Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:59, контрольная работа
В настоящее время важным является исследование теоретических подходов к организации и управлению конкурентоспособностью на рынке образовательных услуг. Экономическая и социальная компоненты эффективности методики повышения конкурентоспособности образовательной услуги заключаются в достижении следующих преимуществ: гибкость, модульность, параллельность, социальное равноправие, самореализация, масштабность и экономичность.
ВВЕДЕНИЕ
1. НЕОБХОДИМОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ И ЕГО КОМПОНЕНТЫ
2. ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
2.1. Сущность стратегического управления
2.2. Типы конкурентных стратегий образовательных учреждений
2.3. Управление реализацией стратегии
3. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОГО ПОЛОЖЕНИЯ И СЕГМЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Список использованной литературы
Достижение необходимого уровня качества высшего образования, отраженного в стандартах третьего поколения и требованиях рынка труда, требуют инноваций как в самом образовательном процессе, так и в управлении им. Существующие эталоны качества образования основываются на стандартах ИСО и TQM, директивах ENQA, обеспечивающих базовые гарантии - удовлетворение требований потребителя и общества. Детализация представленных в стандарте требований и способы их соблюдения - задача систем менеджмента качества (СМК] вуза. Многовариантность подходов к управлению и осуществлению образовательного процесса при соблюдении требований СМК в современных условиях обуславливает и многообразие методов управления.
Управление образовательной деятельностью - совокупность последовательных определенных и непрерывных воздействий, обеспечивающих максимальную эффективность заранее заданных целей образования. По аналогии с жизненным циклом продукции, этапами жизненного цикла формируемого уровня образования (компетенций, знаний, умений и навыков) обучаемого в вузе являются «приобретение, хранение, адаптация, распространение, генерация и коммерциализация знания».
Введение менеджерского, несколько усредненного подхода к образованию, при всех его минусах, неизбежно, если как результат процесса образования мы хотим получить востребованного на рынке труда специалиста-профессионала с определенным набором компетенций, а формирование таких специалистов ведется в условиях массового образования.
Рассмотрение получения образования обучаемым как процесса жизненного цикла продукции, обуславливает необходимость применения процессного подхода к управлению образовательной деятельностью. Выбор нами процессного подхода, определяемого в стандарте ISO 9000:2000 как «комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы», к организации управленческой образовательной деятельности определен исходным качественным критерием, позволяющим получить заранее запланированный уровень образования и достичь необходимого уровня компетентности обучаемых.
В основе процессов управления качеством
высшего образования лежит
Структура подхода к управлению обеспечивает однозначную трактовку компонентов процесса, их свойств, параметры, технологии и запланированный результат, при этом сам подход должен обладать свойствами универсальности, быть векторонаправленным на эффект внедрения, обеспечить заданные роли всех участников образовательного процесса, обеспечить технологичность и измеряемость процесса на всех его этапах. Процессный подход в контексте образовательной деятельности рассматривает управление как процесс, ориентирующий его исполнителей (кадровые и технологические структуры образовательного учреждения) на создание удовлетворяющего обучаемого и работодателя образовательной услуги, формирующей необходимый уровень обучения и достижение результативности всей системы в целом.
Использование стандарта качества
конечного продукта (в нашем случае специалиста-профессионала)
ГОСТ Р ИСО 2001-2008, в котором определено
применение процессного подхода к
СМК для удовлетворения потребителя (самого
обучаемого и общества) конечным продуктом
(уровнем компетенций специалиста-профессионала],
делает необходимым распределить весь
образовательный процесс на подпроцессы
и определить их иерархию. При этом, как
в главном по иерархии процессе (институциональном),
так и в каждом подпроцессе (от организационно-
В качестве объекта выберем вуз, как институциональную форму высшего профессионального образования. Определим терминологию образовательного процесса на первом уровне иерархии:
«Владелец процесса» - структура управления образовательной деятельностью вуза, ответственная за ход и результаты каждого из подпроцессов, конечный продукт которого - формирование компетенций специалиста, уровень которых задан стандартами образования. Следовательно, управляющая структура вуза, как «владелец» процесса, отвечает за качество образования обучаемых и гарантирует его необходимый уровень;
«Ресурсы процесса» - совокупность компонентов для результативного выполнения процесса, совокупность педагогических кадров, научной и материальной базы, педагогических условий, методов, технологий, форм обучения;
«Поставщик процесса» - субъект образовательной деятельности, предоставляющий ресурсы процесса. Базисом определения этого компонента является уровень существующих личностных знаний обучаемого. На наш взгляд, эффективность ресурсов оптимальным образом определяет уровень достигнутых компетенций будущего специалиста-профессионала;
«Клиент процесса» - потребитель результатов процесса, степень удовлетворенности которого является оценкой эффективности процесса; применительно к образовательной деятельности, клиентом процесса является сам обучаемый, его будущий работодатель и общество в целом;
«Входы процесса» - входные объекты (обучаемые, информация или клиенты), которые преобразуются в выходы процесса в ходе его выполнения;
Компоненты процесса образовательной деятельности.
