Менеджмент. Сущность становления. Функции и применение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

Целью освоения курса “Менеджмент” является изучение основных концепций и подходов к управлению организацией, разработанных наукой и практикой как за рубежом, так и в нашей стране, формирование современного управленческого мировоззрения, мышления, умений и навыков по принятию и реализации управленческих решений.

Файлы: 1 файл

ВведdПред1.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)


ВВЕДЕНИЕ

Наука об управлении является междисциплинарной и опирается на результаты исследований во многих отраслях знания. Теоретической и методологической основой курса “Менеджмент” является общее и функциональное управление организацией, а также такие дисциплины, как социология, психология и философия.

В свою очередь, курс “Менеджмент” рассматривается  как теоретико-методологическая дисциплина, которая является фундаментальной  базой для изучения таких взаимосвязанных  дисциплин, как теория организации; организационное поведение; стратегический, инновационный, и корпоративный менеджмент, управление персоналом и др.

Целью освоения курса “Менеджмент” является изучение основных концепций  и подходов к управлению организацией, разработанных наукой и практикой  как за рубежом, так и в нашей стране, формирование современного управленческого мировоззрения, мышления, умений и навыков по принятию и реализации управленческих решений.

Понятие и сущность менеджмента  меняются в соответствии с развитием  человеческого общества, приобретают новые черты и особенности. Роль менеджмента и отношение к нему существенно трансформируются.

В XXI в. значение управления как особого вида человеческой деятельности в жизни мирового сообщества значительно возросло, расширились традиционные границы управления. Растет потребность в систематизации знаний о менеджменте как о современной системе взглядов на управление у студентов, посвятивших себя важной для общества и увлекательной карьере специалиста по организации и управлению.

В связи с этим задача преподавателя состоит в том, чтобы помочь будущим менеджерам не только усвоить знания в области менеджмента и сопряженных с ним экономических и социальных наук, но сформировать и укрепить определенные •навыки, необходимые для управления организацией в XXI в.

Поэтому при изучении дисциплины “Менеджмент” упор должен делаться на конкретные механизмы и навыки развития лидерских качеств и использование  “поведенческих подходов” к управлению. Серьезное внимание должно уделяться изучению методов поощрения инициативы и новаторства, всемерному расширению предпринимательской активности. Материалы для изучения основных вопросов курса “Менеджмент” должны разрабатываться как инструмент освоения конкретных

 

 

 

 

 

 

 

.

1.МЕНЕДЖМЕНТ: СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ

1. 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1.1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ  ПОНЯТИЯ “МЕНЕДЖМЕНТ”

Термин “менеджмент” пришел в Россию вместе с кардинальными изменениями в экономике и жизни общества, отразив необходимость создания принципиально новой системы управления в России, адекватной рыночным отношениям.

Таким образом, управление в менеджмента.

Управление  является более широкий, обобщающим понятием по отношению к понятию менеджмент. Управление как целенаправленная деятельность человека включает в себя упорядочение, регулирование взаимодействия и создание условий для функционирования и развития различных объектов и процессов в природе, обществе и технике. Например, если речь идет о государственных органах любого уровня, то более правильно использовать .термин “государственное управление”.                                          '

Менеджмент, в  свою очередь, предполагает управление именно рыночной организацией, организацией, которая нацелена на получение прибыли. Поэтому отличительными особенностями менеджмента являются: 

• ориентация фирмы на удовлетворение потребностей рынка;

• ориентация на постоянное повышение эффективности производства;

• децентрализация и свобода в принятии решений;

• разработка стратегических целей и программ и их постоянная корректировка в зависимости от состояния рынка. До сих пор не существует единой точки зрения на определение понятия менеджмента. В настоящее время наиболее распространенной позицией является взгляд на менеджмент как на процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации. Эта точка зрения отражает подход к определению понятия менеджмент как к процессу. Кроме этого подхода в определениях часто подчеркивается, что менеджмент -особый вид деятельности человека, т.е. функция по управлению самостоятельным видом деятельности, которая реализуется через выполнение управленческих действий - функций управления. Наряду с этими подходами, наиболее часто используются подходы к определению менеджмента как искусства управления; как науки, т.е. совокупности научных, знаний и практического опыта; как аппарата управления и группы людей, управляющих организацией.

