Менеджмент на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является развитие навыков самостоятельной работы в области менеджмента. Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- осуществить критический анализ литературы по тематике работы;
-спроектировать организационную структуру управления организацией;
-определить должностные обязанности и права сотрудников организации;
-разработать систему стимулирования работников организации.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..2
1. Роль анализа в менеджменте. Организация аналитической работы на предприятии.
1.1 Понятие анализа …………………………………………...........................3
1.2 Категории анализа …………………………………………………………………4
1.3 Значение анализа в менеджменте………………………………………….5
1.4 Организация аналитической работы на предприятии…………………..10
2. Анализ организационной структуры предприятия ООО «Роквул-Север»
2.1 Характиристика предприятия.…………………………………………………..15
2.2 Организационная структура ООО «Роквул-Север»…...………………...17
2.3 Права и обязанности отделов………………………………………………19
2.4 Достоинства и недостатки данной структуры……………………………21
2.5 Перечень профессиональных компетенций………………………………23
2.6 Стимулировние работников организации…………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..27
Список использованной литературы…………………………………………...28
Приложение

Файлы: 1 файл

готовый курсовик.docx

— 58.33 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Содержание……………………………………………………………………..1

Введение  ………………………………………………………………………..2

1. Роль анализа в менеджменте. Организация аналитической работы на предприятии.

1.1  Понятие анализа …………………………………………...........................3

1.2 Категории анализа …………………………………………………………………4

1.3 Значение  анализа в менеджменте………………………………………….5  

1.4  Организация  аналитической работы на предприятии…………………..10

2.  Анализ организационной структуры предприятия ООО «Роквул-Север»

2.1 Характиристика предприятия.…………………………………………………..15

2.2 Организационная структура ООО «Роквул-Север»…...………………...17

2.3 Права и обязанности отделов………………………………………………19

2.4 Достоинства и недостатки данной структуры……………………………21

2.5 Перечень профессиональных компетенций………………………………23

2.6  Стимулировние  работников организации…………………………………26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..27

Список использованной литературы…………………………………………...28

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    Целью  курсовой работы является развитие  навыков самостоятельной работы  в области менеджмента.  Для  достижения поставленной цели  в курсовой работе необходимо  решить следующие задачи:

- осуществить  критический анализ литературы  по тематике работы;

-спроектировать  организационную структуру управления  организацией;

-определить  должностные обязанности и права  сотрудников организации;

-разработать  систему стимулирования работников  организации.

     Курсовая работа состоит из  двух частей – теоретической  и практической.

     Рекомендуемая структура курсовой  работы следующая:

Введение

  1. Теоретическая часть
  2. Практическая часть

Заключение

Литература

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль анализа в менеджменте. Организация аналитической работы на предприятии.

  1.1 Понятие анализа

    Анализ – метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого, лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.

  Деятельность любой фирмы целенаправленна, то есть предполагается, что будет получен определенный результат, зависящий от ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия, степени учета и условий факторов риска, а также состояния внешней и внутренней среды фирмы.

 В результате влияния факторов социально-экономического и политического характера возникают проблемные ситуации, когда полученные результаты отличаются от результатов ожидаемых. В связи с этим возникает ряд вопросов, решение которых без анализа просто невозможно, например: причины сложившейся ситуации, выбор среди множества альтернатив, целесообразное использование ресурсов фирмы.

Исходя из вышеизложенного, можно  сделать вывод, что анализ в управлении предприятием имеет очень большое  значение и является важным этапом в ходе принятия любого управленческого  решения.

  Анализ как суть, изучается многими науками. Но анализ экономики, анализ финансово-хозяйственной деятельности и ее конечных результатов – область исключительно экономического анализа. Анализ в более широком смысле, должен обосновывать с научных позиций решения и действия в области экономики, социально-экономическую политику, способствовать выбору лучших вариантов действий. Макроэкономический анализ охватывает экономику страны или даже мировую экономику, целые отрасли хозяйства и социальную сферу.

  Экономический анализ тесно связан с планированием, а в любом планировании должна быть системность.

Системный анализ – это научный  метод исследования сложных, многоуровневых, многокомпонентных систем и процессов, опирающийся на комплексный подход, учет взаимосвязей и взаимодействий между элементами системы.

На основе анализа и исследования делается прогноз и обоснование  по изменению и оптимизации существующей организационно-экономической подсистемы предприятия.

