Линейное и не линейное общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 16:21, контрольная работа

Описание работы

Современная коммуникативистика значительно усложнила и продвинула понимание коммуникационных моделей.
В работе мы рассмотрим их по принципу усложнения «коммуникационной геометрии» - от линейных моделей - к нелинейным, среди которых можно выделить циркуляционные, а от них - к объемным моделям (спиральные, мозаичная и др.).

Файлы: 1 файл

Линейное и не линейное общение.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Общение представляет сторону социального бытия человека, его способ жизни. Реальность и необходимость  общения определена совместной жизнедеятельностью людей. Чтобы жить, люди вынуждены  взаимодействовать. Именно в процессе общения и только через общение  может проявиться сущность человека.

Общение — сложный  процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании  партнерами друг друга. Выделяются несколько  видов общения, каждый из которых  может происходить с определенной целью. Одним из таких видов является деловое общение, предмет которого — дело. Деловое общение не самоцель, а средство достижения цели.

Общение, в том  числе и деловое, начинается с  восприятия. То, как воспринимается вами ваш собеседник, независимо от того, хотите вы этого или нет, существенно влияет на дальнейшее сотрудничество. Часто бывает так, что при восприятии возникают ошибки. Они являются следствием действия перцептивных барьеров или барьеров восприятия. Такие ошибки могут привести к негативным последствиям, особенно в процессе делового общения, поэтому, чтобы их предотвратить, как минимум, необходимо знать эти барьеры. Также, от того, насколько хорошо вы понимаете своего собеседника, напрямую зависят результаты вашей беседы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 (6 вопрос) Линейные и нелинейные модели коммуникации

Современная коммуникативистика значительно усложнила и продвинула понимание коммуникационных моделей. Ниже мы рассмотрим их по принципу усложнения «коммуникационной геометрии» - от линейных моделей - к нелинейным, среди которых можно выделить циркуляционные, а от них - к объемным моделям (спиральные, мозаичная и др.). Модель состоит из источника информации, передатчика, сигнала, приемника, цели сообщения, а также источника помех. Впоследствии, в изданной в 1949 г. «Математической теории коммуникации» , они распространили эту модель и на социальные коммуникации. Неудивительно, что модель носит механистичный характер и рассматривает коммуникацию, как линейный, односторонний процесс. Эта модель не включает обратную связь и не учитывает влияние социального, политического и культурного контекста на всех стадиях коммуникационного процесса. Достоинство модели Шеннона-Вевера в том, что она была первой и привлекла внимание исследователей к моделированию коммуникационных процессов. Следует также заметить, что сами авторы осознавали ограниченность применения своей модели, выделяя три уровня анализа процесса коммуникации: уровень А (технический), уровень В (семантика сообщения) и уровень С (эффективность понимания сообщения получателем). Понимая, что их модель рассматривает лишь проблемы первого уровня, авторы в то же время справедливо отмечали, что эффективное решение технических проблем коммуникации (кодирование, помехи и др.) ведет к улучшению процесса коммуникации в целом, и с точки зрения более высоких уровней ее анализа. На линейной модели Шеннона-Вевера основаны коммуникационные модели известнейшего исследователя-коммуникативи-ста, профессора Уильбура Шрамма. В третьей модели Уильбур Шрамм дополнительно вводит «интерпретатора» или «переводчика» (interpreter) и обратную связь, делая таким образом коммуникационный процесс непрерывно циркулирующим. Похожая линейная модель коммуникации предложена в 1959 г. Джоном Рили и Матильдой Байт.

