Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:52, курсовая работа
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
Введение
Краткая характеристика предприятия
1. Понятие «предпринимательская среда»
2. Анализ внутренней среды
3. Анализ внешней среды
3.1 Внешняя микросреда (среда прямого воздействия)
3.2 Внешняя макросреда (среда косвенного воздействия)
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Содержание
Введение
Краткая характеристика предприятия
1. Понятие «предпринимательская среда»
2. Анализ внутренней среды
3. Анализ внешней среды
3.1 Внешняя микросреда (среда прямого воздействия)
3.2 Внешняя макросреда (среда косвенного воздействия)
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Введение.
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление не только о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, но и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение изучается в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.
Актуальность выбранной темы заключается о том, что для того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности.
Краткая характеристика предприятия.
Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение «Вакууммаш» создано на основании Гражданского Кодекса РФ и Федерального Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.1998г.
Местонахождение Общества: 426057, РФ, УР, г. Ижевск, проезд Дерябина 2/52.
Целью Общества является извлечение прибыли.
Общество является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и свою деятельность организует на основании Устава и законодательства РФ. Участником общества являются граждане РФ.
Высшим органом управления Общества является Общее собрание участников, а руководство текущей деятельностью осуществляется единоличным исполнительным органом, т.е. директором.
Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом в том, числе:
Производство и реализация товаров народного потребления и продукции производственно технического назначения, в том числе с использованием драгоценных металлов;
Торгово-закупочная деятельность;
Закупка и поставка электронных компонентов и приборной продукции;
Кабельная продукция;
Организация розничной, оптовой и комиссионной торговли в порядке, установленным действующим законодательством;
Оказание коммерческих, посреднических услуг.
Основной деятельностью предприятия является разработка и производство промышленных датчиков температуры непрерывного действия – термоэлектрических преобразователей и термопреобразователей сопротивления, а также вспомогательных устройств к ним.
Вся продукция, производимая ООО НПО «Вакууммаш» сертифицирована и соответсвует утвержденных ГОСТам. Предприятие имеет лицензию на производство данной продукции
Метрологическая служба предприятия аккредитована Госстандартом России на право поверки средств измерений.
Система менеджмента качества сертифицирована на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
Постоянными клиентами являются предприятия металлургии и энергетики, химической и нефтегазовой промышленности, машиностроения, пищевой промышленности и другие.
1. Понятие «предпринимательская среда».
В менеджменте под предпринимательской средой понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их устранение, либо на приспособление к ним. Среду любой организации принято рассматривать, как состоящую из двух сфер: внутреннюю и внешнюю. Внешняя среда, в свою очередь, подразделяется на микросреду (или рабочую, или непосредственное окружение, или среду косвенного воздействия) и макросреду (или общую, или непосредственное деловое окружение, или среду прямого воздействия).
Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы. Когда речь идет о внутренней среде фирмы, имеется в виду глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности.
Под внешней средой понимают все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или способные оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.
ООО НПО «Вакууммаш» в процессе функционирования определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты его деятельности в настоящий период и в будущей перспективе. Выводы проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Причем, прежде всего, выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды фирмы. Макроокружение создает общие условия существования организации во внешней среде. В этой части анализа рассматриваются политико-правовые, технико-экономические, социокультурные, экологические и подобные факторы.
Изучение рабочей среды предполагает анализ тех составляющих внешнего окружения, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии, это: покупатели (ОАО «Самарский металлургический завод», ОАО «Уралэлектромедь», ОАО «Русал», и т.д.), поставщики (ОАО «Суперметалл», ООО «Кирскабель», ОАО «Синарский трубный завод»), конкуренты (ООО НПП «Тесей», ОАО «Теплоприбор», ООО «Метран»). Анализ внутренней среды направлен на определение потенциала организации и, как правило, проводится по следующим основным направлениям: маркетинг, производство, НИОКР, финансы, персонал, структура управления.
Рис. 1 Среда фирмы
2. Анализ внутренней среды
Внутренняя среда организации – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе. Управленческий механизм ориентирован на достижение оптимального взаимодействия всех уровней управления и функциональных областей управления для наиболее эффективного достижения намеченных целей. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.
Цели - конкретные, конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе.
Целью ООО НПО «Вакууммаш» является получение прибыли. Прибыль это ключевой показатель организации. Гражданский кодекс РФ зафиксировал, что основной целью коммерческих организаций является извлечение прибыли. Цели разрабатываются руководством фирмы и доводятся до сведения управляющих всех уровней, которые в процессе координации совместной деятельности используют разнообразные средства и методы для их достижения.
Структура организации представляет собой логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, направленное на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и ответственности. Структура ООО НПО «Вакууммаш» представлена в Приложении 1.
Данная структура построена в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать цели организации. В ней реализуются различные требования к совершенствованию системы управления, находящие выражение в тех или иных принципах управления.
Задачи - определенная работа, серия работ, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее определенные сроки. Задачи непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов – материальных, финансовых, трудовых и др.
Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам:
- производство;
- коммерция (коммерческая служба, группа «Приборы»);
- НИОКР (отдел метрологии и качества, конструкторское бюро, технологическое бюро, консультационный центр, );
- снабжение;
- бухгалтерия;
- общее управление (исполнительный директор, директор по общим вопросам, служба безопасности);
- маркетинг (директор по развитию);
- юр. отдел;
- обслуживающий персонал (водители, программист, кладовщики).
Глубокий и тщательный анализ внутренней среды является необходимой предпосылкой принятия управленческих решений. Экономическая информация – это конкретное выражение происходящих внутри фирмы процессов. Без такой информации и ее анализа невозможно эффективное функционирование и развитие производственно-сбытовой деятельности фирмы.
3. Анализ внешней среды.
Один из основных “инструментов” менеджмента - системный подход - предписывает истоки проблем, возникающих в работе организации, искать в первую очередь за ее пределами, во внешней среде. И действительно, многие “внутренние” проблемы наших предприятий вызываются “внешними” причинами - несовершенством законодательства, противоречивостью макроэкономических процессов, ненадежностью партнеров, недоверчивостью клиентов, агрессивностью конкурентов. Значимость внешней среды для предприятия невозможно переоценить. Именно она “заставляет” искать свою “нишу” в рыночном пространстве, определяет стратегию и тактику, внутреннюю структуру предприятия, направления его развития.
Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности Внешняя среда зависит от внешних и внутренних факторов влияния.
Внешние факторы влияния - условия, которые организация не может изменить, но должна постоянно учитывать в своей работе: профсоюзы, правительство, экономические условия.
Если говорить о числе внешних факторов, на которые ООО НПО «Вакууммаш» вынуждена реагировать, то это государственные постановления, постоянный рост организаций конкурентов и ускоренные технологические изменения, как в самой сфере производства датчиков, так и материалов. Вследствие чего можно утверждать, что организация находится в более сложном окружении, чем, положим, организации, озабоченные действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии. Подобным образом, когда речь идет о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должна считать условия обеспечения менее сложными, чем ООО НПО «Вакууммаш», у которой эти параметры иные.