Малая социальная группа и ее характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть малую социальную группу и изучить ее характеристики.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие малой группы и выделить ее характеристики;
- изучить цели изучения малых групп;
- раскрыть феноменологию малых групп.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
1 МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ…….5
1.1 Понятие малой группы и ее характеристики………….……………5
1.2 Цели, задачи изучения малых групп………………….……………15
1.3 Феноменология малых групп……………………………………….16
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………..28
2.1 Описание организации………………………………………………28
2.2 Описание диагностируемой группы (коллектива)………………..31
2.3. Заключение о диагностике группы………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Файлы: 1 файл

Малая социальная группа и ее характеристики_2012.doc

— 346.00 Кб (Скачать файл)

     Демократичный стиль лидерства отличается от авторитарного  тем, что лидер постоянно обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними, привлекает их к выработке и принятию решений, к сотрудничеству в управлении группой. Он не проводит четкой линии между собственными правами и обязанностями ведомых. Часть своих полномочий он добровольно передает членам группы; они в свою очередь так же добровольно принимают на себя часть его обязанностей, если в этом возникает необходимость. Демократичный лидер особенно ценит таких подчиненных, кто самостоятелен и инициативен, творчески подходит к работе. Он уделяет большое внимание не только деловым, но и личным взаимоотношениям в группе.

     Либеральный стиль лидерства - это такая форма  поведения лидера, при которой  он фактически уходит от своих обязанностей по руководству группой и ведет себя так, как будто он не лидер, а рядовой член группы. Все вопросы внутригрупповой жизни в этом случае решаются коллективным мнением, которое в группе принимается как закон, и этому в своем поведении следуют не только рядовые участники группы, но и сам ее лидер. Фактически в данном случае он является лидером лишь номинально.

     На  протяжении многих лет исследования лидерства перед психологами  неоднократно возникал вопрос: какой  из рассмотренных стилей лидерства  наиболее целесообразен? Поначалу, когда только еще зарождались соответствующие исследования, считалось, что демократичный стиль лидерства является наилучшим. Действительно, в нем больше привлекательных черт, чем в других. При данном стиле лидерства в группе создается самая благоприятная атмосфера для творческой работы и для удовлетворения других важных социальных потребностей людей. Этот стиль лидерства способствует постановке и решению группой наиболее сложных задач. Он и людьми психологически воспринимается как наиболее благоприятный.

     И, тем не менее, сказать, что данный стиль лидерства является наилучшим и к нему надо стремиться во всех без исключения случаях жизни, нельзя. Нередко предпочтительнее оказывается авторитарный и даже либеральный стиль лидерства, например, когда в условиях дефицита времени необходимо добиться высокой организованности, дисциплины, согласованности действий или когда необходимо принимать решение, которое затрагивает интересы всех членов группы. Поэтому на практике самым удачным является не какой-либо один из трех перечисленных стилей лидерства, а гибкий, или комбинированный, стиль лидерства, при котором лидер, умея вести себя по-разному, гибко меняет стиль своего поведения в зависимости от сложившейся в группе обстановки.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 практическая часть

     2.1 Описание организации  

      Невьянское  отделение Сбербанка Российской Федерации № 1787/035 является одним из 45 отделений Уральского банка Сбербанка России.

      Доходы  и расходы отделений Сберегательного  банка передаются Сбербанку России, образующиеся от проведения операций в российских рублях и иностранной валюте  ежемесячно в полном объеме на баланс территориального банка. В соответствии с утвержденными нормативами и установленным порядком распределения прибыли Сбербанка России, прибыль, остающаяся в распоряжении территориальных банков Сбербанка России, после уплаты обязательных платежей в бюджет, подлежит ежеквартальному распределению.

