Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:24, курсовая работа
Корни управления персоналом уходят глубоко в историю человеческого общества. Еще первые представители человечества, объединенные в родовые общины, ежедневно решали проблемы использования собственных, весьма ограниченных физических и интеллектуальных ресурсов, сталкивались с вопросами разделения труда, трудовой мотивации и дисциплины. В Библии содержится немало примеров управления людьми – достаточно вспомнить Моисея, решавшего (с Божьей помощью) вопросы организации, распределения и стимулирования труда при переходе израильтян из Египта в Страну Обетованную.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Роль человеческого фактора в менеджменте……………………………….4
2. Кадровая политика ее содержание, формы и методы ……………………..6
3. Сущность лидерства. Роль лидера в группе, способы влияния...................9
4. Лидер и менеджер, основное отличие……………………………..............12
5. Стили руководства.........................................................................................14
6. Заключение:…………………………………………………………………15
Список использованной литературы............................................................18
по дисциплине «МЕНЕДЖМЕНТ»
«Менеджмент человеческих ресурсов»
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Роль человеческого фактора в менеджменте……………………………….4
2. Кадровая политика ее содержание, формы и методы ……………………..6
3. Сущность лидерства. Роль лидера в группе, способы влияния...................9
4. Лидер и менеджер, основное
отличие……………………………............
5. Стили руководства.............
6. Заключение:…………………………………………………
Список использованной
литературы....................
Введение:
Рост конкуренции, совершенствование технологий, борьба за потребителя и качество продукции заставляют предприятие по-новому рассматривать весь комплекс вопросов управления. Изменились и требования к работнику. Главным здесь является признание высокой социальной ответственности, лежащей на всех сотрудниках организации и в первую очередь на управляющих.
Человеческий потенциал, способность руководителя правильно поставить цель и эффективно распорядиться ресурсами становятся главным фактором успеха организации. На первый план выдвигаются проблемы управления человеческими ресурсами организации.
Человеческие ресурсы (персонал организации) – это все работники любой организации. Они включают производственный персонал и управленческий персонал (кадры управления – руководители и специалисты-менеджеры).
В нашей работе нам предстоит рассмотреть:
- роль человеческого фактора в менеджменте;
- кадровую политику;
- систему кадровой работы, ее содержание, формы и методы;
- особенности современного
периода работы с кадрами
- сущность лидерства;
- понятия «лидер» и «менеджер», показать основное отличие;
- роль лидера в группе, способы влияния;
- стили руководства.
А также сделать выводы и дать предложения.
Показать обязанности руководителя, менеджера на примере какой-либо организации, предприятия.
1. Роль человеческого фактора в менеджменте
Корни управления персоналом
уходят глубоко в историю
На сегодняшний день основу
менеджмента составляет человеческий
фактор, заключенный в знании субъектом
управления своего дела, в умении организовать
собственный труд и работу коллектива,
в заинтересованности, к саморазвитию
и творческой деятельности. Центральной
фигурой менеджмента выступает
профессионал - управляющий, способный
видеть перспективы развития дела,
которым он занимается, умеющий быстро
оценивать реальную ситуацию, находящий
оптимальное решение для
Основой человеческого фактора является личность: психологический облик человека, как дееспособного члена общества, сознающего свою роль в обществе. В связи с этим создается функциональная структура:
Менеджменту в управлении персоналом и решении социальных проблем коллектива необходимо руководствоваться этой самой структурой, для того чтобы:
- заинтересовать каждого работника в повышении своей квалификации, постоянной учебе и овладении новыми знаниями и сферами деятельности;
- индивидуальный подход к каждому члену коллектива, позволяющий максимально использовать его потенциал;
- ориентация на здоровый
психологический климат в
Роль оценки специалистов
в эффективности работы организации
заключается в способности
Укрупнено можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на людей в организации.
Первый - иерархическая структура организации, где основное средство воздействия - это отношения власти - подчинения, давление на человека сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
Второй - культура. Т. е. вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности. Заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.
Третий - рынок - сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.
2. Кадровая политика ее
Кадровая политика организации обосновывает необходимость использования на практике тех или иных конкретных методов набора, расстановки и использования кадров, но не занимается детальным анализом их содержания и спецификой проведения практической работы с кадрами.
Говоря о кадровой политике, нельзя отождествлять ее с управлением персоналом. Понятия «управление персоналом» и «политика» сами по себе далеко не тождественны, «Управление» — термин гораздо более широкий, одной из составляющих которого является политика, в данном случае кадровая политика.
