Менеджмент музея: залог успешного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:38, реферат

Описание работы

Цель исследования - изучение принципов управленческой деятельности и организационной работы в сфере культуры; приоритетных проблем музейной сферы и возможных способов их решения; ценностных ориентаций музейных менеджеров.
Задачи исследования:
1. проанализировать влияние рыночных процессов на развитие музейной сферы в России;
2. определить приоритетные проблемы музейной сферы в современных условиях;
3. выявить ценностные ориентации руководителей музейных учреждений, их представления о новой профессии, а также о менеджменте и маркетинге;
4. рассмотреть осуществление монастырями Балкан (опыт зарубежных стран) и России музейно-туристской функции, применительно к современным условиям, как удачный во многом пример решения стоящих перед музеем задач.

Содержание работы

I. Введение……………………………………………………………………3
II. Основная часть…………………………………………………………….5
1 гл. Музейный менеджмент................................................................................5
1.1 Приоритетные проблемы музейной сферы…………………………………5
Управленческий профессионализм и ценности музейного руководителя…..8
1.2 Управленческий профессионализм и рынок………………………….......10
2 гл. Опыт России и различных стран…………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………...21
Список литературы……………………………………………………………...24

Файлы: 1 файл

66396.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

К типу монастыря-усадьбы (Оптина пустынь, Нилова пустынь и др.) можно отнести большинство русских монастырей, ведущих различную хозяйственно-производственную деятельность (преобладают земледелие, животноводство, рыболовство, пчеловодство, переработка продуктов, различные промыслы, торговля). Так, в женском Ново-Голутвином монастыре функционируют мастерские керамики (в храме - керамический лепной иконостас), резьбы по дереву, иконописи, плетения, гобеленов (с разработкой компьютерных программ), открыты школа-интернат для детей сирот, детский клуб, православный медицинский центр, воскресная школа; проходят выставки монастырских промыслов. Монастырь представляет смешанный социокультурный тип, ведущий различную деятельность (торгово-ярмарочную, промысловую, усадебную, просветительскую).

Выводы

Таким образом, монастыри  – хороший пример адаптации музейной функции к современным социокультурным (уже-экономическим) условиям.

В целом, на Балканах получили распространение монастыри музейного типа с развитой туристической функцией (адаптированы корпуса келий, трапезные, построены гостиницы и необходимая инфраструктура обслуживания). В русских монастырях большее развитие получили типы монастырей-резиденций, подворий, расширяются хозяйственные центры, во многих ансамблях функционируют музеи, менее развита туристическая функция, проблемы приема паломников и туристов пока не решены.

Развитие современных  балканских и российских монастырей базируется на многофункциональной структуре комплекса, рассчитано на различные типы зданий, соответствующие определенным, в том числе новым функциям, в числе которых музейная, как минимум, самоокупаемая, и являющаяся, в данном случае, также и довольно успешной разновидностью рекламы самого монастыря, его символики и разнообразных ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, мы рассмотрели тему «Менеджмент музея: залог успешного управления», придя, прежде всего, к таким выводам:

- кардинальные изменения в экономической,  культурной, политической сферах  по всему миру заставляют современные  учреждения культуры, в т.ч., музеи, следовать общим тенденциям развития: будучи максимально самостоятельными, активно использовать все возможности  для рекламы, самопрезентации,  изыскания новых источников финансирования, а также других видов помощи. Не должны в стороне оставаться и возможности, предоставляемые Интернет (например, создание собственных сайтов; использование контекстной рекламы, мессенджеров; общение по всему миру), прочими современными видами связи, и т.д.

- следуя общим тенденциям развития, предлагать свои культурные и образовательные программы, ориентируясь, прежде всего, на среднестатистическую «единицу», рядового во всех отношениях потребителя экономических и культурных благ. Только такими путями современный музей может решить актуальные для него проблемы, такие, как: финансовые; организационные и организационно-методические; вопросы обеспечения, пополняемости и охраны своих экспозиций, запасников, культурных фондов; проблема посещаемости (клиентуры);

      - функции музея, связанные с осуществлением политики музейного менеджмента, могут быть обозначены как следующие:

1. осуществление научно-исследовательской работы;

2.  проведение ознакомительных программ для родителей с детьми;

3. организация встреч людей для интеллектуального общения;

4. предоставление территории для проведения развлекательных мероприятий, торжеств (банкеты, фуршеты, протокольные встречи, бракосочетания), а также частных приемов и вечеров;

5.  продажа подарков и сувениров.