1.2 Категории анализа 

 

1. Анализ экономической подсистемы  и диагностика предприятия.

2. Анализ организационной подсистемы, включающий в себя:

– анализ политики (задачи);

– анализ концепции, т.е. системы взглядов, оценок, идей по достижению намеченных задач, способы решения;

– анализ методов управления;

– анализ способов организации труда;

– анализ структурно-функциональной схемы;

– анализ системы подбора и расстановки  кадров;

– анализ информационных потоков;

– анализ системы маркетинга;

– анализ системы безопасности.

Анализ – метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в  основе которого лежит изучение составных  частей, элементов изучаемой системы. В экономике анализ применяется  с целью выявления сущности, закономерностей, тенденций экономических и социальных процессов, хозяйственной деятельности на всех уровнях. Анализ служит исходной отправной точкой прогнозирования, планирования, управления экономическими объектами и протекающими в них  процессами. Экономический анализ призван  обосновывать с научных позиций  решения и действия в области  экономики, социально-экономическую  политику, способствовать выбору лучших вариантов действий. Микроэкономический анализ распространяется на отдельные  объекты и процессы, чаще всего  имеет место в форме анализа  финансово-хозяйственной деятельности предприятий, фирм, включая анализ объемов  производства, издержек, прибыльности. Ретроспективный анализ представляет собой изучение сложившихся в  прошлом тенденций. Перспективный  анализ направлен на изучение будущего.

 

   

1.3 Значение анализа в менеджменте  

 

