Механизм выбора эффективного стиля менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Стиль руководства в контексте управления - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства, характеризующий данного руководителя
В высшей степени авторитарный или автократичный руководитель навязывает свою волю путем принуждения, вознаграждения и т.д. Руководитель демократичный, предпочитает оказывать влияние с помощью убеждения, разумной веры или харизмы. Он избегает навязывать свою волю подчиненным.

Содержание работы

Введение 3
1. Стиль менеджера 4
1.1.Понятие стиля менеджера 4
1.2.Факторы формирования стилей 6
1.3. Классификация стилей менеджера 8
1.3.1. Одномерные стили руководства 8
1.3.2. Многомерные стили руководства 16
2. Анализ выбора эффективного стиля менеджера в организации. 26
2.1. Краткая характеристика организации 26
2.2. Применяемый стиль руководства и его недостатки 28
3. Оценка применяемого стиля менеджера 29
3.1. Достоинства и недостатки применяемого метода 29
3.2. Рекомендации 30
Заключение 31
Список используемой литературы 33

Файлы: 1 файл

Механизм выбора эффективного стиля менеджера.docx

— 588.44 Кб (Скачать файл)

Стиль управления, ориентированный на укрепление коллектива и поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными, но если взаимоотношения хорошие, люди в основном склонны делать то, что от них требуется. В этих условиях ориентация на организационную сторону дела может вызвать конфликт, в результате которого и без того слабое влияние руководителе на подчиненных упадет еще больше. Ориентация на человеческие отношения, наоборот, может повысить его влияние и улучшить отношения с подчиненными.

Другую модель, описывающую зависимость стиля  руководства от ситуации, предложили Т. Митчел и Р. Хаус. По их мнению, исполнители будут стремиться к достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду, поэтому основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей работы; устранить помехи на пути ее осуществления; оказать необходимую поддержку, дать совет, направить действия по верному пути. Естественно, что руководитель при этом должен быть правдивым и не обещать то вознаграждение, которое организация не в состоянии будет предоставить.

Модель Митчела и Хауса включает в себя четыре стиля управления, использование которых предопределяется ситуацией, предпочтениями и личными качествами исполнителей, степенью их уверенности в своих силах и возможности воздействовать на ситуацию.

Если у сотрудников  большая потребность в самоуважении и принадлежности к коллективу, то наиболее предпочтительным считается "стиль поддержки", аналогичный стилю, ориентированному на налаживание человеческих отношений. Когда сотрудника стремятся к автономии и самостоятельности, лучше, как считают авторы, использовать так называемый "инструментальный" стиль, сходный с ориентированным на создание организационно-технических условий производства. Объясняется это тем, что подчиненные, особенно когда от них ничего не зависит, желая поскорее выполнить задание, предпочитают, чтобы им указывали, что и как нужно делать, и создавали необходимые условия работы.

Там, где подчиненные  стремятся к высоким результатам  и уверены, что смогут ах достичь, применяется сталь, ориентированный на "достижение", когда руководитель перед ними ставит посильные задачи и ожидает, что они без принуждения будут стремиться по мере возможности к их самостоятельному решению, а ему останется лишь обеспечить необходимые для этого условия.

Стиль руководства, ориентированный на участие подчиненных в принятии решений, по мысли Митчела и Хауса, больше всего соответствует ситуации, когда те стремятся реализовать себя в управленческой деятельности. Руководитель при этом должен делиться с ними информацией, широко использовать их идеи в процессе подготовки и принятия решений.

В неоднозначных  ситуациях, как считают авторы, лучше  использовать "инструментальный" стиль, поскольку руководитель лучше видит ситуацию в целом и его указания могут служить для подчиненных хорошим ориентиром. Однако при этом указаниями нельзя злоупотреблять, так как исполнители могут принять это за чрезмерный контроль.

