Механизмы менеджмента как динамическая взаимозависимость его средств, методов и инструментов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в исследовании механизмов управления, взаимосвязи инструментов и методов в современном менеджменте.
В рамках достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- проанализировать понятие и сущность механизма управления;
- изучить методы и инструменты менеджмента;
- рассмотреть комплексный механизм управления;
- исследовать совокупность мер совершенствования механизма управления предприятием.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Сущность механизма управления …………………………………. 5
1.1 Понятие механизма управления ……………………………………….. 5
1.2 Методы и инструменты менеджмента ………………………………..... 14
Глава 2. Совершенствование механизма управления предприятием …… 21
2.1. Комплексный механизм управления организацией ………………… 21
2.2. Совершенствование механизма управления предприятием ………...... 24
Заключение …………………………………………………………………… 31
Список литературы …………………………………………………………... 33

Файлы: 1 файл

механизмы менеджмента как динамическая взаимозависимость его средств.docx

— 217.07 Кб (Скачать файл)

Основными факторами производства являются важнейшие ресурсы любого предприятия. Когда ОУ представлен  в виде дерева или в виде совокупности взаимосвязанных элементов производственного  процесса, облегчается постановка конкретной цели, определение задания по достижению этой цели (КУ) и конкретизация факторов, обеспечивающих выполнение этого задания (ФкУ). Для организации воздействия  на ФкУ различной природы необходимо выявить их совокупность и степень  соответствия факторов критериям управления с тем, чтобы при формировании пары [ФкУ, РУ] оценить потребность  и возможность мобилизации ресурсов для приведения ФкУ в соответствие с поставленной целью (критерием).4

Степень согласованности  составляющих пары [КУ, ФкУ] можно оценить  сопоставлением плановых и достигнутых  значений вектора показателей состояния  факторов и показателей результатов (затрат, эффектов, эффективности), достижение которых обеспечивается мобилизацией указанных факторов.

Согласование факторов управления и методов управления (ФкУ, МУ). Характер воздействия зависит от природы фактора и его восприимчивости к тем или иным методам воздействия. Управленческое решение состоит в формировании рациональной пары множеств «ряд факторов управления», «ряд методов воздействия на эти факторы», то есть пары [ФкУ, МУ]. В управлении предприятиями широко используются экономические, социальные (мотивообразующие), организационно-административные и правовые методы, а также их различные сочетания. Если необходимо воздействовать на состояние фактора «капитал», следует привести в действие экономические методы (например, капитализацию амортизации), социальные методы (например, мотивацию качественной эксплуатации оборудования персоналом), организационные методы (например, организацию взаимодействия с поставщиками сырья и комплектующих изделий), правовые методы (например, правовая дисциплина поставок). Если же необходимо воздействовать на состояние фактора «труд», следует применять мотивообразующиеметоды с тем, чтобы усилить мотивы труда и (или) осуществить сдвиг мотивов на поставленные цели. Комплексность методов воздействия на факторы различной природы определяет объективную необходимость формирования комплексного механизма у правления промышленными предприятиями.

Согласование методов  управления и ресурсов управления (пары МУ, РУ, ФкУ, РУ). Под ресурсами управления следует понимать источники воздействия на факторы управления. В производственных системах этими источниками могут быть:

- материальные ресурсы производственной системы, в том числе денежный и вещевой капитал, а также инвестиционный, производственный и научно-технический потенциалы;

- социальный (личностный и коллективный) потенциал организации;

- организационный потенциал производственной системы.

Эти три источника не являются изолированными, так как формируются  в результате взаимного влияния. Так, социальный потенциал создается  под влиянием системы и норм оплаты труда, уровня научно-технического развития производства и профессиональной подготовки персонала, культуры производства, организации  управления и других факторов. В  свою очередь, материальные ресурсы  производственной системы есть плод живого и овеществленного труда, то есть результат мобилизации социального  потенциала.5

Под организационным потенциалом предприятия понимают диапазон организационных возможностей его функциональных служб (маркетинга, производства, НИОКР), а также общекорпоративного управления. Очевидно, что организационный потенциал формируется под воздействием материальных ресурсов, научно-технического и социального потенциалов производственной системы.

