Марксисская теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 01:56, курсовая работа

Описание работы

По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие рынка сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, с быстрым ростом научно-технического прогресса, который ведет к нововведениям в жизни общества.

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика сферы услуг
2. Мировой рынок услуг
2.1 Понятие международной торговли услугами
2.2 Динамика и структура сферы услуг
2.3 Особенности регулирования международного рынка услуг
2.4 Глобализация услуг
2.5 Географическая направленность торговлей услугами
3. Сфера услуг в России
3.1 Особенности развития сферы услуг в России
3.2 Внешняя торговля России в сфере услуг
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Ал (5).docx

— 112.29 Кб (Скачать файл)

ГАТС - второе главное приложение к Соглашению об образовании ВТО, содержащее важнейшие принципы, которые составляют основу регулирования международной торговли услугами. До этого не существовало международных торговых правил, регулирующих сферу услуг. Каждая страна защищала свои интересы, руководствуясь собственными правилами и нормами.

ГАТС  состоит из 3 блоков, содержит 35 статей, объединенных в 6 разделов, и 4 приложения.

В первом блоке излагаются взаимные обязательства  стран-членов в сфере торговли услугами - предоставление режима наибольшего благоприятствования в отношении поставщиков услуг.

Второй  и третий блоки содержат соответственно списки начальных взаимоуступок по доступу на рынки услуг и приложения о специальном статусе отдельных секторов услуг.

Приложения  ГАТС являются неотъемлемой частью и  касаются отдельных видов услуг  и связанных с ними вопросов: движения рабочей силы, временные меры по изъятиям из секторов финансовых услуг, телекоммуникаций, услуг воздушного транспорта.

Приложения  и принципы, сформированные в ГАТС, рассматриваются в качестве будущей  основы формирования не только международной  системы регулирования рынка  услуг, но и национальных систем регулирования  поставки услуг.

Специфика данного документа заключается  в том, что он касается не только традиционных торговых барьеров, но и  инвестиций в сферу услуг, и определяет основные обязанности членов ВТО.

В дополнение к Соглашению уже страны - члены  ВТО подписали соглашение о либерализации  рынка финансовых услуг (Женева, 1997 г.), которое вступило в силу в марте 1999 г. после ратификации. Оно предусматривает поэтапное снятие национальных ограничений на трансграничные потоки капиталов и действия иностранных компаний на внутренних рынках. Фактически, это открывает западным финансовым фирмам доступ на рынки развивающихся стран.

Отраслевое  регулирование международной торговли услугами осуществляется также в  глобальном масштабе, что связано  с глобальным производством и  потреблением этих услуг. В отличие  от ГАТС организации, регулирующие такие  услуги, носят специализированный характер. Например, гражданские авиационные  перевозки регулирует Организация  международной гражданской авиации (ИКАО), иностранный туризм - Всемирная  туристическая организация (ВТО), морские  перевозки - Международная морская организация (ИМО).

На  региональном уровне международная  торговля услугами регулируется в рамках экономических интеграционных группировок, в которых снимаются ограничения  на взаимную торговлю услугами (как, например, в ЕС) и могут вводиться ограничения  на такую торговлю с третьими странами.

2.4 Глобализация услуг

Одной из важных сторон долговременной эволюции сферы услуг является вовлечение ее отраслей в систему мирохозяйственных  связей. Этот процесс, довольно медленный  на протяжении большей части прошлого века, в последние 1,5-2 десятилетия  получает сильнейшее ускорение. Открытию мировых рынков перед услугами немало способствовали, многосторонне стимулируя их рыночную экспансию, уже упомянутые факторы: либерализация экономики  и научно-технический прогресс. Особое значение для услуг имела политика либерализации внешнеэкономических  отношений, реализуемая как во многих странах, так и в рамках международных  экономических объединений и  организаций, прежде всего ВТО, ОЭСР, ЕЭС.

Не  менее сильным ускорителем интеграции услуг в мировое хозяйственное  пространство послужила научно-техническая  революция и в первую очередь  ИКТ. С позиций глобализации услуг  принципиальное значение имеет такой  результат новых технологий, как  делокализация производства услуг, в результате чего многие услуги отрываются от национальной почвы, приобретают способность участвовать в торговых сделках на внешних рынках.

С конца  прошлого века процесс глобализации услуг получает новое мощное ускорение с появлением Интернета. На его основе формируется радикально новая модель массового потребления услуг.

