Марксисская теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 01:56, курсовая работа

Описание работы

По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие рынка сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, с быстрым ростом научно-технического прогресса, который ведет к нововведениям в жизни общества.

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика сферы услуг
2. Мировой рынок услуг
2.1 Понятие международной торговли услугами
2.2 Динамика и структура сферы услуг
2.3 Особенности регулирования международного рынка услуг
2.4 Глобализация услуг
2.5 Географическая направленность торговлей услугами
3. Сфера услуг в России
3.1 Особенности развития сферы услуг в России
3.2 Внешняя торговля России в сфере услуг
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Ал (5).docx

— 112.29 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Общая характеристика сферы услуг

2. Мировой рынок услуг

2.1 Понятие международной торговли услугами

2.2 Динамика и структура сферы услуг

2.3 Особенности регулирования международного рынка услуг

2.4 Глобализация услуг

2.5 Географическая направленность торговлей услугами

3. Сфера услуг в России

3.1 Особенности развития сферы услуг в России

3.2 Внешняя торговля России в сфере услуг

Заключение

Библиографический список

 

                                                      Введение

По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие рынка сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, с быстрым ростом научно-технического прогресса, который ведет к нововведениям в жизни общества. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, транспортных, страховых и других рынков услуг.

Происходит  расширение основ воспроизводства  рыночных и нерыночных услуг, причем рыночные отвоевывают все более  значительную для себя долю в общем  объеме услуг. Это связано с торговлей  товарами (особенно технически сложными), т. к. сбыт товара требует все более  развитой сети, которая состоит в  основном из услуг, оказываемых во время  реализации, и, услуг послепродажного  обслуживания.

По международным данным статистики свыше 40% иностранных инвестиций вкладываются в развитие рынка сферы услуг, что подтверждает актуальность, интерес и видение перспективы развития данного сектора экономики.

При написании  курсовой работы по выше указанной теме, я поставила перед собой достижение следующей цели: изучить проблемы и специфику развития сферы услуг. Следовательно, задачей исследования является анализ научной и публицистической литературы по данной теме. Таким образом, предметом исследования является сфера рынка услуг.

 

                       1. Общая характеристика сферы услуг

Понятие и квалификация услуг

Одной из важнейшей закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь  экономического роста и повышения  роли услуг в национальной экономики. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. Несмотря на это на протяжении многих лет услуги практически не изучались теорией международной экономики. Отчасти это было связано со сложностью определения самого понятия услуг, которых существует великое множество.

Согласно  марксистской доктрине (в которой  третичному сектору, как нематериальному  производству, вообще не было места) сфера  материального производства делится  на четыре сектора: сельское и лесное хозяйство, добывающая промышленность, обрабатывающая промышленность и грузовой транспорт (иногда включался пассажирский транспорт общего пользования).

В современных  условиях, когда на передний план все  более выступают социальные проблемы, структура хозяйства рассматривается уже иначе. Первичный сектор - это отрасли, непосредственно связанные с природными ресурсами - добывающая промышленность, сельское, лесное, рыбное хозяйства. Вторичный сектор - обрабатывающая промышленность, нацеленная на изготовление конечного продукта. Третичный сектор, или сфера услуг - непроизводственная сфера деятельности, направленная на создание условий для функционирования хозяйства и жизнедеятельности населения. Из этой третичной сферы ныне выделяют и четвертичную сферу - информационные технологии.

Понятие "услуги" включает несколько десятков видов деятельности, продукция которых может быть определена как услуга. Однозначного термина "услуги" в настоящее время нет. Многие экономисты трактуют их по-разному. Поэтому рассмотрим несколько определений.

Услугами иногда называют деятельность, не создающую самостоятельного продукта, материального объекта или материальных ценностей. Оно будет неверным в том случае, если услуга заключается в пошиве одежды или изготовлении обуви из материалов, предоставленных заказчиком.

Услуга  определяется как полезное действие, дела, поступки или же действия вообще. Очевидно, что это определение чересчур обще.

К. Маркс определил категорию услуги следующим образом: "Это выражение означает вообще не что иное, как ту особую потребительную стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому труду, но особая потребительная стоимость этого труда получила здесь специфическое название "услуги", потому что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности ...".

Американский специалист Ф. Котлер считает услугой любое мероприятие или выгоду, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде.

По определению Р. Малери: "Услуги - нематериальные активы, производимые для целей сбыта". По определению, нематериальные активы (или неосязаемые ценности) -- это ценности, не являющиеся физическими, вещественными объектами, но имеющие стоимостную, денежную оценку.

