Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:57, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании механизмов управления, взаимосвязи инструментов и методов в современном менеджменте.
В рамках достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- проанализировать понятие и сущность механизма управления;
- изучить методы и инструменты менеджмента;
- рассмотреть комплексный механизм управления;
- исследовать совокупность мер совершенствования механизма управления предприятием.
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Сущность механизма управления …………………………………. 5
1.1 Понятие механизма управления ……………………………………….. 5
1.2 Методы и инструменты менеджмента ………………………………..... 14
Глава 2. Совершенствование механизма управления предприятием …… 21
2.1. Комплексный механизм управления организацией ………………… 21
2.2. Совершенствование механизма управления предприятием ………...... 24
Заключение …………………………………………………………………… 31
Список литературы …………………………………………………………... 33
Содержание
Введение ……………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Сущность механизма управления …………………………………. |
5 |
|
5 |
1.2 Методы и инструменты менеджмента ………………………………..... |
14 |
Глава 2. Совершенствование механизма управления предприятием …… |
21 |
2.1. Комплексный механизм управления организацией ………………… |
21 |
2.2. Совершенствование механизма управления предприятием ………...... |
24 |
Заключение ………………………………………………… |
31 |
Список литературы …………………………………………………………... |
33 |
Введение
Преобразования в Российской
Федерации в социальной, экономической
и других сферах жизнедеятельности
связаны с процессом
Одним из основных направлений
оптимизации управления является освоение
и внедрение методов
Роль управленческого
фактора в решении современных
проблем общества постоянно растет,
что объясняется рядом
Управленческие знания должны способствовать
правильному проектированию и функционированию
правоотношений в конкретных областях
производственной, финансовой и маркетинговой
деятельности, а также находить верные
решения в различных организационно-экономических
ситуациях.
Предыдущий опыт совершенствования
управления, а также сегодняшняя
практика управления в условиях экономических
реформ указывают на острую потребность
в исследовательском подходе как к управлению,
так и к его совершенствованию и развитию.
Методологии и практическим навыкам исследования
надо учить, вкус к исследовательской
деятельности надо прививать, способности
к исследовательской работе надо развивать
уже в процессе подготовки специалистов.
Современный менеджмент только тогда
может быть действительно успешным, когда
он находится в постоянном и непрерывном
развитии, когда он ориентирован на изменения,
обеспечивающие жизнестойкость организации
и накопление ею потенциала инноваций
и целеустремленности.
Но это оказывается практически возможным
только при условии исследования систем
управления, которое предполагает поиск
наиболее эффективных вариантов построения
системы управления и организации ее функционирования,
исключения в ней противоречий и установление
причин недостатков, а также определение
путей дальнейшего развития. Исследования
позволяют найти соответствие управления
изменяющимся условиям и факторам экономики.
Цель курсовой работы состоит в исследовании механизмов управления, взаимосвязи инструментов и методов в современном менеджменте.
В рамках достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- проанализировать понятие
и сущность механизма
- изучить методы и инструменты менеджмента;
- рассмотреть комплексный механизм управления;
- исследовать совокупность мер совершенствования механизма управления предприятием.
Объектом данной курсовой работы является анализ механизма менеджмента как динамической взаимозависимость его средств, методов и инструментов.
Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования
Глава 1. Сущность механизма управления
Механизм управления
Факторы управления для предприятия могут быть внутренними (в этом случае речь может идти о механизме управления предприятием) или внешними (механизм взаимодействия с другими предприятиями и организациями (рис. 1). Для предприятия предпринимательского типа характерно стремление к изменению состояния внешней среды в свою пользу, к приведению внутренних и внешних факторов в состояние взаимного соответствия, к согласованию интересов.
В условиях централизованно-плановой системы управления экономикой хозяйственный механизм управления (вариант термина — экономический механизм) рассматривался как составная часть системы управления народным хозяйством, с помощью которой вырабатываемые государственными органами управления решения о конкретных целях, путях и средствах развития страны, отрасли, региона, предприятия трансформируются в систему интересов людей и их действия. Структура хозяйственного механизма представлялась в виде совокупности трех элементов: планирование, хозяйственное стимулирование и организация управления. При таком подходе к формированию механизма управления из его состава исключается наиболее активная часть — мотивы деятельности людей. Механизм управления был призван подчинить интересы людей решениям, принятым сверху. Такой механизм может иметь место в случае, когда используются только административно-командные методы управления.1
Очевидно, что механизм управления рыночной экономикой будет эффективен лишь в том случае, когда он усиливает мотивацию деятельности людей, а сдвиг мотивов на цели деятельности достигается на основе согласования выдвигаемых целей с интересами людей и социальных групп. В силу этого и сама цель, и ее постановка также принадлежат механизму управления.
