Малый бизнес как основа экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Цель определить роль государства в регулировании хозяйственной деятельности малого бизнеса.
Задачи:
Рассмотреть понятие «малый бизнес».
Охарактеризовать малый бизнес в России в настоящее время.
Выделить особенности малого бизнеса.
Обозначить основные и наиболее важные проблемы малого бизнеса.
Найти пути решения проблем малого бизнеса.

Файлы: 1 файл

курсовая муниц. менеджмент Шевченко.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

  Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан  с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

   Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

   Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

   Тем на менее  заложенные  основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г. и по настоящее время) развития предпринимательства изменил соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Теперь предпринимательство проявляется во всем  многообразии. Обнаружены силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной  экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государство же должно прилагать усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентную среду и её стабильность в качестве среды хозяйствования.

 

2.2 Сущность малого бизнеса в РФ

Понимание необходимости развития малого бизнеса требует ясного представления  о том, какое место он занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности.

В современных  условиях малый бизнес относится  к числу необходимых элементов рыночной экономики, поскольку этот сектор включается в структуру современной модели рыночно-конкурентного хозяйства и оказывает существенное влияние на темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта (ВВП)8.

Во всех развитых индустриальных странах сфера малого бизнеса играет важную роль в экономической системе государства. Заполняя вакуум между громоздкими гигантами, малые предприятия в некотором смысле цементируют экономику, используют пустующие рыночные ниши и стимулируют деятельность крупных корпораций.

Становление малого бизнеса в современной  России по нашему мнению является необходимым условием решения комплекса сложнейших социально-экономических проблем, вовлечения в предпринимательский сектор значительной части незанятого населения, переориентации кредитной и налоговой политики на стимулирование развития производства, переход к инновационному типу экономического развития и т.д.

Согласно многим источникам малый бизнес характеризуется тремя основными аспектами9:

1. небольшой рынок сбыта, не позволяющий фирме оказывать значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара;

2. правовая независимость — предприятие управляется не через формализованную управленческую структуру, а собственником или партнерами-собственниками, которые сами контролируют свой бизнес. Это условие позволяет исключить мелкие филиалы крупных фирм;

3. персонифицированное управление, предполагающее, что собственник или партнеры-собственники сами участвуют во всех аспектах управления бизнесом и в процессе принятия всех решений и свободны от любого контроля извне.

В Российской Федерации  в соответствии с Федеральным  законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации»10 лимитируются доля участия других лиц, численность работников и выручка организации. Как мы видим к субъектам малого бизнеса относятся коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), потребительские кооперативы, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:

1. доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не должна превышать 25%;

2. доля участия других юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в капитале малого или среднего предприятия не должна превышать 25%;

3. средняя численность занятых за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек, а для «микропредприятий», выделенных в составе категории малых предприятий, не должна превышать 15 человек;

4. предельные выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: (микропредприятия — 60 млн руб.; малые предприятия — 400 млн руб.; средние предприятия — 1000 млн руб.)

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства  определяется в соответствии с наибольшим по значению условием — численности работников либо размера выручки от реализации произведенных товаров либо оказанных услуг. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если численность работников или размер выручки держатся выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Применение  различных критериев отнесения  предприятий к малым в России обусловлено различными целями. Так, одни из них направлены на право  применения упрощенной системы налогообложения, другие — на право применения единого налога на вмененный доход, третьи — на освобождение от уплаты НДС, четвертые — на получение субсидиарной помощи от государства. Современное правительство России отводит малому предпринимательству большую роль в экономической политике государства, что является основанием для применения единого подхода отнесения предприятий к малому бизнесу независимо от цели, будь то налогообложение, статистические наблюдения или определение роли малого бизнеса в общей массе ВВП.

 

 

 

 

Глава 3. Совершенствование путей развития  малого бизнеса в РФ

3.1 Проблемы  малого бизнеса в российской экономике

Сегодня у малого бизнеса много крупных проблем, таких как проблемы роста конкурентоспособности  и глобализации.

В наше время  современное мировое хозяйство  представляет собой интегрирующуюся, объединяющуюся систему. Свободное  движение капитала и труда, информационные технологии размывают национальные границы.

Для защиты своих  национальных ценностей в процессе глобализации решающим становится международное  сотрудничество с теми, кто разделяет  общие цели и задачи интернационализации правового пространства, рынков товаров и услуг, а также правила свободной торговли, устанавливаемые Всемирной торговой организацией (ВТО).

