Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 08:04, курсовая работа
Стандартное определение понятия «менеджер» сводится к тому, что человек является менеджером, если он отвечает за других людей и за их работу. Однако такое представление о менеджере кажется чересчур ограниченным. Основная ответственность менеджера направлена вверх, то есть на предприятие, составную часть которого он представляет. Кроме того, отношения менеджера с руководством предприятия и с коллегами-менеджерами не менее важны в его деятельности, чем отношения с подчиненными, работой которых он руководит и за которых он несет ответственность.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Менеджер как субъект управления…………………………...5
1.1 Профессия «менеджер». Деятельность, задачи, функции………...5
1.2 Профессиональные качества современного менеджера…………12
1.3 Роль менеджера в организации…………………………………….26
Глава 2 Современные успешные менеджеры…………………………32
Заключение………………………………………………………………45
Список литературы……………………………………………………...47
Наиболее полное описание
видов работ, которые менеджеры
выполняют в организации, приведено
в работе известного канадского ученого
Генри Минцберга «Работа
В межличностных контактах менеджер, выполняющий роль главного руководителя, выступает прежде всего как символическая фигура, которая представляет организацию, являясь как бы ее флагом. В этой роли на менеджера возлагаются обязанности по выполнению церемониалов, посещению разных социальных мероприятий, по участию в приемах, связанных с уходом работников на пенсию и т.д.
Очень важна роль менеджера
как лидера, т.е. человека, оказывающего
влияние на других работников организации.
Обычно это связано с
Рис. 1. Роли менеджеров в организации
Роль связующего звена обязывает менеджеров налаживать контакты с теми, кто формально им не подчиняется. Это и менеджеры данной организации, и многие люди за ее пределами, например: потребители, поставщики, официальные правительственные лица, менеджеры из других организаций. Формы контактов, которые при этом используются, самые разные, включая переписку, участие в совещаниях, телефонные разговоры, личные контакты и пр.
Информационные роли
менеджеров пронизывают процессы их
межличностных контактов и
1. Роль приемников информации, характеризующая менеджеров как людей, находящихся в постоянном поиске информации, необходимой для управления организацией и выполнения собственной работы. Эта информация может быть письменной и устной, внутренней и внешней.
2. Роль распространителей информации характеризует менеджеров не только как получателей, но и как распространителей информации по тем каналам связи, которые обеспечивают решение целей и задач организации или подразделений. В частности, они передают информацию своим подчиненным, если у последних нет иного способа ее получения.
3. Менеджеры выступают как представители организации, передающие информацию о ее планах и политике для налаживания внешних контактов с другими заинтересованными лицами и компаниями4.
Группа ролей, связанных с принятием решений, включает, прежде всего, такое поведение менеджеров, которое носит название предпринимательского. В роли предпринимателей менеджерам нередко приходится принимать решения, связанные с началом новых проектов или использованием новых возможностей. Чтобы уменьшить степень риска, такие решения часто реализуются через целую серию небольших проектов, позволяющих по ходу дела оценить практическую полезность предпринимаемых изменений.
В качестве устраняющих помехи, менеджеры должны вносить коррективы в развитие той или иной ситуации, если существует угроза ее выхода из-под контроля. Принимая соответствующие решения, они предотвращают разрастание небольших проблем в крупные.
Одной из важнейших ролей менеджера является распределение ресурсов, которые необходимы для выполнения запланированных работ и достижения целей. От того, как менеджер справляется с этой работой, прямо зависят получаемые результаты, так как ресурсы всегда ограничены и надо принимать компромиссные решения. Косвенным результатом принятого решения является установление приоритетов, т.е. тех видов работ или подразделений, которые в тот или иной период времени оказывают наибольшее влияние на получение запланированных результатов.
Роль ведущих переговоры, отражает обязанности менеджеров постоянно согласовывать действия с другими членами организации и заинтересованными лицами из разных компаний.
Значение каждой из 10 ролей в работе менеджеров зависит от выполняемой ими работы и позиции, занимаемой в организации. Но само содержание этих ролей показывает, что управленческий персонал — это важнейший ресурс организации, от которого зависит ее существование, возможности роста и развития.
