Макро и микросреда фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

В экономике основным коммерческим субъектом, действующим лицом является фирма. Под фирмой понимается первичная организационная единица бизнеса, обладающая следующими характеристиками: юридическая самостоятельность; производственная самостоятельность; финансовая самостоятельность; организационная самостоятельность.
Каждая фирма как организационно-хозяйственная единица имеет в своем составе одно или несколько предприятий, специализирующихся на конкретных видах деятельности, и функциональные подразделения, осуществляющие управленческую деятельность

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ПРИРОДА ФИРМЫ: АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ…5
1.1 Ресурсная концепция…………………………………………….…………..5
1.2 Транзакционная (контрактная) теория фирмы…………………………8
1.3 Теория конкурентных преимуществ…………………..…………………10
2. МАКРОСРЕДА И МИКРОСРЕДА ФИРМЫ…………………………….14
2.1 Микросреда фирмы…………………………………………………………15
2.2 Макросреда фирмы…………………………………………………………19
2.3 Формирование миссии фирмы…………………………………………….23
3. МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ В РЫНОЧНОЙСРЕДЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………...………………………26
3.1 Стратегические решения………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………

Файлы: 1 файл

СМ КУР 5.docx

— 57.29 Кб (Скачать файл)

· позволяет получать сверхприбыль.

Модно добавить к этому, что  понимание сложных взаимодействий между стратегией фирмы и экономическими силами на рынке позволяет оценить  эффективность, с которой система  конкурирующих частных предприятий  обеспечивает благосостояния потребителей в целом.

 

 

 

ГЛАВА 3 МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ В РЫНОЧНОЙ СРЕДЕ

Модель может описываться  релевантной (относящейся непосредственно  к делу) информацией, а может и  математическими соотношениями, имитирующими реальную организацию (процесс, технологию). Модель, представляющая набор описательной информации, называется концептуальной, а модель, представляющая набор математических или логических соотношений, называется имитационной. По существу зависимостей, отражающих свойства объекта (процесса), модели могут быть социотехнические, институциональные, экономические, социальные и др.

 

          3.1 Стратегические решения

Стратегические решения - набор действий и решений руководства, направленных на разработку конкретных стратегий достижения целей организации (фирмы). Структура стратегического  решения определяется возможностями  организации (фирмы) конъюнктурой рынка  и факторами конкурентоспособности  производимой продукции. Можно выделить основные элементы стратегического  решения

Конкуренция - состязание между  товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источники сырья, т.е. это действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного  производства. Различают ценовую  конкуренцию (основана на снижении цен) и неценовую конкуренцию (основана на совершенствовании качества продукции  и условий ее продажи). Именно конкурентные взаимодействия заставляют производителей снижать издержки производства, повышать качество продукции, внедрять нововведения. Конкурентоспособность товара - способность  товара отвечать требованиям рынка  данного вида товара. Она определяется свойствами производимых товаров и  услуг:

* наличием нового качества  товаров, услуг, отраслей производства;

* возможностью продаж  при наличии аналогичных товаров.

Основу управления с учетом конкуренции составляет теория конкурентного  преимущества. Конкурентное преимущество - это возможность обеспечить конкурентоспособность  товаров, услуг (отраслей производства) на основе системного анализа ситуации на рынках и условий деятельности производителей. Можно выделить основные свойства, характеризующие конкурентоспособность продукции, которые могут служить одним из важнейших индикаторов научно-технического прогресса, как на уровне экономики страны в целом, так и на уровне отдельных ее производственных отраслей; организаций (фирм).

Конкурентоспособность продукции  определяется достигаемыми покупателем  продукции результатами и понесенными  покупателем затратами.

          Исходя из этого, возможно выделение некоторых типовых стратегий:

   1. Стратегия роста  - план действий, предусматривающий  улучшение ключевых показателей  долгосрочного и краткосрочного  плана организации. Она эффективна  при часто меняющемся спросе  на продукцию или ее номенклатуру. Рост может осуществляться по  горизонтали (расширение сферы  конкуренции, дифференциации товаров)  и по вертикали (снижение издержек, дифференциация товаров).

   2.  Стратегия ограниченного  роста - план действий на достижение  прошлых целей с учетом возможной  инфляции. Она эффективна при  стабильно изменяющейся программе  деятельности организации.

   3. Стратегия сокращения - план действий, при котором ключевые  показатели долгосрочного и краткосрочного  плана организации ниже текущих.  Она эффективна при устойчивой  тенденции сокращения производства  какой-либо продукции. Можно выделить  основные элементы функциональных  стратегий предприятия.

Потенциал организации - это  ее совокупная способность осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять спрос потребителей, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления. Потенциал определяется:

      * ресурсами  (средствами производства, трудовым  и научно-техническим потенциалом,  накопленным богатством и др.) и достижениями экономичности  их использования;

      * конкурентоспособностью  товаров;

      * активной  политикой в области нововведений (качество инновационной политики).

Управленческая культура - комплексная, обобщающая характеристика управленческого труда, отражающая его качественные черты и особенности. Это - система общепринятых в организации  взаимосвязей в постановке дела, в  формах отношений и в достижении результатов деятельности, которые  отличают данную организацию от других. Она включает совокупность знаний, их структуру и глубину, мировоззрение, морально-этические нормы работы в организации, отношение к труду, навыки в организации работы, умение владеть собой и понимать особенности  работающих рядом людей. Управленческая культура проявляется также в  эстетике работе, стремлении оформить и выполнить ее красиво. Основными  элементами культуры управления являются:

      * индивидуальная  автономность - степень ответственности,  независимости и возможности  выражения инициативы в организации;

      * структура  - взаимодействие органов и лиц,  действующих правил, прямого руководства  и контроля;

      * поддержка  - уровень помощи, оказываемой руководителями  своим подчиненным;

      * вознаграждение - степень зависимости вознаграждения  от результатов труда;

      * идентифицированность - степень отождествления работников с организацией в целом;

      * управление  конфликтами - степень разрешаемости конфликтов;

      * управление  рисками - степень, до которой  работники поощряются в инновациях  и поиске риска.