В соответствии с ситуационной теорией П. Херсли и К. Бланшара применение того или иного стиля зависит от степени зрелости подчиненных, их способности отвечать за свое поведение, образования и опыта решения конкретных задач, внутреннего желания достичь поставленных целей.

В свете этого  Херсли и Бланшар сформулировали четыре основных стиля руководства, суть самого простого из которых заключается в указаниях незрелым, не способным и не желающим отвечать за результаты своей работы сотрудникам, что и как нужно делать. Здесь руководитель должен ориентироваться в первую очередь на решение организационно-технических проблем, а затем уже на налаживание человеческих отношений и создание коллектива.

Для сотрудников, обладающих средним уровнем зрелости, когда они уже хотят брать на себя ответственность, но не могут делать этого, предпочтителен стиль руководства, сочетающий в равной мере ориентацию на организационную сторону дела, с одной стороны, и на коллективность — с другой. Здесь руководитель должен одновременно и давать исполнителям указания, и поддерживать их стремление творчески и самостоятельно работать.

Когда сотрудники могут, но не хотят отвечать за решение поставленных задач, несмотря на наличие для этого всех условий и обладание достаточной подготовленностью, самым подходящим считается стиль, предполагающий их участие в принятии решений. Они сами прекрасно знают, что, когда и как нужно делать, но руководителю требуется разбудить в них чувство причастности, предоставить возможность проявить себя, а где нужно, без навязчивости помочь.

Схема 3. Модель стилей руководства Врума-Йеттона.

При высокой степени  зрелости, когда люди хотят и могут  нести ответственность, работать самостоятельно без помощи и указаний руководителя, Херсли и Вланшар рекомендуют делегировать полномочия и создавать условия для коллективного управления.

Любопытную модель стилей руководства разработали  американские ученые В. Вурм и Ф. Йеттон. По их мнению, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях управления.

А — Руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации.

Б — Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение.

В — Руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с учетом их принимает собственное решение.

Г — Руководитель совместно с подчиненными обсуждает  проблему и в результате вырабатывается общее мнение.

Д — Руководитель постоянно работает совместнее группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор.

При выборе стиля  руководители пользуются следующими основными критериями:

  • наличие достаточной информации и опыта у подчиненных;
  • уровень требований, предъявляемых к решению;
  • четкость и структурированность проблемы;
  • степень причастности подчиненных к делам организации и необходимость согласовывать с ними решения;
  • вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку исполнителей;
  • заинтересованность исполнителей в достижении целей;
  • степень, вероятности возникновения конфликтов между подчиненными в результате принятия решений. В зависимости от этих критериев руководитель использует пять перечисленных выше стилей управления, алгоритм выбора которых отражен на схеме 18.4.

В настоящее время все  большее распространение получает концепция атрибутивного подхода к выбору стиля руководства. B основе этой концепции, в отличие от других моделей, лежит реакция руководителя не столько на само поведение подчиненных как таковое, сколько на причины, его вызвавшие. При этом руководитель основывается на трех основных видах информации: о том, насколько поведение подчиненного обусловлено особенностями задания; о том, насколько оно стабильно, и о том, насколько оно уникально.

Если поведение подчиненного вызвано серьезными внутренними причинами, руководитель принимает по отношению к нему необходимые меры воздействия и в дальнейшем осуществляет их коррекцию в соответствии с ответной реакцией подчиненного. Если же причины вызваны внешними условиями, руководитель направляет усилия на их изменение.

 

2. Анализ выбора эффективного стиля менеджера в организации.

2.1 Краткая характеристика организации

ООО «Рольмонтаж» создано на основании Гражданского Кодекса РФ,               Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» решением единственного учредителя № 1 от 19 октября 2009 г.

Основной целью организации  является получение прибыли.

Списочная численность работников - 9 человек.

Для своей цели ООО “Рольмонтаж”  осуществляет следующие виды хозяйственной деятельности:

- Изготовление и установка ремонт рольставней, гаражных, секционных, раздвижных, подъёмно – поворотных ворот;

- Продажа комплектующих  для ворот, защитных рольставней;

- Торговля (оптовая, розничная);

- Изготовление изделий  из пластика, алюминия, металла.