Чтобы соответствовать огромному количеству требований, которые предъявляются к менеджерам, им приходится брать на себя сложные, многоцелевые роли. Роль вообще - это организованный комплекс моделей поведения. Генри Минцберг идентифицировал 10 ролей, проявления которых можно найти в работе любого менеджера. Их можно распределить по трем группам: межличностные, информационные, связанные с принятием решения. Информационные роли объединяют всю менеджерскую деятельность. Эти роли могут использоваться одним и тем же менеджером в различное время в зависимости от уровня и функций управления. Каждая из десяти ролей описывается индивидуально, но все они вместе составляют одно целое.
Три межличностные роли, прежде всего, связаны с межличностными отношениями. В роли номинального руководителя менеджер представляет организацию с формальной точки зрения. Топ-менеджер и юридически и неофициально представляет компанию. Линейный руководитель представляет рабочую группу для начальства, а топ-менеджент - для рабочей группы. Топ-менеджер использует роль «связного», чтобы получать небольшие услуги и информацию, тогда как линейный менеджер использует их, чтобы управлять потоком текущей работы. Роль лидера определяет отношения между менеджером и сотрудниками.
Прямые отношения с людьми в межличностных ролях ставят менеджера в уникальную позицию, которая дает возможность получать информацию. Таким образом, три информационные роли, также, характеризуются информационными аспектами менеджерской работы. В роли наблюдателя и контролера менеджер получает и собирает информацию. В роли распространителя менеджер транслирует специальную информацию внутрь организации. Менеджер топ-уровня получает и передает больше информации от людей вне организации, чем менеджер линейного уровня. В роли представителя организации менеджер направляет информацию организации в ее окружение. При этом, топ-менеджера можно считать экспертом производства, тогда как линейный менеджер - эксперт в рамках своего отдела, элемент организации.
Доступ к информации ставит менеджера в центр процесса принятия решения в компании. Выделяют 4 роли, связанные с принятием решения. В роли предпринимателя менеджер приносит изменение. В роли сдерживающего нарушения менеджер имеет дело с угрозой организации. В роли распределителя ресурсов менеджер выбирает, в какой именно области организация будет объединять свои усилия. В роли ведущего переговоры менеджер ведет переговоры со стороны компании. Топ-менеджер принимает решения об организации в целом, а линейный менеджер принимает решения, связанные с конкретными единицами работы.
Линейный менеджер также
выступает в упомянутых ролях, однако
здесь акцент делается на другое. Линейный
менеджмент более концентрированный
и более краткосрочный в
Глава 2 Современные успешные менеджеры
Сколько времени нужно, чтобы вырасти от рядового сотрудника до топ-менеджера? Смотря где работать! Рестораны быстрого питания – это не только быстрое обслуживание, но и возможность сделать «ураганную» карьеру.
Что самое привлекательное в сфере Fast Food - здесь за несколько лет можно сделать блестящую карьеру, если вы энергичны, мобильны, готовы много работать и, главное, хотите (и умеете) работать с людьми. Компании предпочитают не брать людей со стороны, а растить свои кадры. Недаром менеджер любого уровня в ресторане быстрого обслуживания знает бизнес досконально, и большинство руководителей таких компаний, как правило, начинали свою карьеру рядовыми сотрудниками.
Еще один несомненный плюс - бесплатное, тщательно продуманное обучение (в международных компаниях - еще и зарубежные стажировки). Для каждой позиции, начиная с члена бригады, своя обучающая программа.
Стандартный вариант карьеры - "с нуля" (с позиции "член бригады") до директора ресторана. Членом бригады можно стать, начиная с 16 лет. Нет опыта, нет высшего образования - не беда! Работай и учись - компании охотно принимают студентов и гарантируют им гибкий график работы.
В последнее время
к многочисленным "За" работу в
ресторанах быстрого питания добавилось
еще одно - более быстрый
и перспективный вариант
Разработка подобных программ вовсе не означает, что компании отступают от своего принципа растить топов внутри организации. Но у дипломированных специалистов, решивших попробовать свои силы в сфере Fast Food, теперь появляется возможность, минуя "подготовительный этап" (работу в бригаде или на начальных позициях), быстро сделать карьеру управленца.
