственного опыта.
Поскольку теория социального научения — это расширение оперантного обусловливания, она признает, что поведение является функцией последствий. Она также признает существование наблюдаемого научения и важность восприятия в научении. Люди откликаются на то, как они воспринимают и определяют последствия, а не на объективные последствия сами по себе как таковые.
Влияние модели — центральная точка зрения теории. Четыре процесса, как было обнаружено, определяют влияние, какое может оказать модель на человека. Включение нижеперечисленных процессов в программы обучения работников, обеспечит успех.
Процессы внимания. Люди обучаются от моделей, только когда признают и обращают внимание на их решающие черты. У нас есть тенденция подвергаться влиянию тех моделей, которые привлекательны, подходящи, важны для нас или похожие на нас по нашим оценкам.
Процессы сохранения. Влияние модели будет зависеть от того, как долго индивидуум помнит действие модели, после того как она уже недоступна.
Процессы двигательного воспроизведения. После того как человек увидел новое поведение, наблюдая за моделью, наблюдение должно обернуться в действие. Этот процесс затем демонстрирует, что индивидуум может исполнять действия деятельность модели.
Процессы подкрепления. Индивидуумы будут мотивированно проявлять смоделированное поведение, если обеспечиваются положительные стимулы или награды. Поведению, которое подкрепляется, будет уделяться больше внимания, будет выучено лучше и будет повторяться более часто.
3.5. Формирование: инструмент управления
Поскольку обучение имеет место на работе, менеджеры заинтересованы в том, как они могут обучать работников вести себя наиболее выгодным для организации образом. Когда мы пытаемся формировать индивидуумов, руководя их обучением пошагово, мы придаем форму поведению/формируем поведение.
Формирование поведения — систематическое подкрепление каждого успешного шага, который продвигает индивидуума все ближе к желаемому отклику.
Рассмотрим ситуацию, в которой поведение работника сильно отличается от желаемого со стороны руководства. Если руководство будет подкреплять индивидуума только когда он проявляет желаемое поведение, подкреплению остается очень мало места. В этом случае подход формирования поведения предлагает логическое приближение к достижению желаемого поведения. Мы можем формировать поведение, систематически подкрепляя каждый успешный шаг, который продвигает индивидуума ближе к желаемому ответу, поведению. Например, если хронически опаздывающий на работу на полчаса работник придет только на 20 минут позже, мы можем подкрепить это улучшение. Подкрепление будет увеличиваться по мере того, как поведение будет приближаться к желаемому.
3.6. Методы формирования поведения
Существует четыре способа формирования поведения: позитивное подкрепление, негативное подкрепление, наказание и прекращение (погашение).
Когда реакция сопровождается чем-то приятным, это называют позитивным подкреплением. Это может быть, например, ситуация, когда начальник хвалит работника за хорошо выполненную работу.
Когда реакция сопровождается окончанием или удалением чего-то неприятного, это называется негативным подкреплением. Негативное подкрепление закрепляет модель поведения, устраняющую нежелательные последствия, в то время как наказание ведет к отрицательным последствиям для человека. Так, во вновь возникающей аналогичной ситуации образец поведения, позволивший избавиться от негативных последствий, повторяется.
Д. Ньюстром приводит такой пример: «после того как авиамеханик провел одну из рабочих смен без защитных наушников, сотрудник понял, что они прекрасно предохраняют от дискомфорта, вызванного гулом моторов самолетов (неблагоприятное последствие); негативное подкрепление побудило его постоянно носить защитное снаряжение» (2000).
Наказание вызывает неприятную обстановку при попытке прекратить нежелательное поведение. Наказание, в сущности, является управлением с помощью неблагоприятных последствий для человека, цель которого — в предотвращении в будущем нежелательного поведения. Отстранение работника от работы на двухдневный срок без оплаты за появление в нетрезвом виде — пример использования наказания.
Исключение любого подкрепления, поддерживающего поведение, называется погашением. Когда поведение не подкрепляется, оно имеет тенденцию к постепенному угасанию. Преподаватели, которые не хотят поощрять задавание вопросов студентами, могут погасить такое поведение, игнорируя поднятые руки студентов, желающих задать вопрос. Поднятие рук будет исключено, если будет постоянно встречать отсутствие подкрепления. Желательное усвоенное работником поведение нуждается в подкреплении, в отсутствие подкрепления со стороны менеджера достигнутый эффект постепенно угасает.
Оба вида подкрепления — и позитивное и негативное — влияют на обучение. Они усиливают реакцию и увеличивают вероятность повторения. Так, похвала усиливает и увеличивает поведение, направленное на выполнение хорошей работы, потому что похвала желанна, как было в примере с начальником. А поведение «выглядеть занятым» усиливает и увеличивает вероятность прекращения нежелательного последствия того, что вас вызвал преподаватель. Как наказание, так и погашение ослабляют поведение, и есть тенденция к снижению его частоты.
