Менеджмент и национальная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 00:07, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент, как управление возник с появлением потребности у людей к объединению своих способностей направленных на совместную добычу различных благ с помощью труда. Корни управления уходят в те времена, когда семьи и племена выбирали старейшин и вождей, это были люди с опытом, которые могли предвидеть различные ситуации, полагаясь на знания, полученные со временем прожитых лет.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................2
1. Менеджмент в условиях рыночной экономики...............................3
1.1. Задачи менеджмента.......................................................................5
1.2. Принципы менеджмента......................................................................6
1.3. Функции менеджмента.........................................................................7
1.4. Взаимосвязь менеджмента и предпринимательства.........................9
2. Внутренняя и внешняя предпринимательская среда..................10
2.1. Факторы внутренней и внешней среды............................................12
2.2. Структура предпринимательской деятельности..............................20
Заключение...............................................................................................25
Список литературы.................................................................................26

Файлы: 1 файл

Курсовая по Менеджменту.docx

— 80.13 Кб (Скачать файл)

2.2 Структура предпринимательской  деятельности

Структура предпринимательской  деятельности многообразна в зависимости от критерия дифференциации деятельности.

В зависимости от сферы  функционирования капитала различают  пять основных видов предпринимательства:

1) Производственное - производство товаров для продажи. Коммерческое предпринимательство - покупка товара для перепродажи этого же товара по более высокой цене.

2) Финансовое предпринимательство - форма коммерческой деятельности, когда товаром выступают деньги или ценные бумаги. При этом ценные бумаги продаются, а деньги даются в кредит. Финансовое предпринимательство - это продажа нынешних денег за будущие деньги.

3) Посредническое предпринимательство - сам предприниматель не производит и не продает товар, а выступает связующим звеном. Главная функция - соединение двух сторон, заинтересованных во взаимной сделке. В целом, посредническое предпринимательство - это оказание услуг субъектам рыночной экономики.

4) Страховое предпринимательство - гарантия предпринимателю компенсации возможного ущерба. Это тоже услуга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Организационно-правовые формы коммерческих организаций

 

 

     Структура управления организацией или организационная структура управления – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с миссией, целями, другими функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках определенного вида организационной структуры управления осуществляется менеджмент (от движения информационных потоков до принятия управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней. Организационную структуру управления сравнивают с каркасом здания системы менеджмента, построенным для того, чтобы все протекающие в организации процессы осуществлялись качественно и своевременно. Если не будут четко определены и скоординированы отношения между работниками и организационными подразделениями, специализация будет неэффективна. Делегирование полномочий – основной процесс, посредством которого руководители устанавливают формальные взаимоотношения персонала в организации. Делегирование – передача видов деятельности и полномочий исполнителю, который берет на себя ответственность за их выполнение. Ответственность – это обязательство решать конкретные задачи и отвечать за их, как минимум, удовлетворительное выполнение. Объем ответственности – одна из причин высоких должностных окладов у менеджеров, особенно руководящих крупными организациями. Делегирование реализуется только в случае осознанного принятия полномочий, а собственно ответственность не может быть делегирована.

Полномочия – ограниченное право использовать ресурсы организации  и направлять усилия ее сотрудников  на решение определенных задач. Полномочия делегируются должности, а не персонально лицу, которое занимает эту должность в данный момент. Если работник меняет работу, он теряет полномочия старой должности и получает полномочия новой. Полномочия всегда ограничены. Большая  часть  полномочий  менеджера  определяется  традициями, нравами, культурными стереотипами, обычаями коллектива, работающего в организации. Полномочия,   переданные   исполнителям,   имеющим   право распоряжаться, называют линейными полномочиями. 

    Формальные полномочия часто нарушаются вследствие власти и деятельности неформальных групп. Наиболее эффективным результатом делегирования линейных полномочий является цепь команд по принципу единоначалия – исполнитель должен получать непосредственные распоряжения только от одного руководителя и отвечать только перед ним. Специалисты и авторы зарубежного экономического учебника по  основам  менеджмента  считают,  что  организация  работ  –  это функция, которую должны осуществлять все руководители независимо от их ранга, а решение о выборе организационной структуре управления организации в целом почти всегда должны принимать руководители высшего звена.


                                           Управление организацией



Менеджеры по изделиям

Изделие А

Изделие В

Изделие С

Изделие D




 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Матричная организационная структура управления, ориентированная на продукт.

 

 

 

 

 

Заключение

        В заключении хотелось бы отметить что менеджмент - это современный двигатель на рынке труда в мировых масштабах, поэтому необходимость к его адаптации возрастает.

