Менеджмент и конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция, в широком смысле этого слова, знакома любому человеку. Испокон веков в поведении людей, пытающихся достичь одну и ту же цель — будь то охота на зверя, любовь девушки, рыцарский турнир, богатства Амазонки или изготовление горшков для продажи на базаре, — наблюдалось соперничество в самых различных формах, от легких до кровопролитных. В примитивных формах соперничество и сейчас наблюдается в поведении детей: хочется быть самым сильным, выиграть в футбол и т.д. У амбициозных натур эта черта становится доминирующей.

Содержание работы

1 Введение. 3
2 Типы и виды конкуренции 5
• Совершенная и несовершенная конкуренция 7
• Ценовая и неценовая конкуренция 9
• Недобросовестная конкуренция 11
3 Взаимосвязь конкуренции и менеджмента. 13
4 Инновационный менеджмент как фактор конкуренции. 17
5 Реклама – инструмент менеджера в борьбе с конкурентами. 21
6 Заключение 26
7 Используемая литература. 27

Файлы: 1 файл

man.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

     Недобросовестная  конкуренция в большинстве стран с рыночной экономикой запрещена законодательством.2

 

     

  1. Взаимосвязь конкуренции и менеджмента.

     Возможным уделом предприятий, не выдержавших конкуренцию, является банкротство. Анализ обанкротившихся предприятий показывает, что основной причиной такого положения является неэффективное управление. Это определяет важность овладения каждым ответственным работником аппарата управления, а тем более руководителями, знаниями менеджмента и навыками разработки и реализации управленческих решений.

     Управленческие  решения на предприятии  представляют собой  творческий акт субъекта управления, определяющий программу деятельности коллектива по достижению поставленной цели с наименьшими затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов на основе знания объективных условий функционирования управляемого объекта и анализа необходимой информации.

     Разработка  эффективных решенийосновополагающая предпосылка обеспечения конкурентоспособности предприятия. Она предполагает как минимум:

     —создание боеспособной команды профессиональных руководителей;

     —формирование организационных структур;

     —проведение правильной кадровой политики;

     —регулирование  социально-экономических  и психологических  отношений на предприятии;

     — создание положительного имиджа и др. 

     Один  из ключевых отделов  любого предприятия  – маркетинговый  отдел. Он наиболее сильно влияет на конкурентоспособность самого предприятия и его продукции на рынке.

     Маркетинг - основа основ  всей предпринимательской  деятельности. Его  нельзя рассматривать  как некую функцию,  выполняемую отдельным  подразделением: наравне  с  производством  или управлением  персоналом. Безусловно, маркетинг предполагает решения  определённых задач и выполнения  комплекса  мероприятий несколькими подразделениями.  Однако, прежде всего маркетинг - доминирующая  стратегия, которой призваны следовать все структуры предприятия. Маркетинг - совокупная деятельность, оцениваемая по конечным результатам, то есть с точки зрения потребителей.

     Отдел маркетинга может  играть важную роль координатора, информационного и консультирующего органа. Однако, в большинстве фирм действительно важные "маркетинговые" решения во многом зависят от результата работы других подразделений. Например, исследовательская деятельность направлена на создание новых товаров, качества товаров определяется уровнем организации производства и его технического оснащения, службы распределения и обслуживания нередко «подотчетны» оперативному управлению. Отделы маркетинга зачастую несут ответственность за его видимую «оболочку» — рекламу, мероприятия по продвижению, упаковку. Истинный же маркетинг зависит от слаженной работы всех функциональных подразделений компании, он должен быть основан на глубоком понимании потребностей покупателей, на ориентации на потребителей. Каждый сотрудник компании обязан оценивать ситуацию и действовать в соответствии с принципами маркетинга.

     Одним из элементов маркетинга  является конкурентоспособность  компании.

     Концепция маркетинга требует  от компании не просто способности удовлетворять  нужды потребителей, а делать это лучше, чем конкуренты. Потребители  выбирают те фирмы, которые  предлагают им большие блага. Если фирма не обладает конкурентными преимуществами, она потеряет долю рынка или, чтобы удержать ее, будет вынуждена снизить цены. В конце 1980-х гг. авиакомпания Swissair перестала пользоваться популярностью у деловых людей, но не потому, что снизился уровень предоставляемых услуг. Просто догнали, а затем и обошли на данном направлении конкуренты — British airways,  SAS.3 

     Компания  должна  не  только систематически отслеживать  степень эффективности  удовлетворения потребностей потребителей, но и сравнивать ее с достижениями конкурентов.

     Процедура сравнения включает пять этапов.

     1.  Определение критериев оценки. В процессе исследования рынка должны быть выявлены элементы качества  продукции и обслуживания, представляющие наибольшую ценность для потребителей.

     2. Оценка потребителями, в соответствии с данными критериями, продукта и услуг фирмы.

     3. Оценка потребителями  деятельности компаний  конкурентов. 

     4. Определение сильных  и слабых сторон  кампании в сравнении  с конкурентами.

     5. Составление плана мероприятий. Здесь необходимо создать специальную группу, задача которой заключается в анализе полученных данных, и определении способов преодоления отставания.

     Переоценить значение сравнительного анализа невозможно. Он заставляет руководителей фирмы «по-новому» взглянуть на потребителей и конкурентов, не позволяет чрезмерно обольщаться достигнутыми результатами и  стимулирует к активным действиям. 

     Выбор сегментов целевого рынка определяет области конкуренции  компании за предпочтения потребителей. Основная задача руководства фирмы на  рынках конкурирующих продавцов - создание устойчивых отличительных преимуществ, помогающих завоевать симпатии покупателей.

