Механизм оптимизации системы внутреннего контроля в ТЦ «Башкортостан»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является оптимизация системы внутреннего контроля в организации ОАО «Торговый центр «Башкортостан».
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы контроля в организации;
исследовать процесс внутреннего контроля;
проанализировать эффективность системы контроля в организации

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава І. Теоретические основы внутреннего контроля
1.1. Понятие и сущность внутреннего контроля………………………………... 6
1.2. Место внутреннего контроля в процессе управления организацией……... 9
1.3. Классификация внутреннего контроля……………………………………... 11
1.4. Процесс контроля…………………………………………………………….. 18
1.5.Эффективность внутреннего контроля……………………………………… 20
Глава ІІ. Механизм оптимизации системы внутреннего контроля в ТЦ «Башкортостан»
2.1. Общая характеристика ТЦ «Башкортостан»..………...……………..…… 22
2.2. Исследование и анализ системы внутреннего контроля в
ТЦ «Башкортостан»……………………………………………………...……… 24
2.3. Рекомендации по оптимизации системы внутреннего контроля в
ТЦ «Башкортостан»……………………………………………………………... 29
Заключение………………………………………………………………………. 33
Список литературы……………………………………………………………… 35

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 88.05 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………… 3

Глава І. Теоретические основы внутреннего контроля

1.1. Понятие и сущность внутреннего контроля………………………………... 6

1.2. Место внутреннего контроля в процессе управления организацией……... 9

1.3. Классификация внутреннего контроля……………………………………... 11

1.4. Процесс контроля…………………………………………………………….. 18

1.5.Эффективность внутреннего контроля……………………………………… 20

Глава ІІ. Механизм оптимизации системы внутреннего контроля в ТЦ «Башкортостан»

2.1. Общая характеристика ТЦ «Башкортостан»..………...……………..…… 22

2.2. Исследование и анализ системы внутреннего контроля в

ТЦ «Башкортостан»……………………………………………………...……… 24

2.3. Рекомендации по оптимизации системы внутреннего контроля в

ТЦ «Башкортостан»……………………………………………………………... 29

Заключение………………………………………………………………………. 33

Список литературы……………………………………………………………… 35

Приложения

 

 

 

 

 

 

Введение

Контроль — объективно необходимое  слагаемое хозяйственного механизма при любом способе производства. На микроэкономическом уровне, т.е. на уровне управления экономической единицей, различают внешний контроль, осуществляемый внешними по отношению к организации субъектами управления (органы государства, контрагенты по финансово-хозяйственным договорам, потребители, общественность), и внутренний контроль, осуществляемый субъектами самой организации (собственники, администрация, персонал). От эффективности внутреннего контроля зависит эффективность функционирования предприятий, а эффективность функционирования предприятий и фирм в совокупности — одно из условий эффективности всего экономики страны. В современных условиях внутренний контроль как управленческая функция должен осуществляться на всех уровнях управления.

Актуальность данной темы можно  подтвердить критическим осмыслением позиций ученых. Американский ученый Майкл Мескон считает, что контроль очень важен, если хотите, чтобы организация функционировала успешно. «Без контроля начинается хаос, и объединить деятельность каких-либо групп становится невозможно. Контроль является неотъемлемым элементом самой сущности всякой организации» [7, с.390]. Именно это и дало основание Питеру Друкеру заявить: «Контроль и определение направления – синонимы» [Там же, с.390]. Российский ученый Веснин В.Р., утверждает: «Без надежной системы контроля в настоящее время не может успешно функционировать ни одна организация, в системе управления которой он решает несколько задач» [3, с.196].

