Малый бизнес как основа экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Цель определить роль государства в регулировании хозяйственной деятельности малого бизнеса.
Задачи:
Рассмотреть понятие «малый бизнес».
Охарактеризовать малый бизнес в России в настоящее время.
Выделить особенности малого бизнеса.
Обозначить основные и наиболее важные проблемы малого бизнеса.
Найти пути решения проблем малого бизнеса.

Файлы: 1 файл

курсовая муниц. менеджмент Шевченко.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Первое – поменять психологию власти к малому бизнесу. Отойти от мнения, что малый бизнес не платит, налоги и находится в серой экономике.

Второе – реформирование и упрощение налогообложения. При сегодняшней системе, когда отнимается львиная    доля     дохода   предприятия,   вынуждены   уклоняться   от   налогов.

Третье - сделать прозрачными и внести ясность в акты купли-продажи имущества. И, наконец, решить вопрос с землей, иначе аграрная Россия будет питаться импортом.

Четвертое – стимулировать инвестиции населения, которое уже не доверяет ни банкам, ни государству, в малый бизнес. А это, по некоторым оценкам, полученных нами не официально, заставить работать от 20 до 40 млрд. долл., хранящимся под подушками и матрасами.

  Россия должна  жить по принципу, что государство  обслуживает потребности и запросы  общества, а не наоборот.

 

3.3 Перспективы развития малого бизнеса в РФ

Несмотря на серьезность  проблем, связанных с малым бизнесом, отечественный малый бизнес имеет  серьезные перспективы дальнейшего  развития.

На сегодняшний  день в стране функционирует 1032 тыс. предприятий малого бизнеса. По некоторым оценкам, только от 20 до 30% из них имеют руководителей, обладающих специальным профессиональным образованием. Следовательно, примерно на 750 тыс. предприятий руководители действуют по наитию, с учетом своих способностей и опыта. Это сдерживает дальнейшее развитие и повышение эффективности малого бизнеса.

Большинство респондентов второго проведенного опроса ответили, что конкуренция в настоящее  время является для них более  серьезной проблемой, чем государственное регулирование. Впервые с начала перехода России к рыночной экономике предприниматели назвали конкуренцию наиболее важной проблемой. Такое внимание к конкуренции свидетельствует о том, что российская экономика становится по-настоящему рыночной, предпринимателей больше волнует поведение конкурентов, чем поведение чиновников. К поведению чиновников они в определенной степени приспособились, а приспосабливаться к конкуренции, учитывая этот фактор, им придется постоянно.

Большой оптимизм вселяет повышенное внимание к развитию малого предпринимательства со стороны государства, наблюдаемое в последнее время. Так, в «плане Путина-2020», озвученном на расширенном заседании Государственного Совета 8 февраля 2008 года, было отмечено, что «государство должно активно содействовать людям в смене профессии, в трудоустройстве или начале собственного бизнеса. И это напрямую зависит от эффективности системы непрерывного обучения и переподготовки кадров, от того, насколько комфортными будут условия для занятия малым бизнесом. Пока им заниматься крайне сложно».

Первым крупным  шагом  вновь избранного президента России Д. А Медведева стало обсуждение на заседании президиума Госсовета в Тобольске 27 марта 2008 года вопроса о развитии малого бизнеса в России. В выступлении Д. А. Медведева было отмечено, что «малый бизнес - это база для развития предпринимательской активности и основа расширения среднего класса, который к 2020 году должен составить в России до 60— 70%». Но для этого в первую очередь надо устранить административные барьеры.

Отмечалось, что сегодня около 30 органов на федеральном уровне осуществляет контроль за работой малого бизнеса по 45 направлениям, проявляя при этом давление на предпринимателей. На заседании подчеркивалось, что сегодня 43% предпринимателей на открытие собственного дела вынуждены занимать средства у родственников или у друзей. В то же время получить кредит в банке на эти цели весьма сложно и накладно.

Собираясь начать свой бизнес, предприниматель сталкивается с проблемой доступа к инфраструктуре; поиском, приобретением и арендой помещений, подключений к электросетям и пр.

