Менеджмент: сущность и основные категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 19:33, контрольная работа

Описание работы

Деятельность человека является основой его существования. Трудовая деятельность человека многогранна и сложна. Большинство видов трудовой деятельности требует усилий не отдельного человека, а группы людей, т. е. коллективного труда. Целенаправленный коллективный труд требует его организации. Организационные действия отличаются по своей сущности от труда физического. При всем многообразии подходов под организацией труда будем понимать совокупность целенаправленных действий по обеспечению совместного труда, направленного на эффективное использование всего комплекса ресурсов. Такой труд называется управленческим.

Содержание работы

1. Сущность и роль менеджмента в деятельности человека
2. Исходные понятия общей теории управления и их связь с менеджментом
3. Сфера деятельности менеджеров
4. Логическая взаимосвязь менеджмента с другими дисциплинами
Список литературы

Файлы: 1 файл

Менеджмент сущность и основные категории.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

Общие принципы отвечают на конкретные вопросы: каким должно быть научное управление, какими должны быть цели, какие способы и средства можно использовать для их достижения?

Процессы управления протекают в условиях определенных ограничений. Такими ограничениями может быть система общих принципов управления. С другой стороны, эти же принципы должны быть положены в основу оценки качества управления, т. е. оценки результатов процесса управления. В этом втором аспекте принципы превращаются в критерии оценки качества субъекта и объекта управления.

Критерий - это оценка деятельности системы в прошлом, настоящем и будущем.

Управление невозможно без такого общего элемента, как связь.

Связь - это факт однозначного взаимопонимания относительно содержания информации между двумя или более субъектами и объектами.

В процессе совместного труда они должны понимать друг друга. Поэтому между ними должна существовать обоюдная связь. Она бывает прямая (ПС) и обратная (ОС).

Связь означает передачу информации, в отличие от передачи данных. Именно информация, а не данные, считается фундаментальным понятием науки управления. Важно установить различие между данными и информацией.

Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые в данный момент не оказывают воздействия на поведение субъекта или объекта. Например, данные о погодных условиях на конкретный момент времени для человека не имеют никакого значения. Эти данные остаются только данными до тех пор, пока он не обратится к ним в связи с необходимостью выхода на улицу.

Однако данные могут превратиться в информацию, если субъект осознал ее значение. Информацией являются используемые данные.

Организованная и направленная на достижение определенной цели деятельность двух или нескольких человек, взаимодействующих друг с другом с помощью средств связи, образует чрезвычайно важное для науки управления понятие - организацию.

Под термином организация будем понимать группу людей, наделенных средствами и способами воздействия, необходимых для осуществления совместных действий, направленных на достижение общей цели.

Этот термин основополагающий при изучении основ менеджмента. Мы с Вами будем изучать все явления и определения, относящиеся к менеджменту с позиций организации.

Разумеется, приведенные понятия не исчерпывают всех применяемых в управлении определений. Остальные понятия мы будем рассматривать по ходу изложения материала.

 

3. Сфера деятельности менеджеров

 

Вышеизложенный материал дает представление, которое указывает на то, что сферой деятельности менеджера является, в первую очередь, внутренняя среда организации. Такое представление требует объяснения различий между менеджером и предпринимателем. Менеджер - это специалист, профессионально осуществляющий процессы управления в конкретной области деятельности организации. Такое определение дает обобщенное представление о профессии менеджера. Из этого определения следует, что менеджер:

                  должен обладать соответствующими знаниями и умениями, главным из которых - управлять людьми в процессе их совместной деятельности по достижению конкретного результата;

                  осуществлять свою профессиональную деятельность не вообще в организации, а в конкретной сфере ее деятельности.

Следовательно, справедливым является деление менеджеров по уровням управления и функциональным сферам деятельности. Термин "менеджер" употребляется применительно к достаточно широкой категории работников сферы управления организацией. Сложность и многогранность управленческого труда позволяет отнести к категории менеджеров как руководителей (начальников), принимающих управленческие решения, так и подчиненных, занятых подготовкой и исполнением принятых решений.

