Менеджмент как система рыночного управлния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 18:22, контрольная работа

Описание работы

Существует большое разнообразие современных представлений о менеджменте. Многие считают, что это синоним понятия «управление». Действительно, между управлением и менеджментом есть общее, но в то же время в русском языке слова «управление» и «менеджмент» употребляются в разных контекстах.
Управление – воздействие на кого-либо или что-либо с целью приведения в желаемое состояние. Это наиболее широкое понятие, так как можно управлять автомобилем, природой, государством, предприятием.

Содержание работы

Менеджмент как система рыночного управления 3
Классификация общих функций менеджмента и их содержание 8
Задача 14
Тестовое задание 19
Список используемой литературы 23

Файлы: 1 файл

Менеджмент как система рыночного управления.docx

— 64.80 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

Кафедра «Теории и практики управления»

 

Факультет Менеджмент и маркетинг Направление Бакалавр менеджмент 2ВО

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «Основы менеджмента»

Тема «Менеджмент как система рыночного управлния»

Вариант 2

 

 

                                                                      Студент               Багаева Ю. В.                                  

                                       (Ф.И.О.)

                                                                      Курс        3                               

                                                                     Личное дело № 100.21/120137                                             

                                                                          Преподаватель   д. э. н., профессор

   Дресвянников В. А.

                  (Ф.И.О)

Пенза – 2012

Содержание

стр.

Менеджмент как система  рыночного управления                                       3            

Классификация общих функций  менеджмента и их содержание               8

Задача                                                                                                           14

Тестовое задание                                                                                         19                                                                                                                                                                          

Список используемой литературы                                                              23      

 

 

 

 

Менеджмент как  система рыночного управления

Существует  большое разнообразие современных  представлений о менеджменте. Многие считают, что это синоним понятия «управление». Действительно, между управлением и менеджментом есть общее, но в то же время в русском языке слова «управление» и «менеджмент» употребляются в разных контекстах.

Управление – воздействие на кого-либо или что-либо с целью приведения в желаемое состояние. Это наиболее широкое понятие, так как можно управлять автомобилем, природой, государством, предприятием. Другими словами, управление – это функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающих поддержание режима деятельности, реализацию их целей и задач.

Рассматривая  управление как систему, в ней всегда выделяют две основные подсистемы: управляющая (субъект) и управляемая (объект). Управляющая подсистема осуществляет воздействие на управляемую под-систему для достижения стабильности или более высокого качественного уровня развития системы.

Управление  социальными системами появилось, во-первых, с разделением и специализацией труда; во-вторых, с необходимостью организации людей для достижения какой-либо цели; в-третьих, с потребностью в координации и регулировании развития различных сфер деятельности и т. д.

«МЕНЕДЖМЕНТ» – слово английское, в переводе означает «управление». Слово «менеджмент» происходит от корня латинского слова «манус» – рука и употребляется по отношению к людям, ресурсам, к коллективам и к организациям. Отсюда термин «менеджмент» буквально означает руководство людьми.

Менеджмент – это совокупность действий и процедур, направленных на обеспечение целенаправленного и эффективного использования ресурсов организации. Таким образом, в российской экономической науке и практике слова «менеджмент» и «управление» по отношению к деловым организациям рассматриваются как синонимы.

Менеджмент  как особый тип управления обладает рядом отличительных черт:

  • Универсальность. Технологии, модели современного менеджмента применимы к любым организациям независимо от их отраслевой принадлежности, размера (банк, магазин, завод).
  • Конструктивность. Это конкретные управленческие действия, нацеленные на экономический успех фирмы.
  • Интернациональность. Возможность использования управленческого опыта любой страны, но с учетом национально-культурных особенностей.
  • Де-политизированность. Независимость менеджмента от политических установок и догм.

Современное понимание менеджмента многозначно:

  • наука об управлении;
  • практика управления;
  • искусство управления;
  • управленческий орган предприятия;
  • элемент национальной культуры.

Менеджмент как современная  система управления фирмой, предприятием, действующими в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Речь идет о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы индивидуальных потребителей; обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах; широким использованием новейших научно-технических достижений; регулированием межфирменных отношений. Особенность современного менеджмента состоит в его направленности на обеспечение рационального ведения хозяйства на уровне фирмы в условиях дефицитности ресурсов, в необходимости достижения высоких конечных результатов с минимальными затратами, оптимальной адаптации фирмы к новым рыночным условиям. Система управления, отвечающая таким требованиям, логике и закономерностям социально-экономического развития, должна быть гибкой и эффективной. Этим обусловлено постоянное совершенствование менеджмента в промышленных фирмах Запада в соответствии с объективными требованиями производства и реализации продукции, усложнением хозяйственных связей и обострением проблемы сбыта, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и других параметров продукции, ускоряющимся научно-техническим прогрессом. Изменение условий производственной деятельности, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления воздействуют на организационную структуру фирмы и ведут к перераспределению функций управления по уровням ответственности, формам их взаимодействия и т.д.

Современная теория и практика менеджмента приобретают особое значение с двух точек зрения.