      Решение задач на предприятии является важным элементом для достижения цели. Потому что задачи напрямую воздействуют на конечный результат. Можно выделить основные задачи менеджмента, к ним относят: определение наиболее выгодного источника приобретения ресурсов, освоение рынка, использование полезной информации, проведение различных мероприятий для эффективности производства, разработка стратегии работы в условиях рыночной экономики, определение основной цели организации. К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также: определение конкретных целей развития фирмы, выявление приоритетности целей, их очерёдности и последовательности решения, определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения, разработка стратегии развития фирмы – хозяйственных задач и путей их решения, стимулирование работы сотрудников фирмы путём создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы, установление контроля за выполнением поставленных задач.

       Принципы менеджмента – это закономерности, при которых формируется связь между различными элементами управления. Основной принцип менеджмента – принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Иными словами – проблема распределения полномочий на принятие определенных решений на каждом уровне управленческой иерархии. Оптимальным считается централизованный подход для решения вопросов связанных с постановкой целей и стратегий организации. А децентрализованный подход оптимален для оперативного управления. Сочетание данных принципов заключает в себе умелое использование единоначалия, которое подразумевает в себе умелое использование единоначалия, которое подразумевает собой полноту власти руководителя, который принимает решения и отвечает за порученные дела самостоятельно, и коллегиальности, что означает выработку коллективного мнения, решения на основе мнений руководителей разных производственных структур, подразделений.

К функциям менеджмента относятся:                                                                                                                                  - Планирование                                                                                                                                                                      - Мотивация                                                                                                                                                                           - Организация                                                                                                                                                                                 - Координация                                                                                                                                                                            - Контроль                                                                                                                                                                                                                           - Маркетинг

                 Планирование является началом  любой деятельности, поэтому необходимо  разработать план, который устраивает  как управляющего, так и работников  организации, также очень важным  моментом является анализ проделанного  плана и его доработка, чтобы  обеспечить высокий уровень производительности  для усовершенствования своей  профессиональной деятельности.                                                                                                               Ещё одна важная функция менеджмента – мотивация, она необходима  работнику для стимуляции своей деятельности, чтобы получить взаимовыгоду от проделанной работы, а также активизировать способности подчинённых, направить их труд на достижение цели организации.   Организация – основная функция менеджмента, так как включает в себя подготовку непосредственно к работе. Её важной частью является подготовка рабочего коллектива, а также производственного оборудования (если это предприятие по производству продукции). Координация – это максимальное соответствие запланированного графика и количественно-качественного показателя работы с планируемым результатом хозяйственной деятельности предприятия, согласование и коммуникация всех точек связи организации, это могут быть собрания или отчеты работников предприятия.                                                                                                    Контролирующая функция отвечает за соблюдение правил, установленных государством, (различные стандарты, например ГОСТ), вспомогательные правила, отражающиеся в учётной политике предприятия, а также в различных положениях и инструкциях. Функции менеджмента выполняются непосредственно работниками организации, например инспектором, мастером, контролером или бригадиром, теми, кто также являются менеджерами, так как контролируют работу своих подчинённых. В этой цепочке есть свои преимущества, каждый знает, что входит в его обязанности, что конкретно должен выполнить сам менеджер и его подчинённые. Все эти функции тесно контактируют друг с другом для того, чтобы происходило осуществление поставленных организацией задач. Наиболее обширной функцией менеджмента считается маркетинговая деятельность, хотя она присуща в основном крупным международным фирмам, использующим любые средства, чтобы диктовать свои условия рынку. Маркетинг как функция менеджмента предполагает определение на основе анализа и прогноза важнейших целей и направлений деятельности фирмы, в частности новых рынков сбыта, темпов роста продаж, прибыли, численности занятых, использования производственных мощностей, нормы прибыли на инвестируемый капитал.

Взаимосвязь менеджмента  и предпринимательства. Менеджмент предполагает собой предпринимательскую деятельность,  отсюда очевидная связь управления и предпринимательства. Каким образом функционируют и воздействуют друг на друга менеджмент и предпринимательство – более сложный вопрос управления.  Многим фирмам, выходцам из Советского Союза, было гораздо сложнее адаптироваться на новом этапе развития рыночных отношений, как показывает опыт, многие из них просто «развалились», стали банкротами и по сей день некоторые здания бывших цехов крупных заводов стоят не функционируя. Так как управление предусматривает только воздействие руководителя на объект, вопросы стратегии, развития производства остаются не решенными, вся деятельность предприятия упирается в план, созданный руководителем на начальных этапах создания организации. Современные  предприятия готовы практически к любым негативным воздействиям на их деятельность, причиной тому послужил переход к современному менеджменту. Современный менеджмент предполагает собой не только прямое воздействие на объект управления, но и плановый подход к организации деятельности предприятия, разработку стратегии фирмы, предусматривает целую цепь руководителей действующих фирм, это помогает «сгладить» отношения между руководителем и рабочим коллективом. Каждый работник становится не только инструментом, но и непосредственным управляющим определённых операций, человек имеет точное представление о своем единственном начальнике или о своих подчинённых.

