Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 09:09, курсовая работа
Как и у многих понятий в теории управления, у конфликта имеется множество определений и толкований1. Мы определяем конфликт как от-сутствие согласия между двумя сторонами или более, которые могут быть конкрет¬ными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Например, когда готовится смета компании "Си Би Эс" на следующий год, президенты "Си Би Эс Новости" и "Си Би Эс Спорт", возможно, оба стараются убедить совет директоров "Си Би Эс", что именно он заслуживает большей доли ресурсов ком¬пании. Или представим себе двух инженеров на собрании, где каждый настойчиво предлагает принять его спецификацию продукта.
I. Общая теория конфликта
1.1. Понятие конфликта
1.2. Типология конфликтов
II. Конфликты в организациях
2.1. этапы развития конфликта
2.2. стадии управления конфликтом
III. Механизм управления конфликтом
3.1. Основные методы разрешения конфликтных ситуаций
- постоянное перебивание
партнера в ходе беседы, создание
препятствий к свободному
- проявление к другому своей личной неприязни, антипатии;
- мелочные придирки, не связанные с существом дела;
- принижение партнера, негативная оценка его личности;
- попытки запугать собеседника, угрозы;
- подчеркивание разницы между собой и партнером;
- преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своих заслуг;
- систематические отказы в ответ на конструктивные предложения партнера, постоянное отрицание справедливости его слов;
- проявления неискренности, лицемерия.
К числу негативных приемов невербального уровня относятся: нарушение персонального пространства партнера, пренебрежительные жесты в его адрес и др.
Итак, всего этого надо избегать в условиях конфликта. Использование подобных приемов может повести к росту эмоциональной напряженности, к усилению конфликта, даже в условиях, когда его конструктивное разрешение кажется совсем близким.
Четыре группы методов регулирования конфликта:
Совсем иной характер носят позитивные методы регулирования конфликта. Они служат не только целям разрешения конфликта, конфликтных ситуаций, но могут играть профилактическую роль, предупреждать конфликты, особенно деструктивные. Их можно условно разделить на четыре группы.
1) Рекомендации самого
общего характера, относящиеся
не только к конфликтному
2) Блок методов, которые
используются в начальной,
3) Основные рекомендации
на второй, основной фазе беседы
или переговоров можно свести
к следующему: нужно хотя бы
на короткое время отвлечь
или переключить внимание
4) Рекомендации универсального
характера, образующие блок
Конечно, все указанные тактики и приемы могут уточняться, совершенствоваться при их применении для регулирования конкретных конфликтных ситуаций, каждая из которых неповторима.
Опытный руководитель, постепенно накапливая опыт управления конфликтами, постепенно превращает его в своего рода механизм (свод правил, кодекс принципов) разрешения конфликтов в организации.
Рекомендации менеджеру,
по поведению в конфликтных
1) Помнить, что
2) Стремиться к взаимодействию, искать средства, ослабляющие напряженность.
3) Не допускать импульсивного
поведения, не проявлять
4) Проявлять доброжелательность, расположенность, уважение, терпимость, сочувствие, участие.
5) Для погашения агрессивности
дать оппоненту «выпустить пар»
6) Потребовать обоснование
претензий и упреков и
7) Искать решение,
8) Не приписывать другой стороне плохие намерения и ответственность за все.
9) Свою негативную оценку
оппонента или ситуации
10) Не демонстрировать свою силу и превосходство и не унижать другого.
11) Не рассматривать все
со своей позиции и не
б) Авторитарный и партнерский типы разрешения конфликта
Современная конфликтология выделяет два основных типа разрешения конфликта в организациях.
Авторитарный тип - разрешение конфликта через применение властных полномочий. Его основные черты:
- руководитель видит и
слышит только себя. Считает, что
сотрудники обязаны только
- руководитель считает, что должен «победить» любой ценой;
- конфликты рассматриваются как человеческие слабости;
- управление конфликтной
ситуацией происходит в
При таком типе разрешения конфликта используются:
1) Методы убеждения и
внушения. Они практически неотделимы.
Руководитель пытается
2) Один из приемов сближения
конфликтующих сторон - попытка согласовать
непримиримые интересы, позволяет
добиться взаимоприемлемого
3) Метод «игры», когда
одна из сторон стремится
Основное преимущество авторитарного типа разрешения конфликта в том, что, как считают руководители, при его использовании экономится время. Однако его главный недостаток в том, что конфликт при этом не разрешен, внешне задавлен и возможен его возврат.
Партнерский тип - разрешение конфликта через применение конструктивных способов. Его основные черты:
- конструктивное взаимодействие
руководителя с конфликтующими
сторонами. Чтобы аргументы
- восприятие аргументов противной стороны;
- готовность к компромиссу,
взаимный поиск решений,
- стремление совместить личностный и организационный факторы;
- восприятие как нормальный фактор деятельности.
Партнерский тип разрешения конфликта имеет свои преимущества. Он ближе к реальному решению проблемы, позволяет найти объединяющие факторы, т.е. удовлетворить (может быть, не всегда полно) интересы сторон.
Одна из важнейших задач руководителя:
В организации весьма важно стремиться к быстрому и полному разрешению конфликта, иначе он может стать перманентным. Немаловажное значение имеет создание благоприятной атмосферы труда, доброжелательных межличностных отношений членов коллектива в процессе трудовой деятельности, умение отличать причины от поводов, выбирать наиболее верные способы разрешения конфликтов. Это одна из первейших задач руководителя организации. Ведь эффективно управлять - это в том числе и умение создавать такую обстановку, в которой с минимальными издержками реализовывались бы поставленные перед организацией задачи.