Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:52, курсовая работа
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
Введение
Краткая характеристика предприятия
1. Понятие «предпринимательская среда»
2. Анализ внутренней среды
3. Анализ внешней среды
3.1 Внешняя микросреда (среда прямого воздействия)
3.2 Внешняя макросреда (среда косвенного воздействия)
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Управленческий аппарат фирмы обычно стремится ограничить учет действия внешнего окружения в первую очередь теми факторами, от которых решающим образом зависит эффективность деятельности фирмы на конкретном этапе. Принятие решений зависит от широты охвата информации о состоянии внешней среды и действии ее различных факторов. Классификация факторов внешней среды вследствие их многообразия довольно различна и в ее основу могут быть положены различные принципы. Придерживаясь в целом принятой в менеджменте классификации можно предложить следующую классификацию прямого и косвенного воздействия:
Факторы прямого воздействия
Характер и состояние рыночных отношений;
Хозяйственные факторы фирмы.
Факторы косвенного воздействия:
Регулирование предпринимательской деятельности;
Общеэкономические;
Общеполитические.
Внешнюю среду можно охарактеризовать следующими качествами
взаимосвязанность факторов;
сложность;
подвижность;
неопределенность.
Как и факторы внутренней среды, факторы внешнего окружения взаимосвязаны. Под взаимосвязанностью факторов внешней среды понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора внешнего окружения может обусловливать изменение других.
Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого из них.
Подвижность среды – скорость, с которой происходит изменение в окружении организации. Внешняя среда не постоянна, в ней все время происходят изменения. Многие исследователи указывали, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Однако, при том, что эта тенденция является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом.
Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности этой информации.
Изменения, которые происходят на мировых товарных рынках и в мировом хозяйстве в целом, непосредственным образом сказываются на хозяйственной деятельности отдельных фирм, использующих различные средства, формы и методы приспособления к внешней среде. В каждой стране они многовариантны, что зависит от конкретных экономических условий, традиций, степени ориентации на внешний рынок и многих других факторов. Именно анализ внешней среды, основанный на многовариантных расчетах рентабельности и эффективности производства отдельных видов продуктов и деятельности фирмы в целом, дает возможность учитывать конкретные условия внешней среды путем применения гибких форм связей между всеми функциями управления и влиять непосредственно на весь хозяйственный цикл НИОКР – производство – сбыт.
Анализ внешней среды требует постоянного внимания со стороны менеджеров, поэтому он осуществляется на основе изучения большого объема информации и требует конкретизации для принятия правильных и своевременных решений.
Анализ внешней среды - процесс, предназначенный для контроля внешних факторов среды с целью определения перспективных возможностей организации и грозящих ее опасностей.
Внешнюю среду подразделяют на:
- микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании;
- макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду.
3.1 Внешняя микросреда (среда прямого воздействия).
Внешняя среда организации прямого воздействия – это поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители, конкуренты и другие факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации.
Упрощенно внешняя микросреда фирмы показана на рис.2 как система ее (фирмы) материальных, финансовых и информационных связей.
Рис. 3 Внешняя микросреда фирмы
Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации:
поставщики ресурсов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы;
государственные органы (организация обязана соблюдать требования органов государственного регулирования, то есть принудительного выполнения законов в сферах компетенции этих органов);
потребители
конкуренты - лица, группы лиц, фирм, предприятий, соперничающих в достижении идентичных целей, стремление обладать теми же ресурсами, благами, занимать положение на рынке;
трудовые ресурсы - часть населения страны, располагающая совокупностью физических и духовных способностей, необходимых для участия в процессе труда.
Поставщики
Анализ поставщиков на нашем предприятии направлен на выявление характеристик субъектов, обеспечивающих организацию ресурсами. При анализе поставщиков важно обращать внимание на:
гарантию качества;
точность выполнения условий поставок;
временной график поставок;
стоимость ресурсов со стоимостью конкурентов.
Поставщики оказывают непосредственное влияние на деятельность организации потому, что при нерегулярности поставок могут быть упущены возможности сбыта продукции, при повышении цен - неизбежно повысится цена на нашу продукцию, что приведёт к росту недовольных покупателей, снижению уровня продаж, а, следовательно, будет подорвана репутация фирмы.
Один из таких примеров резкое повышение цен в начале февраля месяца на драгметаллы на мировом рынке и затянувшееся стабилизирование цены на одном уровне. В связи с этим поставщик драгметаллов в России ОАО «Суперметалл» не представлял возможным поставить платиновую проволоку нашему предприятию, от сюда следует срыв всех договорных обязательств нашей организации перед потребителями, а именно сроков и цен. Неприятный осадок после этой ситуации остался у всех, как у клиентов, так и у нас.
