Лидерство. Власть. Руководство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 14:39, контрольная работа

Описание работы

Современная теория менеджмента уделяет повышенное внимание вопросам лидерства в организации. Этой тематике посвящается немалое количество исследований и публикаций.
Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером. Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

Содержание работы

Введение 3
Лидерство. Власть. Руководство 4
Различие между понятиями «руководитель» и «лидер» 6
Власть и лидерство в менеджменте 8
Понятие и формы власти 10
Характеристика менеджмента предприятия ООО «СтройКлиматТехника» 13
Заключение 18
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Контрольная менеджмент.docx

— 276.65 Кб (Скачать файл)

 

Введение 3

  1. Лидерство. Власть. Руководство 4
    1. Различие между понятиями «руководитель» и «лидер» 6
    2. Власть и лидерство в менеджменте 8
    3. Понятие и формы власти 10
  2. Характеристика менеджмента предприятия ООО «СтройКлиматТехника» 13

Заключение 18

Список литературы 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная теория менеджмента уделяет повышенное внимание вопросам лидерства в организации. Этой тематике посвящается немалое  количество исследований и публикаций.

Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые  в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским  качествам можно научиться. Благодаря  этим качествам человек может  приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером. Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных  им, главным образом тем, что имеют  более динамичное и эффективное  руководство. Синонимами слов руководство  и руководитель являются слова лидерство  и лидер.

Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной  эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как  наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно  оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это  процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих  целей. Лидерство представляет собой  специфический тип управленческого  взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных  источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих  целей.

Природа лидерства может  быть лучше понята, если его сравнивать с руководством. Быть менеджером и  быть лидером в организации - это  не одно и то же. Менеджер в своем  влиянии на работу подчиненных и  построении отношении с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную  основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический  тип отношений управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. В отличии собственно руководства  лидерство предполагает наличие  в организации последователей, а  не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь».

Целью контрольной работы является – теоретическое и практическое изучение проблемы лидерства и руководства  в менеджменте. Объектом – менеджеры  отделов: маркетинга, сбыта, кадров на предприятии ООО «СтройКлиматТехника».

  1. Лидерство. Власть. Руководство.

Для начала рассмотрим три стиля администрирования  в организации: авторитарный, демократический  и либеральный.

Для авторитарного, или, как его еще называют, диктаторского, стиля управления характерны единоличное  принятие руководителем всех решений, постоянный контроль над исполнением  решений с угрозой наложения  санкций. Признаки:

  • Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.
  • У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.
  • Больше всего люди хотят защищенности.
  • Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

Авторитарного руководителя абсолютно не интересует жизнь сотрудника вне работы. Предполагается, что сотрудники должны исполнять  лишь то, что им приказано. Они получают минимум информации от руководства, и их инициативы и предложения  во внимания не принимаются. Этот тип  управления обеспечивает хорошие результаты по таким показателям как прибыль  и производительность, однако невнимание к интересам и инициативам  сотрудников, отсутствие возможностей для творчества порождает застой и пассивность в коллективе. Этот стиль предпочтителен в экстремальных  ситуациях, в работе, связанной с  физическим трудом, а также в крупных  компаниях с жесткой иерархией.

Демократический стиль управления предполагает принятие решений путем обсуждения проблем. Признаки:

  • Труд естественен для человека. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, но и будут стремиться к ней.
  • Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и контроль.
  • Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.
  • Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Большое значение имеет мнение сотрудников. Выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками. Руководитель проявляет интерес  и доброжелательное отношение к  работникам, учитывает их интересы и потребности. Демократический  стиль управления предполагает наличие  доверия и взаимопонимания в  коллективе, руководитель не отделяется от своих подчиненных, а, напротив, считает  себя частью группы. Выражение собственного мнения всячески поощряется и стимулируется. Такой стиль руководства является наиболее действенным, но для его  реализации требуются высокие интеллектуальные, организаторские, психологические  и коммуникативные способности  руководителя.

Либеральный стиль управления характеризуется  максимумом демократии, означающей возможность  для каждого высказывать свое мнение, но при этом реального согласования позиций никто достичь не стремится. Признаки:

  • Снятие лидером с себя ответственности и отречение в пользу группы или организации.
  • Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме.
  • Коммуникации строятся в основном по горизонтали.
  • Позволяет начать дело, так как это видится, без вмешательства лидера.
  • Группа может потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера.

Также практически  отсутствует контроль над выполнением  решений, все пущено на самотек. Однако при либеральном стиле руководства  часто практикуется делегирование  задач и полномочий, что стимулирует  обучение и профессиональное развитие персонала. Такой стиль руководства  предпочтителен в маленьких творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

      1. Различие между понятиями «руководитель» и «лидер».

Следующим шагом в понимании темы станет разграничение двух понятий: руководитель и лидер. Означают ли эти два слова  одно и то же или между ними есть какие-то различия? И руководитель, и лидер имеют влияние на подчиненных, побуждают сотрудников компании к выполнению поставленных задач, мотивируют на добросовестное исполнение своих  обязанностей. Однако между руководителем  и лидером есть различия.

Руководство - это по большей части социальная характеристика отношений управления и подчинения в организации, связанная  с положением человека в служебной  иерархии, чаще всего не зависящая  от его личностных качеств. Руководитель может назначаться вышестоящими инстанциями, получая властные полномочия на применение позитивных и негативных санкций. Лидерство же является психологической  характеристикой поведения человека. Влияние лидера исходит из признания  другими людьми превосходства его  личных и деловых качеств.

