Менеджмент: сущность и основные категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 19:33, контрольная работа

Описание работы

Деятельность человека является основой его существования. Трудовая деятельность человека многогранна и сложна. Большинство видов трудовой деятельности требует усилий не отдельного человека, а группы людей, т. е. коллективного труда. Целенаправленный коллективный труд требует его организации. Организационные действия отличаются по своей сущности от труда физического. При всем многообразии подходов под организацией труда будем понимать совокупность целенаправленных действий по обеспечению совместного труда, направленного на эффективное использование всего комплекса ресурсов. Такой труд называется управленческим.

Содержание работы

1. Сущность и роль менеджмента в деятельности человека
2. Исходные понятия общей теории управления и их связь с менеджментом
3. Сфера деятельности менеджеров
4. Логическая взаимосвязь менеджмента с другими дисциплинами
Список литературы

Файлы: 1 файл

Менеджмент сущность и основные категории.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

Сегодня существует две точки зрения в отношении этой области знаний. Люди, склонные к системному анализу и обобщениям, представляют управление как науку о сложных системах, их характеристиках и классификациях. Выделяя общие свойства различных систем, значительно отличающихся одна от другой по своим свойствам (элементам, структуре, размерам, характерным особенностям), научная методология требует применения более точных методов, чем практика, основанная на опыте. Прагматики, строящие свои выводы на здравом смысле, опыте и интуиции, не отвергая научности управления, используют термин «искусство управления». Не прибегая к дискуссии по поводу существующих точек зрения, попытаемся разобраться в причинах их использования.

Управление как наука. Наука отражает общие свойства, инвариантные в явлениях и процессах. Любая наука имеет свой предмет исследования. В данном случае к предметам, исследуемым наукой управления, отнесем явления и процессы, характерные для определенного класса систем. Мы будем рассматривать класс производственных систем, призванных производить полезные товары или оказывать услуги. Однако это не означает, что наука управления не рассматривает других классов систем, таких как институты государственной власти.

Управленческая мысль XX и XXI века делает особый упор на превращение управления в науку. Лютер Гьюлик, теоретик в области управления, заявляет, что управление становится наукой, потому что она систематически изучает явления, которые сгруппированы в различные теории, и потому что «стремится на систематизированной основе понять, почему и как люди систематически работают вместе для достижения определенных целей и для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества».

Основа всякой науки - это возможность объективно измерить изучаемые явления. Многие процессы в управленческой практике трудно поддаются измерению вследствие отсутствия механизма их описания и анализа. Это дает пищу руководителям-практикам для утверждения, что управление является скорее искусством, которому можно научиться только через опыт, и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант.

На сегодняшний день можно признать лишь некоторую ограниченность теории и научных исследований в области управления.

В пользу утверждения, что управление - это сложная наука, говорит главный аргумент научности - наличие общих принципов управления, определяющих различные

Менеджеры всех уровней управления участвуют в выполнении всех функций управления. Однако сфера их деятельности и сложность выполняемых работ существенно зависит от уровня управления.

Менеджеры высшего уровня представлены первыми руководителями предприятия, обеспечивают интересы и потребности собственников, разрабатывают стратегию деятельности организации, разрабатывают политику, осуществляют общее и текущее регулирование процессов. Эта категория менеджеров представляет институциональный уровень управления.

Менеджеры среднего уровня обеспечивают реализацию решений, принятых руководством высшего уровня, и осуществляют управление работниками (исполнителями) низового уровня. Этот уровень менеджмента представлен руководителями подразделений, операционными менеджерами, организаторами производства. Эта категория менеджеров также называется управленческим уровнем.

Менеджеры низового уровня осуществляют руководство непосредственно исполнителями. На этом уровне находятся мастера, начальники производственных участков и т. п. Менеджеры технического уровня занимаются ежедневными операциями, обеспечивающими эффективную работу управляемых объектов.

