Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 10:01, курсовая работа
Целью освоения курса “Менеджмент” является изучение основных концепций и подходов к управлению организацией, разработанных наукой и практикой как за рубежом, так и в нашей стране, формирование современного управленческого мировоззрения, мышления, умений и навыков по принятию и реализации управленческих решений.
• правильно интерпретировать ситуацию, определить, какие факторы являются наиболее важными;
• уметь увязывать конкретные управленческие приемы с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем.
2.ОРГАНИЗАЦИЙ КАК СИСТЕМА И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
2.1. ПОНЯТИЕ,
РОЛЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ
2.1.1. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ
Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны'все аспекты и проявления человеческой жизни, - экономика, наука, культура, образование, оборона и даже личная жизнь.
Организация - сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, организационная культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности.
Переход к эффективным формам организации и управления, построенным на научных принципах, стал главным условием успеха экономических реформ в России. Конкуренция продуктов и услуг стала, в сущности, конкуренцией организаций, используемых форм, методов и мастерства управления.
Организация представляет
собой сознательно
Организации представляют собой совокупность людей и групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе определенных правил и процедур, разделения труда и обязанностей.
Организации, в которых для достижения общих целей применяется совместный труд людей, являются социально-экономическими институтами со следующими общими чертами:
• целями, отражающими их предназначение и те виды продукции и услуг, которые они производят для удовлетворения потребностей общества;
• персоналом или работниками, обладающими квалификацией, знаниями и умениями, необходимыми для достижения поставленных целей;
• разделением
труда, осуществляемым в соответствии
с профессионально-
• коммуникациями, т.е. различными видами связей, необходимых в процессе выполнения совместной работы;
• формальными правилами поведения, процедурами и контролем, устанавливаемыми для того, чтобы организации функционировали как целостные образования;
• уровнями полномочий и ответственности, устанавливающими масштабы власти для разных должностей в организации. Организации функционируют в форме предприятий, фирм,
компаний, корпораций и т.д.
2.1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
В теории и практике менеджмента используются различные критерии, т.е. признаки, на основании которых производится классификация организаций.
Существуют разные подходы к выделению критериев, на основании которых можно группировать организации. Организации могут быть хозяйственными и общественными, коммерческими и некоммерческими, бюджетными и небюджетными, но чаще всего для классификации организаций используются критерии формы собственности и организационно-правовой формы.
По формам собственности организации могут быть: .
частными;
государственными;
муниципальными;
организациями со смешанной формой собственности.
По организационно-правовым формам организации ' объединяются в группы в соответствии с гражданским законодательством страны.
1 Гражданским
кодексом Российской Федерации
(часть 1, ''ст. 66-123) предусмотрены
организационно-правовые формы,
Некоммерческие организации:
• потребительские кооперативы;
• общественные и религиозные объединения;
фонды;
• учреждения;
Коммерческие организации:
хозяйственные товарищества:
1) полное товарищество;
2) товарищество на вере;
хозяйственные общества:
1) общество с ограниченной ответственностью;
2) общество с
дополнительной
3) акционерное общество открытого типа;
4) акционерное общество закрытого типа;
5) дочерние и зависимые общества;
производственные кооперативы;
государственные (муниципальные) унитарные предприятия.
2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА
2.2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ - ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА
Организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, образующих единое целое. Любая организация является открытой системой, поскольку взаимодействует с внешней средой. Она получает из внешней среды ресурсы в виде сырья, энергии,
капитала, рабочей силы, информации и т. д., которые становятся элементами ее внутренней среды. Часть полученных ресурсов с помощью определенных технологий перерабатывается, преобразуется в продукцию и услуги, которые передаются во внешнюю среду (рис. 2.1).
|
|
Внутренняя среда |
|
Внешняя сред а |
|
|
Ресурсы I |
|
—” |
|
|
|
|
Н среда Процесс |
|
Продукция |
|
|
|
переработки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом,
в любой организации
• получение ресурсов из внешней среды;
• производство продукта;
• передача произведенного продукта во внешнюю среду.
В процессе производства продукта образуется новая стоимость, т.е. происходит процесс добавления ценности к тому, что перерабатывается. Добавленная стоимость является источником жизнедеятельности и развития любой организации, ориентированной на прибыль.