   Они выделяют  всего три компонента процесса коммуникации - коммуникатора, реципиента и сообщение, но помещают их в трехуровневую социальную структуру - первичная группа, большая социальная структура (социальный институт), социум в целом. В результате постоянного динамического взаимодействия этих социальных структур, сообщения приобретают сложный, разнонаправленный характер. Дальнейшее развитие и «социализацию» линейная модель Шеннона-Вевера получила у ученика Уильбура Шрамма Давида Берло. Его модель, предложенная в I960 г., помещает и источник, и получателя сообщения в социально-культурную среду, которая воздействует на содержание сообщения и его понимание посредством обратной связи. Давид Берло включает, в частности, такие характеристики источника и получателя, как коммуникационное искусство, установки, знания, социальная система и культура. Он выделяет пять возможных каналов коммуникации -по числу человеческих чувств (зрительный, слуховой, осязательный, вкус и обоняние) и отмечает, что успех процесса коммуникации, главным образом, определяет совпадение установок и знаний у источника и получателя. В литературе отмечается, что модель Давида Берло особенно хорошо подходит для анализа содержания сообщения. Первая нелинейная модель коммуникации была предложена Теодором Неткомбом в 1953 году. Его модель имеет вид равностороннего треугольника, в котором к двум его углам - коммуниканту (А) и коммуникатору (В) - добавляется третья вершина треугольника (X), характеризующая социальную ситуацию (или социальный контекст), в котором происходит акт коммуникации. 114 Развитием коммуникационного треугольника Теодора Неткомба, стала модель Весли-МакЛина, предложенная ими в 1957 г. Б.Весли и М.МакЛин добавили к трем элементам модели Неткомба четвертый - «редакторскую» функцию в коммуникации (С), т.е. определение того, что и каким образом включать в каналы коммуникации. В модели есть и пятый элемент - функция обратной связи (F), что делает модель непрерывно циркулирующей и сближает ее с моделями У.Шрамма и ДБерло. Б.Весли и М.МакЛин отмечают, что редакторская функция С в их коммуникационной модели двойственная: целевая - доставка сообщения от «сторонников» (т.е. ньюсмейкеров) и нецелевая -когда С выступает передаточного звена, доставляя информацию о «неплановых событиях» в мире аудитории. В литературе отмечаются как положительные качества этой модели (рассмотрен механизм влияния коммуникации на коммуниканта), так и недостатки (не учитывается множественность информационных влияний на коммуниканта и весь спектр социальных связей между коммуникатором А и «редактором» С). Дальнейшим развитием «геометрии» коммуникаций стали циркуляционные модели, которые, как отмечается в литературе, наиболее адекватно отражают всю сложность процесса влияния массовой коммуникации на общество. Однако, несмотря на внешнюю простоту, в литературе отмечается, что модель Г.Малецке на сегодня является одной из наиболее продвинутых и адекватно отображающих всю сложность коммуникационного процесса. Причислить ее к циркуляционным моделям есть все основания, поскольку в ней введены и анализируются десять непрерывно поддерживаемых прямых и обратных связей. Г.Малецке вводит понятия «имиджа коммуникатора» и «имиджа получателя» и рассматривает их взаимовлияние, а также влияние имиджа получателя на медиум. Кроме того, он выделяет в области обратных связей понятие «давление и принуждение» и рассматривает давление на коммуникатора содержания сообщения и медиума, а медиума - на получателя. Г.Малецке выделяет четыре Уровня анализа для получателя - структурный, социального окружения, принадлежности к аудитории и самоимиджа, а для коммуникатора дополнительно вводит еще два уровня анализа - характер влияния медиа-контекста и анализ деятельности «команды» коммуникатора.

   Комплексный  характер модели Г.Малецке оценивается  в литературе как одна из  наиболее удачных и адекватных попыток отразить всю действительную сложность коммуникационного процесса. Вторая из циркуляционных моделей была предложена Элизабет Андерс, Лорином Стаатсом и Робертом Бостромом в 1969 г. Модель представляет собой двухуровневую систему окружностей. Ее первый уровень - окружение (environment), в котором создаются стимулы для обмена в режиме «сообщение-ответ» между отправителем и получателем во втором уровне системы. Модель, как отмечается в литературе, прекрасно передает транс-акциональную природу процесса коммуникации. В классе объемных моделей два основных теоретических достижения. Прежде всего, это мозаичная модель коммуникации, выдвинутая С.Бейкером в 1968 г. на симпозиуме по речевым коммуникациям в университете Миннесоты. Она представляет собой куб, состоящий из маленьких кубиков (аналог кубика Руби-ка). Четыре грани куба соответствуют источнику, получателю, посланию и каналу коммуникации. Все кубики находятся в непрерывном взаимодействии между собой, каждый раз соприкасаясь четырьмя гранями. В литературе отмечается, что мозаичная модель С.Беккера весьма точно отражает всю сложность взаимодействия отдельных элементов коммуникационного процесса, внутренний и внешний мир коммуникации. Другая разновидность объемных моделей была выдвинута Фрэнком Дэнсом в 1963 г. - он предложил спиральную модель коммуникации. В частности, обосновывая ее, он пишет, что и линейные и циркулярные модели коммуникации имеют общий недостаток, поскольку исходят из замкнутого коммуникационного цикла, в то время, как «во все времена именно спиральная модель развития дает геометрические доказательства того, что коммуникация движется вперед, в то же время повторяя пройденные этапы развития на новом уровне». Следует заметить, что и отечественные исследователи не остались в стороне от построения коммуникационных моделей. Очевидно, что эта модель, в основном, сводится к развитию классической модели Шеннона-Вевера, усложнив ее за счет введения понятий «фильтры» и «поля». Множество моделей касаются не процесса коммуникации в целом, а его отдельных составляющих: восприятия сообщения личностью и аудиторией, механизмов отображения фактов в сообщении и т.д. На уровне личности рассматривает коммуникацию транс-актная модель, выдвинутая в 1970 г. К. Барнлундом. По его мнению процесс коммуникациии имеет целью одновременно и эволюцию смысла сообщения и уменьшении степени неопределенности. В качестве составных частей его модели выделяются личность (коммуникант), сообщение, процессы кодирования-декодирования и четыре типа сигналов. - т.е. модель рассматривает лишь ту часть процесса коммуникации, которая касается взаимодействия коммуниканта и сообщения. В модели КБарнлунда на восприятие коммуниканта оказывают влияние (кроме собственно сообщения) четыре типа сигналов.

