Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 20:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является обоснование необходимости наличия у менеджера определенных профессиональных и личных качеств.
Задачи:
1. Дать оценку профессии менеджера.
2. Рассмотреть основные профессиональные и личностные качества менеджера.
3. Рассмотреть особенности подготовки менеджера как специалиста.
4. Дать рекомендации по улучшению подготовки специалистов специальности «Менеджмент организации».
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. МЕНЕДЖЕР КАК ПРОФЕССИЯ 4
1.1 Профессия менеджера 4
1.2 Роль менеджера в организации 9
ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА МЕНЕДЖЕРА 12
2.1 Структура профессиональных и личных качеств менеджера 12
2.2 Уровни управления и качества менеджера 16
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРА КАК СПЕЦИАЛИСТА 20
3.1 Особенности специальности «Менеджмент организации» 20
3.2 Мой идеал менеджера 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 27
• умение рационально использовать время, планировать свою работу.
Личностные качества менеджера также мало чем должны отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались. Здесь можно упомянуть:
• высокие моральные стандарты;
• физическое и психологическое здоровье;
• внутренняя и внешняя культура, справедливость, честность;
• отзывчивость, заботливость, доброжелательность к людям;
• оптимизм, уверенность в себе.
Но обладание ими — тоже всего лишь предпосылка успешного руководства, ибо менеджером делают человека не профессиональные или личностные, а деловые качества, к которым необходимо отнести:
• умение организовать деятельность подчиненных, обеспечить ее всем необходимым, ставить и распределять задания, координировать и контролировать их выполнение;
• доминантность, честолюбие, высокий уровень притязаний, стремление к независимости, власти, лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность;
• контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения (специалисты полагают, что 80 процентов знаний менеджера должны составлять знания о человеке);
• инициативность, оперативность в решении проблем, способность сконцентрироваться на главном;
• умение управлять собой, своим поведением, отношениями с окружающими;
• стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск и увлекать за собой подчиненных.
Требования к менеджерам в отношении этих качеств на различных уровнях управления неодинаковы.
На низовых, ценятся решительность, коммуникабельность, некоторая агрессивность; на средних - в большей степени умение общаться, отчасти концептуальные навыки; на высших уровнях на первое место выдвигаются умение стратегически мыслить, оценивать ситуацию, ставить новые цели, осуществлять преобразования, организовывать творческий процесс подчиненных.
Поскольку менеджер любого уровня не только организует и направляет работу сотрудников, но и при необходимости оказывает влияние на их поведение, в том числе и внеслужебное, он должен быть достаточно хорошо подготовлен педагогически.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Баринов В.А. Справочник менеджера. – М.: АДС, 2000.
2. Веснин. В.Р. Менеджмент. – М.: Проспект, 2004.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарики, 2003.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Юнити, 1994.
5. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием. – М.: Инфра-М, 2004.
6. Общий и специальный менеджмент. / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.Н. Панкрухина. – М.: РАГС, 1997.
7. Одинцов А.А. Менеджмент организации. Введение в специальность. – М.: Экзамен, 2004.
8. Петрухина И. Лучший менеджер
года крупным планом. // Еженедельная информационно-аналитическая
газета. -
9. Психология личности. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: Просвещение, 1992.
10. Румянцева З.А. Общее управление организацией. Теория и практика. – М.: Инфра-М, 2001.
11. Сусанов А.Н. Ваш психологический портрет. – Минск: Полымя, 1997.
12. Управление организацией для современных руководителей. / Под ред. Е.А. Борисова. – СПб.: Питер, 2003.
13. Халипов В. Введение в науку о власти. – М.: Просвещение, 1996.
14. Экономика и организация рыночного хозяйства. / Под ред. Б.К. Злобина. – М.: Экономика, 2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест «Проверка
Инструкция по проведению тестирования
Внимательно прочитайте вопросы теста. Ответы оцените в баллах 0,1, 2 (в скобках) с учетом вспомогательных вопросов.
Вспомогательные вопросы:
1. Насколько хорошо Вы умеете делать то, о чем говорится в вопросе теста?
а) Делаю, как правило, хорошо (2);
б) Делаю средне (1);
в) Делаю плохо (совсем не умею) (0).
2. Нравится ли вам это делать?
а) Нравится (приятно, интересно, легко) (2);
б) Нейтрально (все равно) (1);
в) Не нравится (неприятно, неинтересно, трудно) (0).
3. Хотели бы вы, чтобы описанное в вопросе теста действие было включено в вашу будущую работу?
а) Да (2);
б) Все равно (1);
в) Нет (0).
4. Хотели бы вы
совершенствоваться в этих
а) Да (2);
б) Все равно (1);
в) Нет (0).
Свои оценки в баллах занесите в таблицу. Номер клетки в таблице соответствует номеру вопроса. В каждую клетку таблицы поставьте баллы, соответствующие вашим ответам на все четыре вспомогательные вопроса. Вы оцениваете сначала ваше «умение» (вспомогательный вопрос 1), затем «отношение» (вспомогательный вопрос 2), потом «желание» (вспомогательный вопрос 3) и, наконец, - «совершенствование» (вспомогательный вопрос 4). В этой же последовательности проставьте оценочные баллы в клетки таблицы. По номеру шкалы вы узнаете соответствие личностных качеств определенной профессии.
