Макро и микросреда фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

В экономике основным коммерческим субъектом, действующим лицом является фирма. Под фирмой понимается первичная организационная единица бизнеса, обладающая следующими характеристиками: юридическая самостоятельность; производственная самостоятельность; финансовая самостоятельность; организационная самостоятельность.
Каждая фирма как организационно-хозяйственная единица имеет в своем составе одно или несколько предприятий, специализирующихся на конкретных видах деятельности, и функциональные подразделения, осуществляющие управленческую деятельность

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ПРИРОДА ФИРМЫ: АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ…5
1.1 Ресурсная концепция…………………………………………….…………..5
1.2 Транзакционная (контрактная) теория фирмы…………………………8
1.3 Теория конкурентных преимуществ…………………..…………………10
2. МАКРОСРЕДА И МИКРОСРЕДА ФИРМЫ…………………………….14
2.1 Микросреда фирмы…………………………………………………………15
2.2 Макросреда фирмы…………………………………………………………19
2.3 Формирование миссии фирмы…………………………………………….23
3. МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ В РЫНОЧНОЙСРЕДЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………...………………………26
3.1 Стратегические решения………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………

Файлы: 1 файл

СМ КУР 5.docx

— 57.29 Кб (Скачать файл)

· финансовые круги, обеспечивающие фирму капиталом (банки, инвестиционные компании, брокерские фирмы, инвесторы);

· средства массовой информации (рекламные агентства, газеты, журналы, радио и телестанции);

· государственные учреждения, занимающиеся надзором и регулированием производственной деятельности, а также  те государственные учреждения, деятельность которых может как-либо отразиться на деятельности фирмы;

· общественные организации, гражданские группы общественного  мнения и др.,

· местные контактные аудитории (общины, религиозные организации  и др.);

· собственные служащие и  рабочие, которые также имеют  собственное мнение и суждения о  деятельности фирмы и могут как  позитивно, так и негативно влиять на возможность фирмы достигать  поставленных целей.

 

          2.2 Макросреда фирмы

Социальная среда.

Наиболее очевидным из социальных факторов является собственно население страны. Структурным и  качественным ростом населения занимается демография, и производственной системе  следует иметь в виду результаты ее исследования, особенно в области  структурных изменений. Высокие  темпы роста населения в общем  смысле тоже выгодны бизнесу, поскольку  означают растущий потенциальный рынок  и богатый рынок труда. Соответственно низкие темпы роста уменьшают  рынок потребителей, и рынок труда. Например, последние десятилетия  замедлился прирост населения Британии, однако рынок рабочей силы характеризуется  увеличивающейся долей молодежи, что очень выгодно нанимателям  рабочей силы. В ближайшем будущем  ожидается, уменьшение предложения, рабочей  силы и это стимулирует нанимателей  по-другому относиться к найму  работающих зрелого и пожилого возрастов, больше ценить молодежь и вкладывать больше средств в обучение для  увеличения, своих выгод при дефиците рабочей силы.

Привычки и ценности, этические  и религиозные основы общества, а  также социально-экономические классы тоже могут изменятся. Эти изменения могут в свою очередь повлиять на общую массу доступной рабочей силы и на поведение покупателей. Приведем только небольшой пример того, как изменения в стиле жизни приносят изменения в рынок. Современные представления о здоровом образе жизни создали большие возможности для фирм, предлагающих спортивное снаряжение, одежду для отдыха. Однако, при этом пострадали компании производящие сигареты, которые срочно занялись диверсификацией, они перешли на другие продукты и в другие рынки. У «третьего» мира появилась проблема: Табачные компании пытаются восполнить потери в продажах в этих краях

Правовая среда.

Производственные предприятия, как и все бизнес организации, работают в юридических рамках, которые  регулируют их поведение и разрешают  конфликты с точки зрения общественного  блага. Деловые взаимоотношения  оформляются контрактами о поставках  и оплате поставленных (предоставленных) товарах и услугах с некоторым  лагом во времени. Поэтому очень  важно полное взаимопонимание, знание своих прав, и обязанностей обеими сторонами договоров. Эти права  и обязанности в странах развитой экономики оформлены в Контрактном  праве.

Предприятие имеет разного  рода контракты с потребителями, наемными рабочими и служащими, и  эти контракты являются объектами  специальных законов. И потребители, и наемная рабочая сила защищены целым сводом законов.

