Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 01:56, курсовая работа
По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие рынка сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, с быстрым ростом научно-технического прогресса, который ведет к нововведениям в жизни общества.
Введение
1. Общая характеристика сферы услуг
2. Мировой рынок услуг
2.1 Понятие международной торговли услугами
2.2 Динамика и структура сферы услуг
2.3 Особенности регулирования международного рынка услуг
2.4 Глобализация услуг
2.5 Географическая направленность торговлей услугами
3. Сфера услуг в России
3.1 Особенности развития сферы услуг в России
3.2 Внешняя торговля России в сфере услуг
Заключение
Библиографический список
ГАТС - второе главное приложение к Соглашению об образовании ВТО, содержащее важнейшие принципы, которые составляют основу регулирования международной торговли услугами. До этого не существовало международных торговых правил, регулирующих сферу услуг. Каждая страна защищала свои интересы, руководствуясь собственными правилами и нормами.
ГАТС состоит из 3 блоков, содержит 35 статей, объединенных в 6 разделов, и 4 приложения.
В первом блоке излагаются взаимные обязательства стран-членов в сфере торговли услугами - предоставление режима наибольшего благоприятствования в отношении поставщиков услуг.
Второй и третий блоки содержат соответственно списки начальных взаимоуступок по доступу на рынки услуг и приложения о специальном статусе отдельных секторов услуг.
Приложения ГАТС являются неотъемлемой частью и касаются отдельных видов услуг и связанных с ними вопросов: движения рабочей силы, временные меры по изъятиям из секторов финансовых услуг, телекоммуникаций, услуг воздушного транспорта.
Приложения и принципы, сформированные в ГАТС, рассматриваются в качестве будущей основы формирования не только международной системы регулирования рынка услуг, но и национальных систем регулирования поставки услуг.
Специфика данного документа заключается в том, что он касается не только традиционных торговых барьеров, но и инвестиций в сферу услуг, и определяет основные обязанности членов ВТО.
В дополнение к Соглашению уже страны - члены ВТО подписали соглашение о либерализации рынка финансовых услуг (Женева, 1997 г.), которое вступило в силу в марте 1999 г. после ратификации. Оно предусматривает поэтапное снятие национальных ограничений на трансграничные потоки капиталов и действия иностранных компаний на внутренних рынках. Фактически, это открывает западным финансовым фирмам доступ на рынки развивающихся стран.
Отраслевое
регулирование международной
На
региональном уровне международная
торговля услугами регулируется в рамках
экономических интеграционных группировок,
в которых снимаются
2.4 Глобализация услуг
Одной
из важных сторон долговременной эволюции
сферы услуг является вовлечение
ее отраслей в систему мирохозяйственных
связей. Этот процесс, довольно медленный
на протяжении большей части прошлого
века, в последние 1,5-2 десятилетия
получает сильнейшее ускорение. Открытию
мировых рынков перед услугами немало
способствовали, многосторонне стимулируя
их рыночную экспансию, уже упомянутые
факторы: либерализация экономики
и научно-технический прогресс. Особое
значение для услуг имела политика
либерализации
Не
менее сильным ускорителем
С конца прошлого века процесс глобализации услуг получает новое мощное ускорение с появлением Интернета. На его основе формируется радикально новая модель массового потребления услуг.
В новых условиях стремительно прогрессировали мобильные виды связи, ряд отраслей транспорта (прежде всего авиационный), финансовый сектор (увеличивалось число компаний, в том числе за счет вхождения на рынок мелких и средних фирм, расширялся набор услуг, существенно снижались цены на них). Технологические и институциональные сдвиги в рассматриваемых отраслях не только стимулировали трансграничную и другие формы торговли услугами, но и служили катализатором общего процесса глобализации, подводя под него более технологически продвинутую и экономически эффективную инфраструктуру.
Эффект
рассмотренных и некоторых
Мощный прорыв услуг на внешние рынки раздвигает рамки глобализации. Это происходит не только в результате стремительного увеличения числа участников рынка, возрастания объемов и разнообразия услуг и т.д., но и радикального изменения их функций. Если прежде услуги выполняли в основном вспомогательную роль, опосредуя движение товарной массы, то сегодня подавляющая часть выступает во внешнеэкономическом обороте в качестве самостоятельных объектов.