  - современные руководители  музеев настроены на решение  проблем, стоящих перед музеями,  главным образом, в той их части, которая касается решения денежных вопросов. Однако, большинство из этих людей попросту даже в теоретической части не знакомы с новейшими технологиями, применение которых позволит решить ряд насущных задач, в том числе, финансовых;

- удачной ситуацией адаптации музейной функции к современным социокультурным условиям представляются монастыри; рассмотрены примеры решения данной ситуации в России и на Балканах, в организационном, финансовом, планировочном аспектах: интегрированные типы учреждений «монастырь - туристский центр – музей»;

- создание повышенного  уровня комфорта в балканских  монастырях продиктовано активным  развитием музейной и туристической  функций. Сегодня в монастырях  наблюдается процесс модернизации  инженерного оборудования и благоустройства территорий, улучшение санитарно-гигиенических условий в жилых и общественных помещениях (Рильский, Преображенский в Болгарии, Бистрица, Текиргел в Румынии), устройство гостиниц, кемпингов, автостоянок, мостов и фуникулеров, площадок для вертолетов. Вместе с тем, расширение новых функций в монастырях Балкан  нередко не соответствует уставу монастырской жизни, нарушает покой монастырской братии (пример с Метеорами);

- в России отмечено  совмещение нескольких функций  в деятельности монастырей (Соловецкий, Новодевичий, Спасо-Андроников, Валаамский, и мн. др.). Примером для развития музейных и туристических функций монастырей, а также решения проблем, связанных с ними, служит Троице-Сергиева Лавра.

 

Таким образом, залог успешного  планирования и осуществления политики менеджмента/маркетинга, в условиях проблем, стоящих перед современными музеями – это, прежде всего, хорошие тактические и стратегические способности его руководителя; его деловое чутье; коммуникабельные способности; знание и владение современными информационными, и прочими технологиями хотя бы на базовом уровне; его умение поддерживать энтузиазм и высокую работоспособность персонала руководимого им учреждения; умение ориентироваться на «массового потребителя», культивируя при этом осуществление научно-исследовательских изысканий и акций «высокого творчества».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Ильвицкая С.В. Закономерности формирования архитектуры православных монастырских комплексов (на примере балканских стран) Автореферат дис. доктора архитектуры: 18.00.02. ЦНИИЭП (жилища). М., 2005. - 43 с.
  2. Кощеева Е.Л. Создание и использование музейных информационных ресурсов // Музей будущего: информационный менеджмент / Сост. А.В.Лебедев. М.: Прогресс-Традиция, 2001. - С.35-45
  3. Лорд Б., Лорд Г. Менеджмент в музейном деле. М.: Лотос, 2002 . – 256 с.
  4. Музей будущего: информационный менеджмент / Составитель А.В.Лебедев. М.: Прогресс-Традиция, 2001
  5. Музеи в период перемен. – СПб.: Контрфосс, 1997
  6. Музей и новые технологии: На пути к музею XX века / Сост. и науч. ред. Н.А.Никишин. М., 1999
  7. Никишин Н.А., Лебедев А.В. Информационный менеджмент как технология музейной деятельности // Музей будущего: информационный менеджмент / Сост. А.В.Лебедев. М.: Прогресс-Традиция, 2001. - С.8-22.
  8. Стронг Р. Музей и коммуникация // Museum. 1983. N 138. c.12-15.
  9. Сьюги Ш. Подготовка музейных директоров нового тысячелетия // Экология культуры. – Архангельск. – 1999.- №5. – С. 57-61

 

  1. Jackson R. Museum Education Through the Internet // Conference "Collections and Connections: Museums and Galleries Education - Looking Forward" / Institute of Education, London, 1997, March, 7.
  2. Moritz T. Web Site Development - Related Resources World Wide Web Development in the Museum Context: An Overview // CHIN
  3. Museum, Media, Message / Ed. by E.Hooper-Greenhill. L.-NY.: Routledge, 1995
  4. The Educational Mission of Museum on the Electronic Highway. Museums and Electronic Distribution SIG of the Canadian Museums Association (CMA). Newsletter // CHIN.
  5. The Educational Role of the Museum. Ed: Hooper-Greenhill E. London & New York: Routledge. 1999
  6. The Virtual Display Case. Making Museum Image Assets Safely Visible. 2nd ed. // CHIN.
  7. Wallace M. Building Museum Brands for the Next Generation: Web Sites that Reach and Keep Young People // International conference "Museum and the Web 2001".

1 Майлз Р. Как музеи научились мобилизовать внутренние ресурсы. Десятилетие перемен в музейном секторе Великобритании // Музеи в период перемен. – СПб.: Контрфосс, 1997. – С. 31

2 Сьюги Ш. Подготовка музейных директоров нового тысячелетия // Экология культуры. – Архангельск. – 1999.- №5. – С. 58

3 Сагитт М. Менеджмент в период перемен, или от «А» до «С» , и снова к «В» // Музеи в период перемен. – СПб.: Контрфорс, 1997. – С. 193

4 Сьюги Ш. Подготовка музейных директоров нового тысячелетия // Экология культуры. – Архангельск. – 1999. - №5. – С. 59

5 Ильвицкая С.В. Закономерности формирования архитектуры православных монастырских комплексов (на примере балканских стран) Автореферат дис. доктора архитектуры: 18.00.02. ЦНИИЭП (жилища). М., 2005. – С. 21


Информация о работе Менеджмент музея: залог успешного управления