Потребители не могут до конца оценить каждую свою покупку  в момент приобретения. Многие товары упакованы так, что рассмотреть  их можно только потом, вскрыв упаковку. Потребитель хотел бы доверять продавцу, его обещаниям относительно товара. В качестве примера рассмотрим потребительские  свойства бензина. Его количество, и, главное, качество обычно редко можно  проверить до его полного использования. Автомобили, бытовая техника (стиральные, моечные машины, холодильники и т.д.) не могут быть полностью протестированы до покупки. Ввиду такой незащищенности покупателя, в мире существуют законы и правовые акты, защищающие потребителей, устанавливающие ограничения предприятиям по их деятельности и увеличению издержек. Целый ряд законов защищает потребителей от монопольных цен. Монополисты могут устанавливать цены и производить товары неэффективно в условиях отсутствия конкуренции. После Второй мировой войны во всех развитых странах были приняты законы, ограничивающие монополию, и доминантность фирм в соответствии с интересами общества. С разной степенью эффективности через законы и практическую деятельность соответствующие государственные институты защищают общественные интересы, либо регулируя естественную монополию, либо создавая, ограничения для ее образования.

Частная собственность и  деятельность производственных организаций  обычно регулируется специальными законами или актами. Например, защищаются интересы кредиторов, предоставляющие займы  организациям с ограниченной ответственностью, защищаются права акционеров. Другой разновидностью юридической среды  являются различные правила по регистрации  компаний с описанием их директорского, состава и целей деятельности. При этом всякие действия сверх объявленных считаются незаконными.

Государственная и политическая среда.

Несмотря на тенденцию  последних лет к приватизации, страны Запада все же относятся к  группе «смешанных» экономик, когда  государственная экономика состоит  из частных и государственных  предприятий. Частные предприятия  продают товары и предоставляют  услуги в соответствии с нуждами  потребителей ввиду (в основном) своей прибыльной мотивации. Так называемый «государственный» (точнее, общественный) сектор экономики состоит из ряда компонентов. Центральное правительство предоставляет обслуживание как социальную защиту, в то время как местные администрации - как образование так и жильем. Другими частями государственного сектора являются здравоохранение и некоторые национализированные отрасли (например, атомная энергетика). Государство выполняет в экономике также и другие роли: оно не только поставляет товары и услуги, но и является их покупателем. Многие частные фирмы жестко связаны с государственным вектором: это производители военной техники и снаряжения, книг и учебников для школ и колледжей, медицинского оборудования, порционного продовольствия и т.д.

Другая роль государства  в экономике - государство выступает  регулирующим, защищающим и руководящим  звеном относительно частного сектора. Это проявление может принимать  формы субсидий, налоговых льгот, юридического контроля над событиями  на нерегулируемом рынке, регулирование  избыточного производства, ставки процента. Важно помнить, что большинство  действий государства являются ограничивающими (запрещающими, контролирующими), а  не помогающими или поддерживающими  частный сектор. Этот вопрос является дискуссионным.

Технологическая среда.

Технологическая среда, в  которой оперируют промышленные предприятия, также имеют тенденцию  к изменениям, создавая для предприятий  как дополнительные возможности  и преимущества, так и ограничения. Наиболее очевидным направлением, в  котором технологические изменения  влияют на производственную систему, является спрос на продукт и используемый для его производства технологический  процесс. Вспомним, как развитие производства компакт-дисков открыло новые возможности  для фирм, производящих бытовую электронную  технику и для записывающих музыку студий.

Технологические изменения  влияют на функционирование производственной системы и в других направлениях. В соответствии с изменениями  в технологии изменяется численность  и качественный состав рабочей силы.

Экономическая среда.

Подобно всем другим разновидностям сред экономическая среда не находится  в состоянии покоя и усиливает  свое влияние на сферу производства из за своих динамических изменений, которые могут иметь как негативные, так и положительные последствия для оперирующих в этой среде фирм.

Часть экономической среды  была отнесена нами к микросреде. Фирмы  вместе с теми силами микросреды, которые  активно и наиболее часто вступают в контакт и влияют на функционирование микросреды фирмы.

 

          2.3 Формирование миссии фирмы

Свое предназначение фирма  формулирует в условиях определенного  состава, структуры и состояния  внешней среды, определяющих систему  возможностей фирмы по удовлетворению определенных потребностей потребителей. Внешняя среда, включая микро- и макроуровень, формирует вполне определенную систему ресурсов, которыми может располагать предприятие для выполнения своей миссии. Например, приватизированная компания по обеспечению водой частных потребителей должна поставлять на этот рынок чистую, соответствующую стандарту, определенного напора, воду в достаточном количестве и бесперебойно. Для этого она должна быть уверена, что располагаемые или доступные ресурсы достаточны во всех смыслах. Эти ресурсы, в свою очередь, определяют структуру производства, технологический профиль, кадровый и квалификационный состав, а также долгосрочные намерения фирмы по выживанию и совершенствованию в условиях, диктуемых рынком.

Успех фирмы зависит от умения тщательно анализировать  рынок и от того, какую собственно позицию заняла фирма, стратегически  продуманную и наиболее правильно  определяющую место, время, товар и  его цену.