Множество компаний во всем мире страдает от неэффективного использования разного рода ресурсов – людских, финансовых, материальных, от недостатка необходимой информации, непреднамеренного и преднамеренного искажения отчетности, прямого мошенничества со стороны персонала и управляющих. Подобных проблем можно избежать путем создания внутри самих компаний эффективной системы внутреннего контроля. От эффективности внутреннего контроля зависит эффективность функционирования хозяйствующих субъектов. В рыночных условиях, характеризующихся высокой неопределённостью и нестабильностью внешней среды, эффективное управление организацией предполагает  большой объём контрольной и плановой работы. Усиление конкурентных отношений на мировых и отечественных рынках, стремительное развитие и смена технологий, растущая диверсификация бизнеса, усложнения бизнес-проектов и другие факторы обуславливают новые требования к системе внутреннего контроля коммерческой организации. В современных условиях внутренний контроль в российских организациях должен присутствовать на всех уровнях управления. В более широком смысле в конкурентной среде рыночных отношений эффективная система внутреннего контроля при прочих условиях – это гарантия успешной деятельности коммерческой организации.

Целью данной работы является оптимизация системы внутреннего контроля в организации ОАО «Торговый центр «Башкортостан».

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

  • изучить теоретические основы контроля в организации;
  • исследовать процесс внутреннего контроля;
  • проанализировать эффективность системы контроля в организации;
  • разработать рекомендации по оптимизации внутреннего контроля.

 Объект  исследования – процесс оптимизации  внутреннего контроля в ОАО  «Торговый центр «Башкортостан» (находится по адресу  Республика Башкортостан г.Уфа, ул.Менделеева 205а.), основным направлением деятельности которого является розничная торговля. Предмет – оценка внутреннего контроля в организации.

 Оптимизация системы внутреннего контроля в организациях – это неотъемлемая часть стратегического менеджмента. Без налаживания подобного контроля невозможно добиться слаженных действий коллектива в реализации миссии фирмы, и перспективной программы, организации четкого взаимодействия всех работников. Организация контроля на российских предприятиях, которая сложилась на сегодня, уже не может удовлетворять менеджеров, не соответствует изменяющимся условиям, не приносит необходимых результатов. Контроль за работой персонала в российской практике сводится, как правило, к проверке выполнения сотрудниками их обязанностей, а также заданий руководства. Подобная практика устарела.

    Эффективность любой торговой организации зависит от оптимальной системы внутреннего контроля. Современные менеджеры должны стремиться, прежде всего, помочь сотрудникам улучшить их работу, полнее проявить на деле их потенциал, добиться более эффективного, более творческого подхода к делу.

Методологической  основой исследования является теоретический метод познания и системный подход. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как анализ и синтез, методы группировки, сравнения, метод обобщений.

Новизна курсовой работы заключается в исследовании оптимизации внутреннего контроля и методика его применения в организациях.

 Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в качестве практических рекомендаций менеджерам, администраторам и руководителям по использованию различных, наиболее эффективных видов внутреннего контроля.

 

 

Глава 1. Теоретические основы контроля в  организациях

1.1.Понятие и сущность внутреннего контроля

На любой  стадии процесса управления неизбежны  различные отклонения действительного  состояния или действия объекта  управления от требуемого. Деятельность без отклонений возможна лишь при абсолютной неизменности субъекта и объекта действий и окружающих их условий, что противоречит способу существования объективной реальности – движению. В обобщённом виде все отклонения в процессе управления организацией можно разделить на отрицательные, т.е. отдаляющие от намеченных ориентиров и принятых установок, и положительные – приближающие к ним. Например, выпуск продукции сверх плана может быть как отрицательным, так и положительным отклонением – всё зависит от принятых установок, производственных и сбытовых возможностей, от условий функционирования конкретной организации. Итак, отклонения есть всегда, и они постоянно воздействуют на те или иные аспекты функционирования организации. Но воздействия большинства отклонений настолько малы, что нет смысла принимать по этому поводу какие-либо меры; необходимо лишь установить масштаб допустимых отклонений, в пределах которого для организации не произойдёт ощутимых изменений. Чтобы своевременно располагать информацией об отклонениях, превышающих допустимый масштаб, необходим внутренний контроль. Необходимо уточнить, что внутренний контроль можно рассматривать с двух позиций. Так, понятие внутреннего контроля можно трактовать в широком смысле как систему (входящую в систему управления организацией), состоящую из ряда элементов. Внутренний контроль в достаточно узком смысле – один из этапов процесса управления.