При всей противоречивости результатов глобализации большие  государства, такие как: США, Канада, Мексика и Бразилия, и малые страны: Финляндия, Сингапур, Швеция, Норвегия, Венгрия, Чехия и другие - в целом извлекают из этого процесса немало полезных результатов. В этих странах поддержка развития малого бизнеса основывается на создании законодательной базы и надёжной системы защиты прав и интересов предпринимателей, их доступа к льготным кредитным ресурсам, производственной, финансовой, социальной и рыночной инфраструктур, которые способствуют развитию этого сектора экономики.11

Мы жители России и наблюдаем, что в данной стране у малого бизнеса существуют различные трудности:

1. В несовершенстве правовых основ и высоком уровне налогообложения, отсутствии законодательной базы и правовых гарантий. В законе «О поддержке малого предпринимательства» закреплена обязанность исполнительной власти всех уровней разрабатывать, и осуществлять меры по созданию информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития, и в целях обмена между ними указанной информации. Также по этому закону исполнительная власть должна осуществлять меры по развитию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров малого предпринимательства, а учреждения, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров малого бизнеса пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством. Исполнительная власть обязана предусматривать резервирование для субъектов малого предпринимательства определённой доли заказов на производство и поставку продукции и товаров для государственных нужд – не менее 15% от общего объёма поставок. Таким путём предполагается создать гарантированный рынок сбыта для высокоэффективных малых предприятий, содействовать стабилизации их финансового положения, стимулировать повышение уровня производства и качества продукции. К сожалению, не всё из вышеперечисленного работает в настоящее время, так как правовые нормы не носят конкретный характер, то есть не разработана в деталях процедура защиты прав и интересов малого бизнеса на всех стадиях формирования и исполнения заказов на поставки для государственных нужд и не указана мера ответственности государственных заказчиков за несоблюдение этой процедуры.

2. В негативном отношении определённой части населения, связывающей предпринимательство напрямую с посредничеством, куплей-продажей. Определённая часть населения не имеет знаний о деятельности малого бизнеса, то есть при отсутствии знаний о понятии и роли малого предпринимательства у этой части населения создаётся неправильное впечатление о его деятельности, из чего и следует появление негативного отношения к этому виду предпринимательства.

3.   В экономической и политической нестабильности в обществе;

4. В несовершенстве банковской и кредитной систем, то есть в ограничении возможностей для финансирования инвестиций и низкий круг источников финансирования12.

В России малый  бизнес, к сожалению, пока что развит слабо и территориально очень  неровно, то есть в центральном регионе и в регионах с высокоразвитым крупным предпринимательствах (в регионах с наиболее благоприятной средой для создания и развития малого предпринимательства) малый бизнес развивается быстрее, а значит и расположен он в основном в этих регионах. Во многом именно поэтому немалое количество областей и часть автономных республик не могут интенсивно развиваться исключительно из-за высокой трудоизбыточности и её невозможно ликвидировать из-за практического отсутствия общенационального рынка труда и крайней нищеты большей части населения.

Таким образом, развитие малого предпринимательства  – одно из главных направлений  создания среднего класса, отмеченного  высокой квалификацией, культурой  труда и достаточно высоким, стабильным уровнем жизни.

Решительную помощь в этих областях может и должно оказывать государство.

 

3.2 Основные  направления государственной поддержки  развития малого бизнеса в  РФ

 Практика  государственного содействия немонополистическому  сектору экономики развитых стран  показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены:

  1. Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
  2. Производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;
  3. Лекарственных препаратов и медицинской техники;
  4. Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
  5. Строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.

   Соответственно, одним из важных инструментов  государственного содействия развитию  мелкого бизнеса является прямая  финансовая помощь, которая осуществляется  посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

По нашему мнению важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

   Достаточно  широкое развитие получили организуемые  государственными органами и  частными предприятиями специальные  службы по оказанию различных  консультационных услуг малым  компаниям.

    Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.

  Сейчас, при  корректировании многими политическими  партиями и движениями своих программ, в них можно заметить меняющееся отношение к малому бизнесу. Так из всех программ можно выделить главные общие идеи:

1. Приоритетное развитие малого предпринимательства – не самоцель, а одно из основных условий экономического и социального возрождения России.

  1. Массовое широкомасштабное развитие малого предпринимательства позволит предоставить работу миллионам граждан, высвобождающихся из государственных и приватизированных предприятий. Из изученных нами источников: по оценкам И.Хакамады около 50 млн. человек.13
  2. Реализация мероприятий по обеспечению производственной и инновационной поддержки малых предприятий позволит создать значительное количество новых малых предприятий, до 12 млн. предприятий, и новых рабочих мест, прежде всего, для социально незащищенных слоев населения.
  3. Малое предприятие, играющее все большую роль в региональных социально-экономических процессах, учитывает своеобразие каждого региона, формирует значительную долю доходной базы бюджета и является решающим фактором экономической стабилизации через создание местных потребительских рынков и новых рабочих мест.

   Если  не вдаваться в подробности,  то сегодня выделяют четыре  основных направления для решения  проблем малого бизнеса. 

Информация о работе Малый бизнес как основа экономики