Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 12:30, курсовая работа
Основная цель существования любого бизнеса и создания любой фирмы – привести фирму к вершине Успеха, закрепить ее там и дать ей возможность смело смотреть в будущее, видя там новые перспективы ее развития. Сущность бизнеса состоит в постоянном совершенствовании самой фирмы, ее стратегии и тактики в борьбе за место на рынке, в стремлении к совершенству. Приумножение капитала, получение прибыли и развитие фирмы, надежда на будущее – вот те составляющие, без которых бизнес немыслим. Так же он немыслим без талантливых менеджеров, которые могут повести за собой людей и реализовать задуманное.
Применение данных показателей позволяет сформировать мотивацию к труду у работников ООО "Юникс". Кроме ценовых стимулов сформирована система других форм мотивации труда, которая включает в себя целый комплекс социально-экономических стимулов. Одной из важнейших составляющих корпоративной культуры является не только мотивация, но и повышение командного духа сотрудников. Фирма отправляет своих сотрудников на отдых, учебу, семинары, презентации.
На менеджере лежит обязанность контроля за выполнением принятых ранее решений, не только включенных в план, но и оперативных, текущих. Частично контроль осуществляется в ходе совещаний и визирования документов.
Основной тенденцией развития розничного рынка в 2010 г. стало снижение цен на ЖНВЛС путем введения механизма их государственного регулирования. По итогам 2010 г. прирост аптечных продаж к предыдущему году составил 11—13% в стоимостном выражении и 12—14% — в натуральном (рис. 4)5.
Рисунок 4 – Динамика и прогноз объема коммерческого розничного сектора российского фармрынка, 2008-2011гг.
Темпы роста розничного рынка в натуральном выражении, после «всплеска» в 2010 г., в последующем периоде замедлятся; по итогам 2011 г. прирост рынка в упаковках составит от -2% до 3%. Прирост рынка в стоимостном выражении, с учетом тенденции роста цен, в 2011 г. составит 14—16%.6
Учитывая, что расходы
на здравоохранение в 2011 г. увеличатся,
можно предположить, что в следующем
году сохранятся тенденции текущего
года: закупки дорогостоящих
Любая фирма функционирует, имея связи с рынком: поставляя на него изделия, услуги и обеспечивая покупателей соответствующей информации. С рынка фирма получает деньги и снова информацию – об объемах и темпах продажи, мнения покупателей, данные о товарах конкурентов и т.д. Таким образом, возникает замкнутая система, функционирующая как единое целое.
Микросреда:
- потребители
- конкуренты
- посредники
- рынок труда
Макросреда:
- социальные факторы
- технологические факторы
- экономические факторы
- политические факторы
Рисунок 5 – Среда функционирования
предприятия
Понятие анализа внешней среды складывается из двух составляющих:
Изучение экономического состояния позволяет понять действующие законы – темпы инфляции, соотношения валют, нормы налогообложения и их тенденции, уровень безработицы; и увидеть возможности использования природных и человеческих ресурсов.