Глобальный рынок услуг повторяет путь, пройденных рынком товаров и развивается по тем же основным направлениям. Однако общая картина транснационализации услуг отличается крайней пестротой. Глубоко вросли в мировое хозяйство транспорт, коммуникации, финансовые отрасли, образуя его инфраструктуру и поставляя на рынки самостоятельный продукт. Активно глобализируются деловые и профессиональные услуги, прежде всего наукоемкие - информационные, компьютерные, консалтинговые, инженерно-строительные и ряд других. Намного прочнее укоренены в национальную почву социально-культурные, бытовые, юридические, ряд рекреационных услуг. В целом же, несмотря на впечатляющий прогресс, по уровню глобализации сектор услуг продолжает уступать материальной сфере.
Одна
из причин лежит в сохранении для
многих из них территориальной
Для сферы услуг, кроме того, характерны существенные межстрановые различия в принципах и практике организации хозяйственной деятельности. На рынке услуг сохраняются многочисленные перегородки и барьеры, и в отличие от рынка товаров он далек от полной либерализации. Хотя в последнее время в услугах активно вводятся общеевропейские нормы и стандарты, реализация соответствующих директив и других документов идет, по свидетельству экспертов, достаточно трудно и медленно.
Высокие
входные барьеры для
С позиций
мирохозяйственного развития особенно
важна интенсификация обмена нематериальными
ценностями, рост масштабов и ускорение
международной диффузии научного знания,
передовых технологий, производственного
опыта, организационно-управленческих
моделей. Немалые выгоды от глобализации
получают потребители услуг, поскольку
расширяются возможности
В ряду негативных последствий глобализации услуг отмечаются угроза вестернизации и американизации образа жизни, утверждение чуждых тем или иным народам жизненных стандартов и стереотипов поведения, загрязнение Интернета асоциальным содержанием, высокая концентрация обмена наиболее ценными нематериальными услугами в небольшой группе стран и ряд других.
В целом же в общественном мнении все более утверждается оценка глобализации услуг как одного из проявлений поступательного движения производительных сил, остановить которое невозможно. На первый план в мировой политике и экономике выдвигается непростая задача максимизации в масштабах планеты выгод глобализации и сведения к минимуму ее негативных последствий.
2.5 Географическая направленность торговли услугами
В 80-е и 90-е годы сфера услуг (их производство и международный обмен) превратилась в крупный сектор деловых операций. Доля производства услуг составляет 55-68% во внутреннем валовом продукте большинства стран мира. В производстве услуг занято 55-70% работающих в хозяйстве. Доля услуг в международной торговле товарами и услугами превысила 20% их общей стоимости.
Географическая направленность торговли услугами отличается большей асимметричностью в пользу развитых государств, чем международная торговля товарами. Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте услуг составляет около 90% и превышает их долю в экспорте товаров, Промышленно развитые страны являются основными экспортерами и импортерами услуг. В 2000 г. доля стран Западной Европы в мировом экспорте услуг составляла 46,2%, США - 19,5%, Японии - 4,4%. По оценке Секретариата ВТО, емкость мирового рынка услуг в 2004 г. составляла более 4,8 трлн. долл. Однако статистика международной торговли услугами зарегистрировала стоимость мирового экспорта услуг в 2,4 трлн. долл., в то время как мировой экспорт товаров приблизился к цифре 7,2 трлн. долл. Это связано с несовершенством систем статистического учета всех способов продажи услуг. По имеющимся оценкам, в 2020 г. мировой экспорт услуг может сравняться с мировым экспортом товаров.
В сфере услуг усилилось формирование крупных и крупнейших транснациональных корпораций. Вот характерные цифры, иллюстрирующие этот процесс. В 2004 г. из числа 100 крупнейших ТНК мира, по оценке журнала "Форчун", 48 находилось в сфере услуг, а 52 - в промышленности.