Существует традиционное мнение, что принятие решений и  выбор линии поведения фирмы  практически всегда определяется конкуренцией и рыночными условиями. Производственные предприятия действуют в соответствии с конкурентными обстоятельствами и условиями «спроса-предложения» рынка, то есть теми силами, которые  находятся вне власти фирмы. Поэтому, в основном, в экономической литературе в фокусе стоит не фирма как таковая, а рынки, в которых действует или с которыми взаимодействует фирма.

Традиционная теория предпринимательства (бизнеса), наоборот, смотрит на рынки  и силы конкуренции как на условия, ограничивающие деятельность фирмы. Сегодняшние  и будущие рыночные условия истолковываются  как обстоятельства, создающие альтернативу (или угрозу) для бизнеса. Однако не следует видеть в рынке и  экономических силах абсолютный детерминант того, что представляет собой бизнес каждой отдельной фирмы, и как она старается завоевать свою клиентуру. Стратегия фирмы в борьбе за «рыночное место» применяется внутри ее сферы влияния, считается, что она применима в пределах возможности фирмы представить последствия (результаты) от хорошо задуманной стратегии в отношении своего места на рынке. Действительно, мощными бизнес-стратегиями являются те, которые обладают потенциальными возможностями генерировать серьезное воздействие на рынки покупателей, конкурентов и на направление развития отрасли.

Понимание того, как фирма  формирует свою природу и направления  собственной деятельности - что видно  из принимаемых стратегий - важно  с нескольких точек зрения. Для  начала отметим, что стратегический курс фирмы есть, собственно продукт  внешних рыночных альтернатив (или  ограничений) и внутренних факторов: ресурсов, квалификации, управленческих преимуществ. Множество факторов влияет на выбор стратегии, потребительские вкусы, предпочтения, покупательские привычки, технологические изменения, конкурентные воздействия потребности в инвестициях, соответствующие прибыльные ожидания, финансовые возможности (или условия) фирмы, оценка квалификационных и управленческих качеств в смысле их достаточности для достижения успеха на рынке, диверсификация, персональный состав управленческого звена и его целеустремленность, государственные акты регулирования, обязательства фирмы перед сегментом общества или держателями акций, а так же социальные, политические и культурные условия, ограничивающие или расширяющие спектр действия фирмы.

Во-вторых, стратегия фирмы  имеет определяющее значение для  позиций фирмы, рыночного поведения  и сферы интересов бизнеса. Например, некоторые фирмы являются, (или  хотят быть) технологическими лидерами, в то время как другим остается следовать за лидером. Одни фирмы  агрессивны по природе, другие консервативны  и избирают стратегии, не предусматривающие  риска. Одни уделяют внимание качеству и сервису, другие предпочитают низкие цены и низкодоходный край рынка. Одни фирмы сами по себе являются сателлитными по отношению к другим, специализируясь на доведении до конечного потребителя массовых изделий других фирм. Примерами могут служить автомобильные диллеры, оптовые дистрибьюторы и сети розничных магазинов. Другие фирмы являются обеспечивающими сателлитами и строят свой бизнес на обеспечении одного или большего числа предприятий сырьем, материалами, комплектующими или промежуточными изделиями. Ряд фирм строят свои стратегии на обеспечении ниши на границе рынка из-за давления известных, обладающих именем фирм. Одни фирмы занимаются простым (односложным) бизнесом, в то время как другие стремятся к интенсивной диверсификации.

В-третьих, стратегия -- это  основа для таких важных типов  принятия решений в бизнесе, как  например, выбор среди нескольких потребительских групп и отдельных  потребителей для удовлетворения их потребностей, выбор наиболее эффективных  с точки зрения ресурсов и издержек технологий и производственных процессов, определение оптимальных объемов  производства и местоположения предприятий, попытки достичь вершины в  конкурентной борьбе и добыть прибыльную рыночную долю, и уловить и выгодно использовать новые рыночные альтернативы и изменяющиеся условия «спроса-предложения».

Все вышеперечисленное позволяет  сказать, что обстоятельство, является ли фирма преуспевающей или терпит неудачи, частично зависит от широты и значительности ее стратегии, а  не всецело от экономического положения (места) на рынке. Фирмы известные  своими управленческими успехами всегда ищут возможности влияния на рынки  с помощью своего продукта, альтернативных стратегий, направленных на получение  конкретных преимуществ. Действительно, подавляющая часть хорошо сгенерированных стратегий связана с вопросами, как «инициировать» и «влиять», а не «соответствовать» и «реагировать» на имеющие место изменения в цепочке «товар-потребитель», а также технологические и экономические перемены.

Серьезным тестом хорошей  стратегии на самом деле является степень, в которой стратегия  фирмы:

· улучшает возможности фирмы  успешно конкурировать на своем  месте на рынке;

· улучшает возможности фирмы  добиваться конкурентных преимуществ;

Информация о работе Макро и микросреда фирмы