Менеджмент образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:59, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время важным является исследование теоретических подходов к организации и управлению конкурентоспособностью на рынке образовательных услуг. Экономическая и социальная компоненты эффективности методики повышения конкурентоспособности образовательной услуги заключаются в достижении следующих преимуществ: гибкость, модульность, параллельность, социальное равноправие, самореализация, масштабность и экономичность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. НЕОБХОДИМОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ И ЕГО КОМПОНЕНТЫ
2. ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
2.1. Сущность стратегического управления
2.2. Типы конкурентных стратегий образовательных учреждений
2.3. Управление реализацией стратегии
3. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОГО ПОЛОЖЕНИЯ И СЕГМЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

К.р. Экономика образования.doc

— 327.00 Кб (Скачать файл)

Достижение необходимого уровня качества высшего образования, отраженного в стандартах третьего поколения и требованиях рынка труда, требуют инноваций как в самом образовательном процессе, так и в управлении им. Существующие эталоны качества образования основываются на стандартах ИСО и TQM, директивах ENQA, обеспечивающих базовые гарантии - удовлетворение требований потребителя и общества. Детализация представленных в стандарте требований и способы их соблюдения - задача систем менеджмента качества (СМК] вуза. Многовариантность подходов к управлению и осуществлению образовательного процесса при соблюдении требований СМК в современных условиях обуславливает и многообразие методов управления.

Управление образовательной  деятельностью - совокупность последовательных определенных и непрерывных воздействий, обеспечивающих максимальную  эффективность заранее  заданных целей образования. По аналогии с жизненным циклом продукции, этапами жизненного цикла формируемого уровня образования (компетенций, знаний, умений и навыков) обучаемого в вузе являются «приобретение, хранение, адаптация, распространение, генерация и коммерциализация знания».

Введение менеджерского, несколько усредненного подхода к образованию, при всех его минусах, неизбежно, если как результат процесса образования мы хотим получить востребованного на рынке труда специалиста-профессионала с определенным набором компетенций, а формирование таких специалистов ведется в условиях массового образования.

Рассмотрение получения образования обучаемым как процесса жизненного цикла продукции, обуславливает необходимость применения процессного подхода к управлению образовательной деятельностью. Выбор нами процессного подхода, определяемого в стандарте ISO 9000:2000 как «комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы», к организации управленческой образовательной деятельности определен исходным качественным критерием, позволяющим получить заранее запланированный уровень образования и достичь необходимого уровня компетентности обучаемых.

В основе процессов управления качеством  высшего образования лежит замкнутая  цепочка действий, известная как цикл Деминга, или цикл PDCA. Реализация системы качества должна определяться продукцией, процессами и индивидуальными особенностями каждого учреждения профессионального образования. Отличительной чертой стандарта является то, что построенная на его основе система качества не является статичным процессом. В самом стандарте заложены требования постоянного улучшения в соответствии с предполагаемыми потребностями клиента.

 

Структура подхода к управлению обеспечивает однозначную трактовку компонентов процесса, их свойств, параметры, технологии и запланированный результат, при этом сам подход должен обладать свойствами универсальности, быть векторонаправленным на эффект внедрения, обеспечить заданные роли всех участников образовательного процесса, обеспечить технологичность и измеряемость процесса на всех его этапах. Процессный подход в контексте образовательной деятельности рассматривает управление как процесс, ориентирующий его исполнителей (кадровые и технологические структуры образовательного учреждения) на создание удовлетворяющего обучаемого и работодателя образовательной услуги, формирующей необходимый уровень обучения и достижение результативности всей системы в целом.

Использование стандарта качества конечного продукта (в нашем случае специалиста-профессионала) ГОСТ Р ИСО 2001-2008, в котором определено применение процессного подхода к СМК для удовлетворения потребителя (самого обучаемого и общества) конечным продуктом (уровнем компетенций специалиста-профессионала], делает необходимым распределить весь образовательный процесс на подпроцессы и определить их иерархию. При этом, как в главном по иерархии процессе (институциональном), так и в каждом подпроцессе (от организационно-технологического до социально-педагогического) необходимо зафиксировать терминологию: «владелец» процесса, входы и выходы процесса, поставщики и клиенты процесса, технология реализации, показатели качества и результативности.

В качестве объекта выберем вуз, как институциональную форму высшего профессионального образования. Определим терминологию образовательного процесса на первом уровне иерархии:

«Владелец процесса» - структура управления образовательной деятельностью вуза, ответственная за ход и результаты каждого из подпроцессов, конечный продукт которого - формирование компетенций специалиста, уровень которых задан стандартами образования. Следовательно, управляющая структура вуза, как «владелец» процесса, отвечает за качество образования обучаемых и гарантирует его необходимый уровень;

«Ресурсы процесса» - совокупность компонентов для результативного выполнения процесса, совокупность педагогических кадров, научной и материальной базы, педагогических условий, методов, технологий, форм обучения;

«Поставщик процесса» - субъект образовательной деятельности, предоставляющий ресурсы процесса. Базисом определения этого компонента является уровень существующих личностных знаний обучаемого. На наш взгляд, эффективность ресурсов оптимальным образом определяет уровень достигнутых компетенций будущего специалиста-профессионала;

«Клиент процесса» - потребитель результатов процесса, степень удовлетворенности которого является оценкой эффективности процесса; применительно к образовательной деятельности, клиентом процесса является сам обучаемый, его будущий работодатель и общество в целом;

«Входы процесса» - входные объекты (обучаемые, информация или клиенты), которые преобразуются в выходы процесса в ходе его выполнения;



Компоненты процесса образовательной  деятельности.

