Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:02, реферат
Менеджмент и управление это неразрывно связанный понятия. Менеджмент является основной формой социально-экономического управления и представляет собой вид деятельности по руководству людьми в организации, умения добиваться поставленных целей используя труд, интелект, мотивы поведения других людей то есть объектами воздействия в менеджменте являются люди, подчинённые руководителю для выполнения совместной деятельности организации. В настоящее время трудно назвать более важную и обширную сферу деятельности чем менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства и качество обслуживания населения, нельзя идти к намеченной цели, если разные элементы организации будут выполнять разные, не сопоставимые задачи. В этом и заключается искусство менеджмента – в координации деятельности составляющих элементов организации для достижения поставленных перед ней целей.
Менеджмент и управление это неразрывно связанный понятия. Менеджмент является основной формой социально-экономического управления и представляет собой вид деятельности по руководству людьми в организации, умения добиваться поставленных целей используя труд, интелект, мотивы поведения других людей то есть объектами воздействия в менеджменте являются люди, подчинённые руководителю для выполнения совместной деятельности организации. В настоящее время трудно назвать более важную и обширную сферу деятельности чем менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства и качество обслуживания населения, нельзя идти к намеченной цели, если разные элементы организации будут выполнять разные, не сопоставимые задачи. В этом и заключается искусство менеджмента – в координации деятельности составляющих элементов организации для достижения поставленных перед ней целей. От верного выбора методов и структуры управления организацией, которые тесно связаны между собой зависит её развитие и успешное процветание, что в конечном счёте сказывается на том, насколько верно и качественно организация способна отвечать требованиям её клиентов, что играет основную роль в её существовании.
Всё это непосредственно обуславливает актуальность выбранной для подробного рассмотрения и раскрытия основных её элементов темы работы т.к. выбранное понятие наиболее часто встречается в нашей повседневной жизни и оказывает значительное воздействие на неё.
В данной работе подробно рассмотрим, что же такой менеджмент как вид деятельности и как система управления, определим значимость данной сферы деятельности в современном мире и ряд проблем, непосредственно касающихся её и постараемся составить образ руководителя, отвечающего основным требованиям для занятия данной деятельностью.
Если рассматривать менеджмент в аспекте исторического развития человеческого общества в целом, то его следует понимать и как искусство управления и как науку управления.
Аргументацию в пользу каждой из сторон категории “менеджмент” может служить следующий экскурс в его развитии:
Процесный аспект менеджмента заключается в том, что специально подготовленные люди формируют организацию, ставят перед ней цели и задачи и посредством планирования обеспечивают достижение последних через эффективное управление людьми и ресурсами.
Функциональный аспект менеджмента предпологает в ходе управления выполнение следующих функций: прогнозирование, целепологание, планирование, координирование, учёт, контроль, анализ и регулирование. Посредством выполнения этих функций менеджеры обеспечивают условия и организуют эффективное использование труда персоонала, производственного аппарата, материальных и финансовых ресурсов организации.
Чтобы обеспечивать условия для эффективного и целенаправленного использования ресурсов организации в процессах производства товара или услуги, осуществления хозяйственной деятельности, необходимы люди, умеющие профессионально управлять организацией и претворяющие это умение на практике. Такие профессионально подготовленные люди, умеющие воздействовать на труд отдельного работника, группы и целой организации, являются менеджментом организации, эту категорию персонала называют менеджерами.
Менеджеры в организации
взаимодействуют между собой
посредством вертикальных
и горизонтальных связей и образуют специфический
орган — аппарат управления. Последний
является составной частью любой организации,
а задача работающих в нем людей состоит
в обеспечении эффективности использования
всех ресурсов для достижения целей организации.
Менеджмент — это система, обеспечивающая комплексный процесс функционирования целенаправленной хозяйственной деятельности организации, эффективного использования для этого факторов производства и финансов, которая основывается, в свою очередь, на системе принципов, функций, методов и организационной структуры управления, адекватных соответствующим условиям ее внешней среды.
Менеджмент является наиболее древним видом человеческой деятельности. С того времени как человек стал осуществлять коллективную хозяйственную деятельность, появилась объективная необходимость в управлении. Началом отсчета времени возникновения менеджмента считают появление письменности в Древнем Шумере (5 тыс. лет до н.э.). В этот период образовался слой «жрецов-бизнесменов», связанных с торговлей. Следовательно, история менеджмента насчитывает порядка 7 тыс. лет. За эти годы в мировой цивилизации произошли пять управленческих революций.
Первая управленческая революция, названная выше, характеризуется как «религиозно-коммерческая».
Вторая управленческая революция произошла в Вавилоне (второе тысячелетие до н.э.) и получила название «светско-административной», в ходе которой царем Хаммурапи был издан свод законов по управлению государством.
Третья управленческая революция
(«производственно-
Четвертая управленческая революция («капиталистическая») произошла в XVII–XVIII вв. — в начале индустриального прогресса европейской цивилизации. В ее недрах зародилось профессиональное управление.
Пятая управленческая революция («бюрократическая») произошла в конце XIX — начале XX в. В ходе ее родилась концепция «рациональной бюрократии».
Конечно, термин «революция» принят совершенно условно, поскольку развитие менеджмента происходило и происходит эволюционным путем, обогащая его в соответствии с изменениями, происходящими в экономике, в производственных отношениях.
