Менеджер: профессия и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является обоснование необходимости наличия у менеджера определенных профессиональных и личных качеств.
Задачи:
1. Дать оценку профессии менеджера.
2. Рассмотреть основные профессиональные и личностные качества менеджера.
3. Рассмотреть особенности подготовки менеджера как специалиста.
4. Дать рекомендации по улучшению подготовки специалистов специальности «Менеджмент организации».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. МЕНЕДЖЕР КАК ПРОФЕССИЯ 4
1.1 Профессия менеджера 4
1.2 Роль менеджера в организации 9
ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА МЕНЕДЖЕРА 12
2.1 Структура профессиональных и личных качеств менеджера 12
2.2 Уровни управления и качества менеджера 16
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРА КАК СПЕЦИАЛИСТА 20
3.1 Особенности специальности «Менеджмент организации» 20
3.2 Мой идеал менеджера 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 27

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 60.98 Кб (Скачать файл)

Менеджер организации (руководитель) выполняет также многообразные  иные, дополняющие друг друга функции, иначе говоря, выступает в роли администратора, организатора, профессионала (специалиста), общественного деятеля, преподавателя, психолога, воспитателя.

 

Руководитель (менеджер) организации  как администратор использует свои административные полномочия для достижения целей организации, действует в  строгом соответствии с нормативно-правовыми  актами, участвует в реализации кадровой политики.

В роли организатора руководитель проявляет способность квалифицированно определить предпосылки и цели деятельности, подобрать исполнителей, распределить между ними функции в соответствии с их способностями, опытом и склонностями, поставить перед ними задачи, распределить ответственность, правильно расставить акценты в деятельности, выделить необходимые ресурсы, а затем  координировать деятельность подчиненных.

Роль профессионала (специалиста) в деятельности руководителя связывается, прежде всего, с его знаниями и  опытом в конкретной области практической деятельности, способностью сформулировать критерии оценки деятельности, осуществить  ее планирование, провести инструктаж, анализировать ход выполнения решения, наконец, в случае необходимости  самостоятельно эффективно осуществить  профессиональную деятельность, решить конкретную профессиональную задачу, показав личный пример подчиненному.

Руководитель в роли преподавателя (педагога) должен проявить способность  обучить подчиненного необходимым  приемам и навыкам труда, этике  профессии, подходам к разрешению возможных  конфликтов интересов взаимодействующих  сторон, использованию специфичных  форм и методов в конкретной сфере  профессиональной деятельности, передать ему свои знания и опыт.

Выполнение руководителем  роли психолога означает его деятельность, направленную на сплочение коллектива, учет особенностей психики подчиненного в процессе общения, обмена информацией  с подчиненным, при постановке целей  и задач деятельности перед подчиненным  и коллективом в целом, при  распределении обязанностей, при  оценке результатов труда, при определении  мер поощрения и наказания.

Роль воспитателя предполагает помощь работнику со стороны руководителя в понимании традиций организации, в осознании общественно значимых целей деятельности организации. Весьма важным является также формирование у работника чувства служебного долга, усвоение им элементов корпоративной  культуры. Руководитель помогает подчиненному, с одной стороны, проникнуться духом  организации, а с другой - укрепить его гражданские позиции.

Роль представителя организации (общественного деятеля) - подписывает  от имени организации документы, представляет организацию во внешней  среде, в вышестоящих организациях, взаимодействует со средствами массовой информации, принимает посетителей  организации, в целом, как теперь принято говорить, осуществляет связи  с общественностью, принимает совместно  с общественными организациями  решения по социальным вопросам, участвует  в конференциях и иных общественных мероприятиях.

Следует иметь в виду также, что во всех случаях главенствующей для руководителя (менеджера) остается роль организатора.

 

Вывод:

Основным содержанием  деятельности менеджера является управление людьми.

Необходимым условием социального  управления является власть. Существуют принципиальные различия между следующими формами власти: традиционной, компетентной, эталонной, харизматической, а также  базирующейся на мотивации и основанной на принуждении. Наиболее стабильно  и эффективно управление, основанное на компетентной власти.

В реальной действительности управление опирается не на одну, а  одновременно на различные формы  власти, в том или ином соотношении.

Целью деятельности менеджера  является обеспечение максимально  эффективной совместной деятельности людей.