Рейтинг самых дорогих брендов мира в сфере услуг,2001г., оценка компании Interbrand (млрд. дол.)[3, 231]
№ |
Имя |
Стоимость |
Отрасль |
Страна |
|
1 |
Nokia |
35,035 |
Телекоммуникации |
Финляндия |
|
2 |
Disney |
32,591 |
Отдых и развлечения |
США |
|
3 |
McDonalds |
25,289 |
Розничная торговля |
США |
|
4 |
ATT |
22,828 |
Телекоммуникации |
США |
|
5 |
Citibank |
19,005 |
Банковские и финансовые услуги |
США |
|
6 |
American Express |
16,919 |
Финансовые услуги |
США |
|
7 |
Merrill Lynch |
15,015 |
Финансовые услуги |
США |
|
8 |
GAP |
8,746 |
Розничная торговля |
США |
|
9 |
Goldman |
7,862 |
Финансовые услуги |
США |
|
10 |
MTV |
6,599 |
Медиа |
США |
|
11 |
Canon |
6,58 |
Деловые услуги |
Япония |
|
12 |
Xerox |
6,019 |
Деловые услуги |
США |
|
13 |
Ikea |
6,005 |
Розничная торговля |
Швеция |
|
14 |
Pizza Hut |
5,979 |
Розничная торговля |
США |
|
15 |
KFS |
5,261 |
Розничная торговля |
США |
|
16 |
Reuters |
5,236 |
Медиа |
Великобритания |
|
17 |
AOL |
4,495 |
Медиа |
США |
|
18 |
Yahoo! |
4,378 |
Медиа |
США |
|
19 |
Time |
3,724 |
Медиа |
США |
|
20 |
Amazon.com |
3,13 |
Медиа |
США |
|
21 |
Wall street Journal |
2,184 |
Медиа |
США |
|
22 |
Fedex |
1,885 |
Деловые услуги |
США |
|
23 |
Starbucks |
1,757 |
Розничная торговля |
США |
|
24 |
Financial Times |
1,31 |
Медиа |
Великобритания |
|
25 |
Hilton |
1,235 |
Путешествия и отдых |
США |
|
26 |
Benetton |
1,002 |
Розничная торговля |
Италия |
|
Возросла доля развивающихся стран в международной торговле услугами за счет южноазиатских экспортеров услуг: Южной Кореи, специализирующейся на инженерно-консультационных и строительных услугах, Сянгана и Сингапура, ориентированных на финансовые услуги, и др. Вместе с тем эти страны продолжают оставаться преимущественно импортерами услуг. В десятку крупнейших экспортеров не входит ни одна развивающаяся страна.
Промышленно развитые страны специализируются на предоставлении деловых услуг, развивающиеся страны - на предоставлении туристических услуг (примерно 17% всех валютных поступлений).
Доля
стран с переходной экономикой по-прежнему
невысока - 3,5 и 2,9% в мировом экспорте
и импорте услуг
3. Сфера услуг в России
3.1 Особенности развития сферы услуг России
Российский
рынок услуг начал
Кривые занятости в сфере услуг России и США за последние 20 лет
Структура
и основные качественные параметры
российского рынка услуг
В то же время экономические реформы в Российской Федерации привели не только к активизации развития традиционных отраслей, но и созданию новых видов услуг (аудиторские, консалтинговые, компьютерные, бухгалтерские, услуги по проведению операций на рынке недвижимости, услуги в области рекламы, по подбору персонала, частной охранной деятельности и другие). Однако в целом российская индустрия услуг характеризуется все еще как нарождающаяся - infant industry. Это состояние требует продуманного подхода к стратегии развития и регулирования отраслей услуг с учетом соблюдения баланса интересов иностранных и отечественных поставщиков в тех или иных секторах услуг: с одной стороны следует обеспечивать защиту интересов российских поставщиков а, с другой стороны, создавать конкурентную среду с участием иностранных поставщиков на рынках услуг, что ведет в конечном итоге к стимулированию деятельности российских участников рынка. Важное значение имеет дальнейшее совершенствование транспортных, телекоммуникационных, финансовых услуг, которые являются основой инфраструктуры всей экономики. Многие из секторов услуг (например, туристические, юридические, консультационные), не требуя больших капиталовложений, являются фактором социальной стабильности, обеспечивая создание рабочих мест в стране. Другие сектора, такие как строительство, не только создают рабочие места, но и через систему межотраслевых связей стимулируют развитие широкого круга секторов промышленности. Важное социальное значение имеют такие сектора услуг, как здравоохранение, образование, социальное страхование, услуги по организации досуга. Ряд секторов услуг связаны с наиболее передовыми в научно-техническом отношении областями, например, компьютерные услуги, услуги космических запусков и т.д. Важным фактором, влияющим на развитие российской сферы услуг, является характеристика трудовых ресурсов. В этом отношении третичный сектор экономики обладает неплохими потенциальными возможностями: сравнительно низкая стоимость рабочей силы, что особенно важно для трудоемких услуг; в целом высокий образовательный уровень рабочей силы; способность оперативно приспосабливаться к требованиям экономической среды, проявлять инициативу и творческий подход. В настоящий момент в России имеются пробелы в отношении статистического учета услуг как во внутреннем производстве, так и во внешней торговле (особенно в отношении географической структуры экспортных и импортных потоков отраслей услуг). Есть проблемы с классификацией услуг. Так, тормозом развития практической деятельности операторов рынка услуг является разнобой в отнесении тех или иных видов услуг к экспортно-импортным операциям.