Менеджер и его роль в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 08:04, курсовая работа

Описание работы

Стандартное определение понятия «менеджер» сводится к тому, что человек является менеджером, если он отвечает за других людей и за их работу. Однако такое представление о менеджере кажется чересчур ограниченным. Основная ответственность менеджера направлена вверх, то есть на предприятие, составную часть которого он представляет. Кроме того, отношения менеджера с руководством предприятия и с коллегами-менеджерами не менее важны в его деятельности, чем отношения с подчиненными, работой которых он руководит и за которых он несет ответственность.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Менеджер как субъект управления…………………………...5
1.1 Профессия «менеджер». Деятельность, задачи, функции………...5
1.2 Профессиональные качества современного менеджера…………12
1.3 Роль менеджера в организации…………………………………….26
Глава 2 Современные успешные менеджеры…………………………32
Заключение………………………………………………………………45
Список литературы……………………………………………………...47

Файлы: 1 файл

Основы менеджера.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

Наиболее полное описание видов работ, которые менеджеры  выполняют в организации, приведено  в работе известного канадского ученого  Генри Минцберга «Работа менеджера: вымыслы и факты», в которой  выделено 10 специфических видов работ, объединенных по признаку однородности в три группы: межличностные контакты, работа с информацией и принятие решений (рис.1).

В межличностных контактах  менеджер, выполняющий роль главного руководителя, выступает прежде всего  как символическая фигура, которая представляет организацию, являясь как бы ее флагом. В этой роли на менеджера возлагаются обязанности по выполнению церемониалов, посещению разных социальных мероприятий, по участию в приемах, связанных с уходом работников на пенсию и т.д.

Очень важна роль менеджера  как лидера, т.е. человека, оказывающего влияние на других работников организации. Обычно это связано с ответственностью, а также формальными полномочиями по поводу труда других людей, которые  предоставляются менеджерам в организации. Но лидерское поведение менеджеров зависит от их способности использовать эти полномочия с целью мотивирования и активизации людей для наиболее эффективного достижения целей.

 

Рис. 1. Роли менеджеров в  организации

 

Роль связующего звена  обязывает менеджеров налаживать контакты с теми, кто формально им не подчиняется. Это и менеджеры данной организации, и многие люди за ее пределами, например: потребители, поставщики, официальные правительственные лица, менеджеры из других организаций. Формы контактов, которые при этом используются, самые разные, включая переписку, участие в совещаниях, телефонные разговоры, личные контакты и пр.

Информационные роли менеджеров пронизывают процессы их межличностных контактов и отражают важность сети коммуникаций, создаваемых и поддерживаемых ими. В этой группе Г. Минцберг выделил три специфические роли.

1. Роль приемников информации, характеризующая менеджеров как людей, находящихся в постоянном поиске информации, необходимой для управления организацией и выполнения собственной работы. Эта информация может быть письменной и устной, внутренней и внешней.

2. Роль распространителей информации характеризует менеджеров не только как получателей, но и как распространителей информации по тем каналам связи, которые обеспечивают решение целей и задач организации или подразделений. В частности, они передают информацию своим подчиненным, если у последних нет иного способа ее получения.

3. Менеджеры выступают как представители организации, передающие информацию о ее планах и политике для налаживания внешних контактов с другими заинтересованными лицами и компаниями4.

Группа ролей, связанных  с принятием решений, включает, прежде всего, такое поведение менеджеров, которое носит название предпринимательского. В роли предпринимателей менеджерам нередко приходится принимать решения, связанные с началом новых проектов или использованием новых возможностей. Чтобы уменьшить степень риска, такие решения часто реализуются через целую серию небольших проектов, позволяющих по ходу дела оценить практическую полезность предпринимаемых изменений.

В качестве устраняющих  помехи, менеджеры должны вносить коррективы в развитие той или иной ситуации, если существует угроза ее выхода из-под контроля. Принимая соответствующие решения, они предотвращают разрастание небольших проблем в крупные.

Одной из важнейших ролей  менеджера является распределение  ресурсов, которые необходимы для  выполнения запланированных работ  и достижения целей. От того, как  менеджер справляется с этой работой, прямо зависят получаемые результаты, так как ресурсы всегда ограничены и надо принимать компромиссные решения. Косвенным результатом принятого решения является установление приоритетов, т.е. тех видов работ или подразделений, которые в тот или иной период времени оказывают наибольшее влияние на получение запланированных результатов.

Роль ведущих переговоры, отражает обязанности менеджеров постоянно согласовывать действия с другими членами организации и заинтересованными лицами из разных компаний.

Значение каждой из 10 ролей в работе менеджеров зависит от выполняемой ими работы и позиции, занимаемой в организации. Но само содержание этих ролей показывает, что управленческий персонал — это важнейший ресурс организации, от которого зависит ее существование, возможности роста и развития.