Подкрепление, как позитивное, так и негативное, имеет впечатляющее воздействие как инструмент формирования. Поэтому интерес вызывает большее подкрепление, а не наказание и погашение. Благодаря обзору исследований по выявлению влияния, оказываемого подкреплением на поведение в организациях, можно сделать следующие выводы:
1) некоторые типы подкрепления необходимы для того, чтобы вызвать изменение в поведении;
2) некоторые типы вознаграждений являются более эффективными для использования в организациях, чем другие;
3) скорость, с какой происходит научение, и постоянство эффектов будут определяться временем подкрепления.
Третий пункт очень важный и требует специального рассмотрения.
3.7. Режим подкрепления
Выделяют два основных типа подкрепления: длительное/постоянное и прерывистое.
Постоянное подкрепление — это когда желаемое поведение подкрепляется каждый раз, когда оно проявляется. Непостоянное подкрепление — это когда желаемое поведение подкрепляется достаточно часто, чтобы поведение стоило того, чтобы повториться, но не каждый раз, когда оно проявляется.
Так, например, в случае с работником, который хронически опаздывает на работу, менеджер каждый раз, когда он приходит вовремя, должен делать ему комплимент по поводу его желаемого поведения. Это будет постоянное подкрепление. По непостоянному режиму подкрепления подкрепление будет даваться достаточно часто, чтобы стоящее поведение повторялось.
Непостоянные подкрепления технически могут различаться в зависимости от интервала и соотношения параметров (ratio). Режим подкрепления по коэффициенту (ratio) зависит от числа реакций/откликов, которые совершает работник. Индивидуум подкрепляется после того, как сделает определенное число определенных типов поведения. Режимы по интервалу зависят от того, сколько времени прошло после последнего подкрепления. С интервальным режимом работник будет подкреплен за подходящее поведение только после определенного времени. Подкрепление также может быть фиксированным или переменчивым. Таким образом, мы получаем четыре типа непостоянных техник администрирования вознаграждений.
Режим фиксированного интервала — вознаграждения размещаются в одинаковые временные интервалы. Решающей переменной является время, и оно константно. Такое подкрепление очень распространено, это еженедельная, ежемесячная оплата труда, используемая во многих странах.
Режим переменного интервала — вознаграждения распределяются во времени так, что подкрепление непредсказуемо. В качестве примера можно описать визиты инспекции.
Режим фиксированного коэффициента — вознаграждения даются после фиксированного или постоянного числа реакций. Например, пришивание дюжины зипперов оплачивается в 5 долл. Таким образом, подкрепление (в данном случае деньги) зафиксировано числом зипперов, пришитых к одежде. С каждой дюжиной работник зарабатывает новые 5 долл. Или, к примеру, сотруднику, который продает определенное число достаточно дорогих товаров, выдается премия.
Режим переменного коэффициента — вознаграждение меняется в зависимости от поведения индивидуума. Например, комиссионное вознаграждение продавцов. Они получают подкрепление только за удачные звонки, обеспечивающие продажу, а не за любые, т. е. не за фиксированное число звонков клиентам. Так, они могут сделать два, а могут и двадцать звонков потребителям. Вознаграждение, таким образом, является переменной величиной, зависящей от числа удачных звонков.
Режим подкрепления и поведение: исследования показывают, что постоянный режим подкрепления может привести к раннему пресыщению. И под влиянием такого режима поведение ослабевает быстро, если подкрепления убираются. Тем не менее постоянное подкрепление подходит только для возникающих, нестабильных или редких реакций.
В противоположность этому непостоянные подкрепления препятствуют раннему пресыщению, потому что они не следуют после каждого отклика, реакции. Они являются подходящими для стабильных и частых реакций.
В целом переменные режимы приводят к более хорошему исполнению, чем фиксированные режимы. Например, как уже указывалось, многие получают подкрепление через фиксированный временной интервал. Поэтому подкрепление не связывается с работой, вознаграждение не связано с определенным поведением работника. В противоположность этому режимы переменного интервала вызывают более высокие показатели реакций и более стабильное и стойкое последовательное поведение из-за высокой корреляции между исполнением и вознаграждением, а также потому, что есть неопределенность: работники стараются быть более бдительными, так как есть фактор неожиданности.
3.8. Применение для исполнения и удовлетворения
Положительное подкрепление — мощный инструмент для изменения, модификации поведения. Идентифицируя и вознаграждая за поведение, связанное с исполнением работы, руководство увеличивает вероятность того, что оно будет повторяться.
Знание о научении также предполагает, что подкрепление является более эффективным инструментом, чем наказание. Наказуемое поведение скорее будет только временно подавлено, чем изменено постоянно. Люди, получившие наказание, возмущаются, обижаются на того, кто их наказал. Хотя наказание исключает нежелательное поведение быстрее, чем делает негативное подкрепление, его эффект только временный, и оно может позже вызвать неприятные посторонние эффекты, такие, как снижение морального состояния, повышение абсентеизма, или текучести. Менеджерам поэтому рекомендуется использовать подкрепление, а не наказание.