Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:59, контрольная работа
В настоящее время важным является исследование теоретических подходов к организации и управлению конкурентоспособностью на рынке образовательных услуг. Экономическая и социальная компоненты эффективности методики повышения конкурентоспособности образовательной услуги заключаются в достижении следующих преимуществ: гибкость, модульность, параллельность, социальное равноправие, самореализация, масштабность и экономичность.
ВВЕДЕНИЕ
1. НЕОБХОДИМОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ И ЕГО КОМПОНЕНТЫ
2. ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
2.1. Сущность стратегического управления
2.2. Типы конкурентных стратегий образовательных учреждений
2.3. Управление реализацией стратегии
3. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОГО ПОЛОЖЕНИЯ И СЕГМЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Список использованной литературы
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» |
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика образования»
на тему № 8 «МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ»
Выполнил:
Студент 5 курса 51 группы,
заочного отделения
экономического факультета
Трунова Наталия Викторовна
Научный руководитель:
старший преподаватель
(ученая степень, должность)
(подпись, инициалы, фамилия)
Оценка: ______________________
Самара 2011/12
Тема: «МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ»
П Л А Н
ВВЕДЕНИЕ |
|
1. НЕОБХОДИМОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА В
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ И ЕГО |
|
2. ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ |
|
2.1. Сущность стратегического управления |
|
2.2. Типы конкурентных стратегий образовательных учреждений |
|
2.3. Управление реализацией |
|
3. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОГО |
|
Список использованной литературы |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время сложилось ясное понимание того, что макроэкономический рост и благосостояние страны зависят от уровня развития базовых отраслей общественного производства, среди которых исключительно важную роль играет образование. В любом государстве образование является системообразующим фактором, а качественное образование - основой социального развития и устойчивого экономического роста.
Формирование многоукладной образовательной системы и становление рынка образовательных услуг поставили перед высшими учебными заведениями страны целый ряд проблем, имеющих как теоретическое, так и организационно-методическое значение, что вызывает необходимость пересмотра традиционных подходов к управлению образовательным процессом с учетом современных требований рынка.
Эффективная и конкурентоспособная
стратегия деятельности образовательного
учреждения должна строиться на сочетании
методов научно-обоснованного
Обострение конкурентной борьбы на рынке труда и образовательных услуг объективно приводит к ситуации, когда необходимо решать вопросы корректировки и координации образовательной политики с учетом рыночных, экономических особенностей территории.
Необходимость исследования современных
подходов к формированию конкурентных
стратегий образовательных
В настоящее время важным является исследование теоретических подходов к организации и управлению конкурентоспособностью на рынке образовательных услуг. Экономическая и социальная компоненты эффективности методики повышения конкурентоспособности образовательной услуги заключаются в достижении следующих преимуществ: гибкость, модульность, параллельность, социальное равноправие, самореализация, масштабность и экономичность.
Различным аспектам теории и практики применения моделей управления образовательной деятельностью в отечественной и зарубежной литературе уделяется значительное внимание, однако эффективные конкурентные стратегии управления образованием начинают только разрабатываться, поэтому опыт организации такого рода механизмов пока недостаточен, и требуется проведение дополнительных исследований для выработки направлений управления данными процессами.
Разработка конкурентной политики предоставления образовательных услуг связана с решением следующих задач: определить сущность и специфику понятия образовательной услуги; провести анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность образовательной услуги в условиях нарастающей сложности и изменчивости окружающей среды. На основании анализа факторов конкурентоспособности образовательных услуг может быть сформирована методика выбора эффективной образовательной модели.
1. НЕОБХОДИМОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ И ЕГО КОМПОНЕНТЫ
Последние два десятилетия перед российской системой высшего профессионального образования встал целый ряд вызовов, требующих ее глубокой модернизации, часть из которых были обусловлены мировыми тенденциями развития экономики и образования, часть - чисто отечественными условиями социально-экономического развития.
Ведущая роль инновационных секторов экономики в условиях перехода к постиндустриальному обществу в развитых странах выявило несоответствие между тем качеством профессиональных кадров, которые требовались экономике и тем, что предлагало - или могла предложить, система профессионального образования. По мере нарастания этого противоречия все чаще приходилось слышать об общем кризисе системы образования и необходимости смены образовательной парадигмы. В чисто экономическом плане проблема состоит в том, что профессиональные знания, умения и навыки, полученные в учебном заведении, в условиях научно-технической и научно-технологической революций стали устаревать быстрее, чем успевали окупиться затраты на обучение. В условиях полного бюджетного финансирования системы образования это обстоятельство не стимулировало в должной мере учебные заведения к модернизации, однако, оно выливалось в противоречивую ситуацию, когда все увеличивающееся количество выпускников вузов не сокращало дефицит кадров на рынке труда.
