Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 16:33, контрольная работа
Говоря о предприятии в целом, нужно помнить, что руководители и подчинённые - это люди с индивидуальными особенностями. Человек - центральная фигура в любой организации.
Существует 3 основных аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению: поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя, функционирование менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп. Понимание и успешное управление человеческой переменной очень сложно.
Вопрос № 39: Психологическая устойчивость руководителя как основа нормальной обстановки в организации. Факторы, определяющие формирование нормального социально- психологического климата в коллективе.
Эффективная производственная и предпринимательская деятельность во многом зависит от личности руководителя.
Создание условий для
Сущность и потенциал
Использовать возможности
Чтобы работник проявлял себя как личность, эффективно работал, необходимо удовлетворять его нужды, то есть уделять внимание социальному обеспечению, построению новых объектов социально-культурного назначения, улучшению использования имеющихся, развития физкультуры и спорта, эстетизации производства.
Важную роль в повышении значимости личности в управлении агробизнесом играет культурный потенциал работников. Он должен обладать знаниями экономики, управления, организации производства и бизнеса, права и уметь использовать их в своей деятельности. Особенно это касается фермеров, кооператоров и других работников малого бизнеса: большинство из них прежде не имело возможности накопить необходимый профессиональный и культурный потенциал, поэтому им надо постоянно учиться и совершенствоваться.
Факторы, определяющие формирование нормального социально-психологического климата в коллективе
Коллектив – это организационно оформленное социальное объединение группы людей для реализации общественно значимых целей на основе идейной общности, товарищеских отношений, сотрудничества и взаимопомощи. Социологи установили, что более чем на половину поведение человека определяется воздействием коллектива.
В сельскохозяйственных и агропромышленных формированиях существуют производственные и трудовые коллективы. Производственный коллектив – это коллектив всего предприятия, который расчленяется на малые организационные группы, именуемые трудовыми коллективами (бригады, фермы, отделения, цехи, производственные участки).
Трудовые коллективы – это сложные формирования, они отличаются целями, видами производственной продукции, составом технических и трудовых ресурсов. В то же время состав работников коллектива отличается по полу, возрасту, профессии, национальности, условиям жизни, уровню развития и т. д. Это многообразие формирует различные трудовые, нравственные, политические и социально-психологические взаимоотношения.
Социально-психологические
Личностные отношения – это отношения работников к определённым целям, явлениям, предметам, формам организации.
Межличностные отношения представляют
собой постоянные, устойчивые отношения
между членами коллектива в процессе
производства, управления, отдыха, досуга.
Такие отношения могут
Изучения личностных отношений позволяет выявить самооценку работника. Работник оценивает себя по различным деловым и личностным качествам, соотнося их установленными требованиями, нормами. Самооценка должна совпадать с оценкой данного работника членами коллектива. Практика свидетельствует, что люди с меланхолическим флегматическим типами темперамента отличаются пониженной самооценкой по отношению к мнению коллектива, а холерики и сангвиники – повышенной.
Для деятельности коллектива и пониженная и повышенная самооценки работников одинаково плохи. Работники с пониженной самооценкой не всегда полностью проявят свои товарищеские возможности, часто не активны, неинициативны, недостаточно хорошо выполняют своё ролевое назначение. Люди с повышенной самооценкой часто находятся в психологическом конфликте с коллективом или некоторыми работниками. По их мнению, окружающие недостаточно высоко оценивают и определяют их знания, умение, творческий потенциал. Они психологически угнетены, в результате снижается их активность. Следовательно, личностные отношения выступают не как изолированные индивидуальные, а как составная часть коллективных взаимоотношений.
Межличностные отношения могут быть официальными или формальными, а также психологическими или неформальными.
Официальные отношения устанавливаются
на основе законов России, правил внутреннего
распорядка, приказов, распоряжений, штатного
расписания и др. официальных организационных
и распорядительных документов.
В то же время в коллективе возникают
и психологические
В улучшении социально-
Социально-психологический
В коллективах с комфортным
социально-психологическим
Различного рода конфликты возникают в коллективе по разным причинам. Это могут быть низкий уровень организации производства, нарушение трудовой, производственной и технологической дисциплины, неправильная деятельность руководителей и специалистов, отсутствие широкой гласности, наличие в коллективе социально-вредных элементов (стяжателей, эгоистов, жуликов, пьяниц).