Целевая задача кадровой политики может быть решена по-разному, и выбор альтернативных вариантов достаточно широк:
ü увольнять работников или сохранять; если сохранять, то каким путем лучше:
а) переводить на сокращенные формы занятости;
б) использовать на несвойственных работах, на других объектах;
в) направлять на длительную переподготовку и т.п.
ü подготавливать работников самим или искать тех, кто уже имеет необходимую подготовку;
ü набирать со стороны или переучивать работников, подлежащих высвобождению с предприятия;
ü набирать дополнительно рабочих или обойтись имеющейся численностью при условии более рационального ее использования и т.п.
При выборе кадровой политики учитываются факторы, свойственные внешней и внутренней среде предприятия, такие как:
Ø требования производства, стратегия развития производства;
Ø финансовые возможности предприятия, определяемый им допустимый уровень издержек на управление персоналом;
Ø количественные и качественные характеристики имеющегося персонала и направленность их изменения в перспективе и др.;
Ø ситуация на рынке труда (количественные и качественные характеристики предложения труда по профессиям предприятия, условия предложения);
Ø спрос на рабочую силу со стороны конкурентов, складывающийся уровень заработной платы;
Ø
влиятельность профсоюзов, жесткость
в отстаивании интересов
Ø требования трудового законодательства, принятая культура работы с наемным персоналом и др.
Общие требования к кадровой политике в современных условиях сводятся к следующему:
1. Кадровая политика
должна быть тесно увязана
со стратегией развития
2. Кадровая политика
должно быть достаточно гибкой.
Это значит, что она должна
быть, с одной стороны, стабильной,
поскольку именно со
3. Поскольку
формирование
4. Кадровая политика
должна обеспечить
Таким образом, кадровая политика направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства.
В реализации кадровой политики возможны альтернативы. Она может быть быстрой, решительной (в чем-то на первых порах, возможно, и не очень гуманной по отношению к работникам), основанной на формальном подходе, приоритете производственных интересов, либо, наоборот, основанной на учете того, как ее реализация скажется на трудовом коллективе, к каким социальным издержкам для него это может привести.
Содержание кадровой политики не ограничивается наймом на работу, а касается принципиальных позиций предприятия в отношении подготовки, развития персонала, обеспечения взаимодействия работника и организации. В то время как кадровая политика связана с выбором целевых задач, рассчитанных на далекую перспективу, текущая кадровая работа ориентирована на оперативное решение кадровых вопросов. Между ними должна быть, естественно, взаимосвязь, которая бывает обычно между стратегией и тактикой достижения поставленной цели.
Кадровая политика носит и общий характер, когда касается кадров предприятия в целом, и частный, избирательный, когда ориентируется на решение специфических задач (в пределах отдельных структурных подразделений, функциональных или профессиональных групп работников, категорий персонала).
Кадровая политика формирует:
ü Требования к рабочей силе на стадии ее найма (к образованию, полу, возрасту, стажу, уровню специальной подготовки и т.п.);
ü Отношение
к «капиталовложениям» в
ü Отношение к стабилизации коллектива (всего или его части);
ü Отношение к характеру подготовки новых рабочих на предприятии, ее глубине и широте, а также к переподготовке кадров;
ü Отношение к внутрифирменному движению кадров и т.п.
Кадровая политика должна
увеличивать возможности
Свойства кадровой политики:
1. Связь со стратегией.
2. Ориентация на долговременное планирование.
3. Значимость роли кадров.
4.
Круг взаимосвязанных функций
и процедур по работе с
Кадровая политика является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Она имеет целью создать сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизводительную рабочую силу.
Кадровая политика должна
создавать не только благоприятные
условия труда, но обеспечивать возможность
продвижения по службе и необходимую
степень уверенности в
Таким образом, задачи современной кадровой стратегии включают:
- поднятие престижа предприятия;
- исследование атмосферы внутри предприятия;
- анализ перспективы развития потенциалов рабочей силы;
- обобщение и предупреждение причин увольнения с работы.
3. Сущность лидерства. Роль лидера в группе, способы влияния
В первичных трудовых коллективах
помимо руководителя на поведение работников
влияет лидер. Лидерство – это
управленческие взаимоотношения между
руководителем и
Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.
Лидерство возникает лишь в том случае, когда в коллективе есть работники со склонностью к лидерству. Если в организации таких работников нет, коллектив остался без лидера. Безлидерные коллективы менее эффективны и отличаются более низким уровнем сплоченности. Наибольшей эффективности работы и сплоченности достигают те коллективы, где руководитель одновременно является лидером. В этом случае он может воздействовать на коллектив не только административными мерами, но и использовать социально - психологические санкции. Однако сочетания в одном лице руководителя и лидера не всегда удается достичь.