Инновационная деятельность

Инновационная деятельность - процесс разработки и внедрения  новых продуктов, технологических  процессов, форм организации труда  и управления. Она реализуется  в различных областях: технической  и технологической, экономической, социальной, психологической, организационно-правовой и др. Базой инновационной деятельности является потенциал компании (технологический, управленческий, социальный и др.).

          Основными новациями, обеспечивающими конкурентные преимущества фирмы, являются:

    * новые технологии, которые создают новые возможности  для разработки товара, новые  способы маркетинга, производства  или улучшения сопутствующих  услуг;

    * новые или  изменившиеся запросы покупателей,  что требует постоянного анализа  спроса;

    * появление нового  сегмента отрасли (перегруппировка  существующих сегментов);

    * изменение стоимости  или наличия компонентов производства, что может произойти из-за изменения  абсолютной или относительной  стоимости компонентов, таких  как рабочая сила, сырье, энергия,  транспорт, связь, средства информации  или оборудование;

    * изменение государственного  регулирования.

Охрана информации и компании

Охрана информации - включает оценку информационных массивов, направление  потоков информации, схему внутренних и внешних связей организации. Охрана компании основывается на схеме территории с выделением объектов охраны, возможных  слабых мест и определения специальных  мероприятий.

Персонал

Основные управленческие решения для задачи управления персоналом базируются на моделировании процесса управления персоналом. Структура модели определяется системой функций производства и управления и включает основные элементы: набор; обучение; повышение квалификации; патронаж при назначении на новую должность.

Основная цель управления персоналом заключается в попытке  достигнуть совершенства в управлении фирмой путем: обеспечения организации хорошо подготовленными и заинтересованными (мотивированными) сотрудниками; доведение до служащих политики организации; практическое использование квалификации, мастерства рабочей силы.

Большая часть элементов  модели имеют типовое содержание и отработанные практикой методики их формирования. Они группируются обычно вокруг условно обособленных сфер деятельности: кадровая работа (работа с персоналом), снабжение и сбыт, бухгалтерский учет и др. Эти наборы информации представляют собой относительно самостоятельные модели и могут  быть выделены в отдельные информационные массивы.

Структурные элементы модели включают:

    * необходимую  нормативно-справочную информацию, касающуюся конкретной организации;

    * набор аналитических  и логических соотношений, воспроизводящих  оперативные действия в зависимости  от конкретной ситуации.

Имитационная модель функционирует  в реальном масштабе времени и  с достаточной точностью отражает реальные процессы, происходящие в  компании.

Принципами построения такой  модели является:

    * идентифицируемость  процессов и явлений;

    * управляемость  ресурсами (в т. числе персоналом);

    * надежность функционирования  модели;

    * работа в реальном  масштабе времени.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, изложенная информация и ее анализ позволяют в полной мере представить, что правильное избранная  и успешно претворенная в жизнь  стратегия управления предприятием - залог его плодотворного функционирования в условиях рыночной экономики.

Естественно, хорошая стратегия  в паре с удачным выполнением  не гарантирует, что компании удастся  полностью избежать периодов спада  и неустойчивости. Иногда требуется  время, чтобы усилия менеджеров привели  к позитивным результатам. Тем не менее, следует помнить, что именно на плечи менеджера ложится ответственность  за подготовку стратегии компании к  непредвиденно жестким условиям путем предусмотрительного стратегического  планирования. Следует помнить, что  планирование органично включено в  процесс управления и не представляет собой отдельного события в силу двух существенных причин. Во-первых, хотя некоторые организации прекращают существование после достижения цели, ради которой они первоначально  создавались, многие стремятся продлить существование как можно дольше. Вторая причина, по которой планирование должно осуществляться непрерывно - это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде или ошибок в суждениях, события могут разворачиваться не так, как это предвидело руководство при выработке планов. Поэтому планы необходимо пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью.

        Выработка стратегии организации - не самоцель стратегического управления. Эта сложная и трудоемкая работа приобретает смысл, только в том случае, если стратегия в дальнейшем успешно реализуется. Для того чтобы контролировать процесс реализации стратегии и быть уверенными в достижении поставленных целей, руководители организации вынуждены разрабатывать планы, программы, проекты и бюджеты, мотивировать процесс, т. е. управлять им.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бухвалов А. В., Катькало В. С. 2005. Эволюция теории фирмы и ее значение для исследований менеджмента. Российский журнал менеджмента 3 (1): 75-84.

2. Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ». 1996. С. 25 - 33.

3. Катькало В. С. Эволюция теории стратегического управления. СПб: Издательский дом С. петербургского. государственного университета.2006

4. Котлер Ф. маркетинг менеджмент. - Спб.: Питер Ком, 1998. С. 108 - 130.

5. Ламбен Жан-Жак. Стратегический менеджмент. Европейская перспектива. Пер. с франц. - СПб,: Наука, 1996.

6. Маркова В.Д., Кузнецова С.А., Стратегический менеджмент: курс лекций. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2004. С.25-31.

7. Розанова Н.М. Фирма в экономической среде. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2006. Гл. 5. С. 102-163.

8. Тамбовцев В. Л. Перспективы «экономического империализма». Общественные науки и современность (5). 2008. С. 129-136.


Информация о работе Макро и микросреда фирмы