Лидерство и руководство – это два  разных понятия. Руководство концентрирует  внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство –  на том, чтобы люди делали правильные вещи. Лидер коллектива или менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Для него люди – это коллеги, а не подчиненные. Свое взаимодействие с ними он строит больше на фактах и в рамках конкретно установленных и всем известных целей. Лидер воодушевляет людей, привносит энтузиазм в работу. Он четко видит конечный результат и знает, как проходить этапы к его достижению. Лидер уверен в том, что он делает, лидер воодушевлен тем, что он делает. Лидер способен сам ставить коллективу достижимую цель. Руководитель имеет тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего он по необходимости ориентируется на кем-то установленные цели свыше и лично в них не заинтересован.

Руководитель  на первое место ставит порядок во взаимодействии с подчиненными. Эмоциональная  составляющая отношений практически  исключена. Подчиненные – это  работники, выполняющие свои обязанности. Руководитель всегда ожидает и обязан принимать уважение от своих сотрудников. Лидеры умеют учитывать и прислушиваться к потребностям работников, уважают  их ценности и движущие эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции в общении, всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства – как любви, так и ненависти. Лидеры не требуют  к себе уважения, они его заслуживают. Руководители во имя достижение целей  и мотивации подчиненных используют контроль. Наказания преобладают  над поощрениями. Недочеты и провалы  обсуждаются больше, чем достижения и успехи. Лидеры строят свои отношения  с людьми на доверии, мотивируя и  вдохновляя их личным примером. Они  закладывают доверие в основу групповой, совместной работы. Признание  успехов и достижений преобладает  над ошибками. Ошибки свои и коллективные признаются легко и ищутся пути их исправления.

Руководитель  при принятии новых решений делает акцент на старый опыт, до минимума сводит возможности поиска новых путей  из сложных ситуаций. Лидер, наоборот, предпринимает постоянные попытки  по разработке новых и неоднозначных  решений проблемы. Пойти на риск и взять за него ответственность  – отличительная черта современного лидера.

Лидеру  свойственен постоянный анализ сложившихся  дел в коллективе, поощряются наилучшие  примеры, продвигается незапланированное, но заслуженное вознаграждение. Руководитель не умеет и не нуждается в делегировании  полномочий, ревностно относиться к  любым новым идеям, идущим не от него. Лидер без опаски и страха квалифицированно передает полномочия, умеет их направлять и принимать результат. Создает  возможность позитивной обратной связи, поддерживает разумную инициативу сотрудников  в рамках актуальных целей.

 Руководитель  не умеет налаживать отношения  с «трудными» людьми. Не способен  защитить коллектив в критические  периоды жизни организации, спокойно  относится к минимальному вкладу  своих сотрудников. Лидер может  установить приемлемые отношения  с «трудными» людьми, не конфликтуя  с ними, но и не занимаясь  попустительством в отношениях. Лидер защищает своих коллег, но требует от них максимального  вклада в общее дело. Руководителю  не получается установить критерий  успеха в своей организации.  И потому люди под таким  руководством плывут безынициативно, без направления и вдохновения  на рабочем месте. 

Лидер имеет  образ успеха организации в своем  разуме и вдохновляет коллег. Умеет  праздновать совместно с коллективом  победу. Большая удача, если официально назначенный руководитель какого-нибудь звена обладает лидерскими качествами и закономерно становится лидером  коллектива. Быть руководителем не означает автоматически считаться  лидером. Сегодня мало быть руководителем. Требования дня – быть лидером  коллектива.

      1. Власть и лидерство в менеджменте

Для того чтобы сделать свое лидерство  и влияние эффективным, руководитель должен развивать и применять  власть.

Власть - это возможность влиять на поведение  людей.

 В  дополнение к формальным полномочиям  руководителю требуется власть, так как он зависит от людей,  как в пределах своей цепи  команд, так и вне ее. Власть  и влияние, инструменты лидерства,  являются - фактически единственными средствами, которыми располагает руководитель для разрешения разнообразных ситуаций. Если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он не сможет получить ресурсы, необходимые для определения и достижения целей через других людей. Таким образом, власть является необходимым условием успешной деятельности организации.

Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти. В различных подразделения  организации руководитель зависит  от своего непосредственного начальства, подчиненных и коллег.

 Без  содействия этих людей он не  может эффективно осуществлять  свои функции. Многие руководители  также напрямую зависят от  людей и организации, находящихся  вне их собственной организации  - поставщиков, заказчиков, конкурентов,  регулирующих их деятельность, ведомств  и профсоюзов.

 Влияние  и власть в равной мере зависят  от личности, на которую оказывается  влияние, а также от ситуации  и способности руководителя. Не  существует реальной абсолютной  власти, ибо никто не может  влиять на всех людей во  всех ситуациях. Сколько власти  имеет тот или иной человек  в данной ситуации, определяется  не уровнем его формальных  полномочий, а степенью зависимости  от другого лица. Чем больше  зависимость от другого лица, тем больше власть данного  лица. Это можно выразить следующей  формулой: уровень влияния облеченного  властью лица А на лицо Б  равен степени зависимости лица  Б от лица А. 

Информация о работе Лидерство. Власть. Руководство