     Перечень  услуг Банка для юридических  лиц универсален и представлен  следующими видами обслуживания:

     1. Открытие и ведение рублевых  и валютных счетов резидентов  и нерезидентов

     2. Проведение всех видов расчетов  в рублях и твердых валютах

     3. Документарные операции

     4. Проведение всех видов расчетов  в «мягких» валютах с Украиной, Беларусью, Казахстаном и другими государствами Ближнего Зарубежья

     5. Покупка – продажа иностранной  валюты

     6. Конверсионные операции с твердыми  валютами по курсу международного валютного рынка, срочные валютные операции

     7. Валютные фьючерсы и опционы,  хеджирование валютного риска

     8. Конвертация «мягких» валют в  российские рубли и доллары США, одной мягкой валюты в другую

     9. Привлечение депозитов и предоставление  кредитов в «мягких» валютах

     10. Прием средств под простые  векселя и депозитные сертификаты  ОАО УФ Восточный экспресс банк

     11. Кредитование в рублях и твердых  валютах

     12. Краткосрочное и долгосрочное финансирование предприятий различных отраслей

     13. Проектное финансирование, в том числе совместное финансирование с привлечением иностранных инвестиций, а также проведение нетрадиционных для российской банковской практики сделок и расчетов

     14. Проведение операций на международном рынке драгоценных металлов

     15. Прием средств для размещения на депозит на различные сроки и в любых твердых валютах

     16. Операции с коммерческими и дорожными чеками

     17. Предоставление услуг по обслуживанию корпоративных пластиковых карт

     18. Хранение ценностей в индивидуальных сейфах с гарантией полной безопасности и конфиденциальности

     19. Проведение операций по покупке, продаже и взаимозачету обязательств Внешэкономбанка и Минфина РФ на внутреннем и международном рынках

     20. Предоставление гарантий

     21. Консультационные виды услуг

     В 2007 году стало возможным оформление кредитной заявки через Интернет, что экономит время потенциального заемщика. Кроме того, клиент теперь может воспользоваться такими услугами, как овердрафт, размещение денежных средств на депозит с плавающей ставкой или на накопительный депозит, получение кредит под векселя третьих лиц.

 

     Рисунок 5 – Организационная структура Уральского банка Сбербанка России. 
 

     2.2 Описание диагностируемой группы (коллектива) 

     Описание  характеристик диагностируемой  группы представлено в таблице 1.

Таблица 1 – Описание диагностируемой группы

№ п/п  Испытуемые  Пол Возраст Должность
1 Гренков А.Н. М 32 Операционист
2 Громова Ю.В. Ж 28 Кассир
3 Дроздова А.В. Ж 44 Инспектор кредитного отдела
4 Демидова Ю.М. М 35 Кассир
5 Иванов П.П. М 34 Инспектор кредитного отдела
6 Кетова М.Е. Ж 28 Кассир
7 Кнутов К.Г. М 36 Операционист
8 Кошкорова С.Ф. Ж 35 Бухгалтер
9 Курьин К.И. М 41 Инспектор кредитного отдела
10 Ламова И.Б. Ж 43 Инспектор отдела по работе с юридическими лицами
11 Манаков К.С. М 28 Операционист
12 Семенова И.А. Ж 30 Инкассатор 
13 Черемкина Г.А. Ж 43 Операционист
14 Шелестова А.А. Ж 36 Кассир 
15 Шлокова В.Л. Ж 38 Бухгалтер

 

     Психологический климат в коллективе хороший 
 
 

     2.3. Заключение о диагностике группы  

     Было  проведено тестирование малой группы лиц – коллектива Невьянского отделения Сбербанка России

     В опроснике Айзенка показатель по «шкале лжи» определяется по сумме баллов ответов «да» в вопросах 6, 24, 36 и ответов «нет» в вопросах 12, 18, 30, 42, 48, 54.

     0-3 — норма, ответам можно доверять. Показатель 4-5 является критическим, он свидетельствует о тенденции давать только «хорошие» ответы. 6-9 — ответы недостоверны.

     При тестировании испытуемых данный показатель составил от 0 до 5 баллов, что явно свидетельствовало о серьезном отношении их к тесту (табл. 2).