Можно считать, что современный  менеджмент – это управление организацией функционирующей в условиях рыночной экономики. Рыночная экономика – это, прежде всего, свободная конкуренция, отсутствие диктатуры цен со стороны государства и свободное предпринимательство. Рынок – это место, где совершается обмен результатами предпринимательской деятельности посредством всеобщего эквивалента денег. Следовательно, рынок – это не только среда функционирования предпринимателей, но и важнейший фактор их развития. 

В менеджменте под предпринимательской  средой понимается наличие условий  и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их устранение либо на приспособление к ним.

Предпринимательская среда  имеет факторы внутренней и внешней  среды. Внутренняя среда - это хозяйственный  орган фирмы, в который входит управленческий механизм, который действует  на производственную деятельность предприятия. Это глобальная структура, которая охватывает все производственные отделы и подразделения предприятия, такие как финансовые, транспортные и страховые. А внешнюю предпринимательскую среду отличает условия и факторы окружающей среды, независимо от деятельности предприятия, но оказывающие и имеющие возможность влияние на его функционирование. Предприятию необходимо учитывать факторы, оказывающие непосредственное влияние на эффективность деятельности. Среди большего числа таких факторов обычно выделяют: контролируемые и неконтролируемые. Одни факторы являются управляемыми предприятием, другие неуправляемыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1) Герчикова И.Н.  Менеджмент: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва.: Банки и биржи, «Юнити», 1995. - 480 с.                                                2) Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. -  4-е изд. – Москва.: «Юнити» , 2004. - 499 с.

3) Гусева Е.П. Менеджмент: Электронный учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 416 с.

4) Wikipedia.: Определения.

5) Бавыкин В.И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне новых стандартов: теория и практика эффективного управления. – М.: Экономика, 1997. – 368 с.

6) Брасс А.А. Основы менеджмента. – Мн.: Экоперспектива, 1999. – 237 с.

7) Гончаров В.И. Менеджмент. – Мн.: Мисанта, 2003. – 624 с.

8) Ермолович Л.И. Анализ  хозяйственной деятельности предприятия.  – МН.: Интерпрессервис, 2001. -  304 с.

9) Кабушкин Н.И. Основы  менеджмента. - Мн.: БГЭУ, 1996.-273 с.

10) Менеджмент организации:  Учеб. пособие/ под ред. З.П.  Румянцевой, Н.А.

11) Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. – М.: Дело, 2002. – 470 с.

12) Русинов Ф.М. и др. Эволюционное развитие менеджмента: Зарождение теории социального управления. Эволюция предпринимательства и менеджмента. Развитие культуры деловых отношений / Ф.М. Русинов, Л.Ф. Никулин, Л.В. Фаткин. // Современное управление. – 1999. - № 2. – С. 25– 42.

13) Производственный менеджмент. Управление предприятием. / С.А. Пелих,  М.И. Плотницкий и др. Под ред.  С.А. Пенлиха. – Мн.: БГЭУ, 2003.–  658

14) Пригожин А. Организационная  деятельность // Маркетинг. - 1997. - №4.-с. 98- 105.

15) Основы менеджмента и маркетинга: Учебное пособие / В.Б. Зубик, А.И. Ильин, Г.Я. Кожемякин и др.; Под общ. Ред. Р.С. Седегова. – М.: высшая школа, 1995. – 382 с.

16) Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 1992. - 702 с.

17) Менеджмент организации: Учеб. пособие/ под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - М.:Инфра-М.,1995.-304 с.

18) Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента: Учебное пособие /

Под ред. О.Т. Лебедева. –  СПб.: ИД «МиМ», 1998. – 192 с.

19) Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент / Пер. с англ., под ред. О.А. Третьяк, Л.А. Волковой. - Спб.: Изд. «Питер», 2000. - 896с.

20) Ермолович Л.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – МН.: Интерпрессервис, 2001. -  304 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Менеджмент и национальная культура