К услугам часто относят все виды полезной деятельности, не создающей материальных ценностей, то есть главным критерием отнесения той или иной деятельности к сфере услуг служит неосязаемый, невидимый характер производимого в данной сфере продукта. На практике сфера услуг рассматривается как совокупность многих видов деятельности и фактически сводится к их перечислению. Это вызвано разнообразием видов услуг, а также тем, что услуга может сопровождаться товаром (отчет, компьютерная программа). В последние годы получило распространение следующее определение услуг, данное американским специалистом Т. Хиллом. Он считает, что услуга - это изменение состояния лица или товара, принадлежащего какой-либо экономической единице, происходящее в результате деятельности другой экономической единицы с предварительного согласия первой. Такое определение позволяет рассматривать услуги как конкретный результат экономически полезной деятельности, проявляющейся либо в виде товара, либо непосредственно в виде деятельности. Экономическая деятельность делает услугу предметом торговли. Снимая комнату в гостинице, откладывая деньги в банк, путешествуя на самолете, посещая врача, подстригаясь у парикмахера, сдавая в ремонт автомобиль, просматривая кинофильм, консультируясь у юриста, мы во всех этих случаях приобретаем услуги. Итак, можно подвести некоторые итоги. На сегодня в определениях услуги и ее свойств отсутствует единство, и причин тому можно назвать несколько:

1. Действия, которые можно назвать услугами, многочисленны и разнообразны, так  же как и объекты, на которые  направлены эти действия. Часто  приобретение товаров сопровождается  сопутствующими услугами, и почти каждое приобретение услуг сопровождается сопутствующими товарами.

2. Официальная  статистика объединяет эти действия  в один класс услуг. Исследователи  же ищут общее в тех явлениях, которые регистрирует официальная  статистика.

3. Сложность  поиска определения "услуги" заключается в том, что исследователь услуг имеет дело с гибким объектом, границы которого меняются в зависимости от желаний поставщика или потребителя услуги. Материальный товар достаточно легко может стать услугой. Услуги классифицируют по различным признакам. Рассмотрим некоторые из наиболее распространенных классификаций.[4, 15]

Наиболее  распространенные зарубежные и отечественные  классификации услуг:

 

Классификация Всемирной торговой

ассоциации

Международная стандартная  промышленная классификация

Классификация Организации  экономического сотрудничества и развития

Общероссийский классификатор  услуг ОК-002

 
     

бытовые

 

деловые

 

посредничество

   

связь

связь

 

связь

 

Строительство и инжиринг

       

распределение

Склады, торговля, рестораны

Поставка, планирование

Торговля

 

образование

   

образование

 

финансовые

 

Банки, недвижимость, страхование, создание капитала

Банки, финансовое посредничество, страхование

 

Здравоохранение и социальные

Общественные, индивидуальные, социальные

 

медицинские

 

Туризм и путешествия

   

туристические

 

Отдых, культура, спорт

   

Культура, физкультура и  спорт

 

транспорт

транспорт

перевозки

транспорт

 

экология

       

другие

   

другие

 
         

Основные выводы, которые  можно сделать из этой таблицы, -- это то, что, во-первых, услуги многочисленны, во-вторых, что они очень разнообразны.

 

2. Мировой рынок услуг

2.1 Понятие международной  торговли услугами

Международный рынок услуг - купля-продажа услуг  на мировом рынке. Международная торговля услугами тесно взаимосвязана с процессом их производства, поскольку сам процесс производства услуг подразумевает участие обеих сторон - резидента и нерезидента.

Международная торговля услугами - важная часть мирохозяйственных  связей. Рост потребностей в услугах  непосредственно связан с научно-техническим  прогрессом и повышением экономической  эффективности производства. Основной объем производства и экспорта услуг  сосредоточен в промышленно развитых странах. Роль сектора услуг динамично  растет. На сферу услуг приходится: в США - 73% рабочих мест, в ФРГ - 41%, в Италии - 35%.