Таблица 2.1
Группа факторов |
Фактор |
Проявление |
Возможные ответные меры предприятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Экономические |
1.1. Угроза высоких темпов инфляции |
Обесценивание накоплений предприятия |
Введение финансовых операций, сохраняющих покупательскую способность средств |
1.2. Спад производства |
Удорожание ресурсов |
Экономия ресурсов, повышение производительности, внедрение прогрессивных технологий | |
1.3. Рост безработицы |
Удешевление рабочей силы |
Формирование рациональной кадровой структуры | |
1.4. Установление высоких налоговых ставок |
Отток средств и сферы производства в бюджет |
Завышение себестоимости продукции | |
Сокращение платежеспособного спроса |
Изыскание путей минимизации налогов | ||
2. Правовые |
2.1. Принятие новых нормативных актов, в том числе имеющих обратную силу |
Необходимость изыскания финансовых ресурсов для покрытия вновь установленных отчислений |
Получение льгот по исчислению налогооблагаемых сумм и по налоговым ставкам |
2.2. Наличие законодательной
базы, регулирующей договорные |
Существование судебных прецедентов |
Наличие гарантии выполнения обязательств по заключенным договорам и возмещении убытков в случае невыполнения договорных обязательств | |
3. Политические |
3.1. Ориентация
на рыночное регулирование |
Возможность выбора
сферы хозяйственной |
Изыскание новых направлений деятельности |
Ослабление дисциплины платежей и поставок |
Страхование поставок, стимулирование партнеров | ||
3.2. Снижение стабильности в обществе |
Увеличение вероятности социальных потрясений |
Страхование от политических рисков | |
4. Социальные |
4.1. Рост мобильности населения |
Отток работников, в том числе с вредных и тяжелых производств |
Совершенствование системы стимулирования |
Автоматизация и механизация труда | |||
4.2. Снижение уровня образования |
Снижение трудовой дисциплины и возникновение конфликтов |
Создание службы
социально-психологической | |
Проблемы освоения новых технологий |
Поддержание уровня вложений на профессиональную подготовку кадров |
Анализ внешней среды позволяет выявить критические факторы и установить угрозы и возможности, которые ООО "Юникс" должна учитывать при достижении своих целей. Такой уровень анализа может строиться на основе так называемого SWOT-анализа: анализа сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз. Он применяется для анализа внешней среды организации с целью:
Таблица 2.2
Матрица SWOT-анализа ООО "Юникс"
Возможности: |
Угрозы: | |
Улучшение уровня жизни населения Появление новых аптек Снижение безработицы Снижение цен для отдельных категорий граждан Снижение налогов и пошлин Совершенствование менеджмента Уменьшение императивных норм законодательства Совершенствование технологии производства Предложения о сотрудничестве
со стороны отечественных Неудачное поведение конкурентов Изменение рекламных технологий Развитие информационной отрасли |
Изменение покупательских предпочтений Разорение и уход аптеки с рынка Снижение уровня жизни населения Рост темпов инфляции Ужесточение законодательства Изменение уровня цен Скачки курсов валют Усиление конкуренции Рост налогов и пошлин Национализация бизнеса Появление новых аптечных сетей на рынке | |
Сильные стороны: |
«Сила и возможности» |
«Сила и угрозы» |
Достоверный мониторинг рынка Привычное месторасположение для покупателей Широкий ассортимент препаратов и услуг Высокий уровень сервиса Высокая квалификация персонала Хорошая мотивация персонала Достаточная известность в данном районе |
- выход на новые рынки, увеличение ассортимента, добавление сопутствующих товаров и услуг позволит наличие финансовых средств; - достаточная известность будет способствовать выходу на новые рынки; - квалификация персонала, контроль качества, неудачное поведение конкурентов и развитие рекламных технологий дадут возможность успеть за ростом рынка; - четкая стратегия позволит использовать все возможности. |
- усиление конкуренции, политика государства, инфляция и рост налогов, изменение вкусов потребителей повлияют на проведение стратегии; - появление еще большего количества конкурентов вызовет дополнительные расходы финансовых ресурсов; - известность защитит от товаров-субститутов и добавит преимуществ в конкуренции; - достоверный мониторинг уловит изменения вкусов потребителей. |
Слабые стороны: |
«Слабость и возможность» |
«Слабость и угрозы» |
Недостатки в рекламной политике Средний уровень цен Не полная загруженность производственных мощностей Неучастие персонала в принятии управленческих решений Недостаточный контроль исполнения приказов и распоряжений |
- плохая рекламная
политика создаст затруднения
при выходе на новые рынки,
увеличении ассортимента - неучастие персонала в принятии решений и недостаточный контроль исполнения распоряжений при снижении безработицы может привести к саботажу; - снижение уровня цен,
размеров налогов и пошлин
при сохранении среднего |
- появление новых конкурентов, низкий уровень сервиса и средний уровень цен ухудшит конкурентную позицию; - неблагоприятная политика государства может привести к выходу из отрасли; - непродуманная рекламная
политика не удержит - неполная загруженность производственных мощностей при росте темпов инфляции и скачков в курсах валют может привести к банкротству компании. |
Проанализировав полученную матрицу SWOT – можно сделать выводы в отношении необходимых стратегий для того или иного поля, а именно поля СИВ (сила и возможности). В отношении этих позиций необходимо разработать стратегию по использованию сильных сторон ООО «Юникс», для того чтобы получить наибольшую отдачу от возможностей появившихся во внешней среде. Стратегия должна быть построена таким образом, чтобы при помощи потенциальных возможностей преодолеть слабые стороны.