     Для определения степени невротизма находится количество ответов «да» в вопросах

     2,4,7,9,11,14,16,19,21,23,26,28,31,33,35,38,40,43,45,47,50,5255,57.

     Количество  ответов от 0 до 10 соответствует эмоциональной  устойчивости испытуемого. 11-16 — присутствует эмоциональная впечатлительность. При 17-22 ответах «да» появляются отдельные признаки расшатанности нервной системы. 23—24 ответов «да» определяют невротизм, граничащий с патологией, при этом у клиента возможен срыв, невроз.

     При тестировании данный показатель составил от 18 до 23 ответов «да», что свидетельствовало  о патологии невротизма у всех участников эксперимента (таблица 2).

     Экстраверсия  — находится сумма ответов  «да» в вопросах 1,3,8,10,13,17,22,25,27,39,44,46,49,53,56 и ответов «нет» в вопросах 5,15,20,29,32,37,41,51.

     Если  сумма баллов равна 0-10, то испытуемый интраверт, замкнут внутри себя.

     Если 15-24, то испытуемый экстраверт - общителен, обращен ко внешнему миру.

     Если 11-14, то испытуемый амбиверт – вступает в общение тогда когда ему  это нужно.

     При тестировании экстраверсия распределилась у каждого испытуемого по-разному, но преобладала оценка до 10 баллов (табл. 2). Таким образом, большинство испытуемых оказались замкнутыми внутри себя.

Таблица 2- Результаты тестирования по опроснику Айзенка (бал.)

№ п/п  Испытуемые  Шкала лжи Степень нейротизма Экстраверсия-интроверсия
1 Гренков А.Н. 0 18 9
2 Громова Ю.В. 2 21 14
3 Дроздова А.В. 3 20 12
4 Демидова Ю.М. 1 20 8
5 Иванов П.П. 2 19 9
6 Кетова М.Е. 4 21 7
7 Кнутов К.Г. 5 20 7
8 Кошкорова С.Ф. 3 19 9
9 Курьин К.И. 2 20 15
10 Ламова И.Б. 1 20 13
11 Манаков К.С. 0 19 8
12 Семенова И.А. 2 23 8
13 Черемкина Г.А. 3 19 10
14 Шелестова А.А. 1 21 9
15 Шлокова В.Л. 2 22 10

      При наличии оснований полагать ответы на вопросы искренними по полученным данным строится график (рис. 6).

Рисунок 6 - Тип личности (по опроснику Айзенка)

     Далее из графика (рис. 6) определяем тип личности испытуемого:

     Сангвиник-экстраверт: стабильная личность, социален, направлен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботный, веселый, любит лидерство, много друзей, жизнерадостен. Данный тип личности мало склонен к защитным действиям в процессе психологического консультирования.

     Холерик-экстраверт; нестабильная личность, обидчив, возбужден, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. В ситуации стресса — склонность к истерико-психопатическим реакциям.

     Флегматик-интроверт: стабильная личность, медлителен, спокоен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив, мирный, сдержанный, надежный, спокойный в отношениях, способен выдержать длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения.

     Меланхолик-интраверт: нестабильная личность, тревожен, пессимистичен, очень сдержан внешне, но чувствителен и эмоционален внутри, интеллектуальный, склонен к размышлениям. В ситуации стресса — склонность к внутренней тревоге, депрессии, срыву или ухудшению результатов деятельности (стресс кролика).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Таким образом, социальная группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

     К малым группам относятся небольшие  по численности совокупности людей, объединенных общими целями, интересами, ценностями, нормами и правилами поведения, а также взаимодействием на личностном уровне. Малой группой являются дружеские компании, небольшие производственные бригады, спортивные команды и т. п.

     Наиболее  общими качествами малой социальной группы точки зрения управления можно считать следующие:

     - направленность группы – социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;

     - организованность группы (как способность ее к самоуправлению) и интегративность ее (как мера единства, общности членов группы друг с другом в противоположность разобщенности);

Информация о работе Малая социальная группа и ее характеристика