Переход экономики развитых стран на инновационные рельсы с преобладанием сферы услуг над сектором промышленного производства вызвал и более глубокие, тектонические сдвиги в социальной системе. Последствия того феномена в отношениях собственности, которые были названы «пятой менеджерской революцией», усиление значения интеллектуального капитала способствовали ускоренному появлению так называемого среднего класса, который сформировал свои социальные стандарты, собственные духовные ценности, что поставило ряд новых социальных задач перед системой профессионального образования. Профессиональное образование получило новый социальный смысл - оно должно было сформировать не просто специалиста-технократа, обладающего инновационными компетенциями, но и члена общества с новым социальным статусом, с характерным для среднего класса социальным мировоззрением, с осознанием четко очерченного места в социальной системе общества.
В России, в силу того, что страна находится в стадии глубокого реформирования и «догоняющего» развития эти процессы приобрели особенную остроту, обусловленную ускоренным развитием негосударственного сектора образования и перехода к иным, более рыночным принципам финансирования. Поставленные в прямую зависимость от платы за обучение и вынужденные в связи с этим чутко реагировать на изменения запросов потребителей образовательных услуг, некоммерческие организации первыми стали искать новые стратегии стабильного развития и трансформировать как технологии, так и систему управления учебными заведениями. В схожие процессы были вовлечены и государственные образовательные учреждения, поскольку бюджетное финансирование сокращалось, а доля платных услуг увеличивалась.
Обозначенные изменения
Перспективы построения гражданского
общества, эффективной экономики
и безопасного государства
Таким образом, в силу необходимости смены парадигмы со «знаниевой» на «компетентностную», перед системой образования встала задача формирования новой модели учебного заведения. Традиционная парадигма предполагала тип отношений между преподавателями и студентами, предусматривающий, что один был субъектом управления, другой - объектом. Новая парадигма требовала не механической передачи знаний, а развития способностей, для чего требовалась совместная работа по поиску новой информации, ее переработке, систематизации и генерации новых идей, то есть отношения подчинения превращались в партнерские.
Стало привычным говорить о специфике рынка образовательных услуг, что предопределяет отличия организаций профессионального образования от любых других предприятий сферы услуг. Главное отличие состоит в том, что в профессиональных учебных заведениях компоненты материальной базы - здания, оборудование, другие материальные составляющие являются только условием осуществления основного технологического процесса. Как бы ни было велико значение этого условия, но в рыночной стоимости образовательной услуги оно не является основным. Основным элементом является компетенция молодого специалиста, которая в большей степени зависит от полученных им знаний, умений и навыков, роста его творческого потенциала, его профессиональной культуры и социального статуса. Это обстоятельство позволяет относить организации профессионального образования в полной мере к инновационному сектору экономики.
Инновационный характер, что называется, по определению свойственен любой организации профессионального образования, полностью находящейся в рыночных условиях, вне рамок бюджетного финансирования. Очевиден вывод, что и конкурентоспособность учебного заведения на рынке зависит от того, в какой степени удается придать характер инновационности и научному, и учебно-воспитательному процессам, а самое главное - в какой степени удается построить новую систему управления учебным заведением, которая коренным образом отличается и от системы управления государственным образовательным учреждением, и традиционными предприятиями промышленности или сферы услуг.
Однако, есть ряд обстоятельств, который препятствует такой точке зрения, и указывающий на то, что такая модель в образовательной сфере не будет в полной мере эффективной. Прежде всего, по законодательству образовательные организации отнесены к некоммерческим, следовательно не могут иметь прибыли - основополагающего критерия для оценки управления экономическим предприятием. Мало того, на прибыльности построена вся управленческая парадигма, в том числе управление персоналом, его мотивацию и так далее. Кроме этого, выполняет несколько социальных функций, которые в рамках экономической модели выполняться просто не могут.
Проблема усугубляется тем, что и модель учебного заведения как чисто социального учреждения в современных условиях также неработоспособна. Понятно, что будучи субъектом рынка образовательных услуг, находясь в конкурентных отношениях с другими участниками рынка, учебное заведение не может управляться как бюджетное учреждение.
Кризисная ситуация в управленческой сфере привела еще к одной проблеме - трудовой мотивации преподавателей и сотрудников, оценки качества их труда, что поставило во главу угла проблему качества самого образования.
Совершенно очевидно, что решить весь комплекс проблем можно лишь в том случае, если изменить сам подход. Возникла необходимость разработки образовательного менеджмента - как особой отрасли управленческой деятельности, основанной на парадигме представления об учебном заведении как социальной системе.
Образовательный менеджмент - специфическая отрасль управленческих наук, вобравшая в себя истоки педагогики, психологии, социологии управления, менеджмента и маркетинга. Вне всякого сомнения, что актуальной является проблема подготовки кадров образовательных менеджеров, способных выстроить такую систему образования, которой по плечу будет решение назревших проблем инновационной экономики.
В условиях ратификации положений Болонского процесса остро стоит проблема создания менеджмента качества высшего профессионального образования, способов его оценки, мониторинга уровня профессиональных компетенций. Частные требования массовости и доступности профессионального образования диктуют необходимость изменения стандартов образования и парадигмы управления. Необходимость стандартизации систем контроля качества высшего профессионального образования, с одной стороны и наличие лишь рекомендаций и директив в этой области, с другой - создают разобщенность и многоплановость систем менеджмента качества, внедренных в управление вузом.