Внутренний  контроль организации - это осуществление  субъектами организации таких действий, как:

а) определение  фактического состояния или действия управляемого звена системы управления организацией (объекта контроля);

б) сравнение  фактических данных с требуемыми, т.е. с базой для сравнения, принятой в организации, заданной извне либо основанной на рациональности;

в) оценка отклонений, превышающих предельно  допустимый уровень, и степени их влияния на аспекты функционирования организации;

г) выявление  причин данных отклонений.

Сущность  и смысл контроля проявляются  в его целях и функциях.

Цель внутреннего  контроля — информационное обеспечение  системы управления для получения  возможности принятия эффективных  решений.

Функция контроля – это такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в  кризис.

Одна  из важнейших причин необходимости  осуществления внутреннего контроля состоит в том, что любая организация, безусловно обязана обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации.

Положительная сторона контроля состоит во всемерной  поддержке всего того, что является успешным для деятельности организации. Сопоставляя реально достигнутые  результаты с запланированными, т. е. отвечая на вопрос "Насколько мы продвинулись к поставленным целям? ", руководство организации получает возможность определить, где организация добилась успехов, а где потерпела неудачу. Другими словами, один из важных аспектов внутреннего контроля состоит в том, чтобы определить, какие именно направления деятельности организации наиболее эффективно способствовали достижению ее целей. Именно так мелкие фирмы определяют, в каких областях им расширяться и заключать контракты, какая из входящих в их состав фирм должна получить большую долю ресурсов, а какую следует продать или расформировать. Определяя успехи и неудачи организации и их причины, мы получаем возможность достаточно быстро адаптировать организацию к динамичным требованиям внешней среды и обеспечить тем самым наибольшие темпы продвижения к основополагающим целям организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Место внутреннего контроля в процессе управления организацией.

В условиях рыночной конкуренции успешная деятельность коммерческой организации  в общем и целом зависит  от достижения поставленных перед ней  целей, следования принятым установкам и намеченным ориентирам, устойчивости с финансово-экономической и правовой точек зрения и устойчивости её положения  среди конкурентов на рынке. Обеспечить выполнение перечисленных выше требований – задача управления организацией. Процесс управления организацией включает следующие основные стадии:

1) планирование – сбор, обработка  информации и выработка управленческого  решения;

2) организация и регулирование  реализации управленческого решения;

3) учёт – сбор, измерение, регистрация  и обработка информации, касающейся  выполнения управленческого решения;

4) анализ – разложение информации, полученной на стадии учёта,  на компоненты; их изучение и  оценка для принятия следующих  управленческих решений.

Каждая из перечисленных выше стадий чередуется со стадиями контроля. Затем  следует новый цикл этого непрерывного в идеале процесса. Все циклы подчинены  стратегии организации – генеральной  программе действий и распределению  приоритетов и ресурсов для достижения глобальных целей. Стадия контроля намерено не включена в упрощённое описание процесса управления, так как внутренний контроль имеет двойственную роль в  процессе управления организацией. С  одной стороны, стадия контроля неизменно  чередуется с другими стадиями в  процессе управления, поэтому можно  говорить о присутствии (проникновении) элементов контроля на каждой из описанных  стадий. С другой стороны, контроль обеспечивает оптимальный ход процесса управления на каждой стадии. Поэтому, стадию контроля по отношению к остальным  можно рассматривать как упорядочивающее  звено управленческого процесса.

Таким образом, внутренний контроль организации  является:

  1. неотъемлемым элементом каждой стадии процесса управления;
  2. "обособленной" стадией, обеспечивающей информационную прозрачность на предмет качества хода процесса управления на всех других стадиях.

На рис.1. показаны взаимосвязи, взаимозависимость, взаимопроникновение и роль каждого  элемента в процессе управления организацией.

 

 

Рис.1. Место и роль внутреннего  контроля в процессе управления организацией.

 

1.3.Классификация внутреннего контроля

Чтобы глубже понять сущность контроля как важной управленческой  категории, раскрыть механизм функционирования выражаемых ею отношений, выявить специфические особенности различных ее составляющих, необходимо его классифицировать.

Информация о работе Механизм оптимизации системы внутреннего контроля в ТЦ «Башкортостан»