В новых  условиях стремительно прогрессировали  мобильные виды связи, ряд отраслей транспорта (прежде всего авиационный), финансовый сектор (увеличивалось число  компаний, в том числе за счет вхождения на рынок мелких и средних  фирм, расширялся набор услуг, существенно  снижались цены на них). Технологические  и институциональные сдвиги в  рассматриваемых отраслях не только стимулировали трансграничную и  другие формы торговли услугами, но и служили катализатором общего процесса глобализации, подводя под  него более технологически продвинутую  и экономически эффективную инфраструктуру.

Эффект  рассмотренных и некоторых других факторов не ограничивается отрывом  целого ряда услуг от национальной почвы, появлением большого количества новых сервисов высокого класса, значительным снижением издержек и цен, повышением качества услуг. На многих рынках по существу складывается новая торговая среда, формируются новые модели и механизмы  реализации. Как и на рынках товаров, эффективные цепочки и сети связывают  производителей, работающих в разных точках мира. Например, штаб-квартира инженерно-строительной фирмы "Бектел" располагается в Калифорнии, проект строительства или реконструкции для Латинской Америки может разрабатываться в Индии, менеджмент -- находиться в Финляндии, страховая компания -- в Лондоне и т.п.

Мощный прорыв услуг на внешние рынки раздвигает рамки глобализации. Это происходит не только в результате стремительного увеличения числа участников рынка, возрастания объемов и разнообразия услуг и т.д., но и радикального изменения их функций. Если прежде услуги выполняли в основном вспомогательную роль, опосредуя движение товарной массы, то сегодня подавляющая часть выступает во внешнеэкономическом обороте в качестве самостоятельных объектов.

Глобальный рынок услуг повторяет путь, пройденных рынком товаров и развивается по тем же основным направлениям. Однако общая картина транснационализации услуг отличается крайней пестротой. Глубоко вросли в мировое хозяйство транспорт, коммуникации, финансовые отрасли, образуя его инфраструктуру и поставляя на рынки самостоятельный продукт. Активно глобализируются деловые и профессиональные услуги, прежде всего наукоемкие - информационные, компьютерные, консалтинговые, инженерно-строительные и ряд других. Намного прочнее укоренены в национальную почву социально-культурные, бытовые, юридические, ряд рекреационных услуг. В целом же, несмотря на впечатляющий прогресс, по уровню глобализации сектор услуг продолжает уступать материальной сфере.

Одна  из причин лежит в сохранении для  многих из них территориальной привязанности  производства, его совпадении во времени с процессом потребления. Еще более важным фактором является специфика хозяйственной среды -- сравнительно высокий уровень ограничений свободы предпринимательства в ряде отраслей. В одних он мотивируется необходимостью защиты потребителей от монополизма, обмана, мошенничества производителей, соблюдения прав личности, в других -- целями обеспечения национальной безопасности, сохранения национальной и культурной идентичности.

Для сферы  услуг, кроме того, характерны существенные межстрановые различия в принципах и практике организации хозяйственной деятельности. На рынке услуг сохраняются многочисленные перегородки и барьеры, и в отличие от рынка товаров он далек от полной либерализации. Хотя в последнее время в услугах активно вводятся общеевропейские нормы и стандарты, реализация соответствующих директив и других документов идет, по свидетельству экспертов, достаточно трудно и медленно.

Высокие входные барьеры для производителей, слабая конкуренция и более сильные  монопольные тенденции сдерживают развитие отраслей услуг и их интеграцию в мировое хозяйственное пространство. В этой связи либерализация рынков услуг выдвинулась во многих странах  и их объединения в число первоочередных целей экономической политики.

С позиций  мирохозяйственного развития особенно важна интенсификация обмена нематериальными  ценностями, рост масштабов и ускорение  международной диффузии научного знания, передовых технологий, производственного  опыта, организационно-управленческих моделей. Немалые выгоды от глобализации получают потребители услуг, поскольку  расширяются возможности выбора, под давлением конкуренции снижаются  цены, улучшается качество сервиса, появляется множество его новых видов. Глобализации услуг оказывает существенное воздействие  на гуманитарный прогресс: с расширением  доступа потребителей к высококачественным услугам образования, здравоохранения, культуры, рекреации повышается качество жизни населения, идет взаимообогащение культур разных народов и т.д. В ходе международной экспансии  услуг создаются условия для  сокращения глубокого разрыва между развитыми и развивающимися странами по ключевым показателям экономического и социального развития.