Суммируя вышесказанное, управление •_ это:

• широкое понятие, используемое как в социальных, так и в технических системах;

• в социальных системах возникает как обособленная функция некоторых членов организации;

• особый, специфический  вид профессиональной деятельности;

• всегда имеет  дело с людьми;

• с одной  стороны - искусство управления, с  другой - регулярный технологический процесс;

• характерно для  любой организации, организация  невозможна без управления. Менеджмент - это:

• понятие, вошедшее в российскую теорию и практику управления 8-10 лет назад;

• во многом - синоним  “управления”;

• особый тип управления, характерный для коммерческих организаций, ориентированных на прибыль;

• в современный  период имеет расширительный характер, распространяется на некоммерческие организации, административную сферу;

• американизированный  тип управления;

• в настоящее  время это понятие чрезвычайно  популярно и конъюнктурно, что  является отражением большой общественной потребности.

Понятие “менеджмент” включает в себя следующее содержание, это:

управление  рыночной организацией;

самостоятельный вид деятельности, функция, процесс;

совокупность  научных знаний и практического  опыта;

искусство управления;

группа высших руководителей организации.

1.1.2. МЕНЕДЖМЕНТ КАК ФУНКЦИЯ И ПРОЦЕСС  УПРАВЛЕНИЯ

Управление  как особый вид деятельности зародилось примерно семь тысячелетий назад, с появлением общин и первичным разделением труда, но только в XVIII в. управление выделилось в отдельную функцию, которая по своему назначению и содержанию отличается от производственной функции. Это было связано с появлением крупного машинного производства и зарождением капитализма. Именно тогда менеджмент отделился от собственности и выделился в особый вид профессиональной деятельности, отличный от других видов деятельности в организации.

Управление  как функция реализуется через  выполнение специфических управленческих действий, получивших название функций управления. Состав первых универсальных функций управления был определен французским ученым А. Файолем. К ним были отнесены:

предвидение;

организация;

распорядительство;

согласование; '

контроль.

В последующем  состав и содержание основных функций  не раз пересматривались вместе с  развитием теории и практики управления, поэтому в современных работах можно встретить различные подходы к определению функций управления.

Процесс выполнения основных функций управления называется процессом управления. Процесс предполагает взаимосвязь отдельных управленческих функций, их протяженность во времени и пространстве, интеграцию всех видов деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку и их направленность на достижение целей организации. При этом внимание фокусируется на взаимосвязанности отдельных управленческих действий, каждое из которых, в свою очередь, является процессом. Процесс управления требует определенных затрат времени, материальных и других ресурсов.

Таким образом, процесс управления можно представить  как последовательность следующих  действий.

1. Планирование (цели, стратегия, планы, программы).

2. Организация  (организационная структура, порядок  взаимодействия, распределение задач).

3. Мотивация  (управление персоналом, стимулы  к работе).

4. Контроль (управленческий  и финансовый учет, отчетность, анализ выполнения планов).

5. Координация  (управленческое действие, пронизывающее и связывающее все остальные).

Для того чтобы выполнить каждую функцию управления, приходится решать целый ряд проблем управления и принимать множество управленческих решений, в результате которых управляемый объект приводится в желаемо”-состояние. В сущности, все взаимосвязанные управленческие действия направлены на принятие решений для реализации целей организации. Поэтому процесс управления также можно определить как совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, разработкой, принятием и организацией выполнения управленческих решений.