Механизм управления (Мех У) является сложной категорией управления. Он включает:
- цели управления (ЦУ);
- критерии управления (КУ) - количественный аналог целей;
- факторы управления (ФкУ) - элементы объекта управления и их связи, на которые осуществляется воздействие в интересах достижения поставленных целей;
- методы воздействия на данные факторы управления (МУ);
- ресурсы управления (РУ) - материальные и финансовые ресурсы, социальный и организационный потенциалы, при использовании которых реализуется избранный метод управления и обеспечивается достижение поставленной цели.
Таким образом, для данного объекта управления (ОУ) механизм управления формируется из указанных элементов:
МехУ = (ЦУ, КУ, ФкУ, МУ, РУ) (1)
Реальный механизм управления
всегда конкретен, так как направлен
на достижение конкретных целей путем
воздействия на конкретные факторы,
и это воздействие
В сфере материального
производства природа факторов управления
разнообразна. Это могут быть взаимосвязанные
между собой факторы
Рисунок 1 - Направления воздействия механизма управления2
Исходными элементами для формирования механизма управления являются конкретный объект управления и цель трансформации состояния или деятельности этого объекта. Первым шагом является согласование указанных элементов, то есть формирование пары категорий [ОУ, ЦУ]. Далее цель управления трансформируется в задание (критерий управления), то есть формируется пара [ЦУ, КУ]. В последующем определяются факторы управления, на которые необходимо воздействовать, чтобы выполнить это задание, то есть формируется пара [КУ, ФкУ]. Если требуемая совокупность факторов управления не может быть сформирована, то уточняется объект управления и (или) цель, то есть формируется новая пара [ОУ, ЦУ], а затем вновь пары [ЦУ, КУ], [КУ, ФкУ]. В соответствии с природой факторов управления выбираются методы воздействия, то есть формируется пара [ФкУ, МУ]. И, наконец, определяется совокупность необходимых ресурсов управления (материальные ресурсы, социальный и организационный потенциалы), посредством которых организуется управляющее воздействие на состояние соответствующих факторов управления, в том числе осуществляется сдвиг мотивов деятельности на цели управления. На данном этапе, последовательно формируются пары [МУ, РУ], [ФкУ, РУ]. Результатом этих воздействий будет приведение объекта управления в соответствие с поставленными целями. Если не может быть мобилизован нужный объем ресурсов, потребуется или пересмотреть методы управления, или вновь вернуться к паре [ОУ, ЦУ] (рисунок 2).
Рисунок 2 - Алгоритм формирования структуры механизма управления3
Формирование системы целей организации. Цель любой функционирующей организации – это результат деятельности этой организации, который желательно достичь в заданное время. Совокупность целей различных уровней представляют собой взаимосвязанных целей. Часто система представляется в виде дерева целей.
Исходными для формирования
системы целей промышленной организации
и формирования пары [ОУ, ЦУ] являются
представление объекта
При формировании системы
целей деятельности должно быть обеспечено
соблюдение ряда требований, в том
числе требования
Согласование критериев управления и факторов управления (пара КУ, ФкУ). Управление осуществляется путем воздействия на определенные факторы управления, то есть на свойства и элементы объекта управления в целом, свойства этих элементов, их связи с другими элементами, связи объекта управления с внешней средой. Сами способы воздействия на те или иные факторы управления относятся к другой категории управления - методам управления или к аналогу методов - ресурсам. Вместе с тем, способность (свойство) предприятия воспроизводить, аккумулировать и эффективно использовать эти ресурсы является категорией, которую необходимо отнести к факторам управления. Так как объект управления обладает свойствами целостности, изменение состояния того или иного фактора под влиянием управляющего воздействия приводит к изменению состояния объекта управления в целом или отдельных его частей.
Любая производственная система является сложным объектом управления, и для выявления всей совокупности факторов необходимо расчленять его на ряд более простых объектов. Такое расчленение может быть осуществлено несколькими способами, в том числе:
- дифференциацией структуры предприятия по уровням подразделений (производство, цех, рабочий участок, рабочее место);
- дифференциацией технологического процесса производства на технологические цепи, технологические линии, технологические переходы;
- разделением жизненного цикла продукции на стадии, этапы, фазы и другие процессы; разделением ассортимента производимой продукции по группам технологически- и конструктивно-однородной продукции, по уровням качества, группам потребителей или по программам, сформированным применительно к конкретным объектам и целям управления.