В современной России сформировался новый элитарный слой общества, образовалась постоянно увеличивающаяся социальная группа людей. Эту группу продуктивно деятельных людей составляют предприниматели и менеджеры.
Предприниматель — это человек, который обладает финансовыми или другими ресурсами, предпринимательским талантом, идеями для организации бизнеса и способен взять на себя ответственность за риск, связанный с организацией нового предприятия, разработкой новой идеи, продукции или вида услуги.
Менеджер — управляющий, прошедший специальную подготовку и получивший профессию управленца, основными функциями которого являются координация деятельности организации на всех уровнях ее управления и работа с персоналом организации.
Менеджер является наемным работником. Зарубежные предприниматели высказывают следующие пожелания своим российским коллегам, которые, безусловно, способствуют формированию портрета российского менеджера:
1. Бизнес должен делаться на экономико-этической основе. В связи с этим менеджеру недопустимо нарушать общепринятые правила предпринимательства и коммерции. Деловой риск не имеет ничего общего с риском преступать закон. В связи с этим порядочность является визитной карточкой предпринимателя.
2. Необходимо знать и соблюдать три «золотых правила» предпринимательства: 1) рекламируя себя, не порочь своих соперников; 2)потребитель — это король; 3) умей выбирать партнера, не жги мостов общения с ним.
3. Главным показателем
эффективного
4. Морально-психологическая подготовленность предпринимателей должна проявляться не в их стремлении к сиюминутным успехам, в патологическом отношении к деньгам, а в понимании важности использования дохода на укрепление фирмы, для повышения ее конкурентоспособности.
5. Следует расширять объем маркетинговой информации. В России все еще отсутствуют справочники о фирмах, информационные механизмы нахождения партнеров, реклама неэффективна. Предприниматели и менеджеры должны владеть методами сбора информации о потребительском и покупательском спросе.
6. Следует развивать технологию деловых отношений, поскольку незнание техники переговорных отношений, несоблюдения делового протокола, этики коммерческого общения, слабая ориентация в особенностях национальной и региональной политики партнеров наносят ущерб российскому предпринимательству и менеджменту.
7. Должны быть преодолены языковые и терминологические трудности. Незнание иностранных языков, отсутствие ясного понимания базовых понятий в области бизнеса, менеджмента, маркетинга, коммерции, банковского дела, трудности в оформлении документации, устарелость научно-технических и экономических терминов, которыми пользуются предприниматели и специалисты, — все эти трудности должны быть преодолены менеджерами.
8. Самое трудное в общении с российскими предпринимателями — не всегда современное мировоззрение, закомплексованность мышления, упрощенная деловая мотивация, недостаток нестандартных подходов при решении хозяйственных, коммерческих и управленческих задач.
Последовательное преодоление перечисленных недостатков, особенно через систему профессионального образования путем подготовки молодого поколения менеджеров, будет способствовать формированию нового элитарного слоя российского общества — специалистов в области управления.
Системный
подход в управлении основывается на том,
что всякая организация представляет
собой систему, состоящую из частей, каждая
из которых обладает своими собственными
целями. Руководитель при принятии управленческих
решений должен исходить из того, что для
достижения общих целей организации необходимо
рассматривать ее как единую систему.
При этом следует выявить и оценить взаимодействие
всех ее частей и объединить их на такой
основе, которая позволит организации
в целом эффективно достичь ее целей.
4)Иерархичность — каждый элемент
системы в свою очередь может рассматриваться
как система, а исследуемая система представляет
собой один из элементов более широкой,
глобальной системы;
2.Во-вторых, он должен добиваться этого в условиях организационной среды, которая всегда создает противоречащие друг другу цели.
Стратегия, техника и экономика — взаимосвязанные элементы одной общей проблемы. Суть экономической проблемы состоит в том, чтобы избрать такую стратегию, включая технику и все другие ресурсы, необходимые для осуществления стратегических планов, которая будет или наиболее эффективной (максимально выгодное решение поставленной задачи при имеющихся ресурсах), или наиболее экономичной (достижение поставленной задачи при минимальных затратах).
Систему управления можно
сравнить с особым видом машины на
основании того, что она также выполняет
ряд функций, которые для машины являются
цедью, заданные с помощью программы. Одной
из основных отличительных категорий
управляемых систем является сложность.
Любая фирма имеет много противоречивых
целей, и это является одним из решающих
факторов, обуславливающих необходимость
описания предприятия или фирмы как очень
сложной вероятностной системы. Сложность
системы определяется количеством составляющих
ее элементов и возможных связей между
ними. Степень сложности измеряется разнообразием
системы. Разнообразие характеризует
число возможных состояний системы. Фундаментальным
принципом управления, является закон
необходимого разнообразия, в соответствии
с которым уровень разнообразия управляющей
системы должен соответствовать уровню
разнообразия управляемой системы. Отсюда,
в частности, следует, что невозможно создать
простую систему управления для управления
сложными системами и процессами. Из этого
следует, что, как отдельные люди, так и
целые организации не в состоянии справиться
с проблемами, сложность которых превышает
некоторый определенный уровень. Когда
этот уровень превышен, управляющие уже
не в состоянии понять, что происходит
вокруг и разработать адекватную стратегию
управления фирмой или страной.
Информация о работе Менеджмент как вид деятельности и система управления