Менеджмент человеческих ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 01:45, курсовая работа

Описание работы

Для каждого менеджера особое место в его деятельности занимает подбор кадров управления – это процесс поиска и привлечения людей, выдвижение на определенные должности.
Успех подбора гарантирует организации возможности удовлетворения своих потребностей в людских ресурсах. Организации часто самостоятельно делают эту работу или же могут поручить её консультационным фирмам.
На современном этапе главным фактором становится разработка принципов подбора кадров и методы оценки кадров.

Содержание работы

Введение …………………………………………………....……………… 3
Теоретическая часть ………………………………………..……………... 4
Роль человеческого фактора в менеджменте.………….…….…………….. 6
Кадровая политика ………………………………..…….……………... 4
Система кадровой работы, ее содержание, формы и методы………. 12
Особенности современного периода работы
с кадрами управления………………………………………………………..19
Сущность лидерства. ……………………………………………………….. 21
Лидер и менеджер, основное отличие …..…………………...………. 24
Роль лидера в группе, способы влияния. …………………….………. 26
Стили руководства. ……………………………………………….………… 32
Выводы и предложения………………… …………………….………. 41
Функциональные обязанности руководителя, менеджера……………..….46
Заключение ……………….………………….…………..………….…….. 47
Список литературы ..……………………………….………...................…….... 50

Файлы: 1 файл

2134.doc

— 331.00 Кб (Скачать файл)

Третья группа проблем связана с процедурой оценки. Здесь также возникает много вопросов. Где и кто должен оценку производить? Как часто? Как оформлять результаты, какие использовать технические средства?

Таким образом, система оценки хозяйственных кадров включает три группы проблем:

  • содержание оценки  (оценка результатов труда,  самого 
    труда и работника);
  • методы оценки (как выявить оцениваемые признаки и их 
    измерить);
  • процедура оценки.

Для успешного  управления человеческими ресурсами принципиально важны не только внимание ко всем человеческим ресурсам организации и не только забота о кадрах управления как части этих ресурсов, важное значение для результатов имеет ведущее звено кадров управления - руководитель.

Комплексная оценка управленческого персонала



Содержание оценки


Оценка личных качеств





Оценка

труда




 

Оценка результатов  труда




 

Оценка сложности труда, содержание работы




 

Измерение и оценка затрат труда по времени




 

Непосредственные результаты





 


Объекты





 

 


Методы оценки






Методы выявления показателей




 

Методы измерения показателей




 

 


Программы сбора данных




 

Натуральные и стоимостные  измерители





Сбор данных: изучение документов, беседы и опросы, наблюдения





Обработка и оформление

(по произвольной и заданной  формам)






 

 

Процедура оценки


 


  


 

 

 

Рис. 1. Комплексная оценка управленческого персонала (Бизюкова И.В. Подбор и оценка кадров управления. – М., 1996.)

1.3 Особенности современного периода работы с кадрами управления

К кадрам управления относят  ту часть работников организации, которая выполняет, какие либо функции в системе управления этой организацией.

Кадры управления – это работники занятые преимущественно умственным трудом, обеспечивающие необходимую направленность, согласованность и эффективность деятельности всего персонала. Кадры управления способны в силу своих профессиональных знаний, навыков и опыта руководить действиями всех работников предприятия.

Так как понятие «кадры управления» может относиться не только к кадрам производственной среды, то иногда говорят «хозяйственные кадры».

В современных условиях роль кадров управления существенно  возрастает. Обостряющаяся конкуренция  и необходимость освоения нововведений увеличивают число вариантов  хозяйственных решений и усложняют как проблему их выбора, так и пути их реализации. Длительность хозяйственных процессов, отдаленность последствий принимаемых решений, возрастание значения неэкономических аспектов управления (социальные факторы, проблема охраны окружающей среды и т.д.) усиливают ответственность хозяйственных кадров за качество, обоснованность, эффективность принимаемых решений.

Вместе с тем расширяются  и возможности кадров управления. Новые методы хозяйствования, новые  информационные технологии позволяют им эффективно решать новые проблемы. Без соответствующих кадров невозможно реализовать нововведения в управлении, поэтому меры по совершенствованию управления должны дополняться, закрепляться и развиваться в формах и методах определенной кадровой политики. Необходимо добиваться соответствия кадров управления задачам развития организации.

Категории кадров и система  работы с кадрами.

По мере разделения труда  в управлении и его специализации  происходит относительное обособление  конкретных видов управленческой деятельности. Возникает понятие структуры организации, в соответствии с которой выделяют работников тех или иных органов и подразделений.