 

ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И  ЛИЧНЫЕ                                                КАЧЕСТВА МЕНЕДЖЕРА

2.1 Структура профессиональных и личных качеств менеджера

 

При рассмотрении качеств  человека, способствующих формированию определенных трудовых навыков и  выполнению определенных служебных  обязанностей, обычно разделяют профессиональные и индивидуальные (личные) качества. К профессиональным качествам относят, как правило, те, которые касаются выполнения им работы, его служебной  деятельности, усиливаются при профессиональной специализации человека, а также  отражают преимущественно рациональное в поведении человека. В противоположность этому считается, что индивидуальные (личные) качества - те, которые проявляются и вне служебных отношений, в быту, в семье, в повседневном общении с друзьями, членами семьи, родственниками и другими людьми. Такого рода качества касаются, прежде всего, эмоциональной сферы и нравственности человека (в приложении 1 приводится тест, по которому можно определить собственное профессиональное соответствие).

К числу деловых качеств  менеджера относятся следующие: трудолюбие, инициативность, аккуратность, профессионализм, организованность, исполнительность, энергичность, ответственность, способности  к работе, дисциплинированность. В качестве важнейших личностных качеств руководителя рассматриваются: доброжелательность, справедливость, коллективизм, умение держать слово, отзывчивость, уравновешенность, скромность, внешняя привлекательность, жизнерадостность, широта кругозора.

Вместе с тем практика показывает, что указанное разделение не только условно, но зачастую не вполне отражает реальную действительность. Дело в том, что эффективность  управления и успешность деятельности организации напрямую связаны не только с чисто профессиональными, но и со всеми иными качествами руководителя. В частности, существуют управленческие ситуации, успешное разрешение которых зависит, определяющим образом  именно от нравственных качеств руководителя.

Подобные ситуации предполагают наличие различного рода межличностных  и иных конфликтов, связанных с  возникновением проблем этического характера. В них руководитель выступает, прежде всего, в роли судьи, посредника, иногда психолога или педагога. Способ и характер разрешения руководителем  подобных ситуаций имеет весьма долговременные последствия и определяют отношение к руководителю и всей организации со стороны подчиненных, партнеров, конкурентов, а также вышестоящих руководителей и органов.

Не случайно целый ряд  источников среди качеств руководителя, имеющих значение для эффективности  управления организацией, не разделяет  профессиональные и индивидуальные (личные). Так, среди важнейших качеств лиц, принимающих решения в бизнесе, особое внимание уделяется следующим: мотивации, самооценке и уровню притязаний, особенностям мышления, волевым факторам, фактору совести, субъективной значимости денег, индивидуальной рисковой стратегии, конфликтному поведению, возможному девиантному (отклоняющемуся от нормы) поведению, а также невротическому и патологическому поведению.

В процессе своей деятельности руководитель неизбежно проецирует свой внутренний мир, свои качества, все  свои достоинства и недостатки на возникающие управленческие ситуации, на деятельность коллектива и развитие организации. В зависимости от этих качеств ситуации гармонизируются  и разрешаются позитивно, способствуют развитию и усилению возглавляемого им коллектива и в целом организации, или наоборот, усугубляются, способствуют возникновению новых проблем  и ведут к разложению коллектива, деградации, разрушению и, в конечном счете, к ликвидации организации.

Таким образом, не менее важны  для успешности работы менеджера  общее отношение к жизни и  деятельности и его нравственные качества, в том числе уважение к людям, чувство долга, верность слову и делу, честность перед  собой и перед другими, энтузиазм  по отношению к работе, оптимизм, открытость, любознательность, креативность (творческие способности), самостоятельность  суждений, гибкость поведения, беспристрастие, способность к критике и самокритике, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, требовательность, великодушие, скромность, чувство нового.

Трудно переоценить значение для руководства и управления коммуникативных качеств менеджера, и прежде всего общительность, тактичность, умение слушать и понимать собеседника, умение ладить с людьми, вежливость, умение психологически корректно воздействовать на людей, умение сохранять дистанцию.

Весьма необходимы для  менеджера его волевые качества - настойчивость, терпение, самообладание, способность к длительной концентрации внимания.

Большое значение для эффективности  работы менеджера имеют также  его эмоциональные проявления: естественность поведения, непринужденность, искренность  в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность  к сопереживанию.