Выделяют  следующие особенности услуг  как предмета торговли:

1) Отсутствие овеществленной формы (некоторые из услуг приобретают материальную форму в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации и т. д.) Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом или импортом;

2) Наличие всех признаков товара;

3) Услуги полезны не как вещь, а как деятельность определенного направления;

4) Услуги неоднородны или изменчивы по качеству;

5) Услуги  не подлежат хранению;

6) Услуги производятся и потребляются одновременно. В отличие от товаров услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению;

7) Услуги при экспорте - импорте не проходят таможенную границу и не подлежат таможенному оформлению;

8) Не все виды пригодны для вовлечения во внешнеторговый оборот (коммунальные услуги и т.п);

9) Услуги имеют тесную связь с рынком рабочей силы;

10) Ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках, меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот;

11) Услуги имеют специфическую  нормативно-правовую базу своего  регулирования, как на национальном, так и на международном уровне.

рынок услуга торговля благо

2.2 Динамика и структура сферы услуг

Динамика  сферы услуг складывалась при  довольно заметных отраслевых различиях  в ее темпах, что порождало непрерывные  изменения в общей структуре, заметно ускорившиеся в последней  четверти прошлого века. По темпам роста во всех странах устойчиво лидирует комплекс деловых и профессиональных услуг, представленный службами маркетинга, рекламы, менеджмента, лизинга, научных исследований, а также информационно-компьютерными, консультационными, аудиторско - бухгалтерскими услугами и т. д. В функции этих услуг входят диффузия в хозяйстве новых технологий, разработка и распространение организационно-управленческих моделей, методов повышения эффективности использования ресурсов и т. д. Быстрее всего растут объемы информационно-компьютерных услуг, использование которых ускоряет процессы информатизации и компьютеризации хозяйства. Стремительно прогрессируют и консультационные услуги по разработке и предоставлению фирмам научных решений в виде информации, экспертизы, рекомендаций по самым разным аспектам бизнеса - производственным, финансовым, управленческим. В последние годы консультанты все чаще непосредственно участвуют по контрактам в управлении фирмами или их подразделениями, в маркетинговых исследованиях, программах повышения эффективности. В число лидеров по динамическим показателям входит и ряд очень популярных в предпринимательской среде нетехнических видов бизнес - услуг - по подбору персонала, связям с общественностью, поддержанию на фирмах нормального психологического и социального климата.

К быстрорастущему  ядру рассматриваемой сферы относятся  также услуги телекоммуникаций и  кредитно-финансовых учреждений. Опираясь на новые технологии и результаты либерализации рынков, эти отрасли  вышли в последние десятилетия  на новый виток развития и ныне играют решающую роль в технологическом  прогрессе общества и глобализации экономики.

Сравнительно  высокие темпы роста отличают группу социальных услуг. Здесь лидирует обслуживание категорий населения, нуждающихся в посторонней поддержке  и помощи (инвалиды, престарелые, неблагополучные семьи), но по объемам услуг эта отрасль серьезно уступает другим.

Высокие позиции занимает и сфера образования. К услугам этой отрасли постиндустриальное общество предъявляет все более  высокие требования, диктуемые переходом  к системе непрерывного образования, общим повышением места и роли образования в системе жизненных  ценностей современного человека. Высокие темпы роста в течение длительного времени неизменно сохраняют и различные виды деятельности по обслуживанию свободного времени населения, его культурных и социальных запросов. Устойчиво увеличиваются масштабы туризма, в том числе международного, как и множества других форм активного отдыха, а также услуг киноиндустрии, видео - и аудиобизнеса.

Долгое  время услуги, согласно Международной  стандартной классификации, принятой ООН, относились к "неторгуемым" товарам, т.е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они и производятся. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот и появился термин "торгуемые услуги", которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны.

В настоящее  время насчитывается более 600 видов мировых услуг, которые охватывают сферы деятельности, в том числе:

- производство;

- международная торговля;

- международное движение капиталов;

- транспорт и связь;

- перемещение людей через границы.

Рассмотрим  более внимательно некоторые виды услуг в названных сферах экономической деятельности.

Развитие  производства в таких подразделениях экономики как промышленность, сельское хозяйство, строительство практически  невозможно без так называемых производственных услуг. Оказание подобного рода услуг  необходимо на различных этапах производства.

Широко  распространенным видом производственных услуг являются инженерно-технические  услуги, получившие обобщенное название инжиниринг. Инжиниринг - инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и объектов. В основе организации международной торговли инжиниринговыми услугами находится метод заказов работ на базе контракта, заключаемого между заказчиком и зарубежной инжиниринговой фирмой. Этот контракт имеет разные виды в зависимости от выбранного заказчиком способа осуществления проекта и характера услуг зарубежной фирмы. Выбор фирмы-исполнителя происходит в процессе переговоров или в ходе подрядных торгов (тендеров).

Информация о работе Марксисская теория