Конфликт возникает постепенно, не сразу достигает апогея. Он развивается по следующей схеме: причины, побуждающие недовольства, - выражение чувства неудовлетворенности – выдвижение предложений по разрешению возникшей ситуации – невыполнение предложений – конфликт. Опытные руководители и специалисты «чувствуют» возникновение и потенциальное раньше обнаруженным развитие конфликтной ситуации. Чем раньше обнаружены причины, которые могут привести к конфликту, и чем быстрее они ликвидируются, тем меньше принесут они вреда производству.
Пути улучшения социально-
В процессе развития коллектив проходит три стадии. На 1-й стадии коллектив организован слабо. Работники не проявляют инициативы, выполняют только установки и задачи, поставленные руководителем. Сплоченность коллектива очень низка, возникает много конфликтов, отсутствует единство интересов, потребностей, взаимопонимание и взаимовыручка слабы. Руководитель в таком коллективе должен быть хорошим организатором, психологом и педагогом.
На 2-й стадии коллективе
На 3-й стадии развития коллектив становится сплоченным. Работникам присуще взаимоуважение, взаимовыручка, взаимопомощь. Все принимают и выполняют цели коллектива. Число малых неформальных групп уменьшается. Решения по основным экономическим и социальным вопросам принимаются коллективно и выполняются с энтузиазмом всеми работниками. Единство интересов проявляется на работе и про проведении свободного от работы времени. Такой коллектив способен решать большие задачи. В нем царят творчество, инициативность, общие интересы.
Улучшению социально-психологического климата способствует авторитет кадров управления.
Авторитет – это общепризнанное значение, влияние личности, основанное на глубоких знаниях, большом положительном опыте, высоких моральных качествах, широком научном и политическом кругозоре.
Авторитет кадров управления формируется за счёт деловых ( принципиальность и ответственность, умение осуществлять демократизацию и гласность управления, владение искусством критики самокритики, чувство нового, научный, творческий подход к работе, деловитость и т. д.) и личностных ( гуманизм, честность, простота в общении, скромность, уважения членов коллектива, способность привлекать к себе людей и др.) качеств.
Авторитетный работник является эталоном для подчиненных. Они подражают ему в работе (высококачественное выполнение функций, дисциплинированность, творческий поход к делу, деловитость, предприимчивость, экономическое осмысливание деятельности), в формах обращения друг с другом, самовоспитании, поведение дома и в личной жизни, повышение своей экономической, управленческой, нравственной культуры.
Вопрос № 49: На основе конкретных конфликтных ситуаций определите оптимальный стиль их разрешения.
Ситуация № 1
Опытный тракторист-машинист I класса, Иванов подаёт заявление об увольнении, так как работает на изношенном тракторе устаревшей модели, который часто ставят на ремонт. Иванов неоднократно просил бригадира тракторной бригады перевести его на новый трактор, мотивируя это тем, что трактористы с меньшим опытом, работающие на новых тракторах значительно перевыполняют норму выработки, и его месячная зарплата меньше. В бригаде, где выработавших ресурс и морально устаревшей автотракторной техники около 40%, имеется постоянный недостаток кадров.
Ответ:
1.Обновить автотракторный парк выработавший свой ресурс.
2.Удовлетворить просьбу
3. Ввести подменные смены для компенсации времени наработки каждого машиниста.
Ситуация № 2
Руководитель хозяйства прибыл на животноводческий комплекс. Осмотрел его, побеседовал с заведующим МТО. После окончания дойки попросил собрать доярок, чтобы выслушать их критические замечания, предложения и пожелания по работе.
В ходе беседы одна из доярок сообщила руководителю о том, что коров выпускают на волю в грязный загон, коровы травмируют соски вымени, т. е. загрязняются, воспаляются. Директор на это сообщение ответил: «Данный вопрос ( выгонять или не выгонять коров в грязный загон) вы должны решить с вашим непосредственным руководителем». Доярки обиделись: «Вы не хотите обращать внимание на животноводство, не беспокоитесь о нашей работе».