    Анализ и оценка уровня работы руководителя и бизнесмена. Задача состоит в том, чтобы менеджеры и бизнесмены самостоятельно анализировали и оценивали свой труд и труд членов своего коллектива, перейдя затем к плановости и системности действий, вырабатывали научный подход, оригинальные творческие решения применительно к конкретной ситуации на всех уровнях и ступенях управления.  
Приступая к анализу своей деятельности, не следует ограничиватся лишь сбором и констатацией отдельных фактов, характеризующих стиль и методы работы, а вскрывать сущность, побудительные причины и направления деятельности, выявлять частные и общие закономерности, присущие стилю, измерять силу их действия в реальных условиях, сверять абстрактные умозаключения с практическими результатами.  
Исходить нужно из того, что анализ — это лишь начальная стадия совершенствования вашей деятельности как менеджера. При помощи анализа изучаются количественные и качественные характеристики вашего стиля деятельности, его составные части. Однако истинное познание достигается путем обобщения исследуемых частей в зависимости от их значимости, что позволит в дальнейшем повысить качество и культуру вашего труда как руководителя  
   Анализ уровня применения технических знаний. Целесообразно анализировать уровень применения технических знаний для планирования и составления графика работы коллектива, степень убеждаемости членов коллектива в принятии этих планов и их выполнении, получаемые отчеты и принимаемые меры, уровень составленных отчетов и полноту передачи информации вышестоящим и нижестоящим инстанциям, степень убеждаемости вышестоящего руководства в принятии рекомендаций, степень содействия вышестоящему руководству в решении общих и специальных проблем  
Изучение и анализ трудовых навыков. Необходимость выполнения этого обусловливается тем, что, прежде чем исправлять свои трудовые навыки в целях их совершенствования, необходимо знать все о том, что вы делаете, как и почему вы это делаете. Выполняя эту работу, не пытайтесь вспомнить или представить ваши трудовые навыки за какой-то определенный период, необходим их постоянный анализ. 
   Учет расходуемого времени. Накопление информации о фактическом использовании рабочего времени и продолжительности отдельных видов вашей работы по базовой специальности для руководителя коллектива является весьма важным. Необходимо правильно организовать и систематически проводить учет времени, которое вы расходуете в течение достаточно длительного периода. Это позволит вам представить реальную картину трудовых навыков. Выполняя эту работу, необходимо учитывать, что для составления и изучения ваших трудовых навыков может потребоваться значительное время. Во всяком случае, уже к концу месячного срока изучения вы сможете иметь представление о них.  
   Для выполнения этой работы некоторым руководителям приходится преодолевать психологический барьер, недопонимание важности этой работы. Ее частое игнорирование приводит к связанному с недостатком времени напряженному трудовому ритму — явлению, присущему деятельности многих менеджеров. Некоторые руководители в теченир дня сменяют несколько десятков различных видов работ и тем самым создают себе иллюзию того, что везде и во всем успевают. Однако анализ их работы свидетельствует о том, что, тратя минимум времени на максимум различных видов работ, они не могут дать глубокий анализ реальной действительности, и как результат – принимаемые ими решения носят поверхностный характер.  
Такие руководители впадают в постоянно ускоряющуюся «текучку» срочных дел. Они не имеют возможности уделять достаточно времени решению кардинальных проблем, стоящих перед коллективом. Это вызывает новую волну экстренных нерешенных текущих вопросов. Менеджер подчас отвлекается на различные второстепенные, малозначимые вопросы вопреки интересам решения главной задачи.  
Если же из-за нехватки времени менеджер удлиняет свой рабочий день, тем самым он уменьшает свое свободное время, которое могло бы пойти на самообразование, интеллектуальное развитие, повышение эффективности труда, и в результате руководитель отстает от повышающихся требований времени, входит в противоречие с ними.  
     Анализ и изучение собственной работы по специальности. Анализируются индивидуальная работа по сво ей основной специальности и смежным специальностям, соответствие их тарифно-квалификационному разряду, справочнику и другим нормативным документам.  
    Анализ и изучение затрат времени по руководству работой других. Анализируются организационная деятельность в коллективе, координация, инструктаж по специальности, воспитание и контроль действий членов коллектива, распорядительство как функция управления.  
     Анализ и изучение затрат времени на самообразование. Анализируются виды профессионального обучения, повышения общеобразовательного уровня, чтение газет и журналов, общей литературы, материалов научно-технической информации и др.  
Анализ и изучение затрат времени на общественную работу. Анализируются работа в общественных организациях цеха и завода, участие в собраниях, работа в местных органах государственного управления, различных комиссиях и т. п.  
     Анализ неиспользованного рабочего времени. Анализируется время на проезд до работы, служебные разъезды, ожидания, всяческие помехи и пр. Следует отметить, что организация личного труда — отнюдь не личное дело менеджера. Неупорядоченность рабочего дня, вечная занятость, бессисгемность в работе менеджера или бизнесмена, бесконечная штурмовщина, спешки создают во всем коллективе малоэффективный режим работы, что отражается на общих итогах работы.  
   Анализ финансовой системы предприятия (ФСП). Он составляет значительную часть финансового анализа. ФСП характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, целесообразностью и эффективностью их размещения и использования, финансовыми взаимоотношениями, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Оно напрямую зависит от результатов производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия. Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат формы финансовой отчетности №1, 2, 3, а если анализ проводят внутренние пользователи, то еще и данные текущего бухгалтерского учета.  
Одним из приемов анализа ФС является чтение баланса и изучение абсолютных величин. Однако, информация только в абсолютных величинах недостаточна для принятия решений, так как на ее основании нельзя оценить динамику показателей. Поэтому, наиболее часто используются коэффициенты или отношения, представляющие собой показатели ФСП. Полезность анализа отношений для принятия решений зависит от правильности их интерпретации. Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их значений с базисными величинами, а также в изучении их динамики за отчетный период и за ряд лет. Существуют такие виды сравнительного анализа:  
- горизонтальный, с помощью которого определяются абсолютные и относительные отношения статей по сравнению с началом отчетного периода;  
- вертикальный, который используется для изучения структуры средств и источников, путем расчета удельного веса отдельных статей в итоговых показателях.  
- трендовый, который базируется на расчете относительных отклонений показателей за ряд лет от уровня базисного года.  
Отличительной особенностью анализа ФС является роль в нем человеческого фактора и бухгалтерского риска. Методика анализа включает: анализ платежеспособности предприятия, анализ структуры имущества и средств, вложенных в него, анализ оборачиваемости оборотных средств, анализ деловой активности и эффективности управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Организация аналитической работы на предприятии.

 

    Организация аналитической работы на предприятии должна способствовать своевременному выявлению имеющихся на предприятии и в его подразделениях резервов и нахождению путей их реализации. Сложившаяся практика анализа производственной и хозяйственной деятельности на предприятиях промышленности показывает, что он включает следующие этапы.