Законы и государственные органы
Общество осуществляет учет результатов работ, ведет оперативный, бухгалтерский и статистический учет по нормам, действующим в Российской Федерации. Организацию документооборота в обществе осуществляет директор.
При реорганизации документы передаются правопреемнику, а в случае ликвидации в архив УР.
Финансовый год Общества совпадает с календарным годом. Директор и главный бухгалтер Общества несут личную ответственность за соблюдение порядка ведения, достоверность учета и отчетности.
Как известно, государство в рыночной экономике оказывает на организации как косвенное влияние, прежде всего через налоговую систему, государственную собственность и бюджет, так и прямое — через законодательные акты. Так, например, высокие ставки налогов существенно ограничивают активность фирм, их инвестиционные возможности и толкают к сокрытию доходов. Наоборот, снижение ставок налогов способствует привлечению капитала, приводит к оживлению предпринимательской деятельности. И таким образом, с помощью налогов государство может осуществлять управление развитием нужных направлений в экономике.
Потребители
ООО НПО «Вакууммаш» одной из первостепенных задач ставит тщательное изучение своих клиентов для того, чтобы знать какой товар необходим покупателям, по какой цене он его купит, почему совершит покупку, оценить степень зависимости от нашей организации, степень удовлетворенности решения возникающих вопросов, профессиональные качества специалистов. В связи с этим на предприятии разработаны принципы отношения к клиентам:
Доброжелательность – дружелюбие и внимание к нашим клиентам позволяет надеется на взаимопонимание.
Честность – хорошие отношения наладить сложно, ложь сводит на нет все потраченные усилия.
Открытость – если человек перестает получать достоверную информацию от Вас, он начинает ее искать и других.
Вежливость – мы работаем для клиента, а не наоборот.
Оперативность – мы ставим сроки для того, чтобы их выполнять.
Ответственность – за взятые на себя обязательства необходимо отвечать.
Компетентность и профессионализм – говорить только то, что знаешь и понимаешь, в противном случае, лучше взять паузу и проконсультироваться.
Тщательное изучение клиентов, понимание того, что ему необходимо, соблюдение принципов, все это оказывает непосредственное влияние на объём продаж, а, соответственно, и на поступления выручки от реализации, в последствии это приводит к развитию и процветанию организации, а, следовательно, к расширению рынка сбыта продукции, номенклатуры, поддержанию конкурентоспособности, регулярной профессиональной подготовке кадров.
Конкуренты
Влияние на организацию такого фактора как конкуренция невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить. Недооценка конкурентов и переоценка рынков приводят даже крупнейшие компании к значительным потерям и к кризисам. Важно понимать, что потребители — не единственный объект соперничества организаций. Последние могут также вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными. Вместе с тем, нужно отметить, что конкуренция иногда толкает фирмы и на создание между ними соглашений различных типов от раздела рынка до кооперации между конкурентами.
На ООО НПО «Вакууммаш» разработаны следующие принципы отношения к конкурентам и внешним организациям:
Уважать конкурентов и придерживаться этических принципов ведения бизнеса.
Взаимодействовать с государственными и общественными организациями на правовой основе.
Оказывать при необходимости благотворительную помощь и спонсорскую поддержку.
Также наша организация имеет ряд технологических особенностей, которые выгодно отличают ее от продукции конкурентов, что тоже играет нам на руку.
Важным конкурентным преимуществом является выезд технических специалистов на производство к Заказчикам, для подбора наиблее подходящего варианта для данных усливий эксплуатации датчиков температуры.
Трудовые ресурсы
Влияние на организацию имеют уровень образования, квалификация и этика, личные качества персонала. Выделяют самостоятельный вид профессиональных специалистов-менеджеров – управляющих персоналом – главной целью которых, является повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала; ориентация на сокращение численности производственных и управленческих работников; разработка и реализация политики подбора и расстановки персонала; выработка правил приема и увольнения персонала; решение вопросов, связанных с обучением и повышением квалификации.
ООО НПО «Вакууммаш» регулярно прибегает к помощи школы менеджеров «Рост», которая проводит различные тренинги для менеджеров, руководителей подразделений, такие, например как, «эффективные продажи», «работа с дебиторами».
3.2 Внешняя макросреда (среда косвенного воздействия).
Внешняя среда организации косвенного воздействия – это политические факторы, факторы демографического, природного, научно-технического характера, социокультурные факторы, состояние экономики, международные события и другие факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них.
Факторы среды косвенного воздействия или общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако, руководству необходимо учитывать их. Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Поэтому при ее исследовании обычно опираются, прежде всего, на прогнозы.