Менеджмент как структурный орган управления. Функции управления реализуются менеджерами на разных управленческих уровнях. Реализуя функции управления, менеджеры проявляют свои знания и умения осуществлять управленческие процессы. Выполняя конкретную роль в процессах менеджмента, менеджеры создают структуру аппарата управления. Поэтому структура аппарата управления ассоциируется с понятием менеджмент. Такое представление позволяет использовать термин "менеджмент" вместо термина "аппарат управления".

Термин "УПРАВЛЕНИЕ" в словарях русского языка имеет следующие значения:

Действие по управлению техническими средствами.

Руководить, направлять деятельность, работу кого-либо (животного, человека).

Административное учреждение или административный орган внутри какого-либо учреждения.

Из этих определений видно, что термин "управление" имеет более широкое значение по сравнению с менеджментом. Этот термин используется для определения действий человека как по управлению техническими средствами (автомобилем, пароходом и т.д.) или животными (лошадью), так и в отношении управления людьми. Управление - это процесс выполнения функций. Следовательно, менеджмент и управление являются синонимами лишь по отношению к целенаправленной и согласованной работе коллективов людей. Сущность и содержание управления, также как и менеджмента, проявляется в функциях, а, следовательно, в функциональном и технологическом разделении умственного труда.

В литературных источниках и практической деятельности существует много определений сущности менеджмента. Дать однозначное толкование содержания менеджмента сложно и, наверное, невозможно.

В современной практике термин "менеджмент" используется не только по отношению к управлению организациями, но и в сфере политических и социальных отношений. Термин "менеджмент" можно использовать по отношению к любому типу организаций: предприятию, государственному органу, учреждению по оказанию разнообразных услуг и др. Главное, что при этом необходимо помнить: термин "менеджмент" следует употреблять лишь в том случае, если объектом управления является отдельный человек, группа людей или коллектив (разновидность группы) людей, работающих в организациях, опыта, инструментом которого явились существующая теория управления и результаты научных исследований.

Именно эти составляющие помогают нам понять невероятно трудный мир организаций.

Но, к сожалению, не только многие практические работники, но и ученые забывают, что нет ничего лучшего для искусства управления, чем хорошая теория.

Теория управления.

Эта теория представляет собой наиболее общие выводы, типичные для данного класса проблем, ее выводы основаны на систематизации и суммировании знаний прошлого опыта.

А это значит, что руководитель, знающий положение науки, быстрее ориентируется в лавине фактов и явлений, упорядочивает их для себя, замечает закономерное, и на этой основе находит верное решение. Наука, теория - это не сама жизнь, а выводы из нее, логически упорядоченные, достоверность которых подтверждена практикой.

Управление - это, прежде всего, наука. Искусство управления - это дар божий руководителю, овладевшему теорией управления. Отсутствие искусства в деятельности руководителя делает управление менее эффективным, но это не значит, что управление не может существовать без искусства управления.

Исходные понятия общей теории управления

Аксиоматику и логику науки о процессах управления образуют исходные понятия и принципы общей теории управления.

Общее понятие управления.

Данная категория является исходным фундаментом общей теории управления, а также науки о процессах управления.

Следует различать общие и частные понятия управления, относящиеся к какому-либо одному объекту или виду управления.

В общем понятии управления отражаются наиболее существенные свойства. Введение в него хотя бы одного нового свойства сужает общее понятие и превращает его в частное. Например, управление общественным производством - общее, а управление промышленным производством - конкретное.

Вообще, в науке управления надо пользоваться лишь такими основными понятиями, которые имеют однозначные определения, понимаемые всеми в одном и том же смысле и ни в каком другом.

Общее понятие управления - это определение цели и факта ее достижения с помощью необходимых и достаточных способов, средств и воздействий.

Цель - конечные результаты, которых необходимо достигнуть в некоторый определенный момент времени.

 

Рис. 1.4. Взаимосвязь основных понятий общей теории управления

 


Кто или что может быть субъектом управления, осуществляющим процесс управления каким-либо объектом?