Как правило, при поиске сотрудников компании не обращаются за помощью в кадровые агентства. Персонал ищут через Интернет, СМИ, ярмарки вакансий, проводимые, в том числе, и в вузах. Компании используют баннеры, флайерсы - все, что способно привлечь внимание. Поэтому достаточно захотеть - и работа в Fast Food найдет вас!
10 качеств успешного кандидата:
* Желание работать с людьми
* Коммуникабельность, дружелюбие
* Умение работать в команде
* Мобильность, точность
* Заинтересованность в общем успехе
* Трудолюбие, самоотдача
* Терпение
* Обучаемость
* Гибкость, умение быстро
приспосабливаться к новым
* Готовность выполнять любую работу
Личный опыт.
Алексей Филиппенко, менеджер по производству компании "Макдоналдс" в России,
в 1995 г. окончил Казанский авиационный институт по специальности радиоинженер. Работал инженером в АО НПО "Вертолеты МИ", затем в администрации г. Казань - ведущим специалистом в Комитете внешних экономических связей. Ему хотелось попробовать себя в бизнесе. В 1998 г. Алексей узнал, что компания "Макдоналдс" открывает рестораны в Казани. Он успешно прошел собеседование и был принят в компанию на позицию "менеджер-стажер", а затем уехал проходить обучение в Нижний Новгород, где в это время уже работали рестораны "Макдоналдс", и где формировалась команда менеджеров для открытия ресторана в Казани.
Начать карьеру с позиции менеджера - это не совсем обычный путь построения карьеры в "Макдоналдс". Большинство руководителей компании - от директоров ресторанов до вице-президента - начинали с низовых позиций. Однако есть и другая возможность - программа "Менеджер-стажер»,о которой говорилось выше. На нее отбираются кандидаты с высокой энергетикой и огромным желанием работать, готовые управлять серьезным бизнесом и посвятить себя работе в сфере общественного питания.
Алексею нужно было пройти эту программу обучения за восемь месяцев. За это время последовательно осваивается работа на каждой позиции - от работника до второго ассистента директора ресторана. При этом менеджер-стажер получает знания и навыки в таких областях, как процедуры производства, политика компании, технологическое оборудование, основы менеджмента, удовлетворение запросов посетителей, командная работа, мотивация и обучение сотрудников, планирование времени. Успешно пройдя программу, он стал вторым ассистентом директора ресторана, и еще год понадобился, чтобы стать сначала первым ассистентом, а затем и директором ресторана.
В качестве директора Алексей руководил открытием нового ресторана в Казани, организовывал и возглавлял весь процесс - от ведения переговоров с внешними организациями, заказа продукции до подбора и обучения команды работников и менеджеров. Не все давалось легко, но это было очень интересное и насыщенное событиями время. Сейчас он региональный менеджер по производству, управляет ресторанами "Макдоналдс" в Татарстане, Чувашии и Уфе - а это около тысячи сотрудников и более пятнадцати тысяч посетителей ежедневно.
Работа в ресторанном бизнесе привлекает Алексея разнообразием, необходимостью постоянного саморазвития и, конечно, перспективами. Для успешной работы ресторана необходимы усилия самых разных специалистов, ведь ресторан - это и планирование, и производство, и торговля, и сервис, и маркетинг, и подбор персонала, и обучение, и менеджмент.
Что касается перспектив: в последние годы сфера общественного питания в России развивается быстрыми темпами. Специалисты здесь всегда востребованы, и для каждого, кто всерьез решил посвятить себя работе в этой области, есть прекрасные возможности для построения карьеры и профессионального роста. В планах компании открытие новых ресторанов в разных регионах России, а это означает, что появятся новые позиции менеджеров, директоров ресторанов и региональных руководителей. Основной принцип компании - растить кадры внутри компании. В "Макдоналдс" создана серьезная программа подготовки сотрудников. Обучение начинается с первого дня работы и не заканчивается никогда. Для каждого уровня, включая руководителей компании, существуют соответствующие тренинги, где сотрудники приобретают необходимые знания и навыки, получают возможность развиваться и расти дальше. Кроме того, существует специальная "Система развития профессиональных навыков и компетенций", которая дает возможность не только оценить рабочие показатели сотрудника, но и составить для него индивидуальный план развития.