Внешняя среда организации неопределенна и изменчива. Новые угрозы и новые возможности для организаций возникают, исчезают, приводят к появлению новых ситуаций. Этот процесс является перманентным, следовательно, организация как открытая система вынуждена приспосабливаться к быстро меняющейся внешней среде, постоянно реагировать на появление новых угроз и возможностей, быть адаптивной и гибкой, чтобы противостоять угрозам и суметь реализовать возможности. Такая самоадаптация напоминает регенерацию биологических систем. Свойство самоадаптации позволяет организации эффективно функционировать в меняющейся и неопределенной внешней среде в течение длительного времени.
2.2.2.ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
Внутренняя
среда организации формируется
в зависимости от ее миссии и целей,
которые, в свою очередь, во “том определяются
внешней средой. Внутреннюю среду
организации можно
цели организации;
структуру организации (как формальную, так и неформальную);
людей, работающих в организации;
используемые технологии как способы обработки сырья и получения конкретных продуктов;
задачи управления;
организационную культуру.
Все внутренние
процессы в организации
Организационная
культура пронизывает всю внутреннюю
сферу организации и является
интегрированной
Соотношение этих элементов определяет потенциал организации, ее сильные и слабые стороны, способность противостоять угрозам внешней среды.
В организации можно выделить следующие подсистемы:
социальную - совокупность людей, работающих в организации, со сложным комплексом отношений между ними;
основу этой подсистемы составляет работа с персоналом;
производственно-техническую - комплекс машин, оборудования, сырья, материалов и др., участвующих в процессе переработки входящих ресурсов в готовую продукцию;
информационную - совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих каналы и сети организации информацией для эффективных коммуникаций;
экономическую - совокупность экономических процессов, происходящих в организации, таких, как движение денежных средств, соотношение затрат и доходов и др.;
маркетинговую - включающую организацию изучения рынка, создания системы сбыта продукции, оптимального ценообразования и т.д.
2.2.3. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
Внешняя среда
оказывает разнообразное
Внешняя среда многочисленна и неоднородна по своему составу. Она включает большое количество компонентов, которые оказывают различное влияние на организацию. Внешняя среда рассматривается как набор реально существующих явлений и процессов, прямо или косвенно влияющих на деятельность организации. Соответственно можно выделить две составляющие внешней среды, по-разному влияющие на организацию:
• макроокружение (дальнее окружение); •
• непосредственное окружение (ближнее окружение).
То есть внешняя среда любой организации имеет как бы два кольца окружения: ближнее и дальнее.
Ближнее (непосредственное) окружение иначе называют деловой средой компании. Оно имеет свойство непосредственно влиять на деятельность организации, поэтому говорят, что оно состоит из факторов прямого воздействия на организацию. Также существует обратная связь между организацией и ее деловой средой, т.е. организация, в свою очередь, может влиять на свое непосредственное окружение.
К ближнему окружению относятся те элементы, отношения с которыми регламентируются двусторонними договорами, соглашениями или обязательствами по законодательству:
• клиенты, потребители - лица, пользующиеся услугами компании или покупающие у нее какую-либо продукцию; они могут быть прямыми, косвенными и потенциальными;
• поставщики и другие партнеры по бизнесу - участники какой-либо совместной с организацией деятельности, которая может реализовываться в форме договора на поставку материальных и природных ресурсов, аренды, партнерства, подряда, договора и других сделок;
• конкуренты - обязательный элемент рыночной экономики, могу быть добросовестными, агрессивными и выжидающими;
• финансово-кредитные учреждения и другие организации инфраструктуры - организации, обеспечивающие извне бесперебойную работу компании, непосредственно участвующие в ее финансовом цикле, и т.д.;
• контролирующие организации - государственные и муниципальные органы, осуществляющие надзор за деятельностью компании: налоговые, санитарные и другие инспекции; пенсионные, социальные и другие фонды; различные комиссии;
• внешние заинтересованные лица - лица, заинтересованные в процветании компании, исходя из своих личных или корпоративных интересов; юридические: крупные акционеры, материнские, дочерние и зависимые компании; физические: мелкие держатели ценных бумаг, члены семей работников компании и др.;
• общественность - партии, объединения, союзы, общества, формирующие общественное мнение, отношение в сознании населения к компании и ее продукции;
• законодательная база в соответствующей области деятельности - ГК РФ, законы, УК РФ.
Дальнее (косвенное) окружение организации иначе называют макроокружением. К нему относятся элементы, находящиеся вне сферы непосредственного влияния организации. Эти элементы, в свою очередь, оказывают косвенное влияние на организацию, в основном через факторы (элементы) непосредственного окружения.
Макроокружение организации можно разделить на следующие составляющие:
• экономическая составляющая;
Информация о работе Менеджмент. Сущность становления. Функции и применение