«Выходы процесса» - обучаемый, обладающий необходимым достигнутым уровнем компетенции, а также знаниями и умениями в определенном направлении подготовки;
Показателями результативности процесса могут служить качественные и количественные индикативные показатели, параметры контроля и мониторинга позволяющие оценить результативность образовательного процесса, обеспечивающие возможность поддержки управляющих решений;
«Сеть процессов образовательной деятельности» - интеграция взаимосвязанных и взаимосогласованных процессов в единую систему для формирования современного специалиста, востребованного на рынке труда.
Приведенная схема образовательного процесса, описанная в соответствии с процессным подходом, построена на документации системы менеджмента качества. Использование процессного подхода к управлению образовательной деятельностью предполагает создание эффективных управленческих моделей с наборами соответствующих критериев, все виды деятельности учебного заведения рассматриваются как совокупность иерархических процессов, ориентированных на реализацию поставленных стратегических целей - подготовку востребованного специалиста-выпускника.
Управление образовательной
Используя в качестве основы направленность на конечный результат, процессный подход обеспечивает:
Таким образом, за счет описания процессов образовательной деятельности, определения показателей их эффективности и результативности владельцы процессов и структуры управления образованием получают единую технологию выполнения всех действий образовательного процесса.
Дальнейшая детализация
Таким образом, процессный подход к управлению образованием и использование всех его структур позволят направить образовательную деятельность на управление по результатам в условиях непрерывного мониторинга, тем самым обеспечивая максимальное удовлетворение потребителей процесса - самих обучаемых и общества, как потребителя образовательных услуг.
2. ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
2.1. Сущность стратегического управления
Стратегия (англ. strategy) - обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей управления на основе выбранных критериев (показателей) и эффективного распределения ресурсов. Стратегический менеджмент (управление) предполагает наличие пяти элементов: умения смоделировать ситуацию (выявить проблемы); умения выявить необходимые изменения (сформулировать цели); умения разработать стратегию изменений (базовые стратегии); умения использовать различные способы воздействия (внедрение и реализация стратегии); умения вносить коррективы в стратегию (управление изменениями).
Стратегическое планирование - это процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей организации анализа проблем развития, выбора базовых стратегий и прогнозирования социально - экономического развития с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем.
Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим принимать долгосрочные решения в условиях неопределенности будущего развития и влияния внешней среды. Его задача заключается в обеспечении нововведений и организационных изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде. Планировании стратегии не завершается каким - либо немедленным действием или быстрыми результатами.
Процесс стратегического планирования требует как формальных, так и неформальных процедур его реализации. Чтобы разобраться и правильно оценить взаимосвязи, взаимодействие, и взаимообусловленность всех подразделений организации, видов ее деятельности и достаточно сложную систему планов, процесс планирования нужно организовать и формализировать.
Формализация процесса
планирования и включение в функциональные
обязанности руководителей
Включение в систему
планирования современной вычислительной
техники, экономико - математических методов
и моделей позволяет
Процесс стратегического планирования значительно отличается от процесса принятия оперативных решений. Здесь нужно решать задачи, связанные с выбором альтернативных решений. Это относиться к выбору целей организации, распределению ресурсов, выбору стратегических задач. Поиск альтернативных решений во многом обусловлен адаптивным характером стратегического планирования. Адаптивность - непременное условие стратегического плана- реализуется через ситуационный подход и предполагает наличие альтернативного плана и стратегии, на которые может переходить образовательное учреждение. Это реакция на перемены, происходящие в его внешнем окружении.
Сущность процесса стратегического планирования сводится к поиску ответов на вопросы:
1. Каково настоящее положение образовательного учреждения?
2. какова стратегическая ситуация, в которой оно находится?