Ограничения по ресурсам могут  приводить к необходимости пересмотра ранее сформированной пары [ФкУ, МУ] по составу выбранных факторов и  методам воздействия на них. Изменение  пары [ФкУ, МУ], в свою очередь, потребует  в паре [ЦУ, ФкУ] привести цели управления в соответствие с реальными возможностями  воздействия на факторы. Только при  наличии такого соответствия можно  считать, что ряд факторов, воздействие  на которые может дать реальные результаты, выявлен.

В условиях ограничения ресурсов встает задача определения приоритетности факторов, значимость которых определяется целями управления. Для достижения каждой цели существует свой ряд приоритетности факторов. Выявление этих рядов является одной из основных задач формирования конкретных механизмов управления. Необходимость  ранжирования факторов управления по их приоритетности подтверждается как  отечественным, так и зарубежным опытом.

Свойства производственной системы развиваются под влиянием управляющих воздействий и сами являются факторами управления. Важнейшим  из таких факторов выступает способность  предприятия воспроизводить, аккумулировать и эффективно использовать материально-вещественные и трудовые ресурсы, необходимые  для развития. Этот фактор включает:

- инвестиционный потенциал предприятия, определяемый ростом курса акций и реинвестированием прибыли;

- стартовые условия развития;

- наличие собственной научно-опытно-производственной и учебной базы, способной осуществлять развитие (собственной системы развития);

- способность использовать научно-производственный потенциал внешней среды предприятия (внешней системы развития);

- восприимчивость производственной системы к нововведениям и ее способность к самообучению;

- управляемость производственной системы, способность руководства предвидеть объективный ход развития, формировать и последовательно реализовывать техническую политику на достаточно долгосрочную перспективу6

 

1.2 Методы  и инструменты менеджмента

 

Методы менеджмента – совокупность способов и приемов осуществления управленческой деятельности, применяемых для постановки и достижения ее целей.

В менеджменте различают:

  • методы подготовки и обоснования решений;
  • методы выбора решений;
  • методы реализации решений.

Выбор методов подготовки и обоснования решений зависит  от типа решаемых проблем (рисунок 3).


Рисунок 3 - Методы подготовки и обоснования решений

7

К методам выбора решений  относятся: единоначальное принятие решения; коллективное (групповое) принятие решения, осуществляемое полномочным органом; решение по согласованию, принимаемое  на основе ограничений полномочий (рисунок 4).

 

Рисунок 4 - Методы выбора решений8

К методам реализации решений  относятся: организационно- распорядительные (административные), экономические  и социально-психологические (рисунок 5).

Рисунок 5 - Методы реализации решений9

 

Под инструментами менеджмента  следует понимать совокупность моделей  и методов, используемых для решения  задач менеджмента и их информационного, организационного и методического  обеспечения.

Инструментарий менеджмента  чрезвычайно разнообразен. Он включает инструменты, существенно различающиеся  по сложности, назначению, условиям применения и другим признакам, – от систем нормативов до систем организационного управления различных классов.

К числу широко известных  инструментов менеджмента относятся:

  • система управления по целям (МВО - Management By Objectives);
  • система и методики ПАТТЕРН (PATTERN) для решения задач целеполагания, планирования, регулирования и контроля;
  • система и методики ПЕРТ (PERT) для решения задач планирования целевых комплексных программ и проектов;

Система управления по целям (МВО) –система управления организацией, ориентированная на конечные результаты и основанная на использовании творческого потенциала трудового коллектива, новых методов управления (рисунок 6).