В ряду негативных последствий глобализации услуг отмечаются угроза вестернизации и американизации образа жизни, утверждение чуждых тем или иным народам жизненных стандартов и стереотипов поведения, загрязнение Интернета асоциальным содержанием, высокая концентрация обмена наиболее ценными нематериальными услугами в небольшой группе стран и ряд других.

В целом  же в общественном мнении все более  утверждается оценка глобализации услуг  как одного из проявлений поступательного  движения производительных сил, остановить которое невозможно. На первый план в мировой политике и экономике выдвигается непростая задача максимизации в масштабах планеты выгод глобализации и сведения к минимуму ее негативных последствий.

2.5 Географическая направленность торговли услугами

В 80-е  и 90-е годы сфера услуг (их производство и международный обмен) превратилась в крупный сектор деловых операций. Доля производства услуг составляет 55-68% во внутреннем валовом продукте большинства стран мира. В производстве услуг занято 55-70% работающих в хозяйстве. Доля услуг в международной торговле товарами и услугами превысила 20% их общей стоимости.

Географическая  направленность торговли услугами отличается большей асимметричностью в пользу развитых государств, чем международная торговля товарами. Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте услуг составляет около 90% и превышает их долю в экспорте товаров, Промышленно развитые страны являются основными экспортерами и импортерами услуг. В 2000 г. доля стран Западной Европы в мировом экспорте услуг составляла 46,2%, США - 19,5%, Японии - 4,4%. По оценке Секретариата ВТО, емкость мирового рынка услуг в 2004 г. составляла более 4,8 трлн. долл. Однако статистика международной торговли услугами зарегистрировала стоимость мирового экспорта услуг в 2,4 трлн. долл., в то время как мировой экспорт товаров приблизился к цифре 7,2 трлн. долл. Это связано с несовершенством систем статистического учета всех способов продажи услуг. По имеющимся оценкам, в 2020 г. мировой экспорт услуг может сравняться с мировым экспортом товаров.

В сфере  услуг усилилось формирование крупных  и крупнейших транснациональных  корпораций. Вот характерные цифры, иллюстрирующие этот процесс. В 2004 г. из числа 100 крупнейших ТНК мира, по оценке журнала "Форчун", 48 находилось в сфере услуг, а 52 - в промышленности.

Рейтинг самых дорогих брендов мира в  сфере услуг,2001г., оценка компании Interbrand (млрд. дол.)[3, 231]

 

Имя

Стоимость

Отрасль

Страна

 

1

Nokia

35,035

Телекоммуникации

Финляндия

 

2

Disney

32,591

Отдых и развлечения

США

 

3

McDonalds

25,289

Розничная торговля

США

 

4

ATT

22,828

Телекоммуникации

США

 

5

Citibank

19,005

Банковские и финансовые услуги

США

 

6

American Express

16,919

Финансовые услуги

США

 

7

Merrill Lynch

15,015

Финансовые услуги

США

 

8

GAP

8,746

Розничная торговля

США

 

9

Goldman

7,862

Финансовые услуги

США

 

10

MTV

6,599

Медиа

США

 

11

Canon

6,58

Деловые услуги

Япония

 

12

Xerox

6,019

Деловые услуги

США

 

13

Ikea

6,005

Розничная торговля

Швеция

 

14

Pizza Hut

5,979

Розничная торговля

США

 

15

KFS

5,261

Розничная торговля

США

 

16

Reuters

5,236

Медиа

Великобритания

 

17

AOL

4,495

Медиа

США

 

18

Yahoo!

4,378

Медиа

США

 

19

Time

3,724

Медиа

США

 

20

Amazon.com

3,13

Медиа

США

 

21

Wall street Journal

2,184

Медиа

США

 

22

Fedex

1,885

Деловые услуги

США

 

23

Starbucks

1,757

Розничная торговля

США

 

24

Financial Times

1,31

Медиа

Великобритания

 

25

Hilton

1,235

Путешествия и отдых

США

 

26

Benetton

1,002

Розничная торговля

Италия

 
           

Возросла доля развивающихся  стран в международной торговле услугами за счет южноазиатских экспортеров услуг: Южной Кореи, специализирующейся на инженерно-консультационных и строительных услугах, Сянгана и Сингапура, ориентированных на финансовые услуги, и др. Вместе с тем эти страны продолжают оставаться преимущественно импортерами услуг. В десятку крупнейших экспортеров не входит ни одна развивающаяся страна.