Какими свойствами должен обладать субъект управления?

Исходя из общего понятия управления, субъект должен:

                  обладать способностью сознательно определять цели;

                  разрабатывать и выбирать способы воздействия и средства достижения принятых целей;

                  обладать способностью регистрации самого факта достижения цели;

                  осуществлять процесс управления.

Среди неорганической материи нет ни одного предмета, который бы обладал перечисленными свойствами и способностями. Следовательно, субъектом управления предметы неживой природы быть не могут, потому что они, прежде всего, не могут сознательно определять цели.

В живой природе существует два типа существ: человек и остальные живые организмы. Живые организмы обладают свойством физиологической саморегуляции, т. е. осуществлять процесс управления.

Например, обезьяна может нажимать кнопки на станке. Но этого недостаточно для сознательного определения и осуществления процесса управления в целом. Поэтому на долю животных выпадает другая роль.

Следовательно, необходимыми и достаточными свойствами и способностями для управления обладает лишь человек.

Объект управления.

Управлять для достижения поставленных целей можно только процессами. Процессы могут протекать как в живой, так и в неживой природе. Управлять можно автомобилем, атомной станцией, предприятием, отраслью. Все ли это процессы управления?

Как мы уже выяснили, в неживой природе нет субъектов управления. Следовательно, в ней нет и процессов управления, ибо нет феномена, способного их осуществлять.

Отсюда следует, что процессы управления предусматривают наличие человека в другой, отличной от субъекта управления, роли. В искусственно созданных процессах человек всегда является обязательным активным элементом. Поэтому человек в процессе его производительной деятельности является основным объектом управления.

Вместе с тем, процессы протекают в конкретных предметах и представлены действиями, осуществляемыми над ними. Поэтому мы часто говорим - управление ресурсами, управление производством, управление банком.

Объект управления всегда имеет конкретное значение, свои свойства и характеристики. Поэтому введение значения объекта (О) в понятие управления превращает его из общего в конкретное, отнесенное к этому объекту.

Необходимо помнить, что процесс управления всегда направлен на человека и осуществляется человеком.

Следующим признаком науки управления является понятие отношений управления. Они представляют условия и способы реализации субъектом и объектом своих свойств.

Если имеется человек как объект управления и человек как субъект управления и они вместе признают наличие общей цели, достижение которой обеспечивают совместным трудом, то между ними возникают отношения управления. Они существуют объективно (рис. 1.4).

Отношения управления имеют очень важное свойство.

Запомните! Если не происходит обмен деятельностью между субъектом и объектом управления, то отношения остаются только отношениями. Если же субъект и объект управления начинают обмениваться результатами своей деятельности, то отношения превращаются в связи.

При этом нужно помнить, что в связи переходят только те отношения управления, которые обеспечивают обмен результатами деятельности. Остальные остаются в виде отношений.

Таким образом, отношения управления представляют собой сложный комплекс взаимосвязей и взаимодействий людей (субъектов и объектов) в процессе совместной деятельности по достижению целей.

Из этого свойства вытекает целый ряд важных понятий, относящихся к общей теории управления.

Из общего понятия управления выводится общий процесс управления.

Процесс управления - это совокупность целенаправленных действий субъекта управления по установлению связей для согласования совместных действий с объектом управления, направленных на достижение общих целей.

Если само понятие управления отражает статику и остается неизменным, то процесс управления отражает динамику осуществления управления.

Совместные действия людей возможны в том случае, если они признают общие принципы и действуют на их основе.

Главным признаком науки, в том числе и науки управления, являются общие принципы управления.

Принцип - это начало науки, теории мировоззрения, организации систем.

Под принципом управления будем понимать общепризнанное правило, обязательное для исполнения всеми участниками процесса управления. Принципы общей теории управления дополняют состав исходных понятий и совместно создают необходимые условия для развития науки о процессах управления.

Информация о работе Менеджмент: сущность и основные категории