Менеджмент образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:59, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время важным является исследование теоретических подходов к организации и управлению конкурентоспособностью на рынке образовательных услуг. Экономическая и социальная компоненты эффективности методики повышения конкурентоспособности образовательной услуги заключаются в достижении следующих преимуществ: гибкость, модульность, параллельность, социальное равноправие, самореализация, масштабность и экономичность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. НЕОБХОДИМОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ И ЕГО КОМПОНЕНТЫ
2. ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
2.1. Сущность стратегического управления
2.2. Типы конкурентных стратегий образовательных учреждений
2.3. Управление реализацией стратегии
3. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОГО ПОЛОЖЕНИЯ И СЕГМЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

К.р. Экономика образования.doc

— 327.00 Кб (Скачать файл)

Стратегия сфокусированной  дифференциации - ситуация, когда организация в пределах выбранного сегмента усиливает дифференциацию услуги по цене, качеству или видам программ, пытаясь выделиться среди других образовательных учреждений регионального рынка. Наиболее характерными видами стратегии являются: "высокое качество - высокая цена", "среднее качество - доступная цена", "низкое качество -низкая цена", "наши хорошие услуги по цене ниже, чем у конкурентов" и др.

4. Стратегия ликвидации характерна для организаций, находящихся в кризисных ситуациях (убыточность, распад коллектива, отзыв лицензии и др.). Как правило, это касается организаций, которые уже не могут успешно конкурировать с крупными учебными заведениями региона, города или района. Для этого нужно преодолеть "выходной барьер" ухода с рынка и закрыть организацию с уплатой долгов.

Стратегия ликвидации - предельный случай стратегии целенаправленного сокращения. Здесь организация в течение короткого периода времени ликвидирует (закрывает) отдельные подразделения (кафедры, факультеты, филиалы), так как нуждается в перегруппировке сил для обеспечения роста эффективности своей деятельности, либо отказывается от некоторых направлений своей деятельности.

Стратегия свертывания (сокращения) предполагает реструктуризацию самостоятельных структурных единиц (филиалов и представительств), от которых головное учебное заведение либо отказывается вообще, либо сохраняет лишь частичный контроль. Очевидно, это будет наиболее характерной стратегией для многочисленных филиалов негосударственных вузов, образованных по принципу "МММ".

Стратегия отступления обычно связана с сокращением рыночной доли в возможно короткий срок в целях увеличения прибыли. Организация может оказаться в ситуации, когда ей срочно необходимы денежные средства, и она идет на то, чтобы "продать" часть своей рыночной доли конкурентам. Это, как правило, вынужденная, а не выбираемая стратегия. Эта стратегия предполагает постепенное сворачивание образовательных услуг либо ликвидацию подразделений организации, не свойственных образовательному учреждению (коммерческий центр, гостиница, ресторан, убыточная автошкола и др.).

Стратегия "сбора (снятия) урожая" - отказ от долгосрочного взгляда на образовательную услугу в пользу максимизации доходов в краткосрочной перспективе, Данная стратегия предполагает получение максимально возможного дохода от сокращения конкретного вида деятельности до минимального уровня.

Примером может служить значительный рост количества абитуриентов на специальности 060500 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", концентрация на прибыльных программах повышения квалификации и свертывании убыточных программ.

Иногда крупные коммерческие организации (банки, предприятия) создают учебные заведения, а когда убеждаются в их низкой рентабельности, стараются быстро от них избавиться.

Модель базовой стратегии организации  можно представить в виде схемы, в которой перечисляются факторы  позиционирования организации на рынке  и типовые стратегии развития организации. Путем пересечения факторов и стратегий удобно анализировать возможные варианты поведения организации на рынке в зависимости от воздействия внешней и внутренней среды. Конечно, конкурентное положение организации на рынке должно быть предварительно четко определено в регионе по следующим факторам: объем продаж образовательных услуг (% или тыс. руб.), численность студентов и учащихся (чел. или %), стоимость материально-технической базы (тыс. руб.).

На выбор конкретной стратегии  из перечисленного набора типовых оказывают влияние разнообразные факторы:

1. Вид оказываемых услуг и  особенности отрасли, в которой  работает организация. В первую  очередь, здесь принимается во  внимание уровень конкуренции  со стороны учебных заведений,  предоставляющих аналогичные образовательные услуги на тех же рынках.

