Марксисская теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 01:56, курсовая работа

Описание работы

По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие рынка сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, с быстрым ростом научно-технического прогресса, который ведет к нововведениям в жизни общества.

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика сферы услуг
2. Мировой рынок услуг
2.1 Понятие международной торговли услугами
2.2 Динамика и структура сферы услуг
2.3 Особенности регулирования международного рынка услуг
2.4 Глобализация услуг
2.5 Географическая направленность торговлей услугами
3. Сфера услуг в России
3.1 Особенности развития сферы услуг в России
3.2 Внешняя торговля России в сфере услуг
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Ал (5).docx

— 112.29 Кб (Скачать файл)

К числу  производственных услуг относятся  международные услуги типа арендных отношений. Международная аренда - это  сдача в наем машин и оборудования иностранному контрагенту. Международные  арендные отношения - взаимовыгодное дело.

На  практике в экономической литературе различают следующие виды арендных отношений:

рейтинг - краткосрочная аренда до 1 года;

хайринг - от 1 года до 3-5 лет;

лизинг - на 3-5 лет и более.

Следует отметить, что лизинг - это сложная  внешнеэкономическая операция. Для  ее осуществления нужно располагать  средствами для предоставления кредитов, а также техническими базами для хранения машин и оборудования. Важной сферой применения международных услуг является внешняя торговля. Прежде всего, она сама по себе является услугой, функция которой состоит в перемещении произведенных товаров от поставщика к потребителю. Кроме того, в рамках внешней торговли применяются много разных услуг, обеспечивающих ускоренную реализацию и использование разного рода предметов, в том числе машин и оборудования.

Широко  практикуемым видом услуг в сфере  торговли являются услуги по купле-продаже  результатов творческой деятельности. В эту группу входит продажа патентов, лицензий на пользование патентами, международные сделки по торговле объектами  авторского права, торговыми марками, результатами творческой деятельности и др. В последнее время в международной торговле обрел всеобщее признание так называемый франчайзинг, или франшиза. Франчайзинг представляет собой специфическое соглашение между крупными иностранными компаниями и местными мелкими предпринимателями. Суть этой сделки состоит в том, что крупная компания (франчайзер) берет на себя обязательство снабжать местных мелких предпринимателей своими товарами, технологиями бизнеса и обеспечить рекламную деятельность. В то же время туземная сторона (франчайзи) в соответствии с соглашением должна оказывать франчайзеру услуги в области менеджмента или маркетинга, используя для этого указание региональных условий. При этом франчайзи должны выплачивать франчайзеру определенную сумму с оборота, которая, к примеру, в США достигает от 5 до 12%. Следует отметить, что в настоящее время франчайзинг популярен во многих странах мира и в его развитии участвуют такие известные фирмы, как Макдоналдс, Кока-Кола, Пепси и многие другие. Транспортные услуги охватывают грузовые перевозки товаров, осуществляемые всеми видами транспорта, а также международные перевозки пассажиров. К этим услугам относятся все виды транспортного обслуживания (морским, воздушным и прочими видами транспорта, в том числе транспортировка по суше, внутренним водам, в космическом пространстве и по трубопроводам), осуществляемого резидентами одной страны для резидентов другой страны. Такие услуги включают пассажирские перевозки, грузовые перевозки, аренду транспортных средств вместе с командой, а также связанные с этим общие и вспомогательные услуги. О структуре мировой транспортной сети дают наглядное представление следующие данные табл. 1.

Таблица 1. Мировая транспортная система, тыс. км

 

Виды транспорта

1950

1970

1980

1992

 

Железные дороги,

1320

1340

1248

1200

 

в том числе электрифицированные

60

123

164

198

 

Автодороги,

15540

19700

22300

24000

 

в том числе с твердым  покрытием

7645

12150

16000

21000

 

Судоходные реки и каналы

560

525

540

544

 

Нефтепроводы

175

395

520

620

 

Магистральные газопроводы

186

545

760

910

 

Воздушные пути

3330

5510

6900

7900

 
           

 

Услуги связи охватывают две основные категории международных операций в области связи, которые совершаются между резидентами данной страны и экономическими единицами других стран:

Услуги в области коммуникаций, включающие передачу звуковой информации, изображений и других информационных потоков с помощью телефона, телефакса, телеграфа, радиовещания, электронной почты, спутниковой и факсимильной связи и т. д., а также обслуживание коммерческих информационных каналов, проведение конференций с помощью телесвязи и оказание сопутствующих услуг. 12

Почтовое обслуживание и служба курьерской связи, куда включается сбор, транспортировка и доставка писем, газет, периодических изданий, посылок и бандеролей, осуществляемые национальной почтовой службой и другими предприятиями почтовой связи, а также услуги почтовых отделений.

