Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 00:07, курсовая работа
Менеджмент, как управление возник с появлением потребности у людей к объединению своих способностей направленных на совместную добычу различных благ с помощью труда. Корни управления уходят в те времена, когда семьи и племена выбирали старейшин и вождей, это были люди с опытом, которые могли предвидеть различные ситуации, полагаясь на знания, полученные со временем прожитых лет.
Введение.......................................................................................................2
1. Менеджмент в условиях рыночной экономики...............................3
1.1. Задачи менеджмента.......................................................................5
1.2. Принципы менеджмента......................................................................6
1.3. Функции менеджмента.........................................................................7
1.4. Взаимосвязь менеджмента и предпринимательства.........................9
2. Внутренняя и внешняя предпринимательская среда..................10
2.1. Факторы внутренней и внешней среды............................................12
2.2. Структура предпринимательской деятельности..............................20
Заключение...............................................................................................25
Список литературы.................................................................................26
Содержание
Введение......................
1. Менеджмент в условиях
рыночной экономики.....................
1.1. Задачи менеджмента...................
1.2. Принципы менеджмента...................
1.3. Функции менеджмента...........
1.4. Взаимосвязь менеджмента
и предпринимательства...........
2. Внутренняя и внешняя предпринимательская среда..................10
2.1. Факторы внутренней и внешней
среды.........................
2.2. Структура предпринимательской
деятельности..................
Заключение....................
Список литературы.............
Введение
Менеджмент, как управление возник с появлением потребности у людей к объединению своих способностей направленных на совместную добычу различных благ с помощью труда. Корни управления уходят в те времена, когда семьи и племена выбирали старейшин и вождей, это были люди с опытом, которые могли предвидеть различные ситуации, полагаясь на знания, полученные со временем прожитых лет. Сегодня менеджмент – это современный элемент руководства со своими особенностями и принципами. Актуальность данной работы состоит в том, что менеджмент – это современный двигатель на рынке труда в мировых масштабах, поэтому необходимость к его адаптации возрастает. Целью курсовой работы является углубленное изучение менеджмента, раскрытие его принципов, функций и понятий. В работе представлен ряд задач, которые необходимо проанализировать и предложить методы по решению проблем. К рассмотрению относятся: функции, принципы и задачи менеджмента, структура предпринимательской деятельности, вопросы бизнеса и взаимосвязь менеджмента и предпринимательства. Предметом исследования является предпринимательская среда и управленческая деятельность.
Глава 1. Менеджмент в условиях рыночной экономики
Сам термин «менеджмент» происходит
от древнеанглийского слова «
Можно считать, что
современный менеджмент – это управление
организацией функционирующей в условиях
рыночной экономики.
Рыночная экономика – это, прежде всего свободная конкуренция, отсутствие диктатуры цен со стороны государства, свободное предпринимательство. При таких условиях свободного ценообразования, следует зарекомендовать деятельность своей фирмы или организации, для того, чтобы дальнейшее его развитие не могло пострадать от воздействия внешних факторов, которых не избежать организациям при отсутствии видимости различного рода ситуаций, это могут быть кризис, дефолт, инфляция и другие проблемы, возникающие в процессе мировой экономики. Вообще рынок — это место, где совершается обмен результатами предпринимательской деятельности посредством всеобщего эквивалента денег. Рынок — это сложное и многостороннее экономическое явление, которому в научной литературе даются различные трактовки: рынок — соединение спроса и предложения; рынок — форма общественно-экономических связей между предпринимателями и потребителями в процессе купли-продажи товаров (работ, услуг). Только на рынке проверяется истинная ценность (стоимость) произведенных товаров и услуг: если они не будут проданы, предприниматель не получит планируемой прибыли. Следовательно, рынок есть не только среда (сфера) функционирования предпринимателей, но и важнейший фактор их развития.
1.1. Задачи менеджмента
Решение задач для организации является важным элементом для достижения цели, потому что задачи напрямую влияют на конечный результат организации. Задачи для менеджмента становятся все более сложными, потому как развитие управления за счёт средств коммуникации и инновационных технологий вычислительной техники на сегодняшний день имеет довольно высокий уровень, информация распространяется с огромной скоростью и нужно быть подготовленным ко всем видам прогресса, чтобы не отставать от конкурентов. Поэтому предприятия и организации ставят перед собой такие задачи, которые будут решать экономические вопросы, связанные с созданием определённых условий для выполнения той или иной работы с помощью математических и практических методов, целью которых является добиться желаемого результата при производстве или при предоставлении услуг. К таким задачам относится экспериментальная проверка, она помогает выявить слабые стороны организационной структуры, также одной из задач менеджмента является применение научных подходов и знаний на практике. Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учётом спроса на основе имеющихся ресурсов. При этом важно выполнить следующие задачи:
- определить наиболее
выгодный источник
- осваивать рынок, использовать полезную информацию.
