Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 00:07, курсовая работа
Менеджмент, как управление возник с появлением потребности у людей к объединению своих способностей направленных на совместную добычу различных благ с помощью труда. Корни управления уходят в те времена, когда семьи и племена выбирали старейшин и вождей, это были люди с опытом, которые могли предвидеть различные ситуации, полагаясь на знания, полученные со временем прожитых лет.
Введение.......................................................................................................2
1. Менеджмент в условиях рыночной экономики...............................3
1.1. Задачи менеджмента.......................................................................5
1.2. Принципы менеджмента......................................................................6
1.3. Функции менеджмента.........................................................................7
1.4. Взаимосвязь менеджмента и предпринимательства.........................9
2. Внутренняя и внешняя предпринимательская среда..................10
2.1. Факторы внутренней и внешней среды............................................12
2.2. Структура предпринимательской деятельности..............................20
Заключение...............................................................................................25
Список литературы.................................................................................26
В менеджменте под предпринимательской средой понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их устранение либо на приспособление к ним.Предпринимательская среда имеет факторы внутренней и внешней среды. Внутренняя среда – это хозяйственный орган фирмы, в который входит управленческий механизм, который действует на производственную деятельность предприятия. Это глобальная структура, которая охватывает все производственные отделы и подразделения предприятия, такие как финансовые, транспортные и/или страховые. А внешнюю предпринимательскую среду отличает условия и факторы окружающей среды, независимо от деятельности предприятия, но оказывающие или имеющие возможность оказать влияние на его функционирование. Предприятию необходимо учитывать факторы, оказывающие непосредственное влияние на эффективность ее деятельности. Среди большого числа таких факторов обычно выделяют:
- контролируемые;
- неконтролируемые.
Одни факторы являются управляемыми предприятием, другие - неуправляемыми. Предположения предприятия и влияние неконтролируемой окружающей среды взаимодействуют и определяют степень успеха или неудачи организации в достижении целей. Обратная связь имеет место, когда предприятие пытается следить за неконтролируемыми факторами и оценивать их сильные и слабые стороны. Если предприятие не хочет рассматривать всю окружающую среду (контролируемые и неконтролируемые факторы) с позиции системного подхода, возрастает вероятность того, что организация утратит чувство перспективы и не достигнет должных результатов. В менеджменте принято учитывать следующие характеристики предпринимательской среды: взаимосвязь факторов предпринимательской среды; сложность предпринимательской среды, подвижность предпринимательской среды, неопределенность предпринимательской среды. Взаимосвязь факторов внешней среды определяет уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Известно, что изменение одного фактора предпринимательской среды может обуславливать изменение других.
2.1Факторы внутренней и внешней среды
Под предпринимательской средой следует понимать образовавшуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую финансовую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех участников рыночной экономики. Предпринимательская среда предприятия - совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами предприятия и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. Будучи изменчивой, налагающей ограничения и полной неопределенности, предпринимательская среда глубоко затрагивает жизнь предприятия. Происходящие в этой среде изменения нельзя назвать ни медленными, ни предсказуемыми. Она способна преподнести крупные неожиданности. Без должного анализа предпринимательской среды предприятия могут нарушить существующие социальные или культурные требования и потерять преимущества в конкурентной борьбе. Практика показывает, что предприятие, которое не следит регулярно за предпринимательской средой, может плохо адаптироваться к положению на рынках. Успешное функционирование предприятия возможно лишь при условии достаточного знания предпринимательской среды, что достигается с помощью исследований, применения методов стратегического планирования. Чтобы улучшить деятельность и обеспечить свое долговременное существование, организация должна располагать обратными связями (информацией о неконтролируемой предпринимательской среде, деятельности самой организации). Для этого она должна определять степень удовлетворенности потребителей, изучать тенденции в конкуренции, оценивать взаимоотношения с правительственными ведомствами, наблюдать за состоянием экономики и возможной нехваткой ресурсов, изучать независимые средства массовой информации, анализировать динамику сбыта и прибылей, вести переговоры с различными участниками сбытовых сетей, использовать другие методы получения и оценки информации о предпринимательской среде. Каждое предприятие, в процессе осуществления управленческой деятельности, само определяет какие факторы и условия влияют или могут повлиять на его производство. Анализ таких факторов и условий позволяет предприятию разработать методы или план мероприятий для принятия решений по вопросу влияния внешних факторов на производство фирмы. Это является одним их главных решений, так как изменение внутренней среды напрямую зависит от внешней.