Признаком отнесения работников организации к менеджерам является конкретный вид деятельности и вклад их в обеспечение результатов. Но при этом следует помнить, что менеджеры по своему статусу делятся на руководителей и исполнителей. Руководитель наделен полномочиями принимать управленческие решения. Он всегда имеет в своем подчинении исполнителей. Исполнители призваны обеспечивать осуществление процесса управления, принимать участие в подготовке и реализации решений. Сферой деятельности исполнителей, как правило, является функциональный менеджмент.

В качестве отличительных особенностей менеджера от других специальностей являются пять базовых видов деятельности:

Менеджер устанавливает цели. Он формирует систему целей и определяет средства и способы их достижения.

Менеджер организует процессы. Он определяет ситуации, формирует содержание и состав элементов процесса управления. Организует группы людей и обеспечивает их взаимодействие в процессе достижения требуемого результата.

Менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию. Эффективным современный труд может быть при четком взаимодействии членов группы и их соответствующей мотивации. Следовательно, менеджер должен уметь использовать соответствующие методы и специфические приемы воздействия на людей.

Менеджер устанавливает показатели измерений. Менеджер определяет систему критериев и единиц измерения индивидуального и совместного труда. Он вырабатывает такие показатели, которые позволяют оценить работу каждого участника процесса, и в то же время сфокусировать их на работе всей организации.

Менеджер способствует росту людей, включая себя самого. Работа менеджера каждодневно протекает в постоянно меняющейся среде. Для того, чтобы организация функционировала эффективно в условиях новой изменяющейся среды, менеджер постоянно должен стимулировать профессиональный рост подчиненных и себя самого. Следовательно, менеджер должен обладать качествами предпринимателя и быть предприимчивым.

Предприниматель. В литературе имеются разные толкования термина "предприниматель". Обобщение разных взглядов позволяет сделать следующие выводы. Предприниматель - это человек, которому присуща потребность в самореализации на пути поиска новых идей в различных сферах деятельности, используя любую возможность сознательно действовать в условиях повышенного риска.

Смысловую основу термина "предпринимательство" составляет процесс поиска и реализации новых идей, осуществляемый предпринимателем, действия которого характеризуются надеждой на получение прибыли и готовностью к потерям. Предприниматель чаще всего является собственником своей идеи, а не собственником предприятия или капитала. Шумпетер И. выделяет три целевых мотива в деятельности предпринимателя:

                  потребность в господстве, власти, влиянии;

                  стремление к победе, стремление к успеху, который достигается в борьбе с соперником и самим собой;

                  радость творчества, которую дает самостоятельное ведение дел.

Отсюда следует, что предпринимательство и менеджмент имеют много общего.

Вместе с тем, нужно четко себе представлять, что менеджмент и предпринимательство - это два разных аспекта одного и того же процесса. Предпринимательская деятельность на современном этапе требует коллективных действий единомышленников. Поэтому предпринимателю необходимо обладать навыками менеджмента. Предприниматель, который не умеет управлять, обречен на поражение. Но не все предприниматели - хорошие менеджеры. В этом случае они должны для реализации своей идеи приглашать в команду менеджеров. В то же время, если менеджмент организации не будет стремиться к обновлению на основе новых идей, то у него нет будущего.

Источником предпринимательской деятельности является внешняя среда. Менеджмент инициируется внутренней средой организации, а внешняя среда рассматривается как источник возможностей или угроз. Поэтому распространилось мнение о том, что менеджмент и предпринимательство - разные вещи. Менеджмент должен быть ориентирован на создание такой внутренней среды, которая бы обеспечивала нужный результат и эффективность деятельности организации.

Результаты деятельности любой организации существуют за ее пределами, во внешней среде, т. е. в предпринимательстве. При этом, не каждый менеджер обладает качествами предпринимателя. В процессах управления участвуют все менеджеры, а новые идеи генерируют только менеджеры-предприниматели. Следовательно, усилия менеджмента организации должны быть направлены извне во внутрь, т. е. базироваться на принципах предпринимательства. В современных условиях, отделение менеджмента от предпринимательства противоречит самой функции и природе организации. Менеджмент организации существует ради результатов, которые достигаются во внешней среде. Отсюда вытекает модель современного менеджера.