Следует отметить и иные качества, нередко забываемые, такие как  алертность (расслабленная собранность, мгновенная готовность к адекватному действию без суеты и перенапряжения) и трезвость (подход к жизни и ситуациям в ней, при котором происходит объективная, истинная оценка происходящих событий и действий всех участвующих в них лиц, в том числе самого себя).

С другой стороны, для различных  сфер деятельности менеджера - научной, практической, консультационной - можно  выделить некоторые качества, которые  имеют для этих сфер особое значение. Так, для практического руководителя чрезвычайно важны его лидерские  способности. Для ученого - его спонтанная любознательность, способность длительное время заниматься решением одной  и той же проблемы, творческое мышление, фантазия и наблюдательность, здесь  лидерские качества имеют гораздо  меньшее значение.

Необходимыми качествами для практического руководителя, а также консультанта является уверенность  в поведении соответственно с  подчиненными, партнерами и клиентами. Вместе с тем, эта уверенность  не должна доходить до своих крайних  проявлений - самоуверенности и самоутверждения.

Коммуникативные качества имеют  исключительно важное значение для деятельности практического руководителя и консультанта в области управления, менее важны они для ученого, специализирующегося на проблемах науки управления.

Следует иметь в виду, что  в профессиональной деятельности, особенно на первых ее этапах трудно быть успешным во всем. Не ко всем видам деятельности, присущим менеджеру, начинающий руководитель проявляет одинаковые склонности и  способности. Далеко не все свойственные сфере управления формы и методы осваиваются одинаково успешно. В этой связи начинающему менеджеру  важно целенаправленно формировать  свой индивидуальный стиль руководства, который бы учитывал с одной стороны, его склонности и способности, различного рода индивидуальные особенности, а  с другой - необходимость развития профессиональных качеств и самосовершенствования.

В этой связи начинающему  менеджеру важно иметь адекватную самооценку, осознавать свои индивидуальные особенности, способности и склонности, сильные и слабые стороны характера, а также способы и методы компенсации  собственных недостатков. Абсолютно  недопустимы как исключающие  эффективное социальное управление негативные качества менеджера: вероломство, зазнайство, косность (рабская приверженность отжившим привычкам и традициям, неспособность воспринимать и поддерживать новое, диктуемое потребностями жизни), догматизм, формализм, авторитаризм.

Такого рода знания своих  качеств помогают менеджеру формировать  индивидуальный стиль управления, способствуют повышению эффективности его  деятельности, а значит успешности действий возглавляемого им коллектива, стабильному развитию организации.

Для самостоятельной оценки своих качеств, в частности мышления, менеджерских способностей, волевого фактора, нравственных качеств менеджера  следует учитывать мнение окружающих, использовать самонаблюдение, а также  психологические тесты.

Важнейшими для менеджера  являются организаторские и коммуникативные  способности.

Вместе с тем следует  учитывать, что стремление заниматься организаторской деятельностью  и общаться с людьми во многом зависит  от содержания соответствующих форм активности и от особенностей самого человека. В значительной мере это  стремление определяется субъективной ценностью и значимостью для  конкретного человека будущих результатов  его деятельности и отношением к  лицам, с которыми он взаимодействует. Часто склонности появляются в ходе таких видов деятельности и общения, которые вначале человеку безразличны, но по мере его включения в них  становятся значимыми. Здесь весьма важны постановка человеком перед  собой целей собственного развития, а также усилия, прилагаемые человеком  в достижении поставленной цели.

 

 

2.2 Уровни управления и качества менеджера

 

Чем выше уровень управления, тем большее влияние на коллективы организации и, в конечном счете, на общество в целом оказывает  соответствующий руководитель. Сочетание  рассмотренных выше качеств человека определяет реальную возможность для  него осуществлять эффективное управление в соответствующих масштабах.

Уровень деятельности руководителя определяются различными факторами, в  частности:

• значением для жизни общества реализуемой им идеи;

• количеством людей, входящих в возглавляемый им коллектив;

• масштабом предпринимательских проектов, реализацией которого он руководит;

• значением управляемого им подразделения для деятельности крупной коммерческой или общественной организации;

Информация о работе Менеджер: профессия и личность