2. Состояние внешнего окружения.  Стабильно оно или подвержено  частым изменениям? Насколько предсказуемы  эти изменения?

3.Характер целей, которые ставит  перед собой учебное заведение;  ценности, которыми руководствуются при принятии решений высшие менеджеры или учредители (для негосударственных образовательных учреждений).

4. Уровень риска. Риск является  реальным фактором жизнедеятельности  учебного заведения. Поэтому перед  руководством вуза всегда стоит вопрос: какой уровень риска является допустимым?

5. Внутренняя структура учебного  заведения, ее сильные и слабые  стороны. Сильные функциональные  зоны организации способствуют  успешному использованию открывающихся  новых возможностей. Слабые стороны требуют постоянного внимания со стороны руководства при выборе стратегии, ее реализации, чтобы избежать потенциальных угроз и успешно конкурировать с другими образовательными учреждениями,

6. Опыт реализации прошлых стратегий.  Этот фактор связан с "человеческим фактором", с психологией людей. Он может носить как позитивный, так и негативный характер. Часто руководители сознательно или интуитивно находятся под влиянием опыта реализации стратегий, выбранных образовательным учреждением в прошлом. Опыт позволяет, с одной стороны, избежать повторения прошлых ошибок, а с другой - ограничивает выбор.

7. Фактор времени. Этот фактор  при принятии управленческих  решений играет важную роль. Он  может способствовать успеху  или неудаче учебного заведения.  Даже самая прекрасная стратегия, новая технология или новая образовательная услуга не приведут к успеху, если они будут заявлены на рынок не вовремя.

Многофакторность выбора стратегии  во многом предопределяет необходимость  разработки нескольких стратегических альтернатив, из которых и осуществляется окончательный выбор.

Стратегические альтернативы - набор  различных частных стратегий, позволяющих  достичь стратегических целей учебного заведения во всем их многообразии, в рамках выбранной базовой стратегии  и ограничений на использование имеющихся ресурсов. Каждая стратегическая альтернатива предоставляет разные возможности и характеризуется разными затратами и результатами.

 

2.3. Управление реализацией  стратегии

 

Управление реализацией стратегии  является важнейшим условием эффективности внедрения стратегического плана и включает в себя: задачи и этапы реализации, управление изменениями в организации, проведение стратегических изменений.

Реализация стратегии - это ориентированная  на конкретные действия работа администрации, которая проверяет способности высшего руководства проводить организационные изменения, мотивировать людей и достигать поставленных стратегических целей.

Концентрированное представление  о реализации стратегического плана  может быть представлено в виде этапов и результатов (таблица 1.2).

 

Этапы реализации стратегии

Результаты

1.Концентрация ресурсов в стратегически важных направлениях

1. Анализ финансов и выделение  ресурсов на реализацию стратегии.

2. Выбор  ЦКП и их финансирование в  запланированном объеме.

3. регулирование экономики организации на основе рычагов и стимулов.

4. стабильный  экономический рост и выбранных  сегментах рынка.

5. мотивация  персонала образовательного учреждения.

6. Увязывание  системы стимулирования с достижением  стратегических целей.

Анализ реализации стратегического плана.

2.Создание жизнеспособной системы управления образовательными учреждениями.

1. Формирование стратегического  видения высшего руководства.

2. Реализация  новой структуры управления организацией.

3. Разработка  и реализация новых регламентов управления

4. Реализация  главных достоинств на основе  конкурентных преимуществ организации

5. Отбор  лидеров и формирование эффективной  команды на ключевых позициях

6. Формирование  корпоративной культуры управления.

7. Адаптация  системы управления к изменениям внешней и внутренней среды.

3.Достижение стратегических ориентиров на основе поставленных целей и критериев управления

1. Учебный центр.

2. Методический  центр.

3. Научный  центр.

4. культурный  центр.

5. Деловой  центр.

6. Центр  инноваций и технологий.

7. Маркетинговый  центр.


Управление изменениями в организации  является важнейшим условием для  реализации выбранной стратегии. Без  стратегических изменений даже самая  обоснованная стратегия может оказаться  неэффективной. Необходимость и  характер стратегических зависят от способности организации эффективно работать в новых условиях, которые определяются состоянием отрасли, рынка, организации, услуг.

