Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 10:01, курсовая работа
Целью освоения курса “Менеджмент” является изучение основных концепций и подходов к управлению организацией, разработанных наукой и практикой как за рубежом, так и в нашей стране, формирование современного управленческого мировоззрения, мышления, умений и навыков по принятию и реализации управленческих решений.
Следует отметить, что развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явлений:
• цели и задачи;
• человек;
• управленческая деятельность.
• Для начальной стадии развития учений об управлении, когда закладывались основы современного представления об управлении, был характерен упор на какое-то одно из этих явлений. Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления, все большее развитие стал получать синтетический подход, увязывающий эти и другие аспекты в единое и органичное целое.
1.2. ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА:
ЭТАПЫ И КЛАССИЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ
1.2.1. ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В XX в.
Развитие управления как научной дисциплины не представляло собой серию последовательных шагов вперед. Скорее это было несколько подходов, которые часто совпадали. Объекты управления - это и техника, и люди. Следовательно, успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях, таких, как математика, инженерные науки, психология, социология и др. По мере того как развивались эти области знания, исследователи в области теории управления, теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. Эти знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к управлению.
Развитие науки управления характеризуется множеством школ и подходов, разрабатывавших те или иные аспекты менеджмента. Ориентация той или иной школы менеджмента во многом зависит от факторов, доминирующих в науке и производстве на данный момент.
Доминирующие факторы первой половины XX в.:
• отделение управления от собственности;
• рост крупных организаций;
• развитие наук о человеке;
• развитие точных наук;
• утверждение рыночных отношений.
Ориентация научных школ управления первой половине XX в.:
• закономерности и принципы управления;
• разделение труда, функций и ответственности;
• человеческие отношения, мотивы и стимулы;
• социальные системы.
Доминирующие факторы второй половины XX в.:
• революционные перемены в технологии;
• сложность и наукоемкость производства;
• глобализация производства и рынков;
• информационные технологии;
• многообразие потребительского спроса.
Ориентация научных школ второй половины XX в.:
• системный подход к управлению;
• организационный потенциал и организационная культура;
• бихевиоризм;
• реинжиниринг;
• концепция внутренних рынков;
• теория институтов и институциональных изменений;
• теория альянсов;
• приоритет социальных целей.
1.2.2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ШКОЛЫ НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Научное управление < 1885-1920) наиболее теснс связано с работами Ф.У. Тейлора, Г. Гантта, ф. Гилберта Г. Форда, Г. Эмерсона. Эти создатели школы научного управления занимались изучением труда отдельного рабочего и полагали, что. используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.
Фредерик У. Тейлор (1856-1915)
Основная работа - “Принципы научного управления” (1911:
• Создал первую систему научного управления.
Цель системы Тейлора - обеспечить максимальную прибыль владельцу предприятия, заставляя рабочего трудиться с максимальным напряжением сил. Основные положения системы Тейлора:
разложение трудового процесса на элементарные “частицы" Хронометраж трудовых операций;
эргономические орудия труда;
нормализация приемов и условий труда;
ориентация на лучшего рабочего;
сдельная форма оплаты труда;
точные инструкции каждому работнику;
выполнение каждым работником только той работы, на которую он наиболее способен;
.“ отбор работников на основе научно определенных признаков, их обучение и тренировка;
учет и контроль всех видов работ;
отделение административной работы от исполнительской, введение института мастеров, осуществляющих руководство рабочими;
попытка объединить сотрудничество администрации и работников.
Большим вкладом школы научного управления стала разработка новых прогрессивных систем оплаты труда работников, внедрение которых привело к существенному росту производительности труда.
Сдельная и премиальная системы заработной платы:
• Ф. Тейлор: рабочие должны получать заработную плату пропорционально своему вкладу, т.е. сдельную. Рабочие, которые производят больше установленной дневной нормы, должны получать большую оплату, т.е. дифференцируя сдельную оплату труда.
• Г.Гантт: рабочему
гарантирована недельная
Принципы организации производства Г. Форда:
• замена ручной работы машинной;
• максимум разделения труда;
• специализация;
6. Подчиненность
личных интересов общим - интересы
организации имеют
7. Вознаграждение
персонала - получение работниками
справедливого вознаграждения
8. Централизация - естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. В настоящее время наиболее актуальным является вопрос о правильном соотношении централизации и децентрализации управления. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.
9. Скалярная цепь - “цепь начальников” - неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии управления, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, и заканчивая руководителем низового звена.
10. Порядок - всё и все на своем месте, рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте.
11. Справедливость
- установленные правила и
12. Стабильность персонала - стабильность рабочего места для персонала, установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.
13. Инициатива -
поощрение работающих к
14. Корпоративный дух - “в единении - сила” - гармония интересов персонала и организации, единство усилий.