Модель менеджера XXI века

По оценкам экспертов в области менеджмента, контуры модели менеджера XXI века будут таковы:

                  менеджер будущего - глобальный стратег, который должен понимать и знать, как управлять в конкретной международной среде;

                  он знаток технологий, в первую очередь коллективных, так как компьютерная грамотность будет исключительно важна для следующего поколения высших управляющих;

                  менеджер будущего - политик par excellence, а это значит, что внерыночные факторы, такие как локальные и национальные границы, договоры, правовые нормы и требования международных организаций, займут значительную часть времени высших управляющих;

                  менеджер будущего - лидер-новатор, ему, конечно, потребуются некоторые харизматические качества, однако он будет меньше командовать и инструктировать сотрудников, чем это делают сегодняшние менеджеры. Для того, чтобы обладать такими характеристиками, кандидатам на должность менеджера необходимо освоить много профессиональных и вспомогательных дисциплин.

 

4. Логическая взаимосвязь менеджмента с другими дисциплинами

 

Как и чему учить менеджера?

Л.Н. Толстой писал, что мудрость - не в том, чтобы знать как можно больше, а в том, чтобы знать, какие знания самые нужные, какие менее и какие еще менее нужны.

Любая наука является совокупностью взаимодействующих наук или теорий. Вместе с тем, каждую науку можно было бы рассматривать в качестве самостоятельной дисциплины, включающей в себя определенные отрасли знаний.

Первые попытки определения предмета и состава дисциплины науки управления представляются нам сейчас довольно неуклюжими.

Они и в самом деле были неуклюжими, поскольку отражали лишь отдельные аспекты сложной и комплексной науки управления, но ведь такими были и системы, которые существовали в жизни человека и которые ими исследовались. Появление системного подхода как своеобразного способа мышления и усложнение систем создали условия для нового взгляда на науку управления.

Определяя предмет и состав дисциплин науки управления, представляется целесообразным исходить из самой сути труда менеджера-управленца, результата его деятельности.

Конечным результатом работы менеджера является принятие решения. Поскольку сфера деятельности современного менеджера чрезвычайно разнообразна, а решения им принимаются в условиях воздействия значительного количества факторов внутреннего и внешнего характера, то он должен обладать знаниями в области организации производства, предпринимательства, микро- и макроэкономики, коммерческой деятельности, финансово-кредитной, социальной политики; кроме того, для использования современных методов он должен соприкасаться с широким кругом математических методов (статистики, теории вероятностей, линейного программирования и т.д.) и уметь работать на современном компьютере. А так как подобных людей среди нас очень мало, а управлять сложными системами надо, приемлемое решение может быть найдено на пути замены глубины знаний в различных областях современных научных дисциплин на их широту. Это делается в надежде на то, что знакомство менеджера с широким кругом специально подобранных предметов позволит ему принимать эффективные управленческие решения. Естественно, что для эффективного решения требуется состав дисциплин, охватывающих все главные стороны практики управления. Объединяющую роль играет общая теория управления, которая дает целостное представление о науке управления и образует ее общий теоретический фундамент.

Состав всех остальных дисциплин науки управления предопределяется исходными понятиями и системой принципов общей теории управления. Доводом в пользу изучения менеджмента в указанном аспекте является то, что необходимо проследить за последовательностью развития концепций: от формулирования общих исходных понятий в основах теории управления до тщательной разработки их в последующих курсах менеджмента. В этом проявляется объективная и логическая взаимосвязь всех дисциплин и всей системы знаний об управлении. Схематически такая логическая взаимосвязь представлена на рис. 1.5.


Рис. 1.5. Логическая взаимосвязь дисциплин по изучению менеджмента

 

Теоретические основы управления имеют следующие составляющие:

                  исходные понятия управления как науки;

                  теория систем, создаваемых для достижения поставленных целей; теория организаций, их внутренних переменных и внешней среды; общая технология управления, применяемая в управлении любыми объектами; теория структур, создающих организованность и целостность системы; отношения между людьми в системе, составляющими субъект и объект управпроцессы управления, их общее содержание и сущность; теория принятия решений.

Информация о работе Менеджмент: сущность и основные категории