     Устойчивое  отличительное преимущество - это отличие в выгодную сторону торгового предложения  одной компании от предложений, фирм-конкурентов, благодаря которому потребители целевых рынков делают выбор в его пользу. Преимущество достигается благодаря созданию товаров, по характеристикам или уровню сопутствующего обслуживания превосходящих продукцию конкурентов или  предлагаемых по  более низким ценам. Когда фирме удается сформировать отличительные преимущества, она завоевывает большую долю рынка, получает высокую прибыль и имеет возможность отразить атаки конкурентов.

     Таким образом, видим, что конкуренция и менеджмент неразрывно связаны друг с другом. Основным содержанием деятельности менеджмента, особенно в области маркетинга, является стремление к победе в конкурентной борьбе.

 

  1. Инновационный менеджмент как фактор конкуренции.
 

     Значение инновационного менеджмента как важного фактора конкурентоспособности в условиях рыночной экономики было понятно уже давно.

     Генри Форд повесил в  цехах и других служебных помещениях своих заводов так называемые Golden box, ящики для любых предложений по улучшению, инновации чего бы то ни было для завода. Авторы этих записок получали 5 долл. независимо от полезности их предложений, только за то, что у них возникло желание что-то улучшить на заводе. Злоупотребления, конечно, пресекались. Этот коллективный разум при самой большой инновации того времени — конвейерной организации производства — помог Г. Форду сделать свои заводы своеобразной витриной инновационного производства и передового управления тех лет.

     Понятие «инновация» (как  и прежнее определение  «нововведение») применимо не только к новой технике, технологии, продукции или изделию. Оно применимо к услугам, способам производства, методам действий, видам искусства, т.е. ко всему, что может выступать новым товаром/услугой или храниться в коллекции у коллекционера. Нельзя согласиться с определением, что инновация — новый товар. Например, новый закон физики — это новое знание — бесплатно полезен для всего человечества. Но как источник дохода инновация становится товаром.

     Инновационная деятельность — это вид деятельности, связанный с трансформацией научных исследований и разработок или иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам.

     Постоянное  и непрерывное создание и реализация нововведений — главный фактор преуспевания в конкурентной борьбе любого предприятия, региона и страны в целом. Чтобы выжить, выиграть и постоянно повышать уровень благосостояния населения, нужно непрерывно улучшать и преобразовывать продукцию, услуги, совершенствовать производственные и управленческие функции на базе инноваций и инновационных технологий. Реализация нововведений, инноваций, а также полученных новых научно-технических достижений в производстве новых или недостающих товаров, технологий и услуг имеет определяющее значение для развития экономики страны, сохранения природы и подъема жизненного уровня населения, способствует повышению производительности труда, созданию новых отраслей промышленности, сферы услуг и рабочих мест, улучшению качества обслуживания и росту конкурентоспособности товаров на мировом рынке, сокращению торгового и товарного дефицита, стабилизации валюты и цен на выпускаемые производителями товары и услуги.

     Значение  принимаемых инновационных управленческих решений при   этом очень возрастает. Например, в автомобильной промышленности Японии было принято решение о  разработке параметрического ряда автомобиля одной модели и новой технологии сборки: отдельные узлы автомобиля изготавливались и собирались на производственных участках, затем они передавались на участки общей сборки машины и даже на специализированные сборочные заводы, расположенные и в других странах. Конструкция автомобиля позволяла собирать различные варианты автомобиля данной марки из отдельных модулей в различных сочетаниях. Это существенно удешевило и повысило конкурентоспособность японских автомобилей. В СССР подобная система существовала давно. Создавались параметрические ряды сложной техники. Впервые она была решена для производства военной техники еще в период Второй мировой войны.4

     В последние годы как ответ на требование времени в связи с быстрым  развитием техники управления и  связи, а также новых возможностей использования компьютерных сетевых технологий Internet для стратегического, тактического, оперативного планирования и управления деятельностью компаний в сфере производства и на динамичном мировом рынке, произошло резкое ускорение темпов принятия управленческих решений по сложным многофакторным проблемам бизнес-процессов. Традиционные структуры и технологии работы аппарата управления — офисов фирм — устарели. Организация труда руководителей и служащих, распределение функций, организация рабочих мест, документооборот - все должно работать по-новому. Появилась потребность в новом организационно-техническом проектировании процессов и систем управления, в создании офисов фирм, отвечающих новым условиям жизни и работы людей грядущего информационного общества как новой стадии цивилизации.

     Ответом на этот вызов времени появились  инновационные концепции реформирования управления в фирмах и на предприятиях не только с позиций дальнейшей компьютеризации, которая продолжает шагать семимильными шагами вперед, убедив мир, что пользоваться избыточными по своим возможностям информационными системами - это необходимость, но главное - с позиции новых идеологий, принципов и подходов к решению задач управления конкурентоспособностью.

     Поскольку появилась глобальная доступность информации о мировом рынке и возросла роль маркетинговой функции в менеджменте, возникла целая серия инновационных идей и концепций в сфере Internet-marketing. Компьютерщики выдавали серии инновационных возможностей использования компьютеров и Internet-технологий в различных сферах деятельности. Банкиров и финансистов компаний занимали вопросы защищенности от хакеров расчетов в Internet-banking, маркетологи предлагали инновационные методы маркетинговых исследований рынков зарубежных стран и новые часто агрессивные стратегии их захвата.

     В передовых успешно конкурирующих  компаниях менеджеры проявляют повышенный интерес к инновационным моделям управления, совершенствованию и новой организации работы аппарата управления. Это позволяет оптимизировать издержки, сокращать время реакции на изменения рынка, повышать качество принимаемых решений и, в конечном счете, выигрывать в конкурентной борьбе.

 

  1. Реклама – инструмент менеджера  в борьбе с конкурентами.

Информация о работе Менеджмент и конкуренция