Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 10:01, курсовая работа
Целью освоения курса “Менеджмент” является изучение основных концепций и подходов к управлению организацией, разработанных наукой и практикой как за рубежом, так и в нашей стране, формирование современного управленческого мировоззрения, мышления, умений и навыков по принятию и реализации управленческих решений.
ВВЕДЕНИЕ
Наука об управлении является междисциплинарной и опирается на результаты исследований во многих отраслях знания. Теоретической и методологической основой курса “Менеджмент” является общее и функциональное управление организацией, а также такие дисциплины, как социология, психология и философия.
В свою очередь, курс “Менеджмент” рассматривается как теоретико-методологическая дисциплина, которая является фундаментальной базой для изучения таких взаимосвязанных дисциплин, как теория организации; организационное поведение; стратегический, инновационный, и корпоративный менеджмент, управление персоналом и др.
Целью освоения курса “Менеджмент” является изучение основных концепций и подходов к управлению организацией, разработанных наукой и практикой как за рубежом, так и в нашей стране, формирование современного управленческого мировоззрения, мышления, умений и навыков по принятию и реализации управленческих решений.
Понятие и сущность менеджмента меняются в соответствии с развитием человеческого общества, приобретают новые черты и особенности. Роль менеджмента и отношение к нему существенно трансформируются.
В XXI в. значение управления как особого вида человеческой деятельности в жизни мирового сообщества значительно возросло, расширились традиционные границы управления. Растет потребность в систематизации знаний о менеджменте как о современной системе взглядов на управление у студентов, посвятивших себя важной для общества и увлекательной карьере специалиста по организации и управлению.
В связи с этим задача преподавателя состоит в том, чтобы помочь будущим менеджерам не только усвоить знания в области менеджмента и сопряженных с ним экономических и социальных наук, но сформировать и укрепить определенные •навыки, необходимые для управления организацией в XXI в.
Поэтому при изучении дисциплины
“Менеджмент” упор должен делаться на
конкретные механизмы и навыки развития
лидерских качеств и
.
1. 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1.1.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К
Термин “менеджмент” пришел в Россию вместе с кардинальными изменениями в экономике и жизни общества, отразив необходимость создания принципиально новой системы управления в России, адекватной рыночным отношениям.
Таким образом, управление в менеджмента.
Управление
является более широкий, обобщающим
понятием по отношению к понятию менеджмент.
Управление как целенаправленная деятельность
человека включает в себя упорядочение, регулирование
взаимодействия и создание условий для
функционирования и развития различных
объектов и процессов в природе, обществе
и технике. Например, если речь идет о государственных
органах любого уровня, то более правильно
использовать .термин “государственное
управление”.
Менеджмент, в свою очередь, предполагает управление именно рыночной организацией, организацией, которая нацелена на получение прибыли. Поэтому отличительными особенностями менеджмента являются:
• ориентация фирмы на удовлетворение потребностей рынка;
• ориентация на постоянное повышение эффективности производства;
• децентрализация и свобода в принятии решений;
• разработка стратегических целей и программ и их постоянная корректировка в зависимости от состояния рынка. До сих пор не существует единой точки зрения на определение понятия менеджмента. В настоящее время наиболее распространенной позицией является взгляд на менеджмент как на процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации. Эта точка зрения отражает подход к определению понятия менеджмент как к процессу. Кроме этого подхода в определениях часто подчеркивается, что менеджмент -особый вид деятельности человека, т.е. функция по управлению самостоятельным видом деятельности, которая реализуется через выполнение управленческих действий - функций управления. Наряду с этими подходами, наиболее часто используются подходы к определению менеджмента как искусства управления; как науки, т.е. совокупности научных, знаний и практического опыта; как аппарата управления и группы людей, управляющих организацией.
Суммируя вышесказанное, управление •_ это:
• широкое понятие, используемое как в социальных, так и в технических системах;
• в социальных системах возникает как обособленная функция некоторых членов организации;
• особый, специфический вид профессиональной деятельности;
• всегда имеет дело с людьми;
• с одной стороны - искусство управления, с другой - регулярный технологический процесс;
• характерно для любой организации, организация невозможна без управления. Менеджмент - это:
• понятие, вошедшее в российскую теорию и практику управления 8-10 лет назад;
• во многом - синоним “управления”;
• особый тип управления, характерный для коммерческих организаций, ориентированных на прибыль;
• в современный период имеет расширительный характер, распространяется на некоммерческие организации, административную сферу;
• американизированный тип управления;
• в настоящее время это понятие чрезвычайно популярно и конъюнктурно, что является отражением большой общественной потребности.
Понятие “менеджмент” включает в себя следующее содержание, это:
управление рыночной организацией;
самостоятельный вид деятельности, функция, процесс;
совокупность научных знаний и практического опыта;
искусство управления;
группа высших руководителей организации.
1.1.2.
МЕНЕДЖМЕНТ КАК ФУНКЦИЯ И
Управление как особый вид деятельности зародилось примерно семь тысячелетий назад, с появлением общин и первичным разделением труда, но только в XVIII в. управление выделилось в отдельную функцию, которая по своему назначению и содержанию отличается от производственной функции. Это было связано с появлением крупного машинного производства и зарождением капитализма. Именно тогда менеджмент отделился от собственности и выделился в особый вид профессиональной деятельности, отличный от других видов деятельности в организации.