   Это сигналы  общественного уровня, личностного уровня и два типа поведенческих сигналов - вербальные и невербальные. Сигналы общественного уровня - это воздействиие на личность различных факторов окружающей среды и техногенной цивилизации ; личностного уровня - межличностное взаимодействие между людьми, входящими в коммуникационное пространство; сигналы поведенческого уровня - это ответная реакция личности, возникающая в результате воздействия на нее сигналов общественного и личностного уровня. Согласно модели КБарнлунда все группы сигналов находятся в постоянном взаимодействии: сигналы на личностном и общественном уровне могут преобразовываться друг в друга, а на поведенческом уровне вербальные и невербальные типы сигналов могут сливаться. В литературе отмечается, что модель КБарлунда - одна из наиболее удачных попыток показать в динамике конечный этап коммуникации -процесс перехода от массовой коммуникации на уровень личности и межличностного взаимодействия (превращения интра-персональной коммуникации в интерперсональную коммуникацию). Механизму отображения фактов окружающей действительности в коммуникационном сообщении посвящена модель известного ученого, главы Анненбергской школы коммуникативистики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(20 вопрос) Значение делового общения и  его особенности. Формы и организация общения. Эффективность деловой коммуникации.

Умение общаться с деловым партнером, понимание  психологии другого человека, интересов  другой организации можно считать  одним из определяющих факторов в  процессе ведения переговоров. Это  умение главенствует не только на деловых переговоров. Если человек умеет побуждать к деятельности других людей, то он состоится в качестве руководителя.

Под деловым  общением понимается общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее  условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Деловое общение содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами. Оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение лично значимых целей, удовлетворение личных интересов. Причем речь идет об интересах физических и юридических лиц.

В политической, предпринимательской, коммерческой иных сферах деятельности важную роль играют деловые беседы и переговоры. Изучением этики и психологии переговорных процессов занимаются не только отдельные исследователи, но и специальные центры, а методика ведения переговоров включается в программы подготовки специалистов различных профилей. Деловые беседы и переговоры осуществляются в вербальной (словесной, устной) форме. Это требует от участников общения не только грамотности, но и следования этике речевого общения. Кроме того, важную роль играет, какими жестами, мимикой мы сопровождаем речь (невербальное общение). Этика делового общения основывается на таких правилах и нормах поведения партнеров, которые в конечном счете способствуют развитию сотрудничества, т.е. укрепляют сущностную основу деловых отношений. Смысл этих правил и норм – укрепление взаимного доверия, постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях, исключение обмана и дезориентация партнера. Практика делового общения разработала немало кодексов чести предпринимателя, профессиональных кодексов банкиров и т.п.

 Деловая  беседа и ее виды

Деловая беседа - это разговор между двумя собеседниками, соответственно ее участники могут и должны принимать во внимание специфические особенности личности, мотивов, речевых характеристик друг друга, т.е. общение носит межличностный характер и предполагает разнообразные способы речевого и неречевого воздействия партнеров друг на друга.

В теории управления беседа рассматривается как вид делового общения, специально организованный предметный разговор, служащий решению управленческих задач. В отличие от деловых переговоров, которые значительно более жестко структурированы и, как правило, ведутся между представителями разных организаций (или подразделений одной организации), деловая беседа, хотя всегда имеет конкретный предмет, не предлагает заключения договора или выработку обязательных для исполнения решений, более личностно ориентирована и происходит между представителями одной организации. Она может предварять переговоры или быть их составной частью.

К числу целей, требующих  проведения деловой беседы, можно  отнести, во-первых, стремление одного собеседника посредством слова  оказать определенное влияние на другого, вызвать желание у другого  человека или группы активно действовать, с тем чтобы изменить существующую деловую ситуацию или деловые отношения, другими словами, создать новую деловую ситуацию или новые деловые отношения между участниками беседы; во-вторых, необходимость выработки руководителем соответствующих решений на основании анализа мнений и высказываний сотрудников. В сравнении с другими видами речевой коммуникации деловая беседа обладает следующими преимуществами:

- быстротой  реагирования на высказывания  собеседников, способствующей достижению  целей;

- повышением  компетентности руководителя благодаря  учету, критической проверке и  оценке мнений, предложений, идей, возражений и критических замечаний,  высказанных в беседе;

- возможностью  более гибкого, дифференцированного  подхода к предмету обсуждения  и понимания контекста проведения беседы, а также целей каждой из сторон. Беседа не монолог, а диалог, поэтому необходимо формулировать вопросы, определения, оценки, чтобы они прямо или косвенно приглашали собеседника высказать свое отношение к изложенному мнению. Благодаря эффекту обратной связи, беседа позволяет руководителю реагировать на высказывания партнера в соответствии с конкретной ситуацией, т.е. с учетом цели, предмета и интересов партнеров,

При проведении деловых бесед желательно следовать  правилам эффективной речевой коммуникации. В то же время деловую беседу, как непосредственное взаимодействие двух ее участников,нужно строить на основе следующих важных принципов:

Информация о работе Линейное и не линейное общение