Если вы никогда не делали того, о чем упоминается в вопросе теста, то вместо баллов поставьте в клетки прочерки по первым двум вспомогательным вопросам и попробуйте ответить на вопросы 3 и 4. Если из перечисленных в вопросе теста нескольких действий вы умеете делать какое-то одно, то именно это вы и оцениваете в баллах.
Читая вопрос теста, обязательно обращайте внимание на слова: «часто», «легко», «систематически» и т.п. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.
Работайте внимательно, не спешите!
Таблица 1.
Шкала
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14
16 17 18 19
21 22 23 24
26 27 28 29
31 32 33 34
16 37 38 39
41 42 43 44
46 47 48 49
Вопросы теста
1. Делать выписки, вырезки
из различных текстов и
2. Выполнять лабораторные
работы по физике (составлять
и собирать схемы, устранять
в них неисправности,
3. Длительное время
(более одного года) самостоятельно,
терпеливо выполнять все
4. Сочинять стихи, рассказы,
заметки, писать сочинения,
5. Сдерживать себя, не «выливать» на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение.
6. Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст.
7. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.
8. Вести регулярное наблюдение за растениями и записывать данные наблюдения в специальный дневник.
9. Мастерить красивые
поделки своими руками: из дерева,
материала, металла,
10. Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо, что он хочет знать, даже если приходится повторять это несколько раз.
11. В письменных работах по русскому языку, литературе
легко находить ошибки.
12. Изучать химические процессы, решать задачи по химии.
13. Разбираться в особенностях
развития и во внешних
14. Создавать произведения живописи, графики, скульптуры.
15. Много и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого.
16. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты и составлять рассказы по заданной теме.
17. Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать электротехнические приборы (пылесос, утюг, светильник).
18. Свое свободное время
преимущественно тратить на
19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.
20. Внимательно, терпеливо,
не перебивая, выслушивать
21. При выполнении заданий по иностранному языку без особых трудностей работать с текстами.
22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру (приемник, магнитофон, телевизор).
23. Регулярно, без напоминания взрослых, выполнять необходимые для ухода за животными работы: кормить, чистить (животных, клетки), лечить, обучать.
24. Публично, для многих зрителей разыгрывать роли, подражать кому-либо, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.
25. Увлекать делом, игрой,
рассказом детей младшего
26. Выполнять задания
по математике, химии, в которых
требуется составить
27. Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.
28. Разбираться в породах и видах лошадей, птиц, рыб, насекомых и пр.; знать их характерные внешние признаки и повадки.
29. Всегда четко видеть,
что сделано писателем,
30. Организовывать людей на какие-либо дела, мероприятия.
31. Выполнять задания
по математике, требующие хорошего
знания формул и законов и
умения их правильно применять
при решении. 32. Выполнять действия,
требующие хорошей координации
движений и ловкости рук:
33. Сразу замечать мельчайшие изменения в поведении или во внешнем виде животного или растения.
34. Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцевальные номера.
35. Выполнять работу, требующую
обязательных контактов с
36. Выполнять количественные
расчеты, подсчеты данных (по формулам
и без них), выводить на основе
этого различные
37. Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных моделей, изделий, конструировать новые, придуманные самостоятельно.
38. Заниматься углубленным изучением биологии, анатомии, ботаники, зоологии - читать научную литературу, слушать лекции, научные доклады.
39. Создавать эскизы
и изготавливать в оригинале
новые, интересные модели
40. Влиять на людей:
убеждать, предотвращать конфликты,
улаживать ссоры, разрешать
41. Работать с условно-знаковой
информацией: составлять и
42. Выполнять задания,
в которых требуется мысленно
представить расположение
43. Длительное время
заниматься исследовательскими
работами в биологических
44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное.
45. Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.
46. Аккуратно и безошибочно выполнять «бумажную» работу: писать, выписывать, проверять, подсчитывать, вычислять.
47. Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: технической, логической, математической.
48. При уходе за растениями
или животными с удовольствием
заниматься ручным физическим
трудом, легко переносить
49. Настойчиво, терпеливо
добиваться совершенства в
50. Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух.
Обработка результатов
Итак, каждый ответ имеет четыре позиции. Если первая позиция оценена в 0 баллов, то последующие оценки на это утверждение аннулируются. Первая позиция - самая важная. Далее сравниваются соотношения по позициям 1, 2, 3, 4 по каждой шкале и находится их сумма. Вы соответствуете тому типу профессии, для которого получена наибольшая сумма баллов.
Надо иметь в виду, что максимальная сумма должна быть не менее 50. Если сумма меньше 50, то вы по своим данным не имеете четкого соответствия той или иной профессии.
Каждая шкала характеризует соответствие личности типу профессии:
I - «человек - знаковая система» (математик, оператор, машинистка и др.);
II - «человек - техника» (инженер, водитель и др.);
Ш - «человек - природа» (биолог, агроном и т.д.);
IV - «человек - человек» (менеджер, врач, учитель, юрист).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Требования к обязательному минимальному уровню подготовленности лиц,
успешно завершивших обучение
по программе специальности
(выписка из Государственного
образовательного стандарта
2.1. Общие требования к
образованности специалиста.
- знаком с основными
учениями в области