Малый бизнес как основа экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Цель определить роль государства в регулировании хозяйственной деятельности малого бизнеса.
Задачи:
Рассмотреть понятие «малый бизнес».
Охарактеризовать малый бизнес в России в настоящее время.
Выделить особенности малого бизнеса.
Обозначить основные и наиболее важные проблемы малого бизнеса.
Найти пути решения проблем малого бизнеса.

Файлы: 1 файл

курсовая муниц. менеджмент Шевченко.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Введение

В последнее  время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место  ныне распадающихся крупных монополистических  предприятий, относящихся как к  тяжелой, так и к другим не менее  важным отраслям промышленности?

Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, устойчивые цены, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Тема данной курсовой работы особенна актуальна, т.к  в настоящее время у государства  стоит задача внедрения на рынок  малых предприятий в связи  с последними изменениями в экономике  нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву», вообще перестали существовать. Данная экономическая ситуация создала условия для оптимального варианта экономической единицы, как малое предприятие, малый бизнес. Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм привело к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно, учитывая выделение Москвы и огромный упадок субъектов Российской Федерации. И одним из самых главных преимуществ является то, что малый и средний бизнес, неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, что благоприятно скажется на экономическом состоянии страны.

Предметом данной курсовой работы, содержание методов  и форм государственного регулирования  хозяйственной деятельности предприятий  малого бизнеса.

Объектом курсовой работы, является разбитие малого бизнеса  в Российской Федерации.

Цель определить роль государства в регулировании хозяйственной деятельности малого бизнеса.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие «малый бизнес».
  2. Охарактеризовать малый бизнес в России в настоящее время.
  3. Выделить особенности малого бизнеса.
  4. Обозначить основные и наиболее важные проблемы малого бизнеса.
  5. Найти пути решения проблем малого бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Малый бизнес как основа экономики

    1. Основные критерии и роль малого бизнеса в экономике

Малые предприятия  — это не организационно-правовая форма, термин «малое» характеризует  лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%. 1

В ряде научных  работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой  группой лиц, или предприятие, управляемое  одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся  к малому бизнесу является: - численность персонала; - размер уставного капитала; - величина активов; - объем оборота (прибыли, дохода).Нам удалось найти данные по Мировому банку и в них видно, что общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого бизнеса, превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

Многие рассмотренные  нами материалы свидетельствуют о том, что в российской практике, развитие малого предпринимательства началось в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.2 В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом бизнесе.

Роль малого бизнеса в экономике очень  важна, во-первых, как уже отмечалось, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Успех малого бизнеса  можно объяснить следующими причинами: углубление специализации в научных  разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях, мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

Обобщая все  вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что малый бизнес воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего  в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.

    1. Необходимость разделения  предприятий на крупные, средние и мелкие

В хозяйственной  практике широко применяются традиционные схемы деления экономики на составные элементы, позволяющие всесторонне изучить закономерности и направления развития народного хозяйства, своевременно заметить нарождающиеся проблемы и принять меры по их решению. Это деление экономики по: отраслевому признаку, по территориальному, по формам собственности и т.д.3

Согласно рассмотренных  нами источников, существовало и деление предприятий по критерию их размера в зависимости от численности работающих, стоимости основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей. Такое деление использовалось для определения категории предприятий, что является базой для формирования оплаты труда. Реформа оплаты труда, казалось бы, сделала ненужными определения “категорийности” предприятия. Однако из жизненных ситуаций можно сделать другой вывод: необходимо резко повысить роль деления предприятий на крупные, средние и малые и положить его в основу специальной системы организации дифференцированного внимания со стороны государства к финансовому, материально-техническому благополучию различных по размеру предприятий.

Функциональное  назначение предприятий, их роль в экономике  в значительной мере меняются в зависимости  от размера предприятия. Крупное и мелкое производство, даже в рамках одной территории и отрасли, как правило, не являются взаимозаменяемыми. Нам четко видно, отсутствие одного из них – это незаполненная ячейка экономики, имеющая своим следствием общее снижение эффективности производства. Крупные, средние и малые предприятия дополняют друг друга, создают целостный организм экономики.

 

    1. Методы государственного регулирования хозяйственной деятельности малого бизнеса

Для обеспечения  реального динамизма развития малого предпринимательства необходим  импульс, исходящий из структур внешней  бизнес-среды, и прежде всего со стороны государства, призванного содействовать ускоренному развитию малого предпринимательства в интересах стабилизации социально-экономического положения в обществе и достижения целевых установок национальной экономики, трансформированной на устойчивое развитие. Мировой опыт нам свидетельствует и о том, что без государственной поддержки развитие малого предпринимательства происходит очень медленно.

Основными целями государственной политики по развитию малого предпринимательства являются: создание благоприятных условий для осуществления эффективного бизнеса; ускоренное развитие малого предпринимательства как основы и фактора формирования конкурентной среды; расширение самозанятости населения; увеличение доли участия в формировании валового регионального и валового внутреннего продукта, в налоговых доходах федерального, регионального и местного бюджетов.4

В настоящее  время Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» регулирует связи, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Им определены также порядок формирования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки. Итак, согласно ст. 7 Закона № 209-ФЗ государство предусматривает множество мер для нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства5:

1. специальные налоговые режимы, упрощенные для малых предприятий;

2. упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности;

3. льготный порядок расчетов за приватизированное муниципальное имущество.

Оказание имущественной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства .

Информационная  поддержка— осуществляется в виде создания федеральных, региональных и  муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих субъекты малого и среднего предпринимательства сведениями6.

Консультационная  поддержка — осуществляется в виде создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, и обеспечения деятельности таких организаций.

Рассмотренный нами закон предусматривает оказание финансовой помощи субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства.

Важную роль в стимулировании малого бизнеса  призваны сыграть и меры налогового порядка. Имеется в виду прежде всего, что система его налогообложения  должна быть щадящей — не тормозящей его развитие. Очевидно, что нынешняя система налогообложения такому критерию не отвечает.

 

 

 

Глава 2. Развитие малого бизнеса РФ

2.1 Эволюция  российского малого бизнеса

Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его  истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала  общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

 В течении  1980-х годов престиж малого бизнеса  в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.

Рассмотрим ряд этапов выделяемых в российской истории малого бизнеса:7

 Для первого этапа (1985 – 1987 гг.) характерно зарождение  и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

  Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он  послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

Информация о работе Малый бизнес как основа экономики