1.2.5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К
Развитие таких наук, как психология и социология, и дальнейшее совершенствование методов исследования систем управления сделали изучение поведения на рабочем месте в большей степени строго научным. Среди наиболее крупных фигур периода развитии школы человеческих отношений и поведенческих наук (1930 г. - настоящее время) в первую очередь можно упомянуть Элтона Мэйо, Абрахама Мае-лоу, Ренсиса Лайкерта, Мэри Паркер Фоллет, Дугласа Мак-Гре-гора, Фредерика Герцберга. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета руководителя, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни. Мы коснемся их работ не только в этом параграфе, но и в связи с соответствующими темами далее.
Школа человеческих отношений и поведенческих наук (ЭО-е годы, США):
• Хоторновский эксперимент (Э. Мэйо, новый взгляд на работу “в команде”);
• бихевиоризм (“управлять людьми - значит управлять их поведением”);
• иерархия человеческих потребностей А. Маслоу;
• теория “X” и “V” Д. Мак-Грегора.
Ключевые положения школы человеческих отношений и поведенческих наук:
• коллектив как особая социальная группа;
• люди - это капитал и главный источник эффективного развития;
• затраты на человека - активы компании, которые надо правильно использовать;
• межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работника;
• идея гармонии труда и капитала, достигаемая при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных лиц. С точки зрения Мэри Паркер Фоллет (1868-1933):
• менеджер должен отказаться от формальных взаимодействий с рабочими, не опираться на должностную власть;
• менеджер должен быть лидером, признанным рабочими;
• гибкость и гармония во взаимоотношениях между менеджерами и рабочими;
• в управлении исходить из ситуации, а не из того, что предписано функцией управления.
Использование достижений школы человеческих отношений и поведенческих наук в современном менеджменте:
• исследование поведения людей в организации;
• использование
в управлении методов, ориентированных
на особенности межличностных
• использование факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства;
• отношение к членам организации как к активным человеческим ресурсам.
Критика школы человеческих отношений и поведенческих наук:
• отсутствие строгих математических методов, конкретных расчетов, подтверждающих правильность данной теории;
• неприемлемость других методов в управлении, кроме применения науки о поведении и человеческих отношений.
1.2.6.
СУЩНОСТЬ СИСТЕМНОГО И
В отличие от подходов к управлению, ставящих во главу угла задачи, личность человека или администрирование (управленческую деятельность), для “синтетических” подходов характерен взгляд на управление как на многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, обладающее множеством связей с внутренним и внешним окружением организации. Основой для большинства этих учений является так называемый системный подход к организации, который рассматривает ее как многоплановое явление, связывающее в органичное целое цели, ресурсы и процессы, протекающие в организации и вне ее.
Принципиальные отличия системного подхода от “одномерных” учений:
• системный подход исходит из многомерности организации и управления ею;
• системный подход считает необходимым учет в управленческой деятельности влияния и взаимодействия множества факторов, находящихся как внутри, так и вне организации и оказывающих прямое и косвенное воздействие на ее функционирование;
• системный подход исходит из наличия так называемого системного эффекта, выражающегося в том, что целое всегда качественно отлично от простой суммы составляющих его частей. Теоретической базой системного подхода является общая
теория систем.
Теория систем впервые была применена в точных науках
и в технике. Применение теории систем в управлении в кон-
. С 60-х годов явилось важнейшим вкладом в теорию управления и во многом связано с именем одного из самых выдававшихся теоретиков современности в области управления, 1 Профессора Нью-йоркского университета Питера Друкера, ^Системный подход - это не набор каких-то руководств или |арг Чипов для менеджеров, это способ мышления по отношению к организации и управлению.
'Система - это
некоторая целостность,
• характеристики целого.
Все организации являются системами. Поскольку люди тоже являются компонентами организаций (социальные компоненты) наряду с техникой, все организации являются социотехническими системами.
Существуют два основных типа систем: открытые и закрытые-
. Закрытая система:
имеет жесткие фиксированные границы;
• ее действия относительно независимы от окружающей
": . среды.
• Открытая система:
• характеризуется
взаимодействием с внешней
• не является самообеспечивающейся, зависит от ресурсов поступающих извне;
• границы системы проницаемы, идет постоянный обмен с внешней средой;
• имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.
Крупные составляющие сложных систем, таких, как организация, называются подсистемами. В организации подсистемами могут быть цехи, отделы, уровни управления
Среди “синтетических” учений об управлении заметное место занимает ситуационный подход. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям .и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация.
Ситуация - это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.
Из-за того что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость “ситуационного мышления”. Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.
Согласно методологии
ситуационного подхода
• быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность;
• уметь предвидеть вероятные последствия - как положительные, так и отрицательные - от применения данной методики или концепции;
Информация о работе Менеджмент. Сущность становления. Функции и применение