1.1.3. МЕНЕДЖМЕНТ КАК АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ

Когда говорят  “менеджмент компании”, нередко  подразумевают аппарат управления, как обязательный орган любой  современной организации. Аппаратный подход к управлению предполагает повышенное внимание к проблемам проектирования и развития структур управления, централизации  и децентрализации в распределении функций управления, связям между ячейками и уровнями управления. Менеджмент должен определить организационные размеры структурных подразделений, их права и обязанности, систему взаимодействий и информационных связей с другими подразделениями, масштаб управления и охват контролем. Он должен поставить задачи перед подразделениями и наделить их необходимыми ресурсами. От умелого решения всех этих вопросов и своевременной корректировки и изменения структуры очень сильно зависит успех функционирования организации.

Люди. занятые  в аппарате управления - это люди, непосредственно осуществляющие процесс управления посредством профессионального выполнения управленческих функций. В современных организациях они называются менеджерами или руководителями, функции и задачи менеджеров:

• обеспечивают выполнение организацией ее основного  предназначения и способствуют достижению целей организации;

• устанавливают  и координируют взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;

• разрабатывают  стратегии поведения организации  в изменяющемся окружении;

• являются основным информационным звеном связи организации с ее окружением;

• несут ответственность за результаты деятельности организации и др.

Управленческая  деятельность в организации отличается чрезвычайным разнообразием. Теоретиками  менеджмента предложено множество  моделей, которые по-своему верно  описывают те или иные особенности труда руководителя, но ни одна из них не в состоянии полностью охватить сущностное содержание этой деятельности и передать специфику, которая отличает руководство от всех иных профессий. Труд руководителя сложен и многогранен. Руководить людьми, объединенными в организацию, - значит добиваться намеченных результатов, мобилизуя их на эффективный совместный труд.

1.1.4. МЕНЕДЖМЕНТ КАК НАУКА Н ИСКУССТВО

Наука и искусство  менеджмента - одно из важнейших достижений XX в.

Менеджмент  как научная дисциплина имеет очень длительную предысторию и очень короткую историю. Примитивная социальная организация, требующая управления, существовала уже при первобытно-общинном строе. В качестве самостоятельного вида деятельности управление известно примерно с XVIII в. Менеджмент как наука оформился гораздо позднее. Большинство теоретиков в области менеджмента сходятся во мнении, что точкой отсчета можно считать начало XX в., когда Анри Файоль во Франции, Фредерик Тейлор в США и Вальтер Ратенау в Германии опубликовали свои первые работы по управлению и научной организации труда. Правда, не все исследователи согласны с такой точкой зрения. Например, один из самых известных в мире исследователей в области менеджмента Питер Друкер в одной из своих последних работ изменил общепризнанную точку отсчета, утверждая, что менеджмент выделился в самостоятельную дисциплину лишь после Второй мировой войны из “науки, которая тогда называлась бизнес-экономикой, а сегодня называется микроэкономикой*.              ,

В течение XX в. взгляды на управление как на особый вид деятельности изменялись по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовались технологии производства, появлялись новые средства связи и обработки информации. Вместе с взглядами на управление развивалась и наука управления. Менялась практика управления - изменялось и учение об управлении. Однако управленческая мысль не играла роль пассивного следования за практикой менеджмента. Именно выдвинутые и сформулированные ведущими исследователями в области управленческой мысли новые идеи в области менеджмента и новые подходы к осуществлению управления являлись теми рубежами, начиная с которых происходили широкие преобразования в практике управления. Поэтому можно с уверенностью сказать, что наука управления двигалась вперед вслед за развитием искусства управления, а искусство управления совершенствуется на базе новейших достижений управленческой мысли,

В деятельности руководителя современной компании существенную роль играют творческие операции, но формализации они не поддаются, поскольку механизмы интеллектуальной деятельности до сих пор не изучены. Следовательно, деятельность по руководству организацией и людьми в этой организации представляет особую форму искусства - это свободное творчество, опирающееся на научный фундамент. Как

говорили Дж. Грейсон и К.0. Делл, для любого человека творческой профессии - артиста, спортсмена или менеджера -вдохновение и стремление к победе являются критическими моментами в достижении высоких результатов.

Информация о работе Менеджмент. Сущность становления. Функции и применение