Анализ внешней среды проводится в условно разделенных двух сферах: анализ факторов косвенного воздействия (макросреды) и анализ факторов прямого воздействия (микросреды).
Таблица 2.3
Анализ непосредственного окружения
Факторы внешней среды |
Содержание фактора |
Влияние на систему |
Факторы внешней среды прямого воздействия | ||
1. Потребители |
Жители района, нуждающиеся в обеспечении своего здоровья и красоты. |
Высокий ассортимент фармпродуктов; высокое качество услуг; хорошая репутация; выгодная ценовая политика, удобное расположение. |
2. Конкуренты |
- ФГУЗ «Аптека № 42»; - сеть аптек ООО «СИА»; - фарммаркет «Аптека № 100» из сети ГПКК «Губернские аптеки» |
Высокий ассортимент; большой спектр услуг; удобное расположение; опыт работы; обслуживания по льготным рецептам (в «Аптеке №100»). |
3. Поставщики |
- ГП «Фармация» - ООО «Республиканская аптечная база» -ЗАО "Аптека-Холдинг" - ООО «ЕнисейМед» и др. |
Низкий уровень цен; гарантия подлинности и высокого качества предоставляемых товаров; репутация надежного делового партнера. |
Развитие рынка труда в прогнозируемом периоде будет происходить в условиях сложившейся структуры трудовых ресурсов7:
И так, динамика основных показателей, характеризующих деятельность малого предпринимательства, свидетельствует о позитивных тенденциях его развития.
Для использования возможностей внешней среды и защиты от ее угроз организация опирается на свой потенциал, т.е. на внутреннюю среду.
Цель внутреннего анализа - выявить стратегическую ситуацию внутри предприятия, характеризующую текущее состояние бизнеса и использование разнообразных ресурсов. По сути, анализ внутренней среды предприятия мало отличается от принципов, используемых при анализе внешней среды.
Внутренняя среда организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразования ресурсов в продукцию. Это внутренние ситуационные факторы организации, которые группируясь определенным образом, образуют структуру, процессы деятельности и культуру организации.
Для полного анализа внутренней среды аптеки ООО "Юникс" необходимо исследовать следующий состав переменных:
Наиболее традиционный подход к стратегическому анализу внутренней среды как ресурсу организации — это уже упоминавшийся SWOT-подход, но только в части SW, т.е. с позиции сильных и слабых сторон организации.8
SNW - это аббревиатура трех английский слов, которые означают: S - сильная позиция (сторона), N - нейтральная позиция, W - слабая позиция (сторона). При SNW- подходе остаются все достоинства SW - подхода и четко фиксируется в качестве нейтральной позиции ситуационное среднерыночное состояние, то есть своеобразная нулевая точка конкуренции.
Изучая внутреннюю среду фирмы необходимо уделить особое внимание организационной культуре организации, т.е. наличию таких норм и правил, как, например, материальное вознаграждение, льготы при покупке собственной продукции, другие социальные гарантии.
Таблица 2.4
SNW-анализ внутренней среды ООО "Юникс"
Аспекты среды |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Маркетинг |
1. Преимущества на рынке продажи фармацевтических препаратов в уже известном для покупателей месте; 2. Проверенный менеджмент. |
1.Необходимость разработки 2. Узкая организация |
Производство |
1.Возможность расширения 2. Профессиональный контроль качества товаров. |
1.Устраревший формат аптеки "продажа через фармацевта"; 2. Малая сбытовая сеть |
Финансы |
1.Возможность кредита для 2.Разработка новой ценовой |
1. Инфляционное обесценивание 2. Растущая требовательность |
Кадры |
1. Своя база профессиональной подготовки. 2. Естественные ограничения |
1 Нехватка в аптеке специалистов
в области маркетинга и |
Управления |
1. Полная компетентность в ключевых вопросах; 2. Доверие руководства к линейному персоналу; 3. Умение избежать сильного |
1. Не доработанная стратегия развития предприятия |
Технологии |
1. превосходные технологические навыки. 2. Восприимчивость к новым разработкам. |
1. Отставание в области |