1. Составление плана аналитической  работы:

• определение темы анализа и  направлений использования его  результатов;

• разработка программы, календарного плана и распределение работы между исполнителями;

• определение источников информации, восполнение ее недостатка;

• разработка макетов, аналитических  таблиц, методики их заполнения, способов обработки материалов, формирование результатов анализа.

2. Подготовка материалов для  анализа:

• подбор имеющейся информации, создание дополнительных источников;

• проверка достоверности информации;

• аналитическая обработка информации.

3. Предварительные оценки (характеристики):

• выполнение изучаемых показателей  за текущий период;

• изменение показателей по сравнению  с показателями в предшествующем периоде;

• степени использования ресурсов.

4. Анализ причин динамических  изменений и отклонений от  базы:

• определения круга взаимодействующих  факторов и их группировки;

• раскрытие связей и зависимостей между факторами;

• количественное измерение влияния  факторов;

• оценка ущерба от отрицательного влияния  факторов;

• выявление неиспользованных резервов.

5. Итоговая оценка и сводный  подсчет резервов:

• выводы по результатам анализа, итоговая оценка;

• сводный подсчет резервов и  рекомендации по их использованию.

По степени охвата изучаемых  явлений и процессов анализ может  быть полный (общий) и частичный (локальный).

При полном анализе изучают все  стороны производственной и хозяйственной  деятельности предприятия и его  подразделений. Обычно полный анализ приурочивается к отдельным отчетным периодам (квартал, год).

При частичном анализе изучаются  отдельные подразделения предприятия  или отдельные стороны деятельности предприятия. По периодичности проведения анализ может быть ежедневным, месячным, квартальным и годовым.

Анализ работы предприятия осуществляется экономическими службами при широком  привлечении инженерно-технических  работников. На крупных промышленных предприятиях деятельностью всех экономических  служб управляет главный экономист, который является заместителем директоры  по экономическим вопросам. Он организует всю экономическую работу по анализу  хозяйственной деятельности. В непосредственном его подчинении находятся лаборатория  экономики и организации производства, планово-экономический отдел, отделы труда и заработной платы, бухгалтерского учета, финансовый и т.д.

Экономический анализ входит в обязанности  не только работников экономических  служб, но и технических отделов (главного механика, энергетика, технолога, новой техники и др.).

Примерная схема распределения  функций анализа хозяйственной  деятельности может быть представлена следующим образом.

Производственный отдел анализирует  выполнение плана выпуска продукции  по объему и ассортименту, ритмичность  работы, повышение качества продукции, внедрение новой техники и  технологии, комплексной механизации и автоматизации производства, работу оборудования, расход нематериальных ресурсов, длительность технологического цикла, комплектность выпуска продукции, общий технический и организационный уровень производства.

Отдел главного механика и энергетика изучает состояние эксплуатации машин и оборудования, выполнение планов-графиков ремонта и модернизации оборудования, качество и себестоимость  ремонтов, полноту использования  оборудования и производственных мощностей, рациональность потребления энергоресурсов.

Отдел технического контроля анализирует  качество сырья и готовой продукции, брак и потери от брака, рекламации покупателей, мероприятия по сокращению брака, повышению качества продукции, соблюдению технологической дисциплины.

Отдел снабжения контролирует своевременность  и качество материально-технического обеспечения производства, выполнение плана поставок по объему, номенклатуре, срокам, качеству, состояние и сохранность  складских запасов, соблюдение норм отпуска материалов, транспортно-заготовительные  расходы и др.

Отдел сбыта изучает выполнение договорных обязательств и планов поставок продукции потребителям по объему, качеству, срокам, номенклатуре, состояние  складских запасов и сохранность  готовой продукции.

Отдел труда и заработной платы  анализирует уровень организации  труда, выполнение плана мероприятий  по повышению его уровня, обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами  по категориям и профессиям, уровень  производительности труда, использования  фонда рабочего времени и фонда  зарплаты.

Отдел бухгалтерского учета и отчетности (бухгалтерия) анализирует выполнение сметы затрат на производство, себестоимость  продукции, выполнение плана прибыли  и ее использование, финансовое состояние, платежеспособность.

Планово-экономический отдел или  отдел экономического анализа осуществляет составление плана аналитической  работы и контроль за его выполнением, методическое обеспечение анализа, организует и обобщает результаты анализа  хозяйственной деятельности предприятия  и его структурных подразделений, разрабатывает мероприятия по итогам анализа.

Информация о работе Менеджмент на предприятии