 

 

«Выходы процесса» - обучаемый, обладающий необходимым достигнутым уровнем компетенции, а также знаниями и умениями в определенном направлении подготовки;

Показателями результативности процесса могут служить качественные и количественные индикативные показатели, параметры контроля и мониторинга позволяющие оценить результативность образовательного процесса, обеспечивающие возможность поддержки управляющих решений;

«Сеть процессов образовательной  деятельности» - интеграция взаимосвязанных и взаимосогласованных процессов в единую систему для формирования современного специалиста, востребованного на рынке труда.

Приведенная схема образовательного процесса,   описанная   в   соответствии с процессным подходом, построена на документации системы менеджмента качества. Использование процессного подхода к управлению образовательной деятельностью предполагает создание эффективных управленческих моделей с наборами соответствующих критериев, все виды деятельности учебного заведения рассматриваются как совокупность иерархических процессов, ориентированных на реализацию поставленных стратегических целей - подготовку востребованного специалиста-выпускника.

Управление образовательной деятельностью должно обеспечить ее комплексность, надежность функционирования, высокое качество. Это достигается обоснованным использованием процессного подхода к проектированию технологии управления профессиональным образованием.

Используя в качестве основы направленность на конечный результат, процессный подход обеспечивает:

  • описание и стандартизацию процессных технологий;
  • управление по результатам, основываясь на постоянном мониторинге процесса;
  • оптимальную организацию всех затрат на осуществление процесса;
  • определение направления деятельности педагогических кадров с ориентацией на конечный результат деятельности;
  • организацию доступа к информационным ресурсам, обеспечивающим прозрачность субъектов;
  • параметры для оценки образовательной деятельности, основанные на достоверной информации и фактах.

Таким образом, за счет описания процессов образовательной деятельности, определения показателей их эффективности и результативности владельцы процессов и структуры управления образованием получают единую технологию выполнения всех действий образовательного процесса.

Дальнейшая детализация каждого  из процессов в вузе, установление иерархии подпроцессов («дерева процессов»), выделение терминологии, управления, мониторинга и контроля параметров всех подпроцессов обеспечат прозрачность осуществления образовательной деятельности вуза и управление по результатам. К недостаткам использования процессного подхода к управлению образовательной деятельностью достаточно часто относят отсутствие условий для личностного роста и индивидуализации обучения. Однако при детализации и установлении иерархии всех процессов, определении процесса обучения конкретной дисциплине конкретным преподавателем этот недостаток можно нивелировать. Также необходимо дополнение процессного подхода информационным взаимодействием всех компонентов процесса, что предполагает создание информационного обеспечения процесса управления на всех его этапах, усиливая его аналитический и технико-технологический потенциал.

Таким образом, процессный подход к  управлению образованием и использование  всех его структур позволят направить  образовательную деятельность на управление по результатам в условиях непрерывного мониторинга, тем самым обеспечивая максимальное удовлетворение потребителей процесса - самих обучаемых и общества, как потребителя образовательных услуг.

 

2. ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ 

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 

2.1. Сущность стратегического управления

 

Стратегия (англ. strategy) - обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей управления на основе выбранных критериев (показателей) и эффективного распределения ресурсов. Стратегический менеджмент (управление) предполагает наличие пяти элементов: умения смоделировать ситуацию (выявить проблемы); умения выявить необходимые изменения (сформулировать цели); умения разработать стратегию изменений (базовые стратегии); умения использовать различные способы воздействия (внедрение и реализация стратегии); умения вносить коррективы в стратегию (управление изменениями).

Стратегическое планирование - это процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей организации анализа проблем развития, выбора базовых стратегий и прогнозирования социально - экономического развития с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем.

Процесс стратегического  планирования является инструментом, помогающим принимать долгосрочные решения в условиях неопределенности будущего развития и влияния внешней среды. Его задача заключается в обеспечении нововведений и организационных изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде. Планировании стратегии не завершается каким - либо немедленным действием или быстрыми результатами.

Процесс стратегического  планирования требует как формальных, так и неформальных процедур его  реализации. Чтобы разобраться и  правильно оценить взаимосвязи, взаимодействие, и взаимообусловленность  всех подразделений организации, видов  ее деятельности и достаточно сложную систему планов, процесс планирования нужно организовать и формализировать.

Формализация процесса планирования и включение в функциональные обязанности руководителей учебных  заведений подготовки информации стратегического  характера гарантирует, что многие перспективные предложения не пройдут мимо внимания персонала, занимающегося разработкой стратегии организации. Очень важно создать систему стимулирования предложений, связанных с разработкой новых технологий, расширением спектра образовательных услуг, освоением новых рынков и др.

Включение в систему  планирования современной вычислительной техники, экономико - математических методов  и моделей позволяет значительно  поднять средний уровень плановой работы в образовательном учреждении и обоснованность принимаемых стратегических решений. Стратегическое планирование позволяет приобщить к стратегическому мышлению широкий круг руководителей и специалистов среднего звена.

Процесс стратегического  планирования значительно отличается от процесса принятия оперативных решений. Здесь нужно решать задачи, связанные с выбором альтернативных решений. Это относиться к выбору целей организации, распределению ресурсов, выбору стратегических задач. Поиск альтернативных решений во многом обусловлен адаптивным характером стратегического планирования. Адаптивность - непременное условие стратегического плана- реализуется через ситуационный подход и предполагает наличие альтернативного плана и стратегии, на которые может переходить образовательное учреждение. Это реакция на перемены, происходящие в его внешнем окружении.

Сущность процесса стратегического  планирования сводится к поиску ответов  на вопросы:

1. Каково настоящее положение  образовательного учреждения?

2. какова стратегическая  ситуация, в которой оно находится?

Информация о работе Менеджмент образования