         Чтобы соответствовать огромному количеству требований, которые предъявляются к менеджерам, им приходится брать на себя сложные, многоцелевые роли. Роль вообще - это организованный комплекс моделей поведения. Генри Минцберг идентифицировал 10 ролей, проявления которых можно найти в работе любого менеджера. Их можно распределить по трем группам: межличностные, информационные, связанные с принятием решения. Информационные роли объединяют всю менеджерскую деятельность. Эти роли могут использоваться одним и тем же менеджером в различное время в зависимости от уровня и функций управления. Каждая из десяти ролей описывается индивидуально, но все они вместе составляют одно целое.

Три межличностные роли, прежде всего, связаны с межличностными отношениями. В роли номинального руководителя менеджер представляет организацию с формальной точки зрения. Топ-менеджер и юридически и неофициально представляет компанию. Линейный руководитель представляет рабочую группу для начальства, а топ-менеджент - для рабочей группы. Топ-менеджер использует роль «связного», чтобы получать небольшие услуги и информацию, тогда как линейный менеджер использует их, чтобы управлять потоком текущей работы. Роль лидера определяет отношения между менеджером и сотрудниками.

Прямые отношения с людьми в межличностных ролях ставят менеджера в уникальную позицию, которая дает возможность получать информацию. Таким образом, три информационные роли, также, характеризуются информационными аспектами менеджерской работы. В роли наблюдателя и контролера менеджер получает и собирает информацию. В роли распространителя менеджер транслирует специальную информацию внутрь организации. Менеджер топ-уровня получает и передает больше информации от людей вне организации, чем менеджер линейного уровня. В роли представителя организации менеджер направляет информацию организации в ее окружение. При этом, топ-менеджера можно считать экспертом производства, тогда как линейный менеджер - эксперт в рамках своего отдела, элемент организации.

Доступ к информации ставит менеджера в центр процесса принятия решения в компании. Выделяют 4 роли, связанные с принятием решения. В роли предпринимателя менеджер приносит изменение. В роли сдерживающего нарушения менеджер имеет дело с угрозой организации. В роли распределителя ресурсов менеджер выбирает, в какой именно области организация будет объединять свои усилия. В роли ведущего переговоры менеджер ведет переговоры со стороны компании. Топ-менеджер принимает решения об организации в целом, а линейный менеджер принимает решения, связанные с конкретными единицами работы.

Линейный менеджер также  выступает в упомянутых ролях, однако здесь акцент делается на другое. Линейный менеджмент более концентрированный  и более краткосрочный в перспективе. Таким образом, номинальная роль постепенно теряет свое первоочередное значение, тогда как роли сдерживающего нарушения и роли ведущего переговоры становятся все более важными для линейного менеджера. Так как лидерство уже успело 'пропитать' все виды деятельность, роль лидера стала одной из самых важных на всех уровнях менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Современные успешные менеджеры

 

 

Сколько времени нужно, чтобы вырасти от рядового сотрудника до топ-менеджера? Смотря где работать! Рестораны быстрого питания –  это не только быстрое обслуживание, но и возможность сделать «ураганную» карьеру.

         Что самое привлекательное в сфере Fast Food - здесь за несколько лет можно сделать блестящую карьеру, если  вы энергичны, мобильны, готовы много работать и, главное, хотите (и умеете) работать с людьми. Компании предпочитают не брать людей со стороны, а растить свои кадры. Недаром менеджер любого уровня в ресторане быстрого обслуживания знает бизнес досконально, и большинство руководителей таких компаний, как правило, начинали свою карьеру рядовыми сотрудниками.

Еще один несомненный  плюс - бесплатное, тщательно продуманное  обучение (в международных компаниях - еще и зарубежные стажировки).  Для каждой позиции, начиная с  члена бригады, своя обучающая программа.

Стандартный вариант карьеры - "с нуля" (с позиции "член бригады") до директора ресторана. Членом бригады можно стать, начиная с 16 лет. Нет опыта, нет высшего образования - не беда! Работай и учись - компании охотно принимают студентов и гарантируют им гибкий график работы.

В последнее время  к многочисленным "За" работу в  ресторанах быстрого питания добавилось еще одно -   более быстрый  и  перспективный вариант построения карьеры: не "с нуля", а сразу  со средних менеджерских позиций. Так, например, компания "Макдоналдс"  реализует программу "Менеджер-стажер". На эту позицию отбираются люди с потенциалом директора ресторана. После успешного прохождения  программы обучения (240 дней), менеджер-стажер становится вторым ассистентом директора. Отбор конкурсный и достаточно жесткий. Требования к кандидатам (помимо стандартных) - высшее образование (или четвертый-пятый курс вуза), знание английского языка.