В соответствии с этим факторами  можно выделить три уровня стратегических изменений в образовательном учреждении:

Коренная реорганизация. Необходимость  в таких глубоких изменениях возникает, когда учебное заведение значительно  изменяет номенклатуру оказываемых  образовательных услуг и рынки  представления услуг (например, увеличение доли дистанционного обучения). Соответствующие изменения происходят в технологии учебного процесса, составе учебно-методического обеспечения.

Радикальные изменения. Эти изменения, как правило, связаны с глубокими  структурными преобразованиями внутри организации, связанными с разделением или со слиянием ее с другим учебным заведением. Объединение разных коллективов, появление новых структурных подразделений вызывают необходимость проведения изменений в организационной структуре и соответствующей корректировки организационной культуры.

Умеренные изменения. Это наиболее часто встречающиеся стратегические изменения. Необходимость в них  возникает всякий раз, когда образовательное  учреждение выводит новую образовательную  услугу на освоенный или новый  рынок.

Стратегические изменения затрагивают многие стороны деятельности учебного заведения и элементы его структуры. Поэтому они носят комплексный характер. Изменения могут быть связаны с услугами, рынками сбыта, элементами структуры организации в целом.

Реализация стратегии затрагивает следующие важные элементы:

1. Философия образовательного учреждения, объясняющая причину его существования,  общественный статус, характер взаимоотношений  с внешней средой и сотрудниками.

2. Ценность и мораль, которыми  руководствуются администрация  образовательного учреждения и большинство сотрудников при принятии управленческих решений

3. Нормы и правила поведения,  которых придерживается образовательное  учреждение во взаимоотношениях  с окружением и сотрудниками. Разделяемые всеми сотрудниками, эти нормы позволяют организации постоянно добиваться целей, а определенный характер взаимоотношений внутри организации формирует ее морально - психологический климат.

4. Ожидание предстоящих изменений,  результатов деятельности образовательного  учреждения в целом. Ожидание затрагивает интересы как отдельных сотрудников, так и различных групп.

Внедрение стратегического планирования, реализация выбранной стратегии  связаны с необходимостью осуществления  в учебном значительных изменений  в его структуре и культуре. Как показывает опыт, результаты многочисленных исследований в области психологии управления и организационного поведения людей в разных ситуациях, изменения встречают сопротивление, если они меняют привычный ход событий.

Под сопротивлением понимается сложное  поведенческое явление, вызывающее непредвиденные отсрочки, проблемы, дополнительные расходы и неустойчивость процесса стратегических изменений в образовательном учреждении.

Сопротивление может носить индивидуальный характер. Сопротивление отдельного лица возникает, если человек чувствует себя в опасном положении. Это происходит, когда отдельный работник не уверен в положительных результатах и последствиях изменений; опасается, что не справится с новой работой и окажется лишним; не способен или не хочет переквалифицироваться или привыкнуть к новой организационной культуре.

Групповое сопротивление существенно  отличается от индивидуального по своим  проявлениям. Оно намного сильнее, носит более устойчивый характер и требует гораздо больших  усилий для его преодоления. Это объясняется тем, что группы преподавателей, имеющих общие обязанности, задачи и интересы, вырабатывают одинаковые взгляды, нормы поведения, защищающие их положение в учебном заведении и определяющие характер их поведения в целом.

Для того чтобы успешно провести стратегические изменения в учебном заведении, необходимо преодолеть оказываемое им сопротивление, превратить противников преобразований в сторонников.

Преодоление сопротивления следует  начинать со стратегического анализа  и составления прогноза поведения сотрудников. Меры по преодолению сопротивления должны быть включены в программу осуществления изменений. Успех преодоления сопротивления зависит от того, как руководители образовательных учреждений будут осуществлять процесс изменений и демонстрировать высокий уровень компетентности, уверенности в положительных результатах и необходимости перемен.

Редко стратегии учебного заведения  оказывается столь продуманной  и долговечной, что ей удается  выдержать испытание временем. Поэтому  формирование стратегии является динамичным процессом, и руководители должны регулярно пересматривать стратегию, улучшая ее, когда это необходимо.

Информация о работе Менеджмент образования