Рисунок 6 - . Процесс управления в системе управления по целям10

 

Основным понятием концепции  и системы управления по целям  является понятие "ключевой результат". При этом выделяют ключевые результаты трех типов:

- ключевой результат коммерческой деятельности (оборот, покрытие издержек, переменные и постоянные расходы, рентабельность и т. п.);

- ключевые результаты функциональной деятельности (количество и качество производимой продукции, использование производственных мощностей, сырья, материалов, энергии и т. п.);

- ключевые результаты поддержки, содействующей достижению коммерческих и функциональных результатов (мотивация персонала, атмосфера в организации, использование рабочего времени и т. п.).

Методика ПАТТЕРН (PATTERN – Planning Assistance Through Technical Evaluation Relevance Number) предназначена  для формирования и оценки структуры  целей, разработана фирмой "Хониуелл Инк" корпорации РЕНД.

Основные элементы методики ПАТТЕРН, составляющие ее этапы, представлены на рисунок 7.

Рисунок 7 - Элементы методики ПАТТЕРН11

 

Экспертиза – процесс исследования, проводимый экспертами, направленный на формирование групповой оценки по неструктурированным проблемам (рисунок 8).

Сложность оцениваемых объектов может вызвать серьезные психологические  затруднения у экспертов. Поэтому  вместо исходной задачи экспертам часто  предлагают другой тип задачи экспертного  оценивания – в более удобной  для них постановке, приводящей после  обработки полученной от экспертов  информации к решению исходной задачи.12


Рисунок 8 - Схема процесса экспертизы13

 

Различают следующие типы задач экспертного оценивания исследуемых  объектов:

  • задача парных сравнений;
  • задача ранжирования;
  • задача классификации;
  • задача численной оценки.

В процессе формирования групповой  оценки используются следующие методы:

  • метод "круглого стола" со свободным обменом информацией между экспертами;
  • метод "мозговой атаки" с частичной регламентацией общения экспертов;
  • метод Дельфи с использованием обратной связи;
  • методы формирования групповой оценки в условиях изолированности экспертов друг от друга.

Для обработки экспертной информации и получения результирующей оценки используются:

  • статистические методы;
  • алгебраические методы;
  • методы шкалирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Совершенствование механизма управления предприятием

 

2.1 Комплексный механизм управления организацией

 

Комплексный механизм управления представляет собой совокупность экономических, мотивационных, организационных и правовых (а в ряде случаев — также политических) способов целенаправленного взаимодействия субъектов хозяйствования (субъектов предпринимательства и научно-технического развития) и воздействия на их деятельность, обеспечивающих согласование интересов взаимодействующих сторон, объектов и субъектов управления. 

Поскольку факторы управления могут иметь экономическую, социальную, организационную, правовую и политическую природу, комплексный механизм управления должен представлять собой систему экономических, мотивационных, организационных и политических механизмов, формируемых под воздействием права. 

Ранее действующие механизмы  формировались как мономеханизмы - механизмы одной природы. B дореформенный  период действовал преимущественно  организационно-административный механизм. Его назначением было трансформировать цели и решения центральных органов  власти в интересы людей. Однако такая  трансформация может привести к  усилению мотивации деятельности людей  только в случае, если эти решения  соответствуют их интересам. Такое  соответствие достигается в комплексном механизме управления. 

Переход к рыночной экономике  ознаменовался отвержением организационно-административного мономеханизма не только в силу его неэффективности, но и в силу того, что он в существовавшей ранее форме противоречит принципам акционерной демократии. На первый план была выдвинута задача создания мономеханизма другой природы. Однако по-прежнему необоснованно игнорируется роль мотивационных механизмов. Отказ от организационных механизмов управления вместо их адаптации к новым условиям хозяйствования и игнорирование мотивационных механизмов приводят к неэффективности вновь создаваемого экономического механизма, что со всей очевидностью подтверждается ходом экономической реформы, сопровождаемой деградацией производства и экономической нестабильностью. Успешно решить задачу преодоления экономического спада и обеспечить экономическое, научно-техническое и социальное развитие возможно в том случае, если в ходе экономической и социально-политической реформы будет создан эффективный механизм управления, в котором оптимальным образом сочетаются механизмы различной природы.

Информация о работе Механизмы менеджмента как динамическая взаимозависимость его средств, методов и инструментов