Менеджмент в России: особенности, проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Основные задачи поставленные при написании курсовой работы:
Рассмотреть понятие менеджмента в России, изучить историю его развития, а так же специфику методологии менеджмента в России.
Провести анализ системы управления персоналом на примере ООО «Вертикаль», а также описать технико-экономическую характеристику данного предприятия, организационную структуру, основные услуги и т.д;
Провести анализ кадрового потенциала ООО «Вертикаль» и управления развитием персонала;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В РФ 6
1.1. Менеджмент, его сущность и его разновидности 6
1.2. История развития менеджмента в России 8
1.3. Современные тенденции развития менеджмента в России 12
2. СПЕЦИФИКА МЕТОДОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ 15
2.1. Административные методы управления 15
2.2. Экономические методы управления 20
2.3. Социально-психологические методы управления 26
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 28
3.1. Общая характеристика предприятия ООО «Вертикаль» 28
3.2. Анализ системы управления ООО «Вертикаль» 31
3.3. Разработка предложений с целью повышения эффективности управления предприятием 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«Курский государственный технический университет»

 

 

Кафедра региональной экономики и менеджмента

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине:    Менеджмент

 

На тему: «Менеджмент в России: особенности, проблемы и перспектив

развития.»   

 

Специальность    «Антикризисное управление»

 

Автор работы _______    

                          Подпись, дата                                               Инициалы, фамилия

 

Группа     

Руководитель работы ______   

                                       Подпись, дата                             Инициалы, фамилия

  Работа защищена _____________

 

Оценка______________________

 

Председатель комиссии    ________   ______                    _____________

    Подпись   Дата (Инициалы, фамилия)

Члены комиссии    ________   ______                    _____________

Подпись                Дата                                        (Инициалы, фамилия)

 

                                   ________   ______                   _____________

Подпись Дата                                     (Инициалы, фамилия)

                                  _________   ______                  _____________

Подпись Дата                 (Инициалы, фамилия)

           

 

2009 
РЕФЕРАТ

 

Объем данной курсовой работы составляет 45 страниц.

В  данной курсовой работе рассматриваются  следующие темы и понятия:

Понятие и сущность менеджмента: менеджмент как вид деятельности; Управление как процесс; Управление - это менеджеры; История и этапы развития менеджмента в России. Современные тенденции развития менеджмента в России, переход к новейшим автоматизированным и информационным технологиям; Концепция копирования западной теории менеджмента. Концепция адаптации западной теории менеджмента. Концепция создания российской теории менеджмента. Специфика методологии управления в России: различные методы управления: административные, экономические, социальные и психологические. Характеристика предприятия ООО «Вертикаль»: вид деятельности, конкурентоспособность, место на рынке, организационная структура. Анализ системы управления на ООО «Вертикаль»: организационная система, управленческие типы, функции управленцев и нормы управления.

Разработка предложений с целью  повышения эффективности управления в ООО «Вертикаль».

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рыночная экономика  требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные  преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.

Развитие и совершенствование  предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления.

Система управления организацией является сложной системой, созданной для сбора, анализа и переработки информации с целью получения максимального конечного результата при определённых ограничениях. Данная курсовая работа является актуальной в силу своей современности, о чем свидетельствуют ниже написанное.

Чтобы эффективно управлять и использовать «человеческие ресурсы», необходимо знать механизм функционирования изучаемого процесса, всю систему факторов, вызывающих его изменение, а также средства воздействия на эти факторы.

Следовательно, можно говорить об определенном механизме функционирования системы управления персоналом и об использовании различных инструментов воздействия на работника, то есть об определенной технологии работы с кадрами.

В настоящей работе сделана  попытка анализа различных систем управления организациями, рассмотрен алгоритм её построения. На основе теоретических знаний проведён анализ структуры управления ООО «Вертикаль», сделаны предложения по улучшения структуры управления.

Основновная цель данной работы – показать особенности, проблемы, менеджмента в России, а так же перспективы его развития. На примере предприятия показать, что развитая система управления на предприятии является залогом его успеха.

При написании курсовой работы были использованы книги таких  авторов, как: Мескон М.Х., Альберт М., Семенова И.И., Попов А.В., Кунц Г.В., Герчикова И. Н., Румянцева З.П., Соломатин Н.А., Акбердин Р.З. , Виханский О. С., Наумов А. И., Гольдштейн Г.Я. , Рогожин С.В., Рогожина Т.В., Игнатьева А.В., Максимцов М.М., Мильнер Б.З., Литвинцева Н.А.

Объектом изучения в данной курсовой работе является общество с ограниченной ответственностью «Вертикаль».

Предметом изучения является менеджмент в России, его особенности, проблемы и перспективы его развития.

Основные задачи поставленные при написании курсовой работы:

Рассмотреть понятие  менеджмента в России, изучить  историю его развития, а так  же специфику методологии менеджмента  в России.

Провести анализ системы управления персоналом на примере  ООО «Вертикаль», а также описать  технико-экономическую характеристику данного предприятия, организационную структуру, основные услуги и т.д;

Провести анализ кадрового потенциала ООО «Вертикаль» и управления развитием персонала;

Разработать план организационно-технических мероприятий на ООО «Вертикаль»;

Написать выводы по проделанной работе.

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В РФ

1.1. Менеджмент, его сущность и его разновидности

 

 

При переходе российской экономики на рыночные механизмы  хозяйствования наряду с термином "управление" стал активно применяться термин "менеджмент", который используется как синоним управления предприятием.

Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата[6,с.51].

Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны: рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости гибкости и адаптации в поведении фирмы па рынке, что невозможно без: ориентации на человеческий фактор, высокого профессионализма, творчества менеджера[1,с.66].

Таким образом, менеджмент и управление в современной управленческой литературе рассматриваются как взаимозаменяемые понятия.

Менеджмент как вид  деятельности.

Любая деятельность требует  управления. Менеджмент - это особый вид деятельности, специфический  характер которой связан с выполнением управленческих действий - функций управления. Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: "Управлять - это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать"[11,с100].

В современной специальной литературе рассматривается множество функций менеджмента, например: прогнозирование, целепологание, планирование, организовывание деятельности, мотивирование персонала, контроль, учет и анализ. Методы и техники реализации специфических функций менеджмента лежат в основе профессиональной деятельности любого менеджера.

Управление как процесс.

Выполнение функций  менеджмента предполагает затраты  времени и ресурсов. Ограниченность ресурсов требует эффективного их распределения  и использования с учетом взаимозависимости и взаимосвязанности функций управления. Именно поэтому все проблемы управления рассматриваются через призму управленческих процессов, т. е. последовательности действий по преобразованию ресурсов в результаты. Некоторые примеры: процессы коммуникационные и принятия управленческих решений, производственные (технологические) процессы и процесс закупок, и множество других.

Управление - это менеджеры.

Менеджмент нередко  отождествляют с людьми (менеджерами), профессионально выполняющими управленческие функции. Как субъекты управления, менеджеры играют в организации ряд ролей, среди них:

  1. Роль принимающего решения. Менеджеры несут ответственность за такие области принятия решений, как выбор стратегии развития, распределения ресурсов, осуществление оперативной деятельности и т. п.;
  2. Информационная роль. Деятельность менеджера неразрывно связана со сбором и анализом информации для принятия управленческих решений. Современная ситуация характеризуется недостатком информации в условиях ее избытка. Именно поэтому способность менеджера использовать современные информационные технологии, средства коммуникации, а также четко формулировать и доводить информацию до исполнителей являются необходимым условием успеха;
  3. Межличностные роли. Менеджер формирует отношения внутри и вне организации. Он должен быть лидером, за идеями которого люди захотят идти. Каким бы грамотным специалистом менеджер не был, но "один в поле не воин". Именно поэтому менеджер должен обладать такими личностными характеристиками, как
  4. Высокое чувство долга и преданностью делу;
  5. Честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;
  6. Умение выражать свои мысли и убеждать;
  7. Уважительное отношение к персоналу;
  8. Способность восстанавливать свои физические и душевные силы и др.

В зависимости от позиции  менеджера в организации, характер реализуемых функций может быть различным, но каждый менеджер при этом принимает решения на основе собранной информации и руководит организацией выполнения принятого решения, взаимодействуя с персоналом.

Управление - это аппарат управления.

Аппаратный подход к  менеджменту фокусирует внимание на структуре и связях между звеньями и уровнями управления, на полномочиях  и ответственности работников, занимающих различные позиции (должности) в  аппарате.

1.2. История развития менеджмента в России

 

 

Управление в России развивалось с древних времен.

Активизация развития взглядов на управление в России отмечается с XVI в., когда шел бурный процесс  ликвидации феодальной раздробленности  и объединения рынков в единый национальный рынок. Причем вместе с усилением центральной власти развитие управления происходило прежде всего «сверху вниз». Этим Россия отличается от стран Европы и США, где оно шло «снизу вверх»[17,с.23].

Реформы Петра I затрагивали  многие направления общественной жизни  как на государственном уровне, так и на уровне хозяйственных организаций и были связаны со становлением крупной промышленности, развитием мелкого ремесленного производства, сельского хозяйства, финансовой системы, внешней и внутренней торговли.

Идеи совершенствования государственного управления высказывали в своих трудах в XVIII в. И.Т. Посошков, A.П. Волынский, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Д.А. Голицин, А.Н. Радищев и др. Их идеи отражали специфику развития России и подчеркивали решающую роль государства в руководстве хозяйственными процессами.

Заметный вклад в  истории России XVIII в. и в развитии ее экономики оставила Екатерина II. В целях совершенствования управления Россия была разделена на 50 губерний во главе с губернаторами, создано  «Учреждение для управления губерний Российской империи», а каждая губерния делилась на 10–12 уездов.

При Александре I для упорядочения звеньев управленческого аппарата были учреждены министерства. Александр II в 1861 г. начал осуществлять крестьянскую, а в 1864 г. – земскую и в 1870 г. – городскую реформы. Управление экономикой проявлялось в организации артелей, ссудо-сберегательных товариществ, кредитовании крестьянских хозяйств,' составлявших основу экономической жизни. В 1909 г. П. А. Столыпиным был выдвинут смелый проект реформ в области земского самоуправления, предполагавший возможность использовать различные системы выборов, ликвидировать сословную иерархию в государственном управлении в уездах, создать русские земства в Западном крае и др., однако они не были осуществлены.

В развитие науки и  практики управления в советский  период вложили свой вклад А.К. Гастев, А.И. Берг, В.М. Глушков, Л.А. Канторович, С.Р. Струмилин, B.C. Немчинов и другие. В целом методы управления на предприятии (микро уровень) предусматривали использование основных принципов менеджмента, разработанных за рубежом, но в условиях преобладания государственной собственности в России объективно требовалась единая система управления от рабочего места до народного хозяйства страны.

Информация о работе Менеджмент в России: особенности, проблемы и перспективы развития