Динамичным  инструментом международной связи  является глобальная сеть Интернет. Ее функционирование привело к образованию  высококонкурентного рынка международных информационных услуг. Мировой рынок информационных услуг Интернет растет очень быстро, если в 1996 г. его объем достигал 2,5 млрд долл., то в 2007 г. - 10 млрд долл.

Поездки (туризм) как компонент платежного баланса отличаются от других составляющих международной торговли услугами тем, что этот вид деятельности ориентирован на спрос. Туристические услуги включают в себя товары и услуги (в том числе, связанные с образованием и здравоохранением), приобретаемые приезжими нерезидентами (включая туристов) для деловых и личных целей на протяжении срока их пребывания (менее одного года) на территории данной страны. К этой категории относятся: услуги туристических компаний, туристических агентов, экскурсионных бюро; услуги гостиниц и прочих средств размещения туристов; услуги по обеспечению питания туристов, услуги в области медицины и прочие.

Строительные услуги включают сооружение строительных объектов и монтаж оборудования, выполняемые работниками предприятия на временной основе за пределами экономической территории, на которой оно находится.

Страховые услуги включают различные виды страхования, осуществляемого страховыми компаниями данной страны для зарубежных партнеров (и наоборот). К таким услугам относится страхование внешнеторговых грузов (то есть страхование экспортных и импортных товаров во время их транспортировки), страхование жизни, включая пенсии, от несчастных случаев и аварий, медицинское страхование, страхование гражданской ответственности и т. д., а также перестрахование и комиссионные платежи страховым агентам.

Финансовые услуги включают посреднические и вспомогательные услуги (за исключением страховых компаний и пенсионных фондов), оказываемых резидентами одной страны резидентам другой страны. К этой категории относятся: комиссионные сборы, связанные с 13 оформлением кредитов, кредитных линий, финансового лизинга, операциями с иностранной валютой, предоставлением потребительских и коммерческих кредитов, брокерские операции, размещением ценных бумаг и прочее. Вспомогательные услуги включают контроль за деятельностью финансовых рынков и его регулирование, обеспечение безопасного хранения ценностей, проведение доверительных операций и т. д.

Компьютерные и информационные услуги охватывают операции, связанные с обработкой данных и информационных сообщений. Это базы данных - создание, хранение, обработка данных, консалтинг в области вычислительной техники и оборудования, разработка и внедрение программного обеспечения, эксплуатация и ремонт вычислительной техники, услуги информационных агентств, прямая (индивидуальная) подписка на газеты и периодические издания.

Рассмотрим  подробнее такие сферы услуг, как туризм и интернет.

Туризм.

Международный туризм - специфическая отрасль (разновидность) услуг, международные перемещения  людей или путешествия, представляющие собой специфическую категорию международной торговли. По своим признакам международный туризм напоминает трудовую миграцию, однако существенно различие в целях. Цель туризма - отдых и развлечение людей в ограниченный период времени, хотя в последнее время значительная часть специалистов совмещает деловые (служебные) поездки с отдыхом в других странах. Туристические услуги в международном товарообороте выступают неким "невидимым товаром", чья характерная особенность заключается в том, что он становится важным, а иногда и единственным источником дохода для многих развитых и развивающихся стран. Доля доходов от иностранного туризма в общей сумме поступлений от экспорта товаров и услуг в Испании составляет 35%, Греции - 36%, на Кипре - 52%. В Индии, Египте, Перу, Парагвае, Коста-Рике приходится 10-15% доходов суммарного экспорта товаров и услуг. В других развивающихся странах этот показатель значительно выше: в Колумбии он составляет 20%, Ямайке - 30, Панаме - 55, на Гаити-72% [2, с.164-163].

В странах ОЭСР доля услуг  в ВВП за последние два десятилетия  возросла с 56 до 68%. В странах Юго-Восточной  Азии и Латинской Америки доля этого сектора также поднялась  до 55% ВВП.

Туризм является доминирующим в развитых странах мира. Предложение  услуг туризма зависит от емкости  и качества средств размещения, инфраструктуры и др. Для международных путешествий  особенно важны транспортные возможности, развитие которых требует крупных  капиталовложений. Развитые страны традиционно  имеют хорошо развитую инфраструктуру. Спрос на туризм в них стимулирует  создание средств и объектов, предназначенных  исключительно для этой цели.