Во-первых, переход российской экономики на рыночные отношения  требует изучения форм и методов  управления на уровне основного хозяйственного звена — предприятия, производственного отделения. Практическое использование такого опыта на отечественных предприятиях и объединениях — одна из первоочередных задач.

Во-вторых, широкий выход  отечественных предприятий и  объединений на мировые рынки  обусловливает необходимость изучения практики менеджмента в международных компаниях. Одним из приоритетных направлений перестройки управления российской экономикой в современных условиях стала разработка методологических основ по применению менеджмента в практике предприятий, объединений, концернов и других хозяйственных организаций. Это не механический процесс перенесения опыта промышленных фирм Запада в отечественные условия, а творческий поиск новых решений. Вместо декларации о необходимости использования рыночных отношений активно проводится работа по изысканию конкретных и реальных путей, форм и методов их органического сочетания в единой целостной системе хозяйства.

Вполне понятно, что управление предприятиями должно иметь специфические особенности в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий, характера выпускаемой продукции — средств производства или предметов потребления, обеспеченности современной электронно-вычислительной техникой, степени вовлечения во внешнеэкономическую деятельность. Однако определяющими факторами являются формирование и развитие рыночных отношений, конвертируемость рубля, стабилизация рыночных цен, эффективность использования инструментов финансово-кредитного механизма. Залогом успеха служит хорошее знание мировой практики; это повышает престиж не только специалистов-руководителей, но и страны в целом. И чем быстрее будут преодолены недостатки в области управления предприятиями, тем полнее раскроются потенциальные возможности российской экономики, усилится стимулирующее влияние на повышение качества продукции, её конкурентоспособность. В новых условиях хозяйствования система подготовки и переподготовки предпринимателей и руководителей предприятий нуждается в такой постановке дела, при которой обучающимся специалистам создаются условия для активного овладения в полной мере знаниями экономического механизма менеджмента. Специалисты должны осознавать, что приспособление к требованиям конкретных рынков по уровню качества, технико-экономическим параметрам продукции, цене, срокам поставки должно осуществляться заранее, на стадии разработки новой продукции или модернизации и усовершенствования выпускаемых изделий, до начала производственного цикла или в самом процессе производства, а также на стадии разработки сбытовой политики. Это требует не только овладения конкретными знаниями, но и нового мышления. Рыночная экономика предъявляет к квалификации специалистов-руководителей (в особенности тех, кто принимает стратегические решения) высокие требования. Важнейшей функцией высшего руководства предприятий становится разработка и реализация эффективной стратегии, ориентированной на рыночные критерии.  Необходима совершенно новая концепция развития организации, жизнеспособная в современных хозяйственных условиях. Постоянное обновление продукции должно стать определяющим фактором деятельности предприятий, стабилизации и дальнейшего процветания российской экономики. Важно учитывать, что первостепенная задача менеджмента заключается в создании организационной культуры, творческого инновационного климата, стимулирующих работников на нововведения. Руководители предприятий призваны стать инициаторами в области реализации технологических и организационных перемен. Важнейшим фактором успеха становится непрерывное теоретическое и практическое обучение руководителей нового типа: высокопрофессиональных, компетентных в широком круге экономических, социальных и технологических вопросов, с высоким чувством ответственности за результаты деятельности предприятия. Это предъявляет высокие требования к подготовке специалистов-менеджеров и в первую очередь тех, которые будут заняты во внешне­экономической сфере деятельности и связаны с подготовкой и принятием решений в этой области. Знание ими проблем теории и практики менеджмента обязательно. Без этого невозможно эффективно работать в области управления производством, внешнеэкономическими связями на уровне предприятий (объединений). Поэтому в преподавании экономических дисциплин менеджмент все более выдвигается на первый план.

Классификация общих  функций менеджмента и их содержание

Система менеджмента –  это совокупность различных принципов управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения, материального, технического и правового обеспечения.

Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект. Дать исчерпывающий перечень функций управления очень трудно. Несмотря на многообразие их можно разделить на конкретные и общие. К общим функциям относятся: прогнозирование и планирования; мотивация; координация и регулирование; организация; контроль. Они представляют собой части управленческого цикла, определяют специализацию труда.

Цель данной контрольной работы раскрытие основных функций менеджмента, выявить их недостатки. Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленного на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

Рассмотрим основные функции менеджмента:

  1. Прогнозирование и планирование.

Экономическое прогнозирование  – это предвидение хода экономического развития на предстоящий период для конкретной организации. Планирование – это управленческая деятельность, которая заключается в постановки целей; определение задач, необходимых для достижения этих целей; расчет ресурсов, обеспечивающих выполнения задач; распределение этих элементов во времени.

Прогнозирование и планирование определяют перспективу развития и  будущее системы производства, как  объекта, так и субъекта управления. Оказывая активное воздействие на систему, они способствуют усилению темпов развития производства, обнаружению дополнительных резервов, материальных источников и т.п. Для того чтобы снизить риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации, руководство принимает обоснованные и систематизированные перспективные плановые решения. Планирование на ближнюю перспективу помогает создать единство общей цели внутри организации. В широком смысле слова планирование – это деятельность по выработке и принятию управленческого решения. 

Информация о работе Менеджмент как система рыночного управлния