Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:38, реферат
Цель исследования - изучение принципов управленческой деятельности и организационной работы в сфере культуры; приоритетных проблем музейной сферы и возможных способов их решения; ценностных ориентаций музейных менеджеров.
Задачи исследования:
1. проанализировать влияние рыночных процессов на развитие музейной сферы в России;
2. определить приоритетные проблемы музейной сферы в современных условиях;
3. выявить ценностные ориентации руководителей музейных учреждений, их представления о новой профессии, а также о менеджменте и маркетинге;
4. рассмотреть осуществление монастырями Балкан (опыт зарубежных стран) и России музейно-туристской функции, применительно к современным условиям, как удачный во многом пример решения стоящих перед музеем задач.
I. Введение……………………………………………………………………3
II. Основная часть…………………………………………………………….5
1 гл. Музейный менеджмент................................................................................5
1.1 Приоритетные проблемы музейной сферы…………………………………5
Управленческий профессионализм и ценности музейного руководителя…..8
1.2 Управленческий профессионализм и рынок………………………….......10
2 гл. Опыт России и различных стран…………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………...21
Список литературы……………………………………………………………...24
МЕНЕДЖМЕНТ МУЗЕЯ: ЗАЛОГ УСПЕШНОГО УПРАВЛЕНИЯ
План
1 гл. Музейный менеджмент...........
1.1 Приоритетные проблемы музейной сферы…………………………………5
Управленческий профессионализм и ценности музейного руководителя…..8
1.2 Управленческий
2 гл. Опыт России и различных стран…………………………………………13
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность исследования
В современной России радикальные общественные преобразования существенным образом сказались на деятельности музеев и их руководителей.
Личностные качества руководителя и объективные качества его модели менеджмента становятся особым ресурсом для выживания музейной сферы России, что свидетельствует о большой актуальности исследования в современных условиях.
Логика рыночных отношений ставит задачу формирования новых профессиональных умений и новых моделей управления, которые были бы присущи музейным руководителям. Актуальным становится исследование особенностей ценностных ориентаций директоров музеев, умение составлять план менеджмента. Такое исследование позволило бы судить о том, как быстро, относительно менеджеров в других сферах культуры, продвинулись в направлении рыночных реформ руководители музейных учреждений.
Объектом исследования является деятельность современных музеев, и влияние личностных качеств руководителей на функционирование музеев.
Предметом исследования стали факторы, повлиявшие на возникновение и развитие новых форм управления музейной сферой в современной России.
Цель исследования - изучение принципов управленческой деятельности и организационной работы в сфере культуры; приоритетных проблем музейной сферы и возможных способов их решения; ценностных ориентаций музейных менеджеров.
Задачи исследования:
Методологическая база исследования:
В курсовой работе использованы общенаучные методологические принципы и методы: системный и сравнительный подходы. В работе применимы многофакторный анализ состояния музейной сферы в России и ряде других стран; методы статистических исследований.
Научно-практическая значимость исследования:
В работе представлены анализ деятельности музея различных стран в сфере менеджмента и маркетинга (на примере монастырей, реализующих функции музеев), а также влияние на деятельность музея представлений его руководителей: о том, какие внутренние мотивы являются основой их деятельности; какие благоприятствуют более успешному продвижению к рынку культурных услуг.
Проведенное исследование позволит прогнозировать повышение благосостояния и функционирования музея. Результаты исследования могут использоваться руководителями музейной сферы для анализа функционирования музея и своей деятельности.
Основная часть
Глава 1. МУЗЕЙНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Исторические места и памятники более уязвимы, чем движимое культурное наследие, так как их окружение и безопасность сложнее поддаются контролю. Климатические условия, вандализм, заброшенность, природные катастрофы и равнодушие властей – факторы, влияющие на деградацию исторического места.
Правительство воспринимает исторический объект в первую очередь как средство добывания туристической валюты. Вопрос о том, какие механизмы сдерживают сегодня развитие учреждений культуры, как правило, руководителями культуры решается очень просто: недостаток денег. Безусловно, неудовлетворенность директоров музеев и простых музейных работников бюджетным финансированием вполне оправдана. Однако, имея одинаково низкие стартовые возможности, музеи живут по-разному.
Почему одни музеи не только выживают, но и развиваются, а другие бедствуют?
Залог успешного управления историческим местом – составление бизнес-плана, или плана менеджмента и маркетинга, который должен учитывать культурную значимость объекта и позиции всех сторон, заинтересованных в его использовании. Также план менеджмента должен включать документацию по истории памятника; определение консервационных задач; анализ правовых, социальных, физических факторов, влияющих на эксплуатацию памятника; возможности привлечения спонсоров, а также изыскания других источников доходов.
Также план менеджмента содержит выбор адекватной стратегии сохранения исторического места, программу эксплуатации и перечень приоритетных направлений деятельности, в т.ч. по общим вопросам.
Определенная однажды
Наряду с менеджментом существует такое понятие, как музейный маркетинг.
Музейный маркетинг сегодня включает следующие компоненты:
- комплектование экспозиции;
- производство и распространение видеокассет, CD-R, DVD и других носителей информации, повествующих о музейных собраниях;
- продажа сувенирной продукции.