Существенная  проблема — налогообложение, неадекватная нагрузка на бизнес и, при этом, сложность  расчетов по налогам.

В последнее  время проявилась новая серьезная  проблема, тормозящая развитие малого бизнеса, - кадровая, отсутствие на рынке достаточного количества квалифицированной рабочей силы.

Дмитрий Медведев призвал малые предприятия активнее включаться 
в проблемные сферы современной экономики России: промышленность, 
строительство, ЖКХ, а самим производителям заняться повышением рабочей ответственности. 

Д. А. Медведев предложил  установить уведомительный порядок  открытия малых предприятий, заменить лицензирование отдельных видов  деятельности в малом бизнесе  обязательным страхованием ответственности, сократить перечень сертифицированной продукции и ввести систему декларирования товаров самими производителями.

Важно также отметить, что, по мнению Д. А. Медведева, без участия, малого бизнеса в России невозможно построить инновационную экономику.

В результате в правительство направлен комплексный  план поддержки малого бизнеса, в котором содержится 51 предложение по важнейшим направлениям его деятельности.

Таким образом, у малого бизнеса в России есть резервы для дальнейшего развития. По нашим ориентировочным расчетам, в ближайшие годы число малых предприятий в России может увеличиться до 1,4—1,5млн. единиц. Выпускаемая ими продукция может быть оценена в 1,8—2,2трлн.руб. (в 2003 г. — 1682,4млрд. руб.). Таким образом, занимая 12,5% в составе ВВП страны (вместо 9,0% в 2003 г.), предприятия малого бизнеса могут занять подобающее им место в экономике России.

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, на основании  вышеизложенного материала можно  сделать вывод, что в ближайшее время и наша страна пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. После того как раскрыли понятие «малый бизнес», охарактеризовали его, видно что он ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно, лучший выход для России – это государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

На  пути развития малого бизнеса в России имеется множество проблем. Важнейшие из них: недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств, трудности с получением банковских кредитов, сложности с получением помещений и высокая арендная ставка, усиление давления со стороны чиновников, нехватка квалифицированных кадров-менеджеров, бухгалтеров, рабочей силы, налоговое бремя и др. После выявления проблем, можно четко указать пути их решения.

Предприятия малого бизнеса достаточно эффективно используют инвестиции в основной капитал, однако удельный вес этих инвестиций малых предприятий по сравнению с общими инвестициями из года в год падает.

В регионах России еще слабо осуществляются меры по поддержке развития малого предпринимательства.

Несмотря  на серьезность проблем, связанных  с развитием малого бизнеса в  России, отечественный малый бизнес имеет серьезные перспективы дальнейшего развития. Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес, сконцентрировать финансовые средства для оказания ему поддержки.

Большой оптимизм вселяет повышенное внимание к развитию малого предпринимательства со стороны государства, наметившееся в последнее время.