В большинстве  развивающихся стран рост индустрии  туризма тормозят не недостатки инфраструктуры, а нехватка средств на развитие данной отрасли. В частности, в Африке, Южной  и Западной Азии часто отсутствует  прямое воздушное сообщение с  основными центрами спроса на туристические  услуги, а неудовлетворительное состояние  дорожно-транспортной сети отражает низкий уровень социально-экономического развития в целом. В ряде стран  Юго-Восточной Азии с динамично  развивающейся экономикой и соответственно с более развитой инфраструктурой  быстрый рост потоков туристов превышает  ее возможности.

Совершенствование транспорта и информационных технологий, в частности появление реактивных самолетов и внедрение автоматизированной системы бронирования (АСБ), коренным образом изменило международную  индустрию туризма и снизило  путевые расходы.

В развитии туризма важнейшую роль играют правительства  стран. Для преодоления нехватки инвестиционного капитала (особенно в развивающихся странах) они  вводят стимулы для привлечения  иностранных инвесторов и поощряют создание совместных предприятий. Для правительств развитых стран характерно стремление через международное сотрудничество более успешно отстаивать свои интересы на переговорах с крупными авиалиниями и туроператорами, обеспечить более гармоничное экономическое развитие региона и содействовать внутрирегиональному социально-культурному обмену все большего числа людей.

Интернет.

Поистине  революционные преобразования в сфере научно-информационных услуг в мировой экономической системе несет с собой Интернет. На основе этой технологии услуги шагнули за пределы реального хозяйственного пространства. Примечательно, что услугами связано само предназначение всемирной сети - реализация широчайшего спектра их видов в виртуальном мире: безгранично разжигается рыночное поле многих отраслей, утверждается принципиально новая модель обслуживания, технологически более совершенная, экономически более эффективная.

Реализация  товаров и услуг через Интернет обходится, как правило, дешевле, чем  через традиционные каналы, и при  большем удобстве для потребителей, получающих возможность широчайшего  выбора и производителей, и способов доставки услуг.

В Интернет переносятся и функции обслуживания производственного спроса. Он действует  в качестве посреднического механизма  в установлении эффективных хозяйственных  связей между фирмами всех стран  и отраслей, а также в получении  ими разнообразных услуг. Тем  самым устраняются избыточные промежуточные  звенья в хозяйственных цепочках, оптимизируются маршруты грузоперевозок, т. е. сокращаются немалые в экономике транзакционные издержки. Через Интернет проходят крупные потоки рекламы потребительского и производственного назначения, а также огромный массив информации самого разнообразного свойства.

Несмотря  на впечатляющие темпы прироста (за 90-е гг. число пользователей услугами мировой сети выросло с 3 до 250 млн человек, а объемы электронной коммерции - до 10 млрд долл.) его экономическая роль пока несущественна.

Однако, оценивая новый технологический  феномен, эксперты сходятся во мнении о его колоссальном хозяйственном  потенциале, максимально полное раскрытие которого невозможно без создания соответствующих условий. Среди самых настоятельных - увеличение парка технических средств в распоряжении потребителей и повышение компьютерной грамотности населения, что критически важно для его бедных слоев и слаборазвитых стран; разработка принципов и нормативов правового регулирования хозяйственных отношений в принципиально новой рыночной среде, в том числе на наднациональном уровне. В Интернете особенно актуальны обеспечение прав личности, коммерческой тайны и т. д.

2.3 Особенности регулирования международного рынка услуг

Глобализация  мировой экономики, включая валютно-финансовую сферу, научно-техническая революция  привлекли внимание к такому феномену, как международная торговля услугами. Долгое время предоставление услуг (например, гарантийный ремонт) воспринималось как нечто сопутствующее (и способствующее) традиционной торговле товарами. Однако национальные исследования, появившиеся в ряде стран в начале 80-х годов, однозначно свидетельствовали о возрастающей самостоятельной роли сферы услуг в экономике (телекоммуникации, банковское и страховое дело, перевозки, туризм) и ее значительном экспортном потенциале. По оценкам, в настоящее время в стоимостном выражении около 20% мировой торговли и 60% производства приходится на сферу услуг. Между тем отсутствие общепризнанных правил в международной торговле услугами (а компетенция ГАТТ распространялась только на торговлю товарами) привело к значительному разнобою в национальных нормативных документах, системах статистической отчетности, в количественных и качественных оценках и др. Все это, очевидно, стало тормозом на пути международного обмена услугами. Поэтому безусловно понадобилось создание ГАТС, вступившего в силу 1 января 1995года.

Информация о работе Марксисская теория