ООО «Рольмонтаж» осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства Российской федерации, Устава и Положения о коммерческой деятельности предприятий.

Хозяйственная деятельность ООО «Рольмонтаж» осуществляется на основе производственно - финансовой самостоятельности, на принципах самоокупаемости и самофинансирования и полной ответственности за последствия своей деятельности на основании Положения и Устава ООО “Рольмонтаж”.

Финансовая деятельность ООО «Рольмонтаж»  осуществляется в целях увеличения прибыли за счет снижения издержек по закупке, хранению и реализации продукции и повышения качества предоставляемых услуг.

ООО «Рольмонтаж» производит полные и своевременные расчеты с бюджетом в виде платежей: налог на прибыль, НДС, налог на землю, налог на транспорт, налог на воду, коммунальный налог, отчисления на заработную плату, отчисления во внебюджетные фонды.

Большое значение имеет рациональное разделение труда работников  ООО  «Рольмонтаж». Оно предусматривает наиболее целесообразную расстановку работников, четкое определение функциональных обязанностей каждого работника.

 


 


 

2.2 Применяемый стиль руководства и его недостатки

Необходимо отметить сразу, что не существует «плохих» и «хороших»  стилей руководства, так как все зависит от ситуации, вида деятельности, сработанности, личных особенностей членов коллектива и многого другого. Например, авторитарный стиль вполне уместен при наличии двух условий, если подчиненные добровольно согласен на директивные методы руководства, и, если того требует производственная ситуация.

В компании ООО «Рольмонтаж» преимущественно применяется авторитарный стиль руководства, так как  он обеспечивает стабильное  управление, которое позволяет быстро принимать производственные решения, минимизировать затраты.  Так же этот метод обеспечивает выживание организации в случае кризиса, что очень актуально в данное время, в нашей стране.

Проблема заключается  в том, что данный метод подавляет инициативу и творческий потенциал подчиненных, является причиной слабой мотивации, отсутствии действенных стимулов труда. Также, у подчиненных наблюдается высокая степень зависимости от постоянной воли руководителя, работник при авторитарном стиле выполняет лишь то, что скажет начальник, хотя в действительности, мог бы сделать больше и, возможно, качественнее.

 Зная то, что руководителю  требуется много времени, для  ознакомления с деятельностью  организации, а особенно для  оценки профессионального уровня  своих подчиненных. Руководителю  необходимо знать, как уметь  подойти к каждому из своих  сотрудников, как правильно направить  стимулирующее воздействие и  наказать в случае необходимости.

 

3. Оценка применяемого стиля менеджера

3.1 Достоинства и недостатки применяемого метода

Преимущества авторитарного стиля:

  • успешность при повседневных, обычных работах, которые не требуют творческого подхода и новизны, а основные силы направлены на количество производимой продукции;
  • обеспечение четкости управления, которое позволяет быстрее принимать производственные решения минимизировать затраты;
  • предсказуемость результатов;                                                                                                 
  • обеспечение в малых организациях быстрой реакции на изменения условий внешней среды;
  • внимание к срочности выполнения работы и порядку;
  • снижение убытков в работе в условии дефицита;
  • малые затраты на менеджера.

Недостатки авторитарного стиля:

  • подавляет инициативу и творческий потенциал подчинённых
  • отсутствие действенных стимулов труда;
  • высокая степень зависимости от постоянной воли руководителя у подчинённых;
  • подчинённые выполняют лишь то, что скажет начальник, хотя в действительности, могли бы сделать больше и, возможно, качественнее;
  • подчинённые не могут быть удовлетворены своим трудом, так как их мнение и опыт игнорируются;
  • адаптация подчиненных к резким преобразованиям в организации значительно снижается.

Информация о работе Механизм выбора эффективного стиля менеджера