Разработка подобных программ вовсе не означает, что  компании отступают от своего принципа растить топов внутри организации. Но у  дипломированных специалистов, решивших попробовать свои силы в сфере Fast Food, теперь появляется возможность, минуя "подготовительный этап" (работу в бригаде или на начальных позициях), быстро сделать карьеру управленца.

Как правило, при поиске сотрудников компании не обращаются за помощью в кадровые агентства. Персонал ищут через Интернет, СМИ, ярмарки вакансий, проводимые, в том числе, и в вузах. Компании используют баннеры, флайерсы - все, что способно привлечь внимание. Поэтому достаточно захотеть - и работа в Fast Food найдет вас!

          10 качеств успешного кандидата:

* Желание работать  с людьми

* Коммуникабельность, дружелюбие

* Умение работать в  команде

* Мобильность, точность

* Заинтересованность  в общем успехе

* Трудолюбие, самоотдача

* Терпение

* Обучаемость

* Гибкость, умение быстро  приспосабливаться к новым условиям

* Готовность выполнять  любую работу

 

Личный опыт.

Алексей Филиппенко, менеджер по производству компании "Макдоналдс" в России,

в 1995 г. окончил Казанский  авиационный институт по специальности радиоинженер. Работал  инженером в АО НПО "Вертолеты МИ",  затем в администрации г. Казань - ведущим специалистом в Комитете внешних экономических связей. Ему хотелось попробовать себя в  бизнесе. В 1998 г. Алексей узнал, что компания "Макдоналдс"  открывает рестораны в Казани. Он успешно прошел собеседование и был принят в компанию на позицию "менеджер-стажер", а затем уехал проходить обучение в Нижний Новгород, где в это время уже работали рестораны "Макдоналдс", и где формировалась  команда менеджеров для открытия ресторана в Казани.

Начать карьеру с  позиции менеджера  - это не совсем обычный путь построения карьеры  в "Макдоналдс". Большинство руководителей  компании - от директоров ресторанов до вице-президента - начинали с низовых позиций. Однако есть и другая возможность -  программа "Менеджер-стажер»,о которой говорилось выше. На нее отбираются кандидаты с высокой энергетикой  и огромным желанием работать, готовые управлять серьезным бизнесом и посвятить себя работе в сфере общественного питания.

Алексею нужно было пройти эту программу обучения за восемь месяцев. За это время последовательно  осваивается работа на каждой позиции - от  работника до второго ассистента директора ресторана. При этом менеджер-стажер получает знания и навыки в таких областях, как процедуры производства, политика компании, технологическое оборудование, основы менеджмента, удовлетворение запросов посетителей, командная работа, мотивация и обучение сотрудников, планирование времени. Успешно пройдя программу, он стал вторым ассистентом директора ресторана, и еще год понадобился, чтобы стать сначала первым ассистентом, а затем и директором ресторана.

В качестве директора  Алексей руководил открытием  нового ресторана в Казани, организовывал  и возглавлял весь процесс - от ведения переговоров с внешними организациями, заказа продукции  до подбора и обучения команды работников и менеджеров. Не все давалось легко, но это было очень интересное и насыщенное событиями время. Сейчас он региональный менеджер по производству, управляет ресторанами  "Макдоналдс" в Татарстане, Чувашии и Уфе - а это около тысячи сотрудников и более пятнадцати тысяч посетителей ежедневно.

Работа в  ресторанном  бизнесе привлекает Алексея  разнообразием, необходимостью постоянного саморазвития и, конечно, перспективами. Для успешной работы  ресторана необходимы усилия самых разных специалистов, ведь  ресторан - это и планирование, и производство, и торговля, и сервис, и маркетинг, и подбор персонала, и обучение, и менеджмент.

Что касается перспектив: в последние годы сфера общественного питания  в России развивается  быстрыми темпами. Специалисты здесь всегда востребованы, и для каждого, кто всерьез решил посвятить себя работе в этой области, есть прекрасные возможности для построения карьеры и профессионального роста. В планах  компании  открытие  новых ресторанов в разных регионах России, а это означает, что появятся новые позиции менеджеров, директоров ресторанов и региональных руководителей. Основной принцип компании - растить кадры внутри компании. В "Макдоналдс" создана серьезная программа подготовки сотрудников. Обучение начинается с первого дня работы и не заканчивается никогда. Для каждого уровня, включая руководителей компании, существуют соответствующие тренинги, где сотрудники приобретают необходимые знания и навыки, получают возможность развиваться и расти дальше. Кроме того, существует специальная "Система развития профессиональных навыков и компетенций", которая дает возможность не только оценить рабочие показатели сотрудника, но и составить для него индивидуальный план развития.

Информация о работе Менеджер и его роль в организации