Управление как функция реализуется через выполнение специфических управленческих действий, получивших название функций управления. Состав первых универсальных функций управления был определен французским ученым А. Файолем. К ним были отнесены:
предвидение;
организация;
распорядительство;
согласование; '
контроль.
В последующем состав и содержание основных функций не раз пересматривались вместе с развитием теории и практики управления, поэтому в современных работах можно встретить различные подходы к определению функций управления.
Процесс выполнения основных функций управления называется процессом управления. Процесс предполагает взаимосвязь отдельных управленческих функций, их протяженность во времени и пространстве, интеграцию всех видов деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку и их направленность на достижение целей организации. При этом внимание фокусируется на взаимосвязанности отдельных управленческих действий, каждое из которых, в свою очередь, является процессом. Процесс управления требует определенных затрат времени, материальных и других ресурсов.
Таким образом, процесс управления можно представить как последовательность следующих действий.
1. Планирование (цели, стратегия, планы, программы).
2. Организация
(организационная структура,
3. Мотивация (управление персоналом, стимулы к работе).
4. Контроль (управленческий и финансовый учет, отчетность, анализ выполнения планов).
5. Координация (управленческое действие, пронизывающее и связывающее все остальные).
Для того чтобы выполнить каждую функцию управления, приходится решать целый ряд проблем управления и принимать множество управленческих решений, в результате которых управляемый объект приводится в желаемо”-состояние. В сущности, все взаимосвязанные управленческие действия направлены на принятие решений для реализации целей организации. Поэтому процесс управления также можно определить как совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, разработкой, принятием и организацией выполнения управленческих решений.
1.1.3. МЕНЕДЖМЕНТ КАК АППАРАТ
Когда говорят
“менеджмент компании”, нередко
подразумевают аппарат
Люди. занятые в аппарате управления - это люди, непосредственно осуществляющие процесс управления посредством профессионального выполнения управленческих функций. В современных организациях они называются менеджерами или руководителями, функции и задачи менеджеров:
• обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения и способствуют достижению целей организации;
• устанавливают и координируют взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;
• разрабатывают
стратегии поведения
• являются основным информационным звеном связи организации с ее окружением;
• несут ответственность за результаты деятельности организации и др.
Управленческая деятельность в организации отличается чрезвычайным разнообразием. Теоретиками менеджмента предложено множество моделей, которые по-своему верно описывают те или иные особенности труда руководителя, но ни одна из них не в состоянии полностью охватить сущностное содержание этой деятельности и передать специфику, которая отличает руководство от всех иных профессий. Труд руководителя сложен и многогранен. Руководить людьми, объединенными в организацию, - значит добиваться намеченных результатов, мобилизуя их на эффективный совместный труд.
1.1.4.
МЕНЕДЖМЕНТ КАК НАУКА Н
Наука и искусство менеджмента - одно из важнейших достижений XX в.
Менеджмент как научная дисциплина имеет очень длительную предысторию и очень короткую историю. Примитивная социальная организация, требующая управления, существовала уже при первобытно-общинном строе. В качестве самостоятельного вида деятельности управление известно примерно с XVIII в. Менеджмент как наука оформился гораздо позднее. Большинство теоретиков в области менеджмента сходятся во мнении, что точкой отсчета можно считать начало XX в., когда Анри Файоль во Франции, Фредерик Тейлор в США и Вальтер Ратенау в Германии опубликовали свои первые работы по управлению и научной организации труда. Правда, не все исследователи согласны с такой точкой зрения. Например, один из самых известных в мире исследователей в области менеджмента Питер Друкер в одной из своих последних работ изменил общепризнанную точку отсчета, утверждая, что менеджмент выделился в самостоятельную дисциплину лишь после Второй мировой войны из “науки, которая тогда называлась бизнес-экономикой, а сегодня называется микроэкономикой*. ,
В течение XX в. взгляды на управление как на особый вид деятельности изменялись по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовались технологии производства, появлялись новые средства связи и обработки информации. Вместе с взглядами на управление развивалась и наука управления. Менялась практика управления - изменялось и учение об управлении. Однако управленческая мысль не играла роль пассивного следования за практикой менеджмента. Именно выдвинутые и сформулированные ведущими исследователями в области управленческой мысли новые идеи в области менеджмента и новые подходы к осуществлению управления являлись теми рубежами, начиная с которых происходили широкие преобразования в практике управления. Поэтому можно с уверенностью сказать, что наука управления двигалась вперед вслед за развитием искусства управления, а искусство управления совершенствуется на базе новейших достижений управленческой мысли,
В деятельности руководителя современной компании существенную роль играют творческие операции, но формализации они не поддаются, поскольку механизмы интеллектуальной деятельности до сих пор не изучены. Следовательно, деятельность по руководству организацией и людьми в этой организации представляет особую форму искусства - это свободное творчество, опирающееся на научный фундамент. Как
говорили Дж. Грейсон и К.0. Делл, для любого человека творческой профессии - артиста, спортсмена или менеджера -вдохновение и стремление к победе являются критическими моментами в достижении высоких результатов.
Информация о работе Менеджмент. Сущность становления. Функции и применение