Менеджмент: сущность и основные категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 19:33, контрольная работа

Описание работы

Деятельность человека является основой его существования. Трудовая деятельность человека многогранна и сложна. Большинство видов трудовой деятельности требует усилий не отдельного человека, а группы людей, т. е. коллективного труда. Целенаправленный коллективный труд требует его организации. Организационные действия отличаются по своей сущности от труда физического. При всем многообразии подходов под организацией труда будем понимать совокупность целенаправленных действий по обеспечению совместного труда, направленного на эффективное использование всего комплекса ресурсов. Такой труд называется управленческим.

Содержание работы

1. Сущность и роль менеджмента в деятельности человека
2. Исходные понятия общей теории управления и их связь с менеджментом
3. Сфера деятельности менеджеров
4. Логическая взаимосвязь менеджмента с другими дисциплинами
Список литературы

Файлы: 1 файл

Менеджмент сущность и основные категории.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

                  система общих принципов управления, определяющих правила создания, построения, функционирования и развития систем;

Подготовка менеджеров должна базироваться не только на общей теории управления, но и, естественно, на фундаментальных знаниях: экономической теории, организации финансовых рынков, банковской и страховой систем, объясняющих достаточно сложные механизмы функционирования и взаимодействия рыночных структур. Это самостоятельные дисциплины, но тесно переплетенные с дисциплинами, относящимися к науке управления.

С точки зрения автора, можно выделить следующие дисциплины, необходимые для подготовки квалифицированных отечественных менеджеров: основы менеджмента, стратегическое управление, основы маркетинга, организация процессов управления предпринимательством, бизнесом и конкретными объектами, управление персоналом, организация труда менеджера. Кроме этого, менеджер должен обладать знаниями общих и прикладных дисциплин, например, философии, истории, прикладной математики, статистики, психологии, конфликтологии и т. д.

Предмет «Основы менеджмента» должен исходить из самого понимания менеджмента как умения достигать поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения людей в самых разнообразных организациях. Следовательно, основы менеджмента должны дать представление о следующем:

1.                  о формальных организациях - коммерческих и некоммерческих, малых и крупных, методах их создания;

2.                  о выборе миссии и системы целей организации;

3.                  о способах определения факторов внешней среды и определение их влияния на деятельность организации;

4.                  о диагностике готовности организации к выполнению миссии;

5.                  о методах выбора и проектирования организационных структур управления;

6.                  о распределении ролей и делегировании полномочий в структуре аппарата управления;

7.                  о коммуникациях в организации и проектировании эффективных коммуникационных систем;

8.                  о модели управления как процессе выполнения функций менеджмента;

9.                  общих правилах принятия управленческих решений, являющихся реакцией менеджеров на возникновение различной сложности и периодичности ситуаций.

Современному менеджеру недостаточно владеть знаниями по управлению процессами, протекающими внутри предприятия. Сегодня главные предпосылки успеха деятельности предприятия отыскиваются не внутри, а вне его. Предприятие может эффективно работать, если оно сможет вовремя распознать и приспособиться к своему внешнему окружению. Из такой необходимости логично вытекает курс «Стратегическое управление», которое следует рассматривать с двух сторон:

                  с одной стороны, как систему методов стратегического планирования - четкая ориентация планового процесса на рыночные нужды, учет рынка как главного фактора внешней среды, от которого зависит будущее предприятия;

                  с другой стороны, как систему управления предприятием - структура и механизмы взаимодействия ее отдельных звеньев направлены на обеспечение выработки долгосрочной стратегии для победы в конкуренции, создание управленческого инструментария для превращения этих стратегий в текущие производственно-хозяйственные планы, подлежащие реализации на практике.

К основным характеристикам стратегического управления можно отнести:

                  анализ и выбор стратегических позиций (анализ потребителей, конкурентов, жизненных циклов технологий), анализ стратегических ресурсов, выбор стратегических зон хозяйствования;

                  стратегические аспекты технологии, их влияние на стратегию управления фирмой;

                  стратегию фирмы по отношению к обществу;

                  стратегию фирмы по отношению к международному бизнесу (интернационализация деятельности);

                  приведение потенциала фирмы в соответствие с изменчивостью ее внешней среды;

                  управление стратегическими задачами как в долгосрочном, так и в оперативном периодах.

Стратегическое управление - процесс сложный, требующий больших затрат времени и энергии. Изучающим данный предмет (студентам и предпринимателям) требуется, прежде всего, осознание его насущной необходимости для успешной деятельности предприятия.

Сегодня большинство предпринимателей в нашей стране понимают необходимость изучения маркетинга как комплексной, разносторонней и целенаправленной деятельности в области производства и рынка. В обобщенном виде деятельность менеджера в области маркетинга охватывает следующие сферы:

                  изучение рынка для получения информации о предполагаемой емкости рынка, соотношении между спросом и предложением, уровнем цен, возможном портфеле заказов, развитии производства в организациях-конкурентах, предполагаемой реакции на появление нового товара;

                  планирование ассортиментной структуры производства;

                  организация сбыта и продажи продукции;

                  рекламное обеспечение и стимулирование реализации производимой продукции;

                  правовые аспекты маркетинга.

Маркетинг для менеджера - это определенный образ действий, самостоятельная важная область менеджмента.

Самостоятельными направлениями менеджмента, базирующимися на общенаучных дисциплинах, являются: кадровый менеджмент, финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, менеджмент в области предпринимательства и бизнеса.

Отношения между названными дисциплинами точно такие же, как и отношения между любой наукой и производством.

 


Список литературы

 

1.            Мартыненко Н.М. «Основы менеджмента». К., 2003.

2.            Белоусов Р.А. Основные этапы развития и практики управления.

М., 2005.

3.                  Бобышев Д.Н., Семенцов СП. История управленческой мысли.

М, 1998.

4.              Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.

М, 2002.

5.              Питерс Т., Уотерлин Р. В поисках эффективного управления.

М, 1996.

6.              История менеджмента: Учеб. пособие /Под ред. Д.В. Валового.

М., 1997.



Информация о работе Менеджмент: сущность и основные категории