Музей двадцать первого века должен стать более интерактивным, отвечать реальным потребностям общественности. Музей должен привлекать внимание потенциальных посетителей, заинтересовать их, быть открытым для всех. Это залог успешного развития и функционирования музея.
Английский музеевед Роджер Майлз отмечал: «… традиционно-старомодный музей работает исключительно сам для себя, во благо своих сотрудников. Внешний мир, если только он не дает денег или не оказывает какой-либо иной ненавязчивой поддержки, рассматривается как нечто мешающееся, как назойливая помеха»1.
Это утверждение говорит о том, что не все музеи остаются интересными для публики, что новые подходы к работе формируются очень трудно, а музейные работники как профессионалы неохотно меняют себя.
Выводы
Финансовые и организационные задачи, требующие подчас немедленного решения – не единственные следствия стихийного развития рынка в России и Восточной Европе, отразившиеся на положении бюджетных организаций в сфере культуры. Сюда следует отнести также и личностные проблемы субъектов, связанные с их работой в данном секторе, или сфере труда и явившиеся результатом кардинальных изменений в стране.
Кроме того, не менее активно заявляют о себе и общемировые процессы глобализации, выражающиеся, в частности, в таких критериях, как (перечислены важные для нашей работы): транснациональный характер экономики и культуры; всеобщая экономическая и культурная взаимозависимость (подчас действительно в планетарном масштабе); повышенный оборот информации, ее сверхмобильность; интерактивность (новые средства коммуникации; цифровые носители и собственно цифровые формы информации).
Для того, чтобы быть успешным, учреждение культуры (музей) должно следовать данным тенденциям как в сфере саморекламы, так и в организации своих экспозиций.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОФЕСИОНАЛИЗМ и ЦЕННОСТИ МУЗЕЙНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Требования системного менеджмента все в большей степени предполагают развитие у успешного менеджера следующих качеств: ответственности, умения решать задачи, постоянной готовности к изменениям, активности, поиска нетрадиционных схем при решении управленческих задач.
Логика рыночных отношений, независимо от того, где это происходит, ставит перед руководящим звеном задачу формирования новых профессиональных умений и новых моделей управления; в равной степени это касается и музейного сектора.
Так, например, по итогам социологического опроса в ряде музеев США были выявлены стимулы работы музейных работников (см. табл. 1).
менеджеры
музеев
1. деньги |
1. признание заслуг |
2. гарантированность работы |
2. причастность к делам |
3. продвижение по службе |
3. сочувствие к проблемам |
4. условия труда |
4. гарантированность работы |
5. интересная работа |
5. деньги |
6. лояльность со стороны |
6. интересная работа |
7. тактичность (в т.ч., собственная) |
7. продвижение по службе |
8. признание заслуг |
8. лояльность со стороны |
9. сочувствие к проблемам |
9. условия труда |
10. причастность к делам |
10. тактичность руководства |
Выводы
Известным ориентиром возможных изменений является «образ успешного менеджера» в оценках самих руководителей музеев. Именно этот образ позволяет определять, на какие личные качества директора музеев намерены опираться в своей профессиональной деятельности.
Процесс переосмысления новых качеств, необходимых для работы в рыночных условиях, а также формирование их, идут пока медленно. Руководители музеев к настоящему времени отказались от «старого образа» своей профессии, но новый только еще создают.
Зачастую многие руководители с солидным стажем работы в музейной сфере неграмотны в вопросах информационных технологий, менеджмента и маркетинга; пустым звуком для них являются слова «бренд» и «пиар». Однако, на сегодняшний день совершенно необходимо понимание действительных свойств и технологий реализации подобных акций как акций самопродвижения (самопрезентации) и отслеживания реакции общественности при условии нахождения в постоянной тесной связи со своей целевой аудиторией.
Комплекс подобных умений и знаний – важное требование, предъявляемое к руководителям музеев самим временем, т.е. современной ситуацией.
1.2 УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И РЫНОК.
Но все же главную роль в благосостоянии музея решает умение его менеджера управлять, находить выходы их сложившихся ситуаций.
Россия – не единственная страна, в которой переход к рынку сопровождается новыми требованиями к управленческому профессионализму. Смена веков и тысячелетий заставила заново переосмыслить эту проблему. По утверждению директора Национальной галереи Виктории в Мельбурне, руководители музеев в новом тысячелетии призваны «уравновесить веру в учреждение с реальностью маркетинга»2.
И это требует от них деловых и личностных качеств, принципиально отличающихся от тех, с помощью которых им совсем недавно удавалось сохранять лидерство.
«Гибридным директором» называют исследователи новый тип руководителя музейного учреждения, устремленного в будущее, подчеркивая тем самым полифункциональную нагрузку такого образа.
Аналитики и культурологи Восточной Европы, а также западноевропейские и американские специалисты, еще ранее ставили проблему различий управленческого профессионализма администраторов и менеджеров культуры в условиях рынка, особо подчеркивая неэффективность антирыночных методов работы.
Музейные работники медленно переосмысливают соотношение массовой культуры и музейной работы, зависимость последней от первой. Именно эта мысль звучит в высказывании одного из руководителей музея Великобритании, с которой трудно не согласиться:
Информация о работе Менеджмент музея: залог успешного управления