Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:24, курсовая работа
Корни управления персоналом уходят глубоко в историю человеческого общества. Еще первые представители человечества, объединенные в родовые общины, ежедневно решали проблемы использования собственных, весьма ограниченных физических и интеллектуальных ресурсов, сталкивались с вопросами разделения труда, трудовой мотивации и дисциплины. В Библии содержится немало примеров управления людьми – достаточно вспомнить Моисея, решавшего (с Божьей помощью) вопросы организации, распределения и стимулирования труда при переходе израильтян из Египта в Страну Обетованную.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Роль человеческого фактора в менеджменте……………………………….4
2. Кадровая политика ее содержание, формы и методы ……………………..6
3. Сущность лидерства. Роль лидера в группе, способы влияния...................9
4. Лидер и менеджер, основное отличие……………………………..............12
5. Стили руководства.........................................................................................14
6. Заключение:…………………………………………………………………15
Список использованной литературы............................................................18
Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.
Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели, решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания. Однако такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны:
· проведение организационных изменений зависит только от мнения всего одного человека;
· достигнув цели, лидер стремиться сохранить свою власть, что не всегда соответствует интересам остальных членов организации;
· уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время.
В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертамиэффективного лидера являются:
· видение ситуации в целом;
· способность к коммуникациям;
· доверие сотрудников;
· гибкость при принятии решений.
Таким образом, следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации.
Специалисты по экономике
и социологии труда, изучая социально
- психологическую структуру
4. Лидер и менеджер, основное отличие
Любое предприятие, учреждение может рассматриваться в двух планах: как формальная и неформальная организация. Соответственно двум этим организационным структурам правомерно говорить и о двух присущих им типах отношений людей: формальных и неформальных. Отношения первого типа — должностные, функциональные; отношения второго типа — психологические, эмоциональные.
Так вот, руководство, менеджмент — феномен, имеющий место в системе формальных (или: как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство — феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем, роль менеджера заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет.
Руководитель коллектива назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение санкций (как позитивных, так и негативных). Лидер выдвигается из числа окружающих его людей, в сущности, равных (или, по крайней мере, близких) ему по статусу (служебному положению), он как бы «один из нас». Вместе с тем лидер также может прибегать к санкциям в отношении кого-то из партнеров, но эти санкции носят неформальный характер, право на их применение нигде официально не зафиксировано.
Здесь следует обратить внимание еще и на такой любопытный момент. Как бы человек ни стремился стать лидером (а это, что скрывать, мечта многих из людей), он никогда им не станет, если окружающие не воспримут его как лидера. А вот в руководстве дело обстоит совсем иначе. Менеджер нередко назначается на свой пост независимо от того, воспринимают его подчиненные соответствующим этой роли или нет.
Короче говоря, руководство, менеджмент есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство — психологический. И в этом — основное различие между ними, хотя в то же время имеется и немало общего.
Во-первых, и руководство, и лидерство являются средством координации, организации отношений членов социальной группы, средством управления ими. Только один из этих феноменов «работает», как уже говорилось, в системе формальных, официальных отношений, а другой — в системе отношений неформальных, неофициальных.
Во-вторых, оба феномена реализуют процессы социального влияния в группе (коллективе). Но в одном случае (руководство) это влияние идет главным образом по официальным каналам, тогда, как в другом (лидерство) — по неофициальным.
В-третьих, обоим феноменам присущ момент известной субординации отношений. Причем в руководстве он выступает достаточно отчетливо и закреплен должностными инструкциями, а в лидерстве его присутствие гораздо менее заметно и уж заранее никак не очерчено.
И вовсе не случайно то, что нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководитель становится лидером и т.д. Примеров такого рода трансформаций в прошлом и настоящем великое множество. В наше же время хороший руководитель организации - это человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными.
Таким образом, необходимо еще раз сказать, что отличие понятие лидера от менеджера достаточно велико. Менеджер, как правило, всегда лидер. Лидер же не обязан быть менеджером. Лидерство встречается как в формальных отношениях, так и не в формальных, чего нельзя сказать о менеджменте.
5. Стили руководства
Слово “стиль” греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении “почерк”. Отсюда можно считать, что стиль руководства – своего рода “почерк” в действиях менеджера
Стиль руководства (греч. Stil) - Типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели
Особенности взаимодействия
членов коллектива по поводу принятия,
осуществления решений и
Умение руководителя общаться
с членами коллектива в значительной
мере зависит от его личных качеств,
знания или индивидуальных особенностей
каждого сотрудника, понимания того,
что результат работы коллектива
людей в большой степени
Стиль руководства определяется особенностями властно - распорядительных отношений и складывается из ряда элементов. Среди них:
- распределение полномочий
между руководителями и
- отношение руководителя
к советам, высказываниям и
критике со стороны
- используемая тактика воздействий на подчиненных;
- преобладающие формы обращения к подчиненным;
- особенности социального контроля в коллективе;
- характер взаимодействий
с общественными организациями,
- позиция руководителя в конфликтных ситуациях.
В зависимости от сочетания этих элементов различают три типа стилей руководства:
1) административный,
2) демократический,
3) попустительствующий.
Для административного (авторитарного)
стиля руководства характерно отображение
подчиненных от участия в выработке
и принятия решений, отсутствие возможности
у подчиненных проявить инициативу
и самостоятельность, отсутствие взаимопонимания
между руководителем и
Демократический стиль руководства
- полная противоположность
Попустительствующий (либеральный) стиль означает, что руководитель, по существу, самоустраняется от процесса руководства, пускает его на самотек, в основном всю работу ведут заместители.
Сочетание попустительствующего и административного стилей порождает бюрократизм, т.е. заорганизованность работы, безответственность работников, расхождение между словом и делом, бумаготворчество, невежество со стороны руководителей, чинопочитание у рядовых работников, угодничество.
Заключение:
И в заключении напомним, что стержнем всякой организации являются работающие в ней люди, которыми необходимо управлять так же, как сотрудниками других функций. Именно сотрудники службы управления персоналом обеспечивают функционирование и обновление систем управления персоналом. Они должны обладать многими качествами, основными из которых являются:
1.
Знание бизнеса (сферы
2.
Профессиональные знания и
3.
Лидерство и управление
4.
Способность к обучению и
1. М.М.Максимцова , А.В.Игнатьева Менеджмент М.: «банки и биржи»ЮНИТИ-1998г
2. Розанова В.А. Психология управления. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.
3. Румянцева З.П. и др. Менеджмент организации. – М.: ИНФРА-М, 1997.
4. Старобинский
Э.Е. Как управлять персоналом.
– М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-
5. Управление персоналом организации/ Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 1999.
6. Управление персоналом/ Под ред. А.Я Кибанова и Л.В. Ивановской. – М.: ПРИОР, 1999.
7. Управление персоналом/ Под ред. Б.Ю. Сербиновского и С.И. Самыгина. М.: «Издательство Приор», 1999.
8. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. – М.: Высшая школа, 1999.