Список  используемой литературы

  1. Гражданский кодекс РФ, Ч 4.
  2. Закон «О развитии малого и среднего бизнеса РФ» от 02.10.2006.
  3. Краевая программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства на 2004-2006 годы». Утверждена постановлением Правительства № 29-пр от 20 октября 2003 года.
  4. Альтшулер И. Стратегическое управление на основе маркетингового 
    анализа. М., СПб: «Вершина», 2006.
  5. АгленД. Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без 
    стресса. М.: «Вильяме», 2007.
  6.  Бизнес-планирование. Под ред. Попова, Ляпунова. 2-е изд. М.: Фи 
    нансы и статистика, 2008.
  7. Бригхэм Ю., Эрхардт М. Финансовый менеджмент. 10-е изд. Пер. с 
    англ. СПб: Питер, 2007.
  8. Боди Э., Кейн А., Маркус А. Принципы инвестиций. 4-е изд. Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2008.
  9. Бахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет. М.: Омега-Л, 2007.
  10. Волгин В. В. Открываю микропредприятие: Учеб. пособие. М.: Дашков и Ко, 2008.
  11. Восколович Н.А. Экономика платных услуг: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, направлению «Экономика», специальности «Государственное и муниципальное управление» / Н. А. Восколович. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  12. Воробьев С. И., Балдин К. В. Управление рисками в предпринимательстве. 2-е изд., М: ИТК «Дашков и Ко», 2007.
  13. Ефимова С. А. Маркетинговое планирование. М.: «Альфа-Пресс», 2007.
  14. Горфинкель В. Я., Малый бизнес . Москва, 2009.
  15. Ивасюк Р.Я. Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. – № 4. – С. 11-15.
  16. Ильин И.Е. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы / И. Е. Ильин // Банковское кредитование. – 2008. – № 2. – С. 42-46.
  17. Коротков Э. М., Менеджмент. Москва 2010.
  18. Курганов А.Д. Основные виды государственной поддержки малого предпринимательства в России // Юрист. – 2009. – № 1. – С. 81-87.
  19. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебник – 2-е изд., перераб. и дополн. - М.:ИНФРА-М, 2005
  20. Литвак Е. Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес // Финансовая газета. – 2009. – № 6. – С. 31-38.
  21. Ляшевич И.А. Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе // Журнал российского права. – 2006. – № 5. – С. 49-54.
  22. Малис Н.И. Налоговый аспект государственной поддержки малого бизнеса // Финансы. – 2008. – № 6. – С. 13-16.
  23. Малис Н.И. Налогообложение малого бизнеса // Финансы - 2003. - № 1 - с.28 – 32
  24. Минакир П.А., Системные трансформации в экономике. –Владивосток:    Дальнаука, 2001.
  25. Мескон М., Альберт М.,   Основы менеджмента. – Москва: «Дело», 1997.
  26. Митин С.Г. Государственное регулирование экономики: цели, методы, программа реализации. - М.: Приор, 2003. - 479 с.
  27. Речмен Д. Дж., Современный бизнес / М. X. Мескон, К.Л. Боуви, Дж.В.Тилл. - М.: Республика, 2002. - 421 с.
  28. Ручкина Г.Ф. Проблемы банковского кредитования малого и среднего предпринимательства в новых экономических условиях // Юридический мир. – 2009. – № 7. – С. 50-56
  29. Сирополис Н. Управление малым бизнесом. - М.: Стратег, 2001. - 258 с.
  30. Талалаева И. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса // Малая бухгалтерия. – 2008. – № 1. – С. 8-10.
  31. Хамзин Р. Перспективы малого предпринимательства в Башкирии. - Уфа: Китап, 2002. - 71 с.
  32. Чечеткина О.Н. Факторы и особенности рисков малого предпринимательства в производственной сфере // Управление персоналом. – 2008. – № 7. – С. 21-24

1 Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебник – 2-е изд., перераб. и дополн. - М.:ИНФРА-М, 2005

2 Ильин И.Е. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы / И. Е. Ильин // Банковское кредитование. – 2008. – № 2. – С. 42-46.

3 Ивасюк Р.Я. Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. – № 4. – С. 11-15.

4 Сирополис Н. Управление малым бизнесом. - М.: Стратег, 2001. - 258 с.

5 Гражданский кодекс РФ, Ч 4

6 Мескон М., Альберт М.,   Основы менеджмента. – Москва: «Дело», 1997.

7 Митин С.Г. Государственное регулирование экономики: цели, методы, программа реализации. - М.: Приор, 2003. - 479 с.

8 Чечеткина О.Н. Факторы и особенности рисков малого предпринимательства в производственной сфере // Управление персоналом. – 2008. – № 7. – С. 21-24

9 Малис Н.И. Налоговый аспект государственной поддержки малого бизнеса // Финансы. – 2008. – № 6. – С. 13-16.

10 Закон «О развитии малого и среднего бизнеса РФ» от 24.07.2007.

11 Талалаева И. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса // Малая бухгалтерия. – 2008. – № 1. – С. 8-10.

12 Черняк В.З. Введение в предпринимательство. М., 2000. – С. 214

13 Хамзин Р. Перспективы малого предпринимательства в Башкирии. - Уфа: Китап, 2002. - 71 с.

 


Информация о работе Малый бизнес как основа экономики