В зависимости от функциональной роли в процессе принятия и реализации решений выделяют руководителей, специалистов, вспомогательный персонал.

Руководители решают вопросы развития производства и деятельности аппарата управления и руководят принятием и реализацией решений.

Специалисты участвуют в подготовке решений, а затем в их реализации.

Вспомогательный (технический) персонал осуществляет неформальное обслуживание аппарата управления (сбор, обработку, хранение и передачу информации).

В системе управления заняты и работники труда (обслуживание зданий водопроводов и т.п.), но в  состав кадров управления они не входят.

Система работы с кадрами  управления состоит из статистической и динамической подсистем:

  • К статистической относятся проблемы кадровой политики, формирование кадровой системы, подбор кадров и т.п.;
  • К динамической – организация труда работников управления, стиль и методы их работы, система мотивации деятельности, воспитание и т.п.

Обычно системой работы с кадрами в узком смысле слова называют статистическую часть системы, а динамическую – научной организацией управленческого труда (НОУТ).

В системе работы с кадрами управления выделяют субъект и объект. Под субъектом понимается совокупность органов и работников, реализующих кадровые функции (служба кадров). Объект – это кадры управления и основные компоненты системы работы с кадрами: подбор, расстановка, оценка и т.д.

2. Сущность лидерства

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф. Тейлора. Было проведено очень много исследований. Тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.

Природа лидерства может  быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь».

Так, если взять в качестве примера директора завода, то по должности он является менеджером. Должность открывает ему дорогу к лидерству. Процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности называется формальным лидерством. Однако в своем влиянии на людей директор не может полагаться только на занимаемую должность. Наглядно это становится очевидным, когда выясняется, что один из его заместителей, имеющий меньше формальной власти, пользуется большим успехом в управлении в стрессовых и конфликтных ситуациях или при решении жизненно важных для предприятия проблем. Этот заместитель пользуется поддержкой, доверием, уважением, а может быть, и любовью работников за свою компетентность, рассудительность и хорошее отношение к людям.

Быть менеджером еще  не означает автоматически считаться  лидером в организации, так как лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. Можно занимать первую должность в организации, но не быть в ней лидером. В вышеприведенном примере в организации лидером скорее будет считаться заместитель, чем его непосредственный начальник - директор завода.

Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Неформальный характер лидерской позиции в большой степени обусловлен использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.

В ходе изучения проблемы лидерства учеными было предложено много различных определений данного понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство - это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р. Танненбаум, И. Вэшлер и Ф. Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели или целей. Г. Кунц и С. О'Доннелл считают, что лидерство связано с воздействием на людей, преследующим достижение общей цели.

Сила и принуждение  при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность использовать власть и авторитет, получаемые от его последователей.

Лидерство - это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Вышеприведенные определения  не подразумевают необходимости лидерства только для какого-то определенного типа организаций. Речь идет о взаимодействии или взаимовлиянии между людьми в рамках любого вида деятельности (образование, здравоохранение, бизнес и т.д.), а не только в политических процессах.

Важно также  отметить, что управленческое взаимодействие типа «лидер - последователь» не обязательно предполагает его иерархический характер, как это имеет место в случае отношений «начальник - подчиненный». Лидерство, как и власть, - это потенциал, имеющийся у человека (рис. 2.).

При ведении кадровой политики ОАО «Кучуксульфат» приоритеты отдаются интересам производства. Интересы работника почти не учитываются. Индивидуальный подход к работникам предприятия не является приоритетом кадровой политики.

 

Рис. 2. Иерархия традиционных и лидерских отношений

 




 Лидер Последователи


 Последователи Лидер




 

 

 

2.1 Лидер и менеджер

Лидерство - это не управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство - на том, чтобы люди делали правильные вещи.

Различие  между лидером и менеджером проводится по многим позициям (табл. 1.). Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях.

Таблица 1. Отличие менеджера от лидера

 

Менеджер

Лидер

Администратор

Инноватор

Поручает

Вдохновляет

Работает по целям других

Работает по своим целям

План — основа действий

Видение — основа действий

Полагается на систему

Полагается на людей

Использует доводы

Использует эмоции

Контролирует

Доверяет

Поддерживает движение

Дает импульс движению

Профессионален

Энтузиаст

Принимает решения

Превращает  решения в реальность

Делает дело правильно

Делает правильное дело

Уважаем

Обожаем

Информация о работе Менеджмент человеческих ресурсов