- производить различные мероприятия для эффективности производства.
- разработать стратегию работы в условиях рыночной экономики.
- определить основные цели организации.
К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также:
- определение конкретных целей развития фирмы;
- выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;
- выработка системы мероприятий для намечаемых проблем на решения;
- определение необходимых
ресурсов и источников их
- разработка стратегии
развития фирмы –
- стимулирование работы
сотрудников фирмы путем
- установление контроля за
выполнением поставленных задач.
1.2. Принципы менеджмента
Принципы менеджмента – это закономерности, при которых формируется связь между различными элементами управления. При постановке задач управления определяется основной принцип менеджмента принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Иными словами – проблема распределения полномочий на принятие определенных решений на каждом уровне управленческой иерархии. Оптимальным считается централизованный подход для решения вопросов связанных с постановкой целей и стратегий организации. А децентрализованный подход оптимален для оперативного управления. Сочетание данных принципов заключает в себе умелое использование единоначалия, которое подразумевает собой полноту власти руководителя, который принимает решения и отвечает за порученные дела самостоятельно, и коллегиальности, что означает выработку коллективного мнения, решения на основе мнений руководителей разных производственных структур, подразделений.
Следующий важный принцип
Третий принцип современного менеджмента – демократизация управления, основанная на корпоративной организации собственности, когда денежные средства многих людей, вложенные в акции, поставленные под единое административное управление.
1.3. Функции менеджмента
К функциям менеджмента относятся:
- Планирование
- Мотивация
- Организация
- Координация
- Контроль
- Маркетинг
Планирование является
началом любой деятельности, поэтому необходимо
разработать план, который устраивает
как управляющего, так и работников организации,
также очень важным моментом является
анализ проделанного плана и его доработка,
чтобы обеспечить высокий уровень производительности
для усовершенствования своей профессиональной
деятельности.
Координация – это максимальное соответствие
запланированного графика и количественно-качественного
показателя работы с планируемым результатом
хозяйственной деятельности предприятия,
согласование и коммуникация всех точек
связи организации, это могут быть собрания
или отчеты работников предприятия.
1.4. Взаимосвязь менеджмента и предпринимательства
Менеджмент предполагает собой предпринимательскую деятельность, отсюда очевидная связь управления и предпринимательства. Каким образом функционируют и воздействуют друг на друга менеджмент и предпринимательство – более сложный вопрос управления. Многим фирмам, выходцам из Советского Союза, было гораздо сложнее адаптироваться на новом этапе развития рыночных отношений, как показывает опыт, многие из них просто «развалились», стали банкротами и по сей день некоторые здания бывших цехов крупных заводов стоят не функционируя. Так как управление предусматривает только воздействие руководителя на объект, вопросы стратегии, развития производства остаются не решенными, вся деятельность предприятия упирается в план, созданный руководителем на начальных этапах создания организации. Современные предприятия готовы практически к любым негативным воздействиям на их деятельность, причиной тому послужил менеджмент. Современный менеджмент предусматривает целую цепь руководителей действующих фирм, это помогает «сгладить» отношения между руководителем и рабочим коллективом. Каждый работник становится не только инструментом, но и непосредственным управляющим определённых операций, человек имеет точное представление о своем единственном начальнике или о своих подчинённых.
Глава 2. Предпринимательская среда
В постоянно изменяющихся, нестабильных условиях развития национальной экономики в сложный период перехода отечественных предприятий к рыночным отношениям, постоянного развития предпринимательской инфраструктуры возрастает значение факторов предпринимательской среды, усиливается ее влияние на деятельность предприятий и организаций. Специалисты подчеркивают, что без должного анализа предпринимательской среды предприятия могут нарушить существующие социальные или культурные требования и потерять преимущества в конкурентной борьбе. Практика показывает, что предприятие, которое не следит регулярно за предпринимательской средой, может плохо адаптироваться к положению на рынках. Следовательно, эффективность деятельности предприятия в значительной степени зависит от многочисленных факторов предпринимательской среды и умения предприятия реагировать на них и по возможности управлять ими. Если предприятие не учитывает влияния данных факторов, то это отрицательно отражается на эффективности его деятельности в целом, безусловно, снижая такие экономические показатели работы предприятия как прибыль и рентабельность. Соответственно, изучение предпринимательской среды и учет влияния ее факторов в формировании стратегии и тактики развития предприятия является прямым путем повышения эффективности деятельности производственного предприятия.