Промышленно развитые страны специализируются на предоставлении деловых  услуг, развивающиеся страны - на предоставлении туристических услуг (примерно 17% всех валютных поступлений).

Доля  стран с переходной экономикой по-прежнему невысока - 3,5 и 2,9% в мировом экспорте и импорте услуг соответственно. В регионе Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ наибольший удельный вес в предоставлении услуг имеет Россия, наиболее конкурентоспособны на мировом рынке услуг Польша, Чехия и Венгрия.

 

3. Сфера  услуг в России

3.1 Особенности развития сферы услуг России

Российский  рынок услуг начал формироваться  в первой половине 90-х годов, следуя процессу рыночных реформ и приватизации. До этого времени деятельность в  большинстве секторов услуг жестко регулировалась государством, а в  ряде из них государство являлось основным поставщиком услуг. С начала 90-х годов до настоящего времени  отечественный рынок услуг находится  в процессе непрерывного развития. Наибольшая активность наблюдалась  в сферах банковского дела и страхования, телекоммуникаций и компьютерных технологий, торговли и питания, туризма и  в целом индустрии развлечений. В 2000г. доля сферы услуг в ВВП России составила около 55%, в то время как в 1990г. эта доля в ВВП РСФСР равнялась 35%. Существенную роль играет сфера услуг в решении вопросов занятости населения: доля занятых в сфере услуг в общей занятости населения достигает 56%. С другой стороны, роль сферы услуг в экономике России еще недостаточно высока - в ВВП развитых стран ее доля около 65%, а в США достигла 77%.

Кривые  занятости в сфере услуг России и США за последние 20 лет

 

Структура и основные качественные параметры  российского рынка услуг существенно  отличаются от западных прежде всего преобладанием традиционных отраслей, обеспечивающих транспортировку и сбыт произведенной продукции. Так, в 2000 г. в структуре добавленной стоимости, созданной в сфере коммерческих рыночных услуг, доминировали позиции: "торговля, общественное питание и заготовки" (54%), "транспорт" (17%), а также "связь" (4%), что составляет в совокупности более 70% от общего объема созданной добавленной стоимости.

В то же время экономические реформы  в Российской Федерации привели  не только к активизации развития традиционных отраслей, но и созданию новых видов услуг (аудиторские, консалтинговые, компьютерные, бухгалтерские, услуги по проведению операций на рынке  недвижимости, услуги в области рекламы, по подбору персонала, частной охранной деятельности и другие). Однако в целом российская индустрия услуг характеризуется все еще как нарождающаяся - infant industry. Это состояние требует продуманного подхода к стратегии развития и регулирования отраслей услуг с учетом соблюдения баланса интересов иностранных и отечественных поставщиков в тех или иных секторах услуг: с одной стороны следует обеспечивать защиту интересов российских поставщиков а, с другой стороны, создавать конкурентную среду с участием иностранных поставщиков на рынках услуг, что ведет в конечном итоге к стимулированию деятельности российских участников рынка. Важное значение имеет дальнейшее совершенствование транспортных, телекоммуникационных, финансовых услуг, которые являются основой инфраструктуры всей экономики. Многие из секторов услуг (например, туристические, юридические, консультационные), не требуя больших капиталовложений, являются фактором социальной стабильности, обеспечивая создание рабочих мест в стране. Другие сектора, такие как строительство, не только создают рабочие места, но и через систему межотраслевых связей стимулируют развитие широкого круга секторов промышленности. Важное социальное значение имеют такие сектора услуг, как здравоохранение, образование, социальное страхование, услуги по организации досуга. Ряд секторов услуг связаны с наиболее передовыми в научно-техническом отношении областями, например, компьютерные услуги, услуги космических запусков и т.д. Важным фактором, влияющим на развитие российской сферы услуг, является характеристика трудовых ресурсов. В этом отношении третичный сектор экономики обладает неплохими потенциальными возможностями: сравнительно низкая стоимость рабочей силы, что особенно важно для трудоемких услуг; в целом высокий образовательный уровень рабочей силы; способность оперативно приспосабливаться к требованиям экономической среды, проявлять инициативу и творческий подход. В настоящий момент в России имеются пробелы в отношении статистического учета услуг как во внутреннем производстве, так и во внешней торговле (особенно в отношении географической структуры экспортных и импортных потоков отраслей услуг). Есть проблемы с классификацией услуг. Так, тормозом развития практической деятельности операторов рынка услуг является разнобой в отнесении тех или иных видов услуг к экспортно-импортным операциям.

Информация о работе Марксисская теория