Стоит учесть, что в условиях рыночной экономики каждое предприятие подвержено внешним воздействиям, поэтому необходимо проводить наблюдение и анализ , чтобы следить за состоянием внутренней предпринимательской среды. Неопределенность предпринимательской среды характеризуется количеством информации, которой располагает организация или конкретное лицо по поводу конкретного фактора, а также степенью уверенности в достоверности этой информации. В ситуации, когда информации мало или существуют сомнения в ее точности (достоверности), среда становится более неопределенной по сравнению с ситуацией, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Современная тенденция развития предпринимательства требует все больше различной информации для достижения успеха организации, при этом наблюдается снижение уверенности в ее точности. И чем неопределеннее внешнее окружение, тем все труднее становится принимать эффективные решения. Любое предприятие сталкивается с конкуренцией и занимается исследованиями с целью выявления конкурентов. Предприятие, которое не удовлетворяет нужды клиентов так же эффективно, как это делают конкуренты, обречено на неудачу, поэтому необходимо проводить аналитические исследования. Анализ предпринимательской среды является очень трудной задачей, так как для этого необходимо провести ситуационный анализ, то есть исследовать все сферы деятельности, обеспечивающие нормальное функционирование предприятия, определить его сильные и слабые стороны. Первоначально рекомендуется провести анализ внутренней среды предприятия. Оценивать внутренние сильные и слабые стороны компании необходимо периодически. Для этого обычно анализируется маркетинг, финансовое состояние, производственную и организационную деятельность компании, давая оценку каждому фактору (основная сильная сторона, менее значительная сторона, нейтральная, незначительная слабая сторона, основная слабая сторона).
Основными элементами, составляющими предпринимательскую (внешнюю) среду деятельности предприятия являются: деятельность поставщиков, конкурентов, посредников, клиентов и контактных аудиторов. В качестве поставщиков могут выступать предприятия, фирмы и отдельные лица, обеспечивающие данное предприятие и его конкурентов различными видами ресурсов, необходимых для производства конкретных товаров и услуг. Выбор поставщиков - задача сложная и ответственная, поскольку от них во многом зависит ритмичность и репутация фирмы перед клиентами, потребителями ее продукции. Поэтому важной задачей является всестороннее изучение поставщиков, их политики и адекватное реагирование на всякие изменения с их стороны. Состояние предпринимательской среды обусловлено процессами, происходящими в экономике, демографии, политике, культуре, науке, окружающей природной среде. Предпринимательская среда создает общие условия среды деятельности предприятия и в большинстве случаев не носит специфического характера по отношению к отдельно взятому предприятию.
Таблица.1. Факторы предпринимательской среды и их характеристики.
Факторы |
Характеристики |
Демографические |
Численность населения. Плотность населения. Миграционные тенденции. Размещение по территории страны. Возрастная структура. Рождаемость. Смертность. Количество браков и разводов. Этническая и религиозная структура населения. |
Экономические |
Покупательная способность
населения. Уровень инфляции. Финансово-кредитное
положение в стране. Система налогообложения.
Изменения в структуре |
Природные |
Состояние перспективы использования источников сырья и энергоресурсов. Уровень загрязнения окружающей среды и степень влияния государственных органов на интенсивность потребления ресурсов. |
Научно-технические |
Типы технологических изменений в контролируемой и смежных отраслях. Инновационный потенциал фирмы и ее ближайшие конкуренты. Ужесточение требований к безопасности технологических нововведений |
Политико-правовые |
Состояние законодательства,
регулирующего хозяйственную |
Социально-культурные |
Особенности культурных и нравственных ценностей сообществ потребителей. Формы культур. Степень подверженности общественного сознания, влиянию внешних факторов (включая массовую культуру) |
Охарактеризуем более
подробно основные факторы предпринимательской
среды, оказывающие влияние на деятельность
предприятия:
2) Экономические (уровень покупательной способности и причины, его обуславливающие, - увеличение текущих расходов, уровень цен, размер сбережений, доступность получения кредита). Состояние экономических факторов определяется, прежде всего, ориентацией экономики на структуру хозяйства, а так же соотношением статей в структуре государственного бюджета, его характером (дефицит или профицит), фактическим исполнением за предшествующие периоды, как в целом, так (что особенно важно) и по отдельным статьям, состоянием банковской системы, ее устойчивостью, состоянием национальной валюты, уровнем инфляции, конвертируемостью денежной единицы, покупательной способностью населения. Вышеперечисленные показатели применительно к нашей экономике можно охарактеризовать как постепенно стабилизирующиеся.
3) Природные (состояние окружающей среды, дефицит природных средств, рост цен на энергетические ресурсы). Вопросы рационального использования природных ресурсов, сохранения окружающей среды становятся все более актуальными. Это обусловлено тем, что:
- ощущается дефицит некоторых видов сырья;
- постоянно возрастает
цена на энергетические
- растет загрязнение окружающей среды.
В таких условиях постоянно усиливается регулирующая роль государственных органов в обеспечении рационального использования и восстановления природных ресурсов. С учетом последнего и должна строиться работа службы управления.
4) Научно-технические (ускорение
НТП, рост ассигнований на
5) Политико-правовые (законодательные
акты, регулирующие
6) Социально-культурные факторы
макроокружения (приверженность традиционным
культурным ценностям,